Воспользовавшись советом известного литературного героя Козьмы Пруткова, обратим свое внимание на корень слова "Харьков". Отбросим характерный для русского языка мягкий знак (допустим, возьмем корень из украинского наименования ХАРКІВ) и зарядим его в поисковик... А корень то оказывается ираноязычный (персидский)! Первым на память приходит название острова в Персидском заливе с нефтеналивными терминалами, самый известный в Багдаде колледж так же называется аль-Харк. Но самое интересное значение этого слова нас ожидает на сайтах, посвященных истории Хазарского каганата - первого государства, образованного на территории Восточной Европы, гораздо раньше, чем была создана Киевская Русь. По материалам археологических находок юго-восточный рубеж восточнославянского мира фиксирует городища в нижнем течении р. Уды и по правому берегу Сев. Донца: Карачевка, Хорошево, Водяное, Мохнач, Коробовы Хутора. Северо-западная защитная линия Хазарского каганата отмечена сооружениями салтово-маяцкой культуры: Архангельское, Волчанск, Верхний Салтов, Старый Салтов, Кабаново, Коробовы Хутора, Сухая Гомольша, Мохнач, Вербовское. Расстояние между двумя группами памятников составляет 12 – 40 км, что и представляет собой так называемую нейтральную зону. Если граница нейтральной зоны южнее впадения р. Харьков в р. Уды не имеет географической привязки, то западная граница четко определена рекой Харьков. Все, кто жил западнее реки, облагались данью – харком или харковью по "беле и веверице от дома" (т.е. по шелягу, серебряному дихрему, и белке со двора). Трудно оценить тяжесть этой дани, но можно однозначно сказать, что приход хазар стабилизировал обстановку на границе со степью, что позволило процветать и расселяться земледельческим общинам, избавив их от "степного беспредела" кочевников, и привело к взаимному проникновению культур. Мирная жизнь закончилась в конце 80-х начале 90-х годов IX века, когда печенеги, прорвав Хазарские заставы на Волге, пришли в южнорусские степи, уничтожив остатки хазарских и славянские поселения на границе со степью. Но название реки, изменяясь со временем, осталось возможно в несохранившихся до нашего времени документах Киевской Руси, появившись в самом раннем из дошедших до нас документов "Книге Большого чертежу" 1627 года: "… А выше Донецкого городища, с правой стороны впадала в реку Уды река Харькова, от городища с версту, а в Харькову впала река Лопина". Видимая географическая «граница» в виде высокого, труднодоступного в далеком прошлом, правого берега реки Харьков (высота около 70 метров). Панорама из района «песков», метро «Героев Труда».
Городской мемориал. слева от здания - тот самый Бурсацкий спуск. Пантелеймоновская церковь. На ее территории есть родник. В оккупацию Харькова Людмила Гурченко ходила сюда за водой. Улица перед церковью, тогда была усеяна голыми трупами, их уже некому было убирать. памятник Т. Шевченко. Центр города.
Госпром. Тут размещалось первое правительство Украины. Вид на реку Лопань. По-моему здание бывшей товарной биржи
Мрачноватое здание по центру - ДК Железнодорожников. Прямо по центру - Благовещенский собор. Примечателен тем, что здесь в период первой оккупации отслужили молебен во здравие Гитлера. Что поделаешь, недовольных сталинским режимом было очень много... Слева - Покровский собор. Примечателен чешским органом, который пытались вывезти те же немцы. Наша знаменитость - Национальный университет им. Каразина. В нем Николай Михновский впервые напечатал брошюру "Самостійна Україна". Негативным моментом биографии которого явлется неудавшийся взрыв памятника Пушкину. Знаменит так же свои высоким образовательным уровнем.
Центральный Дворец бракосочетания Армянский переулок. Вид на "башню" в стиле постмодернизма. Слева, от башни Мэрия.
Элементы архитектуры... Это еще одна знаменитость - Журавлевский гидропарк, в котором в выходные отдыхают до 70тыс харьковчан... фото старое. Теперь там кафе, классный пляж, парковка, сауна. Реконструкция Покровского собора. Городская филармония
ХАРЬКОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Харьковский Покровский монастырь, бывший училищный, ныне архиерейской кафедры, основан в 1726 г. преосвященным Епифанием, епископом Белогородским. Он расположен на берегу Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с друго*го берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань на случай осады Харькова татарами. До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор Харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и коллегиум находился в стенах монастыря. С открытием архиерейской кафедры в Харькове он назначен для пребывания в нем харьковского преосвященного с монашествующими, необходимыми для дома его. Монастырский Покровский храм назывался соборным кафедральным, пока в 1846 г. городской Успенский собор не переименован в кафедральный собор. По бумагам видно, что и тогда, как Покровский монастырь давал помещение наставникам коллегиума и имел на своем попечении всю экономию коллегиума, в нем было много братии иноческой. По ведомости 1751 г. видим здесь 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Попечение об экономии коллегиума было делом нелегким для монастыря. Вначале средства монастыря были довольно ограничены. Собирание 20-й доли дохода с монастырей и 30 -й доли с приходских церквей на коллегиум встречало разные затруднения, а весь этот сбор не простирался выше 1000 р. Начальнику коллегиума и Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни — Озерянская, Аркадиевская, Чугуевская и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания экономии коллегиума. Пустыни получали доход только с земли и хозяйственных заведений, и, следовательно, для приобретения сих доходов надлежало иметь много уменья, терпеливости и людей способных. Точно так управление экономиею имений самого Покровского монастыря, впоследствии увеличившихся, соединялось с множеством забот: заводили сады, скот, хлебопашество, винные заводы. С одной стороны, надлежало за всем этим смотреть зорко и иметь людей, знающих сельское хозяйство; с другой стороны, открывались сно*шения и переписки с разными светскими лицами. Оттого настоятель монастыря должен был иметь значительную канцелярию и много помощников, которых не совсем легко выбирать. В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь трех Святителей, конечно, с тою мыслью, дабы великие Святители, столько известные высоким просвещением, были покровителями духовного училища. В 1846 г. возобновлен иконостас, и храм освящен в честь креста Господня. Пред царскими вратами стоит здесь Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и дву*мя женами. Здесь в каждую среду читается акафист Страстям Господним, так же как в Покровской церкви в каждую пятницу читается акафист Покрову Богоматери. Здесь же находится драгоценная святыня, напрестольный крест с мощами св. печерских угодников, присланный высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Киевским, к освящению храма в честь Страстей Господних. Во время чтения акафиста Страстям Господним крест сей полагается на аналогии среди храма. В кре*сте находятся св. мощи, между прочим, пр. Иллариона, пр. Ефрема, пр. Феофила, пр. Лаврентия. Мощи сих преподобных были открытыми во время Кальнофойского, т. е. около 1630 г., но ныне они не видны в закрытых пещерах. Это дает видеть, что сей крест устроен не позже 1630 г.
Успенский собор Успенский собор - одно из самых высоких зданий Харькова 1658 - Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века и преобразованной впоследствии в собор 1685 - 1687 - каменный Успенский собор 1771 - Успенский собор, заложено новое здание 1783 - окончание строительства нового здания 1821 - 1833, 1837 - 1844 - возведение колокольни Успенского собора 1917 - экспроприация здания, начало периода использования для различных нужд и последовавших значительных разрушений 1973 - начало реставрационных работ 1986 - открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки
Благовещенский собор 1655 - Первый храм во имя Благовещения Божией Матери, деревянный 1789 - заложен каменный храм 1793 - освящение второго каменного храма 1836 - 1838 - расширение храма за счёт двух приделов 1888 - заложено третье, новейшее здание ХХ век - Благовещенский храм становится городским кафедральным собором
Спасибо! Шевченко входит в 7 достопримечательностей Харькова. Конечно. Второй такой орган есть в Будапеште. По количеству регистров.
Центральная синагога 1913 - построено здание синагоги 1920 - здание синагоги конфискуется и в течение 70 лет используется харьковским спортивным комитетом 1990 - возврат центральной синагоги во владение Харьковскому Еврейскому обществу 1997 - пожар в синагоге 1999 - передача помещений синагоги управлению градостроительства и архитектуры Харьковской облгосадминстрации. Прецедент в независимой Украине: впервые религиозную общину выселяют из культового здания и передают его светской организации. Начата реконструкция синагоги.