Единственный в Харькове храм XVII века,дошедший до наших дней и притом-в близком к первозданному виде. Освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Главный монастырский храм с 1729 года. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений Харькова. Имена основателей храма не установлены, но то, что се строили опытные мастера, владевшие знаниями народною зодчества Украины, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры, очевидно. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная "теплая" зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном "гульбищем", возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с восточной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с западной - такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 метров. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом. С 1729 года Покровская церковь стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 году на колокольне установили колокол весом 1,6 тонны. В 1799-1800 годах верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины - напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане. В 1820-1826 годах при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 году позолотили главки и кресты. В 1846 году кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-1856 годах ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872 1874 годах расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры. В начале 1920-х годов Свято-Покровский монастырь закрыли. В его зданиях разместили разные музеи и сторонние организации. Покровская церковь использовалась беспорядочно и разрушалась. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 1950-х годах. Она носила внешний косметический характер, но спасла храм от окончательной гибели. В 1960-х годах решили возродить храм в том виде, который он имел в XVII веке. Разобрали для этого части, достроенные в XIX веке: трапезную между церковью и колокольней и переходы в Архиерейский дом и Озерянскую церковь. Работы тянулись медленно, с перерывами, и завершены не были. В 1992 году комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви. Ей переданы в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на его территории здания - памятники архитектуры.
красиво ...однажды был в Харькове...проездом....хотелось бы снова увидеть этот город, но только в качестве туриста наверное...
Историки говорят, бюст поэта - вообще первый памятник, который появился в Харькове. Открытие его городские власти приурочили ко дню рождения поэта, который по старому стилю, отмечался 26-го мая. Столетие со дня рождения Пушкина отмечалось широко и с размахом. Не обошёл юбилейный бум и Харьков. В 1899 году улица Немецкая была переименована в Пушкинскую. Тогда же Городская дума решила установить в Харькове бюст Александра Сергеевича. Но появился памятник Пушкину в Харькове только пять лет спустя. В городской казне просто не хватило денег. Открытие памятника состоялось 26 мая 1904 года.На постаменте выгравировано: Александру Сергеевичу Пушкину Город Харьков Автор пушкинского бюста – скульптор Борис Эдуардс, архитектор неизвестен.Бронза; гранит. п.с. кстати этот памятник был взорван (неудачно) Николаем Михновским......печально
2 июня 1929 года Харьковский горсовет утвердил постановление о сооружении памятника. Основная идея памятника была сформулирована следующим образом: Шевченко – поэт-революционер, борец за национальное и социалистическое освобождение Украины, провозвестник новой коммунистической организации. Был объявлен конкурс, который потом объявляли еще пять раз – может быть, потому, что идея несколько не соответствовала действительности… Местом для памятника выбрали центр площади Тевелева (ныне пл.Конституции), рядом со зданием ВУЦИК. Процедура закладки, состоявшаяся в 1930 году, происходила очень торжественно – с речами, митингами и знаменами – вполне в духе того времени. После торжеств, как сообщали газеты, трудящиеся отправились в оперный театр выражать свою солидарность с властями в процессе над украинскими националистами, а скульпторы – в мастерские - творить. Через год в небольшом особняке на улице Дарвина были выставлены результаты творчества скульпторов. Более 100 проектов, принадлежавших студентам и профессионалам, провинциалам и столичным мэтрам, скульпторам СССР, Франции, Германии, Италии, Польши – осмотрело авторитетное жюри и 15 тысяч зрителей. Интерес к выставке, и без того огромный, подогревался прессой, но и посетители, и жюри после осмотра работ пребывали в некоторой растерянности, Их можно понять, ведь даже сегодня эти проекты ошеломляют своей, мягко говоря, несуразностью. Конкурс был закрытым, и об авторах мы можем судить только по названиям, впрочем, тоже достаточно красноречивых: «бригада», «4 – 5», «до воли», « вражою злою кровью». Работы западных скульпторов, выполненные в стиле конструктивизма, не содержали даже намека на фигуру. Это были шары и диски, пересекающие друг друга под разными углами. Исключение составили, пожалуй, только французы, представившие Тараса взбирающимся к господу богу в сопровождении двух ангелов с серпом и молотом в руках, и поляки, изобразившие его в одежде шляхтича с типично шляхетским жестом. Остается только порадоваться, что жюри не утвердило ни один из этих проектов. Конкурсный марафон продолжался. В начале 1933 года видные мастера, принявшие участие в финальном его этапе, очередной раз представили свои проекты. Мухина, Страхов, Чайков, Кричевский и Меркуллов, Бульдин, Дараган и Торубаров – лишь некоторые имена в этом титулованом перечне участников. Но ни один из 30 проектов, по мнению жюри, не отвечал условиям и задачам конкурса. Правда, четыре из них жюри предложило авторам доработать, в том числе – проект ленинградцев – скульптора Манизера и архитектора Лангбарда. Через три месяца они подают новый вариант, который был признан самым лучшим. Конкурс таким образом был наконец-то завершен, и Матвей Манизер приступил к работе над скульптурой. На этом, однако, приключения будущего памятника не закончились. Власти, четыре года подумав, решили перенести его с площади Тевелева в университетский сад, на то самое место, где в течении почти 30 лет спокойно стоял памятник основателю университета Каразину. Василия Назаровича в прямом смысле слова подвинули к университету, и на его месте в марте 1934 года повторно заложили памятник Тарасу Григорьевичу. В июне этого же года группа известных артистов театра «Березиль» выехала в Ленинград, чтобы позировать Матвею Манизеру, создававшему скульптурную галерею героев прошлого и нашего времени: Наталия Ужвий — Катерина Сусанна Коваль — молодая крестьянка Амвросий Бучма — повстанец времен Колиивщины и крестьянин с жерновами на плечах Иван Марьяненко — старый запорожский казак — связанный, но не покоренный Лесь Сердюк — молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками Ростислав Ивицкий — красноармеец. Вспоминая о работе над памятником, М. Г. Манизер писал: Шевченко трактован мною как поэт-революционер, демократ и бунтарь, энергичным жестом как бы ниспровергающий царское иго рабства и неволи. Фигура Шевченко гигантского размера: в три натуры (4,5 метра) — видна издали. Шестнадцать фигур, окружающие пьедестал, вдвое меньшего размера и рассматриваются, главным образом, на близком расстоянии… Разновременные, в большинстве своем сюжетно между собой не связанные, они располагаются на возрастающих уступах пьедестала и рассматриваются зрителем последовательно, оставаясь в то же время звеньями единой цепи. Работы по сооружению монумента были начаты 9 марта 1934 года, т.е. в день 120-летия от рождения Кобзаря. Архитектурную привязку монумента исполнил архитектор Й. Г. Лангбард (автор проектов нескольких государственных зданий в Белоруссии). Отливка скульптуры Т. Г. Шевченко и скульптурных групп памятника в металле была осуществлена в бронзолитейных мастерских в Ленинграде. Общий вес металлической части памятника 30 тонн. На изготовление памятника ушло 400 тонн лабрадорита, а для его строительства была специально проведена узкоколейка. В 1935 году работа по сооружению памятника, в которой принимало участие около 200 рабочих разных профессий, была завершена. Торжественное открытие монумента состоялось 24 марта 1935 года. До войны памятник Т.Г.Шевченко в Харькове считался самым большим бронзовым памятником в СССР и до сих пор – одним из лучших в мире.
Символ освобождения Харькова .Примерно с этого места,где он установлен, 23-го августа в 1943 году в город вошли советские войска. Открыт в 1981 году. Архитекторы А. А. Максименко, Е. А. Святченко, Э. Ю. Черкасов, скульпторы Я. И. Рык, И. П. Ястребов. Площадка возле солдата- одно из излюбленных мест встреч и отдыха.
Благодарю...обязательно воспользуюсь Вашей гостеприимностью...главное чтобы время и финансы играли не руку..
Памятник студентам,ушедшим на фронт в 1941г. Харьковский университет в годы Великой Отечественной войны сформировал студенческий батальон. Большинство воинов- студентов не вернулись в свои аудитории. Почти половина погибла на реке Рось под Белой Церковью. Идея поставить такой памятник появилась еще в начале 1980-х годов. На протяжении шести лет студенческие строительные отряды собирали для этого деньги. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие 16 творческих коллективов скульпторов и архитекторов из Харькова. Победили молодые художники Джаваншир Дадашев, Любовь Жуковская и Дмитрий Сова. Это случилось в 1982 году. Фигуры быстро отлили на Киевской скульптурной фабрике, перевезли в Харьков. Во дворе университета и пролежали скульптуры многие годы. На установку не находилось денег... Деньги появились только в 1999 году — их выделила облгосадминистрация, университет и спонсоры — бывшие студенты. Памятник открыт в октябре 1999 года. забавно, но я ......не знаю это место:o
да в принципе много и не надо главное что у меня магазин круглосуточный в соседнем доме, через дорогу пиццерия до 2-00 ночи, а на первом этаже аптека так что все в порядке
На окраине Харькова,на железнодорожном участке Харьков - Покотиловка 8 мая состоялось торжественное открытие мемориального комплекса военнопленным, убитым фашистами в 1943 году. На этом месте 14 февраля 1943 года фашисты, отступая под натиском советских войск, сожгли в зданиях железнодорожного переезда более 200 военнопленных. В 1970-е годы на месте их захоронения был воздвигнут обелиск. Теперь рядом с ним возведён мемориальный комплекс и благоустроена прилегающая территория.
Алексей Николаевич Бекетов (1862—1941) — известный русский и советский архитектор и художник-пейзажист, академик архитектуры с 1894г, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств с 1898г, доктор архитектуры с 1939г, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941). Автор более двадцати архитектурных шедевров, в основном в стиле русской классической архитектурной школы и модерн. Звание академика архитектуры получил в 1894 году за проект здания Общественной библиотеки на полтора миллиона томов в Харькове, с 1921 года носящей имя Короленко, крупнейшей библиотеки Восточной Украины. В значительной мере сформировал архитектурный облик города Харькова (более 40 зданий), особенно Нагорного района, улиц Пушкинской, Мироносицкого переулка (в наст.вр. ул.Совнаркомовская) и Садово-Куликовской (ул.Дарвина).А сегодняшнюю площадь Конституции (кстати, эту площадь каждые поколения знали по-разному: первоначально это была Николаевская, потом Тевелева, еще позже — Советской Украины) вообще невозможно представить без таланта Алексея Николаевича,7 зданий, выходящих на площадь, были спроектированы Бекетовым. Три харьковских здания входят в мировое достояние архитектуры ХIХ в — и их автор Бекетов. Около 60 зданий по его проектам также построены в Крыму (Симферополь, Алушта), Киеве, Ростове-на-Дону,Днепропетровске, Лубнах, Новочеркасске, Белгороде, Баку, Донецке и городах Донбасса (Горловке, Макеевке и других). Памятник А.Н.Бекетову открыт 22 августа 2007 года на ул.Сумской перед зданием Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры. Автором памятника является известный харьковский скульптор Сейфаддин Гурбанов. Памятник сооружен за счет добровольных взносов трудящихся Харькова, а также спонсорских средств различных организаций и учреждений города.
Памятник Леонарду Гиршману профессор медицины, глазной хирург XIX — начала XX века, основатель Глазной клиники Харьковского университета. Его именем названа Городская офтальмологическая клиника в Харькове. Интересен тот факт, что имя было присвоено ещё при жизни Гиршмана. В Харькове его именем названа улица Гиршмана, которая находится в центре города и соединяет улицы Сумскую и Пушкинскую[1]. 15 октября 2009 года в Харькове был открыт памятник Леонарду Гиршману. Памятник изготовлен из гранита и бронзы. На постаменте установлены врач и слепая девочка. Памятник установили в сквере возле глазной клиники. На открытии присутствовала правнучка Гиршмана — Виктория Гиршман
Алексей Кириллович Алчевский (1835 -1901) - предприниматель, промышленник, меценат,патриот, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы. Алексея АЛЧЕВСКОГО сравнивают с российским промышленником Саввой МОРОЗОВЫМ, прославившимся разумной благотворительностью. В период «банковской лихорадки» конца 1860-х — начала 1870-х годах становится инициатором создания Харьковского общества взаимного кредита (1866), затем основывает Харьковский Торговый банк (1868), ставший третьим в России учреждением акционерного коммерческого кредита после Петербургского Частного и Московского Купеческого банков. В 1871 году инициирует создание первого в стране акционерного ипотечного банка — Харьковского Земельного, открытого с капиталом 1 млн руб., правление которого возглавлял до своей смерти в 1901 году. В 1895году А. К. Алчевский инициировал строительство металлургических заводов Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО, основной капитал 8 млн руб.) возле станции Юрьевка (ныне Алчевск, ОАО «Алчевский металлургический комбинат») и общества «Русский Провиданс» в Мариуполе (ныне ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича»). Председатель Харьковского биржевого комитета. Личное состояние к 1900 году — до 30 млн руб. В обстановке экономического кризиса 1899—1902 годов, получив отказ в помощи от министерства финансов, 7 мая 1901 года покончил с собой под поездом на Царскосельском вокзале Петербурга (по другой версии — был убит, против версии самоубийства говорит также то, что Алексей Кириллович был похоронен внутри ограды кладбища). Смерть Алчевского послужила началом т. н. «харьковского краха» — пика экономического кризиса в начале 1900-х годов. В честь А. К. Алчевского назван город Алчевск — по ходатайству российских промышленников, 1903 год. Заслуги Алчевского в развитии металлургической промышленности страны трудно переоценить. В 27 раз(!) увеличилось производство железа и стали в Украине с 1885-го по 1900 год. Только пять заводов Донбасса, в том числе и ДЮМО, выплавляли 25 % всего чугуна империи. В 2005 году Национальный банк Украины выпустил монету из серии «Видатні особистості України», которая посвящена Алексею Алчевскому. Монета приурочена к 170-летию со дня рождения известного промышленника и предпринимателя. Памятник А. К. Алчевскому установлен в 2004 году (дар города Алчевска).
Памятник открыт в 1999 году рядом с главным корпусом Национальной юридической академии. Скульпторы А. Демченко, А. Шаулис; архитекторы А. Антропов, В. Лившиц. Идея почтить автора первого писаного закона Киевской Руси "Русская правда", увидевшего свет более тысячи лет назад, принадлежала преподавателям и студентам Национальной юридической академии, которая носит его имя. Они же инициировали сбор средств на сооружение памятника. Содействие в этом оказали также городские власти и спонсоры. На левой стороне пьедестала сделана надпись: "Первому законодателю Киевской Руси", на правой - цитата из "Русской правды": "По сей грамоте живите. Как написал вам - так и живите".