Таймыр вошел в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошел бой с немецко-фашистскими захватчиками. Германия начала проявлять интерес к Северному морскому пути задолго до начала войны с Советским Союзом. Главнокомандующий Военно-морских сил Германии («Кригсмарине» — нем.) дважды докладывал Адольфу Гитлеру о возможности установления морского сообщения между нацистским рейхом и Японией через СМП. В 1940 году по полярной трассе прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет». Несмотря на видимость радушного приема, немецкие моряки и разведчики не получили достаточного количества достоверных данных о состоянии пути, а также о портах и военных объектах СМП. Маленькая поправочка- как раз наоборот..получили максимум информации о состоянии пути...ибо командир Комета был первоклассным навигатором и гидрографом.....
В течение двух лет германское руководство не возвращалось к этой теме. Лишь в мае 1942 года последовал приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Документ был готов к 1 июля. В нем немцы предусмотрели, что главным препятствием станет не советский Военно-морской флот, а климатические условия Заполярья. Поэтому решили сделать ставку на внезапность и на максимальное использование средств разведки, в том числе авиационной. Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по СМП как минимум до 1943 года. Еще одну цель подсказала союзник Германии — Япония. Из Токио поступила информация, что через Берингов пролив на запад по Севморпути прошел караван в 23 корабля, в числе которых значились и четыре ледокола. Такой арктический конвой действительно был. Он носил название ЭОН -18 (экспедиция особого назначения). В его составе на самом деле было два ледокола, шесть транспортных судов и боевые корабли Тихоокеанского флота — лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Их перегоняли на Северный флот. По расчетам нацистского командования, ЭОН-18 должен был подойти к проливу Вилькицкого в 20-х числах августа. Пролив Вилькицкого — между полуостровом Таймыр и Северной Землей — соединяет Карское море с морем Лаптевых Длина пролива около 130 км. Наименьшая ширина — 56 км Глубины — до 210 м. Плавучие льды встречаются в течение всего года. Назван по имени русского гидрографа Б. А. Вилькицкого
Итак..Шеер поперся в Карское море....в одиночку, ибо подводные лодки не в счет..... Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland — «Страна чудес» — и началась 8 августа. В этот день в Карское море перешла немецкая подводная лодка U 601, она должна была разведать советские морские коммуникации и ледовую обстановку. Спустя примерно неделю в район островов Белый — Диксон проследовала U 251. Еще две подлодки — U 209 и U 456 — действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил советской Беломорской военной флотилии (БВФ). Беломорская военная флотилия была сформирована в составе Северного флота в начале августа 1941 года с целью защиты коммуникаций в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике Тем не менее 15 августа немецкая подлодка U 601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию. К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U 601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В пути германский корабль ждали серьезные испытания — ледяные поля, преодолеть которые он не смог. Как выяснилось впоследствии, немцы считали, что в этом районе существует маршрут вдоль западного берега Новой Земли, вокруг мыса Желания в направлении пролива Вилькицкого. Сутки потребовались «Шееру», чтобы понять эту ошибку. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого. 21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 километрах от крейсера, к востоку от острова Мона, и двигались встречным, якобы юго-западным, курсом. Это были корабли 3-го арктического конвоя — восемь сухогрузов и два танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Однако «Шеер» упустил свой шанс — разведчик передал, что экспедиция идет на юго-восток, тогда как на самом деле суда двигались в восточном направлении. На крейсере решили дождаться караван в районе «Банки Ермака», но напрасно — ни 21, ни 22 августа советские суда там так и не появились. Капитан «Адмирала Шеера» заподозрил неладное и приказал продолжить путь на восток. Однако время было упущено — конвой успел удалиться на значительное расстояние. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 метров. Благодаря радиоперехвату немцам вскоре удалось установить координаты советского каравана, но его спас лед. 24 августа вблизи острова Русский ледокол «Шеер» попал в ледяной плен. «Мы не знали, что делать, кругом было белое поле, большие куски льда давили на крейсер, мы ждали, что он вот-вот треснет, как скорлупа», — вспоминал один из немецких моряков. Помогла кораблю только перемена ветра — капитан Меендсен-Болькен смог вывести его на рыхлый лед и даже продолжил преследование советского конвоя. Однако сколь либо значимой скорости достигнуть не получилось — иногда тяжелый корабль преодолевал за час всего два километра.
Загадка....или курьез....? Итак...караван Шеер упустил....( Слава Тебе....) И решил выполнить вторую часть операции, в частности...разбомбить к чертовой матери Диксон.... И вот что получилось.... Пока советские руководители выясняли, что делать с пиратствующим крейсером в Карском море, на Диксоне началось восстановление ранее демонтированных береговых батарей. Такой приказ отдал командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Георгий Степанов. Расформировали батареи еще в середине августа — за ненадобностью. Орудия планировалось перевезти на новую Новоземельскую военно-морскую базу (как следует из названия — на архипелаге Новая Земля). Пушки на Диксоне появились летом 1941 года — это были батареи 130-миллиметровых и 45-миллиметровых орудий. В каждой было по два орудия. К зиме 1941 года со складов Архангельска привезли две полевые гаубицы калибра 152 миллиметра, составившие батарею № 569. Усилению огневой мощи порта помогло и прибытие в Диксон сторожевого корабля «СКР-19», ранее носившего имя «Дежнев». Он имел на вооружении восемь пушек и пулеметы. Еще два орудия и четыре зенитки стояли на корабле Главного управления СМП «Революционер», который зашел в порт вечером 26 августа. Была и взрывчатка — более 200 тонн аммонала на борту невооруженного транспорта «Кара». Немцы даже на такие силы не рассчитывали — по их данным крейсеру должны были противостоять около полусотни бойцов войск НКВД. Чтобы нейтрализовать солдат, с «Адмирала Шеера» готовились высадить десант в 180 моряков. Для этого крейсеру надо было подойти к берегу на максимально близкое расстояние. Капитан Вильгельм Меендсен-Болькен планировал захватить и остров, и порт Диксон. На батареях Диксона между тем весь вечер 26 августа шла лихорадочная подготовка к возможному появлению кораблей противника. Выгружались снаряды, уже размещенные на бывшем «Дежневе», набирались орудийные команды — их формировали в том числе и из местных жителей. Были наскоро сколочены отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Женщин и детей эвакуировали в тундру. 27 августа в 1 час 5 минут часовой заметил темный силуэт германского корабля. «Адмирал Шеер» шел медленно, опасаясь подводных камней. Крейсер обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега, у входа в гавань. В это время в эфир ушло сообщение о появлении корабля противника, в порту объявили боевую тревогу. Ополченцы направили винтовки в сторону берега, откуда мог появиться морской десант. Навстречу немцам направился СКР-19. Моряки рассчитывали не допустить прорыва «Шеера» в бухту и в случае необходимости затопить свой корабль, перерезав крейсеру подходы к портовым сооружениям Диксона. В 1:37 на «Адмирале Шеере» заметили СКР-19 и «Революционер». На этот раз немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. Ответ не заставил себя ждать — заработали 76-миллиметровые пушки СКР-19. Кораблем руководил старший помощник капитана старший лейтенант Сергей Кротов. Под его командованием СКР-19, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко сторожевик уйти не смог — немцы в течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-миллиметровыми снарядами. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли шесть моряков, еще 21 получил ранение (один вскоре умер). В 01:46 сторожевой корабль сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте. Тем самым СКР-19 вышел из сражения. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли. Около 1:50 «Шеер» перенес огонь на «Революционера ». Пароход, несмотря на дымовую завесу, получил два прямых попадания. На палубе вспыхнул пожар, были разрушены каюты, штурманская и рулевые рубки. Судно так и не снялось с якоря, а значит, не могло уйти в спасительную Самолетную бухту. В этот момент заговорила береговая батарея № 569. «К немалому удивлению, внезапно открыла огонь береговая батарея 150-миллиметровых пушек. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться», — писал впоследствии капитан немецкого корабля. 152-миллиметровые орудия били достаточно точно — несмотря на большое расстояние и плохую видимость. Некоторые снаряды падали всего в полукилометре от немецкого крейсера.))) Если бы «Адмирал Шеер» двигался в направлении портовой гавани и дальше, артиллеристы имели бы шансы нанести противнику существенный урон. Тем более что место расположения батареи враг определить так и не смог. Взвесив все за и против, капитан Меендсен-Болькен приказал прекратить огонь и отойти назад, около двух часов ночи «Шеер» исчез за полуостровом Наковальня. Всего крейсер выпустил по советским судам 78 снарядов. На этом бой, однако, закончен не был. Сорвав злость на станции наблюдения за туманами (остров Большой Медвежий) и северном побережье острова Диксон, выпустив по ним более 300 снарядов, Меендсен-Болькен в 2 часа 31 минуту начал главную атаку. Обходя остров Новый Диксон, крейсер нанес удар 280-миллиметровыми орудиями по порту Диксон и радиоцентру. Врагу отвечали СКР-19 и батарея № 569. В 2:48 «Шеер» обстрелял жилой городок Диксона. Благодаря заранее проведенной эвакуации жертв удалось избежать. Выпустив еще около 80 снарядов, рейдер прекратил огонь. Немцы посчитали советскую базу в Карском море разгромленной. Мачты радиоцентра были уничтожены, горели хранилища дизельного топлива, электроподстанция, разрушены были и жилые дома. Посчитав задачу выполненной, тяжелый корабль ушел на северо-запад. Однако от десанта на «Шеере» отказались. Более того, немцам не удалось потопить ни одного судна, а СКР-19 и «Революционер» ремонтировались всего несколько дней. Через пару суток заработала и радиостанция Диксона. Такой вот финал интересный....Карманный линкор....вооруженный шестью 11 -дюймовыми пушками....и меющий неплохое бронирование...ретируется от батареи из двух 152-мм пушек, которые обслуживаются дилетантами ( чего морские артиллеристы не заметить ну просто не могли....) Это цитата .. (Остается отдать должное подвигу батареи № 569 старшего лейтенанта Н.М. Корнякова — она заставила немцев уважать себя, притом что команда орудий была плохо обучена, не было связи и даже необходимого дальномера. Фактически артиллеристы били по врагу вслепую. Но свою задачу они выполнили на 100 процентов — «Адмирал Шеер» вынужден был отказаться от выброски десанта, а Диксон был спасен от разрушения.) Как они стреляли по движущейся цели без дальномера...Наверное, расстояние бутылкой определяли....? ) В общем.....почему Шеер отступил....оказав тем самым оппонентам 3 Рейха колоссальную услугу.....так до сих пор и непонятно....
советские моряки и артиллеристы герои, без сомнений. немцы не имели подробных карт да и фарватер к берегу был неизвестен. а все важные документы уже были эвакуированы в тундру. высаживать десант не имело смысла.
Конечно, херои...Все херои....( А в наше текущее время-херои вдвойне...) Однако давай разберемся.... 1.Подходы были неизвестны...??? Так Шеер никуда и не спешил....Вероятность авианалетов...??? Думаю, была минимальной или вовсе отсутствовала....( по той причине, что его, Шеера, даже и не искали ) То есть- он мог спокойненько своими 150-мм орудиями подавить, что там с берега гукало....а потом- выслать катер, за два-три часа промерить фарватер....и подойти ближе... Насчет документов- вряд ли такая задача десанту ставилась...Да и потом- какие там секретные бумаги..?? Метеосводки..??? Скорбные листы местного лазарета..??? Ему важнее всего было уничтожить инфраструктуру ...и порт...Главное- порт..!!! А он- " испугался " полевых пушек....у которых за наводчиков стояли " конюхи да кочегары.." Вот это никакому объяснению логическому не поддается.....
Так...продолжаем разговор о Кригсмарине..... Ну, наверное, самыми интригующими событиями на море мы обязаны парням Деница и их жестянкам.....А также двум суперлинкорам...которые таки сподобилась создать промышленность Рейха... Итак...Бисмарк.... Корабль -легенда.... Как по мне...очень хорошо подает события автор этой статьи....
ставилась такая задача. да и группа десантников на борту была. верно, огонь батарей на был подавлен, да и сторожевик, севший на мель, вполне был способен потопить десантные баркасы. Интересно, что бронебойные снаряды прошивали сторожевик назквось и взрывались уже за сторожевиком. и другое верно. местоположение батареи немцами не было установлено. немцев интерисовали документы порта, невигациии, все что относилось к сев пути. а эти документы быи уже далеко в тундре. русских параход сибиряков предупредил. кстати отдельная героическая история. вообщем, оценив риски и предполагаемые приобретения, немцы ушли ни с чем.
Уйти ни с чем- это самое простое....Эта операция очень долго планировалась, и наверное, командование понимало, что следующая такая прогулка состоится нескоро.... Установить, где находится батарея- не проблема.... Недолет соединяешь прямой с еще большим недолетом- и на другом конце прямой будет этот " снарядометатель ".... Морские артиллеристы- наиболее квалифицированные из всей канонирной братии...и уж они то могли заметить...как высок профуровень их визави.... Тем паче, что в боекомплекте Шеера наверняка были и фугасные снаряды.....
неверно. вот цитата, правда на немецком. во время той же операции вундерланд, Адмирал Шеер расстрелял тонущих моряков с парахода Сибиряков .... Auf die im Wasser treibenden Menschen wurde von einer Barkasse der Admiral Scheer aus das Feuer eröffnet und sie wurden alle getötet – bis auf Pawel Wawilow, der sich zusammen mit dem Bordhund auf eine Insel des Belucha-Archipels retten konnte. да и еще цитат могу найти сотню.
??? а если батарея между выстрелами довернула орудия скажем влево, чтоб учесть движение цели? вы как то наверное неподумали, или вообще незнакомы с артиллерией.
Батарея эта (.....) вела огонь без дальномера....а значит,наводили просто в силуэт, а там как Бог даст... Если наблюдатель находится на судне, по которому ведет огонь эта батарея, то ему без разницы...." довернули " орудия там..или нет... Наоборот...это даст ему возможность точно определить месторасположение батареи..
гидра, как артиллерист артиллеристу. такой метод не работает. орудия батареи доворачивают и по вертикали и по горизонтали... провести линию между двумя залпами - попасть в никуда. не важно.. продолжим по теме
Вертикальная наводка ( угол возвышения ствола ) тут вообще не при чем.... Поскольку батарея стреляла БЕЗ дальномера..... А я говорил не про залпы....Я говорил, что по ближнему и дальнему недолетам можно приблизительно определить, где находится эта батарея... Но нужно ли было немцам в этом упражняться.....Морские бинокли и дальномеры ( тем паче от Цейса ) заслуженно считаются самыми лучшими из подобной оптики.... И не разглядеть с небольшого расстояния стреляющее орудие- просто невозможно... Возможно- при однои условии- батарея вела огонь с закрытой позиции.... Но тогда это вообще сюрная сценка....Расстояние до цели-неизвестно..Направление на цель- весьма условно.... Корректировщиком огня выступает Николай-Угодник....
невозможно, вообще. оставим, детский спор. появится тут хоть какой нибудь артиллерист будет смеятся.. ставим точку..
Ну вот...ТТД Бисмарка.....Это ,конечно, очень упрощенно....но все же... http://ship.bsu.by/ship.aspx?guid=100137
Имя этого человека неразрывно связано с наиболее успешными операциями Кригсмарине.... И тем не менее его карьеру можно считать неудавшейся.... И кто знает, если бы он...а не лидер эсминцев стоял во главе рейда Бисмарка..может, судьба последнего сложилась бы по другому.... "...Родился Вильгельм 30 сентября 1886 года. В 1906 году морским кадетом он поступил на флот, через три года стал офицером, служил на различных судах вплоть до новейших линкоров. В 1916 году Маршалля направили в школу подводников. Последние два года войны моряк командовал UC-74 и UB-105 и потопил несколько кораблей Антанты. 4 июля 1918 года его наградили орденом “Pour le Merite”. После войны Маршалль был начальником штаба морских операций, командовал линкором “Гессен” и “карманным линкором” “Адмирал Шеер”, а к началу Второй мировой войны - всеми “карманными линкорами”. 21 октября 1939 года вице-адмирал Маршалль сменил на посту командующего флотом адмирала Германа Бема. 21 ноября 1939 года он вывел в море “Шарнгорст” и “Гнейзенау”. Соединению следовало в районе между Исландией и Фарерскими островами изображать прорыв рейдеров в Атлантический океан, уничтожить английские морские силы, охранявшие Фарерско-Исландский рубеж, а также прикрыть возвращение после рейда в Атлантику “карманного линкора” “Дойчланд”. Операция прошла удачно. Корабли незаметно прошли в назначенный район. 23 ноября было потоплено британское вооруженное судно “Рэвэлпинди”, которое успело сообщить в эфир о появлении в море двух линкоров. Английское командование выслало все силы Флота Метрополии на перехват. Туда же шли и несколько французских кораблей. Зная об этом, Маршалль направился к северу, чтобы выйти из сферы деятельности неприятельской авиации, тем более что на горизонте был замечен подозрительный силуэт. Сутки корабли были в опасном положении, пока не получили сообщение о приближающейся буре. 26 ноября Маршалль вызвал метеоролога отряда, который составил прогноз погоды. В соответствии с ним соединение скрылось в зоне дождя у берегов Норвегии. Английский флот так и не обнаружил его. Как и запланировал Маршалль, ему удалось отвлечь противника и затем благополучно уйти от погони. Позднее стало известно, что цель рейда была достигнута: англичане стали включать в состав конвоев линкоры, распыляя силы. Однако Редер пришел в ярость, узнав, что 23 ноября Маршалль отказался от атаки замеченного корабля. Действия его были правильны, ибо ночью атаковывать неизвестный корабль, когда поблизости находились корабли британского Флота Метрополии, было рискованно. Сам Маршалль писал: “До сих пор еще никто не подвергал сомнению аксиому, гласящую, что крупные корабли ночью должны избегать любых контактов с миноносцами и разведывательными силами противника”. Кабинетный командующий Редер был недоволен, хотя сам незадолго до того запрещал подвергать крупные корабли какому-либо риску. Лично Маршаллю гросс-адмирал свое недовольство не высказывал, чтобы не дать возмжности защититься, однако делал так, что его высказывания доходили до командующего флотом. В ходе Норвежский операции, чтобы облегчить положение германских войск под Нарвиком, Редер приказал Маршаллю выйти с эскадрой и обстрелять британскую военно-морскую базу в Харстаде. Затем по указанию Гитлера он же приказал прикрыть с фланга продвижение отряда генерала Фойрштейна, направившегося из Тронхейма к северу, на выручку прорывавшейся нарвикской группировке. Когда адмирал попросил уточнить, какой из приказов выполнять, Редер заявил: “Оба”. Отряд Маршалля из линейных кораблей “Шарнгорст”, “Гнейзенау”, тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер”, 4 эсминцев и танкера “Дитмаршен” полным ходом направился к Нарвику. Он вышел в Северное море незаметно. На совещании командования, пока эсминцы пополняли запас горючего, Маршалль дал указания по прорыву в Вогс-фьорд и обстрелу Харстада. Однако, узнав от авиаразведки, что в Харстаде только одна канонерка, флагман отказался от атаки порта. Ночью 7 июня адмирал получил сообщение воздушной разведки, что из Нарвика вышли 3 британских конвоя, и пришел к выводу, что англичане покидают город. Он немедленно сообщил командованию о намерении атаковать в море такую заманчивую цель. Однако Редер и генерал-адмирал Заальвехтер, начальник группы “Запад”, не согласились и в 5 часов утра 8 июня предписали выполнить основную миссию - нанести удар по базе в Харстаде. Не отменен был приказ и о прикрытии фланга Фойрштейна. Тем не менее Маршалль с крупными кораблями направился на перехват конвоев. К этому времени с 4 по 8 июля англичане уже вывезли из Нарвика большинство войск. Германским кораблям достались последние суда. “Хиппер” потопил тральщик эскорта “Джунипер”, норвежский танкер “Ойл Пайонир” и пустой десантный транспорт “Орама”. Отправив крейсер и эсминцы для пополнения запасов горючего и прикрытия фланга Фойрштейна, Маршалль с остальными кораблями пошел к северу, где по данным радиоперехвата находились английские авианосцы “Арк Ройял”, “Глориус” и крейсер “Саутгемптон”. “ Шарнгорст” около 17 часов обнаружил “Глориус” и открыл огонь с расстояния 26 километров; вскоре к нему присоединился и “Гнейзенау”. Авианосец затонул через 2 часа. Ко дну пошли также эскортировавшие его эсминцы “Ардент” и “Акаста”, но последний успел выпустить 4 торпеды. Одна из них поразила “Шарнгорст”. Корабль получил значительные повреждения. Маршаллю пришлось прекратить разгром конвоя и идти в Тронхейм на ремонт. Он добился значительного успеха. Однако флагман не получил благодарности Редера, который считал, что главной обязанностью эскадры была все же атака Харстада. Из-за трений с командованием 18 июня Маршалль сказался больным и был сменен более послушным вице-адмиралом Г. Лютьенсом. Оскорбленный адмирал потребовал организации судебного расследования его деятельности и операции “Юно”, как называлась вылазка в Норвегию. Но гросс-адмирал не дал подчиненному возможности оправдаться. В конце августа 1940 года он вызвал Маршалля из отставки и назначил инспектором военно-морского обучения. С конца 1941 по май 1942 года адмирал выполнял особые поручения в группах “Юг” и “Восток”, но более не получил должности, соответствующей его рангу. Он оказался не у дел и вскоре ушел в полуотставку..."
К 1941 году Германия имела ДВА суперлинкора- Бисмарк и Тирпиц..... По своим ТТД ,помноженным на выучку экипажей...они могли считаться на тот момент самыми мощными боевыми кораблями... Кстати- Бисмарк и Тирпиц- систершипы....строились по одному проекту...и на воду спущены в 1939 году.... И вот....Адольфу Гитлеру приходит в голову мысль...проверить боеспособность своего супероружия....А Бисмарк и Тирпиц с полным правом могли считаться таковым.... Загадка Но....проверка эта осуществляется германским руководством и непосредственным исполнителем более чем странно.....