Теология\философия

Тема у розділі 'Філософія та мораль', створена користувачем kahilot, 26 гру 2009.

  1. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Правильно, не отвечать по сути, но наклкивать ярлыки. Это красиво, браво!
     
  2. Князь

    Князь Капитан Белый Снег

    ну, этим мы все грешим периодически, Тихон Петрович)
     
  3. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Вы это на кого намекиваете?:ireful:
    Но вместо ответа на вопрос: "ты Фома не верущий". И усе. Это даже для нас немного слишком)))
     
  4. Князь

    Князь Капитан Белый Снег

    А я не намёкиваю ;)
     
  5. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    все равно, мы не так откровенно это делаем)))
     
  6. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Простите, Христа ради!:pardon: Я, в силу своей недалекости, не смог увидеть четко сформулированный вопрос:scratch_one-s_head:. Почему-то вспомнил из Ильфа и Петрова: "Ну, нет, дорогие батюшки, наши требы поважней! ... сказал Остап, вызывая врагов на диспут. – Бога нет! ... Это медицинский факт"... Готов к серьезному диалогу.
     
  7. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Спрыг не защитан. Из диалога вполне понятно в чем именно заключался вопрос.
     
  8. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    :))Да соскочить не реально! И Kozopas ответит за базар...:)) Итак:
    Какими же внутренними факторами обуславливается появление веры в Бога у человека, начало религии у него? Первое условие - это искреннее искание истины, смысла жизни. Ибо ищущий свидетельствует тем самым, что он жив духовно. Напротив, духовно умерший не ищет и, естественно, не находит. Господь потому и не позволил ученику "прежде пойти и похоронить отца" своего, сказав: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Лк. 9, 59-60), - чтобы и ученик не умер духовно среди мертвецов. Заповедь Христа Спасителя: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7, 7-8), - всегда остается первым и необходимым условием на пути к Богу.
    И ещё... Я уже Вам писал об этом, но повторю:
    Что предлагает атеизм? Во-первых, с одной стороны, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. С другой стороны, сама бесконечность, вширь и вглубь, познаваемого мира однозначно говорит, что это и никогда невозможно будет доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить или не верить, но не знать. Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: "Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?" А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога - путь религиозный. Иного способа просто не существует.
    Таким образом, и религия и атеизм вместе, в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией. :pardon:
     
  9. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    У меня риторический вопрос. Почему большинство участников дискуссии воспринимает Бога как мента (в лучшем случае как юриста)о_О? Господа, мы так дойдем до обсуждения вопроса: "Чёрт - существо парнокопытное или непарнокопытное?" :rolleyes: Конечно, позвольте застыть в глубоком пардоне, но вот как-то так что-то...:o
    И главное: Бог есть Любовь. А Любовь выше справедливости. Милость превозносится над судом.
     
  10. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

     
  11. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Раз он любовь, то почему так пристрастен? Почему свою любовь гарантировал только одному народу, заключив с ним завет? Почему обещал, что собственность прочих народов станет собственностью избранного? Почему приказал молодым еврейкам взять в долг как можно больше золотых украшений у египетских подруг перед исходм и не возвратив их, уйти в Землю обетованную. Странная любовь. А если вспомнить совет Яхве расправится с ханаанами, убив их всех и детей их и жен их и стариков их и скот их. Это любовь?
    Зачем он сначала развел бардак в Содоме и Гоморре а потом их уничтожил? А войны "за веру", унесшие десятки миллионов жизней - это как?
    Любо-о-о-вь, панимашь...
     
  12. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Вы не понимаете разницу между Новым и Ветхим Заветами. Простите, конечно, но с Новым Заветом Вы не очень знакомы. Кто Вам сказал, что Бог справедлив? Справедливость не прощает. Это может только Любовь. Я не буду приводить цитаты из Евангелия, его надо вдумчиво прочитать хотя бы раз. "Давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их пробовал" (Великий Жванецкий). Бог беспристрастен. Я не перевозбужденный сектант, которого ломают в полёте аргументами а-ля "что-то у Бога менеджмент слабоват, и юротдел Его - сплошное динамо".
    Кстати, есть позабавней аргументы, хотя с моей стороны это будет выглядеть как интеллектуальный мазохизм.:)) Например:
    1. Бог - Творец всего, а значит и времени. Т.е. всё, что будет, уже произошло, но для нас неведомо, в силу нашего восприятия времени. Таким образом любой мой поступок в будущем уже создан Богом. Как же я могу нести ответственность за свои(?) поступки? Если же я сам принимаю решение (обладаю свободой воли), то как Бога называют всесильным?
    2. А почему, собственно, должна существовать первопричина? Где аналогии в природе? (Возражение Бертрана Рассела в споре с каким-то кардиналом. Кстати, его книга "Почему я не христианин" просто блестящая. Да и Эмпедокл о том же лялякал:)).

    :) А от попробуйте переубедить меня?
    P.S. Огромные надежды на Ваше чувство юмора:)
     
  13. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

     
  14. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Увы, в православном понимании это не так. Телега и лошадь в Вашем понимании не на своих местах.
    :)) Ну как же! Вы не оценили мою партизанскую выходку?о_О Я Вам аргументик подкинул, практически снаряды подношу! :)) Не боитесь потерять оппонента?:))
     
  15. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

     
  16. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    И врага тоже (я серьезно!) И ещё, первоначально люди имели веру в единого Бога (монотеизм). Иные религиозные формы появились позднее в результате деградации религиозного сознания человека. Этому были свои причины. Здесь назовем лишь некоторые. Библия в качестве основного фактора, обусловившего почти полное исчезновение в мире монотеизма и появление различных примитивных и уродливых религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Апостол Павел, например, в послании к Римлянам писал по этому поводу: "Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - (потому) и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца" (Рим. 1, 21-25).
    Этими словами вскрывается психологическая основа и последовательность той духовной деградации, которая происходит с человеком и народом при развитии в нем "душевного" (1 Кор. 2, 14), "ветхого" (Еф. 4, 22), т.е. языческого начала и подавления образа Божия. В данном случае Апостол' пишет лишь об одном из видов язычества, наиболее распространенном в Римской империи. Но причины, указанные им: гордость и неблагоговение к Богу ("не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили"), неверие, сосредоточение всех сил на целях только земной, временной жизни ("осуетились в умствованиях своих"), нравственная нечистота, распущенность ("в похотях сердец их") (ср.: Лк. 4, 1-13; Ин. 2, 15) привели к возникновению и других многочисленных видов язычества.
    Ту же самую, нравственную, причину называют и древние небиблейские авторы. В качестве одной из иллюстраций приведем красноречивое высказывание Цицерона. "Многие, - пишет он, - о богах думают неправо, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все, однако же, убеждены в том, что есть сила и природа божественная" (Цицерон. "О природе богов". Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.).
    Известны и другие причины, обусловившие деградацию первоначального монотеизма и возникновение новых религиозных форм. При вере в Бога восприятие окружающей природы (особенно солнца, луны, звезд, неба и т.д.), как проявлений Самого Бога, легко приводило древнего человека не только к одухотворению различных ее явлений, но и к олицетворению и обоготворению их, религиозному к ним отношению и, таким образом, возникновению соответствующих культов.
    Среди причин следует назвать и такие: расселение народов по планете и постепенное затемнение и утрата ими изначального ведения Бога; метафоричность древних языков, использовавших явления природы, животных, птиц и т.д. для выражения свойств Бога и Его действий, благодаря чему стали обоготворяться сами эта явления, различные живые существа, стихии; грубый антропоморфизм мышления, который все, в том числе и Самого Бога, представлял в человекообразном виде; наконец, вечный спутник и враг человека - невежество, легко принимающее ложные идеи и безнравственные обычаи за добро и правду.
    Многообразие религий объясняется и тем известным психологическим фактом, что, практически, любое явление, как мира внешнего, так тем более внутреннего, духовного, различно воспринимается и объясняется разными людьми. При этом различие в понимании многократно увеличивается при несовпадении объемов информации. Это особенно ярко проявляется в религии, поскольку главнейшим положением ее учения является Бог, в зависимости от понимания Которого существенно меняется и все ее содержание. Но Бог - это не внешний объект, подобный прочим, а вездесущий и "внутрь" человека пребывающий разумный Дух-Любовь, как говорит о Нем христианское Откровение (Лк. 17, 21), и восприятие Его обусловлено, в первую очередь, степенью духовной чистоты человека. Библия об этом говорит достаточно определенно: "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды" (Прем. 1, 4-5). "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8).
    Очевидно поэтому, что в зависимости от степени праведности (или развращенности) человека, племени, общества ощущение Бога трансформируется в сознании в весьма неоднозначные о Нем представления: один Бог, или два, много; добрый, справедливый или мстительный, лукавый; прелагающий гнев на милость, в силу приносимых Ему жертв, или отрешенный от всего и всех нужд человеческих; бесстрастный или обладающий всеми пороками человеческими. Соответственно формировались и нравственные требования, культ, обычаи. Каждый народ приобретал как бы своего Бога, и таким образом возникали разные "естественные" (языческие) религии.
    Другая категория религий, к которой, в частности, относятся ветхозаветная библейская религия и христианство, - религии Откровения. Они - монотеистические, и источником своего учения имеют особое Откровение Бога, записанное в Священных книгах. Принципиальная особенность этих религий заключается в том, что их основополагающие истины являются не следствием человеческих мечтаний и фантазий или философских умозаключений, проецирующих отдельные свойства человека или природы на идею Бога, но актами прямого Откровения Самого Бога, хотя и применительно к возможностям человеческого восприятия (т.н. антропоморфизмы), что особенно заметно на характере Ветхозаветного Откровения.
    Ветхозаветное Откровение, особенно в своих нравственных и обрядовых предписаниях, было этнически ограниченным. Оно было дано на языке и в формах, соответствующих психологии еврейского народа, с учетом его духовных, моральных, интеллектуальных, эстетических возможностей. Иисус Христос объяснил, почему Израилю был дан несовершенный закон, когда отвечал фарисеям на вопрос: позволительно ли разводиться мужу с женой. Иисус сказал им в ответ: "По жестокосердию вашему он (Моисей) написал вам эту заповедь; в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их... Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мк. 10; 2,5,6,9). По этой же причине Иисус Христос решительно изменил ветхозаветный принцип отношений между людьми, действующий по закону нации, веры и пола, и поставил во главу угла любовь к каждому человеку (см. Мф. 5, 20-48), объявив его всегда ближним для христианина (Лк. 10, 29-37).
    Специфика Новозаветного Откровения заключается в том, что оно не ориентировано на какой-либо отдельный народ, но имеет универсальный характер и основные его истины не имеют прецедентов в истории человеческой мысли. Апостол Павел писал: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Действительно, с точки зрения т.н. здравого рассудка, и иудеям, ожидавшим Христа в качестве своего властителя мира, и язычникам, жаждущим императора, дающего вдоволь "хлеба и зрелищ", было безумно, нелепо, психологически невозможно представить себе Спасителем бездомного, униженного, оплеванного, распятого, как злостного преступника, Иисуса из Назарета.
    Тот же логически невыводимый из каких-либо философских или естественно-религиозных предпосылок характер имеют и все основные христианские богооткровенные истины: триипостасность Бога при Его единстве, вечность соединения во Христе божественной и человеческой природ в тайне Боговоплощения, Его Воскресение, всеобщее воскресение и др.
    Религии Откровения, таким образом, восходят в своих основах к прамонотеизму перворелигии, хотя, как это имеет место в христианстве, существенно дополняют его.
     
  17. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Спасибо. Общение с Вами - одно удовольствие. "И в сердце льстец всегда отыщет уголок"...:)
     
  18. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Немного не по теме: на форумах ценятся ответы лаконичные, а Вы вместо собственного ответа приводите длиннючие отрывки из богословских трудв. Подозреваю, что кроме меня Вас никто не читет.
    Теперь по теме: Вы меня не убедили. Исследования верований народов мира доказывает, что все народы верят сперва в духов предков и неодушевленных предметов - скала, река, ветер и пр. Затем зарождается политеизм, существующий тысячелетия, и только потом (около трех тыс. лет назад) зарождается монотеизм сперва в Египте, затем у древних семитов. Почему так? Никто из верующих удовлетворителлно ответить не может, не покусившись на основы веры. А мы - можем)))
     
  19. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Виноват, исправлюсь!
     
  20. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Доказывают??? Каким образом? Выходит у Вас все же есть критерии достоверности?
     
а де твій аватар? :)