"Т.П. vs Орт"

Тема у розділі 'Філософія та мораль', створена користувачем Милена, 27 вер 2011.

Статус теми:
Закрита.
  1. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    В слово "объяснить" я вкладываю примерно следующий смысл:)))


    одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие О. используется и в повседневном языке - объяснить к.-л. явление означает сделать его ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические системы, объясняющие события повседневной жизни и явления природы. В течение последних столетий функция О. окружающего мира постепенно перешла к науке.
    В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления, поэтому научное О. служит образцом

    для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность О.
    В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью и почти всеобщим признанием пользуется дедуктивно-номологическая модель научного О. Допустим, мы наблюдаем, что нить, к которой подвешен груз в 2 кг, разрывается. Возникает вопрос: почему нить порвалась? Ответ на этот вопрос дает О., которое строится следующим образом. Нам известно общее положение, которое можно считать законом: "Для всякой нити верно, что если она нагружена выше предела своей прочности, то она разрывается". Представим данное общее утверждение в символической форме: "x(P(x)->Q(x)). Нам известно также, что данная конкретная нить, о которой идет речь, нагружена выше предела ее прочности, т. е. истинно единичное предложение "Данная нить нагружена выше предела ее прочности" (символически Р(а)). Из общего утверждения, говорящего обо всех нитях, и единичного утверждения, описывающего наличную ситуацию, мы делаем вывод: "Данная нить разрывается" (символически Q(a)). Теперь это рассуждение можно представить в символической форме:" x(P(x)-> Q(х))
    Р(а)
    Q(a)
    Это и есть дедуктивно-номологическое О. Оно представляет собой логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие - экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, а экспланандум должен логически следовать из эксплананса. Мы привели простейший вариант дедуктивно-номологического О. Оно допускает разнообразные модификации и обобщения. В общем случае в эксплананс может входить несколько общих и единичных утверждений, а вывод - представлять собой цепочку логических умозаключений. На месте экспланандума может находиться как описание отдельного события, так и общее утверждение, и даже теория. Дедуктивно-номологическое О. можно представить в виде схемы.
    Дедуктивно-номологическая схема подводит объясняемое явление под закон природы - в этом состоит О. Оно показывает необходимый характер объясняемого явления. При дедуктивно-номологическом О. некоторого события мы указываем причину или условия существования этого события, и если причина имеет место, то с естественной необходимостью должно существовать и ее следствие.
    Если для О. природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая модель, то для общественных наук, имеющих дело с О. человеческих действий предлагаются иные формы О. Так, было показано, что в области истории используется рациональное объяснение. Суть этого О. заключается в следующем. При О. поступка некоторой исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Напр., почему граф Пален организовал убийство Павла I? Потому, что он считал это убийство разумным. Рациональное О. сталкивается с существенными трудностями, ограничивающими сферу его применимости. Во-первых, не ясно понятие рациональности, на которое должен опираться историк при О. поступков исторических личностей. Историк не может руководствоваться тем стандартом рациональности, который принят в его время. Он должен реконструировать представления о рациональности людей изучаемой им эпохи, более того, ему нужно установить, какими представлениями о рациональности руководствовался тот самый индивид, поступок которого требуется объяснить. А это весьма сложная задача. Во-вторых, люди чаще всего действуют без всякого расчета - под влиянием импульса, желания, страсти. Поэтому модель рационального О. может быть использована для О. сравнительно небольшого числа человеческих поступков, которые были предприняты после серьезного размышления.
    Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интенциональное, О. Интенциональное О. указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие. Напр., мы видим бегущего человека и хотим объяснить, почему он бежит.
    О. состоит в указании цели, которую преследует индивид: скажем, он хочет успеть на поезд. При этом нет речи об оценке рациональности его поступка, и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает рационально. Для О. достаточно отметить, в чем заключается его цель, или интенция.
    Логической формой интенционального О. является т.наз. "практический силлогизм". Одна из посылок практического вывода говорит о некотором желаемом результате, или о цели, другая посылка указывает средства достижения этой цели. Выводное суждение представляет собой описание действия. Поэтому силлогизм и называется "практическим". Примерная схема практического силлогизма выглядит следующим образом:
    Н. намеревается (желает, стремится) получить а.
    Н. считает (полагает, осознает), что для получения а нужно совершить действие b.
    Н. совершает действие b.
    Эту схему можно усложнять, вводя в посылки указание на время, на отсутствие помех для действия, на отсутствие у действующего лица других целей в данный момент и т. п. Однако все характерные особенности О. данного типа представлены уже в этой простой схеме.
    В работах по методологии научного познания дедуктивно-номологическая схема О. иногда провозглашается единственной научной формой О. Однако это неверно, она нуждается в дополнении другими видами О., особенно когда речь идет об общественных науках. При О. крупных исторических событий - войн, восстаний, революций, падений государств - историк обычно опирается на законы общественного развития. Каждое значительное историческое событие представляет собой единство необходимого и случайного. Необходимая, глубинная сторона общественных событий и процессов получает дедуктивно-номологическое О., включающее ссылку на социальные законы. Даже действия отдельных личностей - в той мере, в какой эти личности представляют определенные общественные слои и группы, - могут быть объяснены посредством дедуктивно-номологической схемы как действия, типичные для данного слоя и вытекающие из его коренных экономических интересов. Такие О. могут выглядеть следующим образом: "Всякий продавец стремится дороже продать свой товар. Н. - продавец. Поэтому он также стремится дороже продать свой товар". Однако сведение истории к выявлению только необходимой, закономерной стороны событий прошлого было бы непра-вомерным. История не только говорит о том, что должно было случиться, но и показывает, как это реально случилось. Ее интересует не только необходимая сторона исторических процессов, но и те случайности необходимого. Поэтому историк не может отвлечься от конкретных исторических личностей, деятельность которых была включена в то или иное историческое событие, от их мыслей и чувств, целей и желаний. При О. же поведения отдельных личностей дедуктивно-номологическая схема неприменима. В этих случаях О. достигается с помощью рациональной или интенциональной модели.

    (Словарь терминов логики)
     
  2. Norton

    Norton камышовый кот

    а шо это вы так на меня буром поперли....?))))))))))))
     
  3. Norton

    Norton камышовый кот

    добросовестно прочитал два абзаца.....понял что делать что либо здесь, рядом с умищами философами, нечего...))))))))
     
  4. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Вот кто-то попал за базарчик...))) Вы мнеи кинули серьёзную предъяву.
    Я никогда не говорил, что протестанты хуже, чем православные. Более того, я никогда не сравнивал людей (независимо от их конфессиональной принадлежности, независимо от того верующие они или нет). "Ненавидь грех, но люби грешника" - это аскиома.
    Я могу сравнивать убеждения, credo людей. Считаю, что протестанты заблуждаются, и говорил об этом. (И заблуждаются, кстати, в понимании смысла Жертвы Христа. Я уже писал ранее, что в трех основных конфессиях современного христианского мира употребляется три разные термина, которые хорошо выражают существо их понимания Жертвы Христовой. В католическом богословии – искупление, т.е. выкуп, в протестантском богословии – оправдание, термин связан с юридической практикой, и православном богословии – спасение.)
    А если они заблуждаются, то это вовсе не значит, что они хуже.
    Отнюдь. Это Вы пытаетесь соскочить с обоснования предъявы.
     
  5. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Стоп! Здесь делаем паузу и внимательно ещё раз читаем следующее:
    Меня поражает Ваша "забывчивость". Вы опять требуете, чтобы я Вам логически нечто доказал. Это уже просто %-).

    Знаете, я долго не мог вспомнить,что мне это напоминает? И таки вспомнил!Вы будете удивлены - спор Гитлера с евреем ( я в данной ситуации - Гитлер:)) ) :
    "Чем больше я спорил с ними, тем больше я знакомился с их диалектикой. Сначала они считают каждого своего противника “дураком”. Когда же они убеждаются, что это не так, они начинают сами прикидываться “дураками”. Если все это не помогает, они делают вид, что не понимают в чем дело, или перескакивают совсем в другую область. Или они с жаром начинают настаивать на том, что само собою разумеется, и как только Вы соглашаетесь с ними в этом, они немедленно применяют это совсем к другому вопросу. Как только Вы их поймали на этом, они опять ускользают от сути спора и не желают даже слушать, о чем же в действительности идет речь. Как Вы ни пытаетесь ухватить такого “апостола”, рука Ваша как будто уходит в жидкую грязь. Грязь эта уходит сквозь пальцы и тотчас же каким-то образом опять облепляет Ваши руки.
    Но вот Вам, хотя и с трудом, удалось “победить” одного из этаких людей настолько уничтожающе, что ему ничего не остается больше делать, как согласиться с Вами. Вы думаете, что Вам удалось сделать, по крайней мере, один шаг вперед. Но каково же Ваше удивление на следующий день! На завтра же этот же самый еврей совершенно забывает все, что произошло вчера, он продолжает рассказывать свои сказки и дальше, как ни в чем не бывало. Если Вы, возмущенный этим бесстыдством, указываете ему на это обстоятельство, он делает вид искренне изумленного человека; он совершенно не может ничего вспомнить из вчерашних споров, кроме того, что он вчера как дважды два четыре доказал Вам свою правоту.
    Иногда это меня совершенно обезоруживало. Я просто не знал, чему удивляться: хорошо привешенному языку или искусству лжи.
    Постепенно я начал их ненавидеть". (А. Гитлер "Моя борьба")


    Во Адик разложил! Не в бровь а в глаз! :))
     
  6. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Я правильно понял, что цитированию уже дано Ваше благословение?;)
     
  7. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Жаль, что Вы не обратили внимание на пост 359.:)
     
  8. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    диву даюсь, как это Вы сподобились меня, смиренную овцу, в буровизне заподозрить!
    Боже упаси!
    Тихими стопами-с.. (с):)
     
  9. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Точнее, просто не заметил его, пропустил как-то в пылу сражения)))

    Но что этот самый пост поясняет? Ничего он не поясняет!

    Я Вас просил объяснить мне зачем Бог послал себя же на Землю спасать людей от Собственного гнева при этом дав людям Себя покабутки умертвить. Потом восстал и вознесся на небеса, где сам себя же и поджидал. После этих манипуляций Он стал считать, что люди спасены его жертвой себе же.

    Растолкуйте мне это все по пунктам. Вот и все.))))
     
  10. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    та ладна Вам! оставайтесь! тут не так скушно, как в испугавшем Вас посте!:))
     
  11. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Ни-Ни! Ни в коем разе!
    Это была просто шутка)))
    Больше не буду!
     
  12. Тихон Петрович

    Тихон Петрович advocatus diaboli

    Когда я читал евонное литературное творение то это место тоже запомнил как-то.
    Но, помилуйте, какое отношение оно может иметь ко мне?:))
     
  13. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Почему без кавычек или (с) в конце?:):)) Я же могу на роялти счет выкатить!:))
     
  14. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Да самое прямое! :)) Особенно это:
     
  15. Norton

    Norton камышовый кот

    одолжение принято....:))
    а пост действительно немного устрашил......:))
     
  16. Norton

    Norton камышовый кот

    да как то странно....:rolleyes:
     
  17. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Вот Вы утверждаете, что читали Евангелие, да и вообще Библию. И не поняли? Она вся об этом. А в теме "Я (не) верю..." я Вам уже неоднократно объяснял все это "на хлопськый розум" (термин из понятийного аппарата карпатских нидзей)... Т.е. таки рулит эта фраза:
    :)):)):))

    P.S. Вот уж действительно "Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам" (Лк.10:21).
     
  18. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    Ах оставьте...:o:))
     
  19. Orthodox

    Orthodox Дуже важлива персона

    просто этот разговор имеет длинную историю.... и не один круг:))
     
  20. Norton

    Norton камышовый кот

    извольте:rolleyes:...

     
Статус теми:
Закрита.
а де твій аватар? :)