О Шевченко Т.Г.

Тема у розділі 'Персона', створена користувачем РАДИОТОЧКА, 23 лис 2009.

  1. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Культ «великого Кобзаря»
    Статьи - Идеология
    Автор: Александр Каревин
    23.11.2009 09:07
    Хиты: 92
    Комментариев: 0
    «Мы знаем действия многих причин, но не знаем причины многих действий», — заметил еще в XVIII веке американский мыслитель Калеб Колтон. В своей заметке «К поэту по-научному» («КТ» №36), поданной как отклик на мою статью «Копытца ангела» («КТ» №16), Евгений Турчин попытался докопаться до причин существующего в нашей стране культа Тараса Григорьевича Шевченко. Он считает, что «Шевченко — это своеобразная компенсация невостребованных желаний безгосударственной нации. Почему в России Пушкин только поэт? Да потому, что россияне имели свое государство, а вместе с ним свои национальные символы — своих царей и своих императоров, своего патриарха как предстоятеля Православной Церкви, своих ученых, свой герб и другие государственные регалии. У украинцев всего этого не было, но было сильное желание как великой европейской нации иметь все это. Спрашивается, кто, кроме Шевченко, в окраине мог временно компенсировать эти желания?».

    Можно согласиться с пояснением Турчина, но с одной существенной поправкой: не об украинской нации должна тут идти речь. До 1917 года огромное большинство украинцев (малороссов) в национальном отношении не отделяло себя от великороссов. «Всякую украинофиль-скую пропаганду мы отвергаем, ибо никогда не считали и не считаем себя нерусскими; и с какой бы хитростью ни старались услужливые господа Милюковы вселить в нас сознание розни с великороссами, им это не удастся. Мы, малороссы, как и великороссы, суть люди русские», — говорил на заседании Государственной Думы депутат от Подольской губернии крестьянин Андрийчук в ответ на попытку лидера российских либералов Павла Милюкова вбить клин между велико- и малороссиянами.

    Соответственно, и русское государство украинцы воспринимали как свое («Малорусы никогда не были покорены и присоединены к России, а издревле составляли одну из стихий, из которых складывалось русское государственное тело», — отмечал Николай Костомаров). Русский монарх в представлении украинских крестьян являлся таким же отцом народа, как и в представлении крестьян-великороссов. Государственный герб был общим («Орле наш двоглавий», — называл его тот же Костомаров в одном из написанных на украинском языке стихотворений). Не делили по племенному признаку и ученых, писателей, деятелей искусства. И уж тем более не делили Православную Церковь. Что касается патриархов, то их с петровских времен и до революции в России просто не было. Церковью управлял Святейший Синод, первенствующее положение в котором занимал митрополит Киевский (т.е. и с этой стороны украинцы не чувствовали себя ущемленными). Таким образом, говорить о культе Шевченко, как о «компенсации невостребованных желаний безгосударственной нации» не приходится. Не было нужды у украинцев в такой компенсации.

    Иное дело — украинофилы, деятели так называемого украинского движения. Руководствуясь политическими соображениями, они объявили русскую культуру чужой Украине. Проблема, однако, состояла в том, что русская культура (как и русский литературный язык) была общерусской, общей для всей исторической Руси. В ее развитии украинцы принимали участие наравне с великороссами. Отрекаясь от этой культуры, приходилось отрекаться и от украинского вклада в нее. отрекаться от писавших на русском языке украинских писателей. Здесь действительно возникала потребность в компенсации. Украинофилам предстояло убедить украинское общество, что общерусское культурное наследие можно заменить чем-то не менее ценным. Так на литературном небосклоне стала восходить «звезда» Тараса Шевченко.

    Одаренный, но все-таки не гениальный, Тарас Григорьевич не смог, в отличие, скажем, от Николая Гоголя, занять место в общерусской литературе (хотя очень к этому стремился и поэтому писал по-русски свои повести и «Дневник»). Он так и остался провинциальным поэтом. Но эта провинциальность, необщерусскость как раз и устраивала укра-инофилов. Шевченко принялись возводить на пьедестал мирового гения, пытались поставить его вровень с Шекспиром, Гете, Пушкиным и нисколько не заботились о том, что такие попытки выглядят по меньшей мере комично. Забегая вперед, надо сказать, что нынешние разговоры об украинском происхождении Иисуса Христа, объявление украинцев изобретателями письменности, отождествление древней Трои с Троещиной и т.п. — явления того же порядка.

    Возвращаясь же к «великому Кобзарю», следует отметить, что до Октябрьской революции не только в мире, но и на Украине он был мало известен (несмотря на все старания украинофилов). «На вопрос: "Чья это могила?" всякий ответит Вам: "Тарасова!" — "Хто ж такий був той Тарас?" — "А хто його знає!.. Мабуть, який чиновник важний", — вспоминал смотритель могилы поэта Василий Гнилосыров. Когда, незадолго до столетней годовщины со дня рождения Шевченко, украинофилы пошли по крестьянским хатам с целью собрать средства на памятник юбиляру, их встретили с недоумением. «В каждой хате приходилось рассказывать про Шевченко и читать его биографию, потому что к кому не зайдут — каждый спрашивает: "Кто ж он такой был, этот Шевченко?" — писала украинофильская газета "Дніпрові хвилі". Миф о всенародном поклонении «батьке Тарасу», начавшемся будто бы сразу после его смерти, получил распространение позднее.

    Не пользовался Тарас Григорьевич популярностью и среди интеллигенции. На организованных в Киеве после Февральской революции курсах украиноведения для учителей начальных школ выяснилось, что многие педагоги никогда не читали произведений поэта. Признание пришло к Шевченко только после установления советской власти. Возвеличивание пострадавшего при царском режиме выходца из народных низов вполне укладывалось в рамки большевистской идеологии. Культ Тараса вышел за пределы украинофильских кружков и расцвел пышным цветом. Уже в 1920 году, при праздновании очередной шевченковской годовщины, поэта именовали «красным пророком», а его «Кобзарь» — «красным евангелием». В дальнейшем подобные эпитеты вышли из моды, но сам культ продолжали усиленно насаждать. Именем Шевченко называли населенные пункты, улицы, научные и культурно-просветительные учреждения. Ему возводили памятники, открывали музеи. Его произведения ввели в школьные программы.

    В то же время в Западной Украине, где советской власти не было, Тарас Григорьевич оставался малоизвестным. В издаваемом Иваном Огиенко журнале «Рідна мова» еще в 1939 году с сожалением констатировалось, что «великого поэта» в Галичине не знают и знать не хотят. «У нас мало читают Шевченко, или вообще не читают его. Пройдите все села и города. Едва ли есть один "Кобзарь" в библиотеке. А стоит он, обычно, присыпанный пылью, заплесневелый». С приходом большевиков положение выправилось и там.

    Результат советского кумиротворчества хорошо виден сегодня. Любое высказывание о Шевченко, не приправленное бурным восторгом, воспринимается многими как оскорбление украинского народа. Между тем, следует помнить, откуда берет начало культ «великого Кобзаря». Даже терминология, употребляемая сегодняшними тарасопоклон-никами, заимствована из эпохи пролетарской революции и лишь слегка модернизирована в духе времени. Вместо «красного пророка» поэта именуют «пророком национальным». Постулат «"Кобзарь" — красное евангелие» заменили на «"Кобзарь" — евангелие украинцев». В остальном — то же безудержное возвеличивание и революционная нетерпимость к тем, кто имеет о Тарасе Григорьевиче собственное мнение.

    Хотелось бы быть понятым правильно. Желание отыскать в своем прошлом выдающихся людей, которыми можно было бы гордиться перед всем миром, присуще каждой стране. Это совершенно нормальное желание. Нет никаких оснований отказываться от его реализации и нам. Но те ли возводятся у нас в ранг великих? Не так давно в России был издан биографический словарь русских писателей XIX — начала XX века. Из около трехсот упомянутых там литераторов более сорока — украинцы. Но в Украине признают своими только двоих — Евгения Гребенку и Григория Квитку-Основьяненко. Да еще велико-россиянку Марию Вилинскую (Марко Вовчок). Остальные — как бы и не наши. А среди отвергнутых — писатели с мировым именем: Николай Гоголь, Анна Ахматова (Горенко) и другие. Вместо них нам навязывают примитивный культ «батька Тараса». Правильно ли это? Стоит задуматься.

    Александр Каревин
     
  2. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Задумались? И что сквжите.Тока не москальская пропаганда!
     
  3. bars

    bars Well-Known Member

    А чего ожидается? Как во всём и всегда... Есть перегибы, есть недогибы. У Шевченко Можно найти на любой вкус. Мне больше нравится про Марию:
    Марія встала та й пішла
    З глеком по воду до криниці.
    І гость за нею, і в ярочку
    Догнав Марію...
    Холодочком
    До сходу сонця провели
    До самої Тиверіади
    Благовістителя. І раді,
    Радісінькі собі прийшли
    Додому.
    Жде його Марія,
    І ждучи плаче, молодії
    Ланити, очі і уста
    Марніють зримо. — Ти не та,
    Не та тепер, Маріє, стала!
    Цвіт зельний, наша красота! —
    Промовив Йосип. — Диво сталось
    З тобою, доненько моя!
    Ходім, Маріє, повінчаймось,
    А то... — Й не вимовив: уб’ють
    На улиці. — І заховаймось
    В своїм оазисі. — І в путь
    Марія нашвидку збиралась
    Та тяжко плакала, ридала.
    А если считать по количеству талантов на душу населения, то Украина таки впереди!:))
     
  4. ostrov_stranger

    ostrov_stranger Well-Known Member

    И где вы только находите этот бред? Шевченко был именно тем, как сказано в начале статьи. Потому что его судьба удивительным образом похожа на судьбу Украины. Он стал культовой фигурой задолго до революции. Его "Кобзар" неграмотные крестьяне могли часами декламировать наизусть, а его портрет вешали в рушниках как икону. До сих пор в селах на Полтавщине и Днепропетровщине можно найти пожилых людей, которые, может, и книжки никогда в руках не держали, но смогут наизусть прочесть "Катерину". Потому что слышали эти стихи от своих родителей, а те - от своих. И сравнение с Пушкиным очень показательно, т.к. они жили приблизительно в одно время и роль их в своих литературах сопоставима. Но Пушкин - дворянин, на фронду которого царь смотрел снисходительно. А Шевченко был сослан на 25 лет в казахские степи. Потому что посмел напомнить украинцам о том, что они украинцы.
     
  5. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    На счёт первенства:назовите Всемирно известных украинцев 1.художников,2 писателей(уровня Л.Н. Толстого.3.композиторов(типа Глинки, Чайковского).Да в статьё речь не сколько о Шевченко,сколько об общих культурных корнях.
     
  6. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Сразу видно молодого мифотворца.Крестьяне до 1917 года кроме молитв,наизусть ничего не знали.При соввласти все были грамотными и устным творчеством(пересказом) мало кто занимался.Шевченко был в москалях11 лет из которых только 3 года -в казарме.И забрили его скорее за его высказывание на счёт императрицы ,чем за бунтарские настроения. Тут в СТАТЬЯХ на 2 странице есть о нём.
     
  7. ostrov_stranger

    ostrov_stranger Well-Known Member

    Сразу видно опытного бойца идеологического фронта. Это Вы в "Кратком курсе истории ВКП(б)" вычитали? Я вырос и живу в сельской местности и с детства соприкасался с этой культурой (благо не все еще русификаторы уничтожили).
     
  8. mavka

    mavka Well-Known Member

    привіт!
    це , звичайно, здорово, що Вас цікавлять всесвітньо відомі українці - список там довгий і долі дуже цікаві.
    дозвольте тільки зауважити, що композитор Петро Чайковський був з українського роду - його прадід по лінії батька Федір Чайка був сотником козацького полку в Миргороді, дідо навчавсь у Києво-Могилянській Академії. навіть няня Леся була з Кам"янки, з місця, яке композитор називав своїм домом. адже ні в Москві, ні в Петербурзі свого дому в нього не було. 32 українські пісні лежать в основі його творів ! і Лускунчик, і Лебедине озеро, і Онєгін, і Спляча красуня були написані в Кам"янці, а це якраз аккурат біля Канева, де могила Шевченка.

    очевидно, земля там поетична й дух творчий - навіть Пушкін в Кам"янці писав Полтаву й Кавказького полоненого. :)

    а раз на цьому форумі повно одеситів, то додам :
    " Театральна Одеса після прем’єри «Пікова Дама» раділа подібно 9-му валу. Хвилі емоцій зі сцени перекочувались у зал. Гримів балкон і ложі, здригався кришталь люстр під куполом театру. Під крики браво в фіналі спектаклю, зірка театру Марія Заньковецька подарувала Чайковському від акторів лавровий вінок з надписом «Смертні – Безсмертному». Вони стали друзями .
    Незадовго до смерті Петро Ілліч займається диригуванням. Блискуче виступає в Одесі. В листі до брата Модеста він пише: «Ніколи мені так не приходилось стомлюватись від диригування як в Одесі, бо я диригував п’ятьма концертами. Жалію, що ти не маєш Одеських газет, а то б ти узнав, як оцінили мої заслуги. Якщо б хоть десяту частину того, що було в Одесі я міг відчути в столицях."
     
  9. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Очень толково и поучительно.Но в те года Одесса -Новороссия.А Украины ещё и в проекте небыло.Хотя твой пост,чистый бред,давай ещё Великих,а то шото быстро у тебя кончились.
    Почитай БИОГРАФИЮ де там укр. род? Всё на дураков ращитываете.Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович (1795—1880) — потомок вятского стрелецкого сотника Фёдора Афанасьевича Чайковского, убитого под Полтавой в 1709 году[2] Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит.
     
  10. mavka

    mavka Well-Known Member

    "Ну времена! Ну нравы!" :)

    милий Радіоточка, а з якою ціллю Ви затіяли цю гілочку, дозвольте запитати ? мене не було на форумі кілька тижнів, то я не в курсі. тема ця не є для мене гострою, але якщо Ви вивчаєте історію України, то звертайтесь, чим зможу - допоможу.
    чи знаєте Ви, наприклад, оскільки живете в Сибіру, так розумію, :) що з вашої Тобольської тюрми за всю історію втекло тільки троє.
    й всі троє були українцями. не принижуйте нас.
     
  11. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Слинять от ответа,удел современных препадов истории неньки. На счёт побега: а шо так слабо,всего трое? И хто эти герои? Неуж Велыки украинцы? То шо Чайковский украинец,я понял.А кто ещё? Просветите,будь ласка! Понимаю,что для вас тема неинтересная, но зачем так нагло врать про родственников композитора!? Или это из той же оперы шо Иисус был и Буда украинцами?
     
  12. Sebastian Pereira

    Sebastian Pereira Well-Known Member

    москальская пропаганда!УУУУУУУУУУУ!
     
  13. Sebastian Pereira

    Sebastian Pereira Well-Known Member

    жесть...почитайте его воспоминания об этом периоде- а Толстой в это время воевал в Севастополе(граф)
     
  14. Sebastian Pereira

    Sebastian Pereira Well-Known Member

    тут вопрос без ответа-линию раздела провести невозможно-пример Гоголь,генерал Паскевич-ну галичане -это другой разговор-пусть расскажут
    да там и рассказывать не про кого
     
  15. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    слухайте, малошановний, ви би перед тим, як щось [STRIKE]висрати на форумі[/STRIKE] написати -- випили холодної води!
    бо жовч вам очі засліплює.
     
  16. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Во! А я о чём! Где Остер? Слинял! А чому? Хотел лапшу на уши навесит насчёт родословной Чайковского,да неудалось.А я на брехню никакой желчи не лью.Тока замечаю на многих форумах, что сильнознающие ,как тока неудобный вопрос или уличение во лжи-тут же спрыгивают с ветки.А вы шановный Пупер за них заступаетесь.Негоже,али честь ундира защищиете ? Так учите луче!
     
  17. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    хто такий остер?
    ...
    ...
    ...
    пропозиція випити вам холодної води залишається в силі.
     
  18. Степаныч

    Степаныч Дуже важлива персона

    Нормальный был мужик. "Наш человек"(с).
     
  19. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    :rolleyes: остер?
     
  20. mavka

    mavka Well-Known Member

    нє слінял остер, тута он. :))

    про Ісуса рамки цієї гілки не дозволять розповісти, допитливий Радіоточко, образ цей християнський збірний, історичних фактів існування нема, традиції та таїнства перейшли з митраїзму, - ессеї жили дещо інакше.
    щодо композитора Чайковського, то навіть найдоступніша подруга наша ВІКІ ось що пише англійською:
    "
    Childhood and family

    In 1840, Pyotr Ilyich Tchaikovsky was born in Votkinsk, a small town in present-day Udmurtia, formerly the Imperial Russian province of Vyatka.
    His father, Ilya Petrovich Tchaikovsky, was a government mining engineer of Ukrainian nationality who worked as a factory manager in several Russsian cities.[4] His grandfather was Pyotr Fyodorovich Chaika (who later changed his surname to Tchaikovsky), Chaika (ukr. Чайка, means seagull) is a traditional Ukrainian surname. Pyotr Chaika was born in 1745 in Nikolaevka, near Poltava, Ukraine. In 1785 he was added to the registry of the nobility. Pyotr Chaika was the second child of Fyodor Chaika (ca. 1695–1767), who studied in a seminary in Kiev before later receiving medical training in Saint Petersburg, and and his wife Anna (1717–?). [5]



    попросіть чемно - перекладу.
    і тоді ми потоваришуємо. :rose:
     
а де твій аватар? :)