Старое кладбище старее города? Известно, что разрушенное кладбище, где теперь парк Памяти, было достаточно старым. Там нашли последнее пристанище люди, ушедшие из жизни сто и более лет тому назад. Но на сколько более? На этот вопрос неожиданно ответил человек, чьи сведения, заслуживают доверия. Это главный специалист по геологии Измаильского отделения предприятия «Укрюжстройизыскания» О.И.Ракитский. он известен как автор серии статей о «подземном» Измаиле. Олег Иванович свидетельствует, что он (с товарищами) лично видел захоронение, датированное 1572 годом. Здесь покоился атаман войска запорожского. Рядом были и другие захоронения XVI, а также и XVII веков. Все они располагалась в центре кладбища в зарослях кустарника. Вырезанные на памятниках имена и даты отлично сохранились. Потому, что были сделаны на очень стойком материале, который без особого ущерба переживает столетия: на перекристаллизованном известняке, структура которого дополнена вулканической магмой, обладающей скрепляющим свойством. Если известны захоронения на нынешней городской территории, появившиеся 430 лет назад, то сколько же лет самому городу? 1 октября 2002 года мы отметили его 190- летие. Белгород-Днестровский уже отпраздновал 2500 – летие. Древние города, а наш, ввиду произвольной точки отсчета, значительно «омоложен». Свидетельство авторитетного человека и специалиста – еще одно тому подтверждение. «Собеседник Измаила», 14 августа 2002 года. А.Кутухтин
Едва ли не каждый из наслышан о Пизанской падающей башне Наш Измаил, конечно, — не итальянская Пиза. но об одном из необычных зданий города хочется поговорить особо. Водонапорная башня, та, что возвышается на площади Мира, стала уже неотъемлемой частью городского пейзажа. Судьба ее увлекательна и непроста. Построена она была в конце 50-х годов вместе с многоэтажными домами, расположенными на проспекте Ленина (от пр. Суворова до ул. Кишиневской). Существующих мощностей городского водопровода не хватало. Тогда-то и было принято решение о строительстве водонапорной башни, которая должна была служить накопителем воды. Пик водопотребления приходился на светлое время суток, поэтому наполнение огромного металлического бака, расположенного наверху башни, должно было происходить ночью. А днем, как предполагалось, башня призвана была восполнять дефицит живительной влаги в жилом микрорайоне. Планам так и не было суждено сбыться. В это время строительство в городе велось без учета высокого уровня сейсмичности нашего края. К тому же проектанты и строители до конца не учли особенности местных макропористых просадочных грунтов. В результате первая же попытка наполнения резервуара водой чуть не закончилась трагедией. Под колоссальным весом башня угрожающе накренилась в сторону расположенной по соседству школы № 7. Начались поиски выхода из аварийной ситуации. Совсем как в истории со знаменитой Пизанской башней. Многочисленные попытки решить проблему с помощью проектных институтов ни к чему не привели. В связи с этим тогдашнее руководство города стало самостоятельно искать решение. Тогда-то и вызвался выпрямить башню житель города М. Ф. Умнов. Не являясь инженером-строителем, Мартьян Федотович был скорее талантливым умельцем-самородком. Правда, особенности грунтов знал не понаслышке, ведь работал прежде горнопроходчиком. Решили рискнуть. Были произведены сложные расчеты, составлены необходимые схемы и чертежи. Не вдаваясь в технические детали, скажу, что с поставленной задачей мастер справился успешно. Сначала был вскрыт фундамент сооружения, затем со стороны, противоположной наклону, под основанием здания равномерно были пробурены шурфы, куда нагнеталась вода. Под влиянием влаги грунт просел, и башня выровнялась. Сам Мартьян Федотович впоследствии еще не раз привлекался к устранению нештатных аварийных ситуаций. Восстанавливал падающую трубу котельной консервного завода, участвовал в восстановлении после просадки грунта детского сада этого же предприятия. Говорят, за спасение измаильской падающей водонапорной башни от городского руководства он вне очереди получил право на приобретение автомобиля «Жигули», на котором ездил до самой своей кончины. После всей этой истории башня по своему прямому назначению не использовалась. Стала, так сказать, памятником. Но не архитектуры, а скорее бесхозяйственности. Правда, в 60-е годы использовалась в качестве ретранслятора для существовавшей в те годы местной телестудии. А с ликвидацией последней долгое время пустовала.
КРЕПОСТНЫЕ САДЫ Архивные источники свидетельствуют, что еще в 1936 году румынские власти готовились включить город Измаил и район крепости в туристический маршрут, осознавая привлекательность этих мест для туристов. Тогда был составлен Формуляр города и уезда Измаил для туристического путеводителя по Румынии, где давались сведения о городе. Среди достопримечательностей были названы: кафедральный собор, памятник Героям («Орел»), монастырь «Крепость» и питомник «Крепость». Среди названных туристических объектов хорошо известны все, за исключением питомника. В Формуляре города шла речь о питомнике фруктовых деревьев, который давал посадочный материал для фруктовых садов города и округи. Благодаря этому питомнику территория крепости расцвела садами, разведенными монахами монастыря. Но впервые питомник в крепости появился значительно раньше в виде виноградных плантаций. А.Т.Коломойцев, действительный член Императорского общества истории и древностей, писал: «Министерство земледелия и государственных имуществ еще в 1900 году заняло в бывшей крепости более 20 десятин между Собором и Николаевским монастырем и устроило образцовый виноградник, который действительно образцово ведется во всех отношениях и служит и показным садом для жителей города Измаила-Тучкова и его окрестных мест, в которых виноградарство развито и составляет одну из главных отраслей сельского хозяйства». Питомник снабжал садоводов филоксероустойчивыми саженцами и черенками, которые в условиях сухого климата могли существовать без полива, что придавало им особую ценность и популярность среди местного населения. На протяжении многих лет этот виноградник служил людям. Но спустя два десятилетия, как отмечается в монастырской переписке, на этом участке остались одни «коряги воноградника». И тогда архимандрит Саватий, настоятель монастыря «Крепость», в 1924 году просит епископа Нектария разрешить основать новый питомник для фруктовых деревьев. Нашли специалиста – Кирилла Жегана, заключили с ним трудовое соглашение срокм на шесть лет. Школки разбили на территории государственного питомника площадью 8 – 9 гектаров. Питомник был рассчитан для выращивания саженцев фруктовых деревьев количеством до 60 – 70 саженцев штук ежегодно. Старожилы вспоминают о великолепных садах в крепости, дававшим богатые урожаи и служивших украшением этого уголка крепости. Красота этих мест, навеянная историческими легендами, привлекала сюда многих туристов. В документах монастыря нередко можно встретить такие строки: «Монастырь «Крепость», являясь историческим памятником, часто посещается учеными людьми и многочисленными туристами, которые приходят из нашего города, со всех частей страны и даже из-за границы… приезжают верующие, которые в дни, когда празднуется храм каждой из трех церквей монастыря, достаточно известных среди многочисленных частых посетителей, приходят с семьями даже с других уездов, как и наши горожане, которые избирают территорию бывшей крепости для прогулок». Монастырские сады не сохранились, и потому нам трудно сейчас представить, как выглядела крепость в начале прошлого века, нам бы сохранить то, что имеем сегодня. Но знать о деяниях наших предшественников нужно, чтобы учесть и использовать опыт прошлых лет. Людмила Милева. И.О.Директор Мемориального парка-музея «Крепость» «Курьер недели», суббота, 07 марта 2008 года
Измаил и румыны. Oбщеизвестно, что с !918 по 1940 годы Бессарабия оказалась в составе королевской Румынии Однако вопреки советской пропаганде короткий по историческим срокам период в 22 года не был временем сплошной беспросветности и поголовного «порабощения трудящихся». Город продолжал жить своей жизнью: работали небольшие заводики, в порту швартовались суда, развивалась торговля. В этот период городские улицы и площади преобрели новые добротные постройки, имевшие своео-разный архитектурный облик. Особое внимание уделялось центральной части города, которая приобрела более ухоженный вид. Один из уютных уголков раскинулся южнее собора на месте нынешнего памятника А. В. Суворову. На открытом пространстве здесь были умело обустроены газоны и клумбы. В центре установили памятник румынскому королю Фердинанду, взор которого был устремлен в задунайские дали . В начале 30-х годов в городе произошло знаменательное событие, которое во многом определило архитектурное лицо центральной его части. К столетию Свято-Покровского собора слева и справа от его колокольни была пристроена белоснежная колоннада, без которой сегодня уже трудно представить этот памятник архитектуры. Любительский снимок этого периода запечатлел ход строительных работ .В то же время открылась еще одна славная страница в истории Измаила, которая была увековечена в его архитектуре В День памяти героев, совпавший с Вознесением Господним, которое в 1930 году пришлось на 22 мая (этот православный праздник отмечается на сороковой день Пасхи), в крепости на высоком дунайском берегу состоялось торжественное открытие Монумента Героям. Инициатива его сооружения была выдвинута еще в 1924 году 12-й пехотной дивизией, дислоцировавшейся в крепости. К чести румынских властей, монумент стал данью памяти не только соотечественникам, но и воинам разных национальностей — туркам, русским, французам, немцам, павшим во всевозможных войнах на нашей земле. Монумент имел величественный вид . Он представлял собой усеченную пирамиду с прямоугольным фундаментом. На ее вершине на высоте 14 метров восседал бронзовый орел с распростертыми крыльями и крестом в клюве. В основании располагался склеп с многочисленными мемориальными досками. Автором проекта выступил Ф. Рутта. Монумент Героям был установлен на воинском кладбище и увековечил память 421 погибшего воина. Останки 86 из них (в том числе российских подданных) были идентифицированы. При перезахоронении останков над могилами были установлены каменные надгробные кресты. У входа на кладбище по обе стороны ворот высились две колоннады — одно из немногих напоминаний о кладбище сегодня .Процедура поминовения в День героев проходила по строго заведенному порядку. Ее организацию брало на себя Измаильское отделение всерумынского общества «Культ героев». Сегодня интерес для нас представляют архивные документы, рассказывающие о Дне героев 21 мая 1936 года. Мероприятия начались с утра сбором общественности на центральном бульваре между ныне разрушенными Дмитриевской и Свято-Николаевской церквами (район нынешнего госпиталя). В 10 часов епископ Дионисий — высший духовный иерарх городов Четатя Албэ (Белгорода-Днестровского) и Измаила здесь же провел поминальную службу. Затем многолюдная процессия во главе с епископом и при участии уважаемых людей города, военных, гражданского населения и учащейся молодежи прошествовала в сторону военного кладбища в крепости. Колонны украшали флаги, ковры, цветы и зелень. Все церкви города откликнулись колокольным звоном, а хор воспевал подвиги павших. У подножия монумента прошли возложение цветов, символическая перекличка героев, а затем состоялся митинг. В полдевятого вечера военный гарнизон произвел торжественный салют... Наступило другое время. Установились новые традиции. А военное кладбище в крепости постепенно забыли. Исчез поклонный деревянный крест, который высился вблизи монумента, сравняли с землей надгробия героев, осквернили склеп. В конце 1960-х годов исчез и главный символ героики — величественная фигура орла, которую сняли и, как говорят, переплавили для каких-то других целей... Дикая страна и странные люди...
Исторический экскурс Золотом бликов на солнце играя, Катятся синие волны Дуная, В кронах акаций и лип утопая, В воды Дуная глядит Измаил… Чистые родники гор Восточного Шварцвальда рождают стремительные ручьи, два из которых Брег и Бригах дают начало самой величественной реке Европы – Дунаю. Множество людей отпускают на его волны венки из цветов, доверяя ему самые заветные желания. А он устремляется навстречу морю, чтобы влиться, смешаться, соединиться с силой, могущественнее его. Именно здесь , на земле древней Бессарабии, раскрывает Дунай свою красоту: широкий, полноводный, спокойный, величественный Истр щедро дарит жизнь нашей земле. Здесь, на левом его берегу, в 80 км от Черного моря, несколько веков назад возник Измаил. Древнейшие люди на территории нашего края появились в эпоху позднего палеолита. Современные историки признают, что на Измаильщине имели место поселения Ориньянской культуры. Первые обитатели края использовали традиционные орудия труда – каменные скребки, резцы, наконечники для дротиков и стрел. В этот период главным занятием людей было собирательство и охота. Именно тогда у наших предков появляются и первые религиозные представления в виде тотемизма, анимизма, магии. В IV – II тыс. до н.э. в Подунавье соседствуют поселения Гумельницкой (название получила от поселения Гумельница в Румынии) и Трипольской (название получила от поселения Триполье на Киевщине) культур. Впоследствии трипольцы вместе с местными скотоводческими племенами создают основу для появления на наших землях новой этнической общности – усатовской культуры, которая позднее трансформируется в так называемую Буджакскую культуру. Время бежит вперед, как стремительные воды реки. Во II - I тыс. до н.э. поселения Подунавья попадают в сферу влияния ирано-язычных племен. Вначале появились воинственные киммерийцы, потом скифы, несколько позже их сменили сарматы. Скифы создали Великую Скифию, которая простиралась вдоль черноморского побережья от Дуная до Дона. Занимались они кочевым скотоводством, оседлым земледелием и военными походами. Геродот писал о них: «Ни единому врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и ничто не может догнать их, если только они сами этого не допустят». Оружие скифов было изготовлено из железа, а их лук по дальнобойности, прицельности и убойной силе не имел аналогов. В могильных захоронениях скифов (около Измаила и в др.) находят шлемы, панцири, железные мечи, стрелы и, естественно, часть военной добычи – золотые украшения, посуды. В 514 году до н.э. землями Измаильщины проходили войска персидского царя Дария. Учитывая преимущество персидских войск, скифы избирают тактику «партизанской» войны. Избегая генерального сражения, они заманивают персов в глубь страны, попутно ослабляя их мелкими стычками, уничтожая колодцы, пастбища и населенные пункты. Обессиленные персы направляют к Иданфирсу (одному из скифских царей) гонца с требованием либо принять бой, либо покориться. Иданфирс ответил, что он покоряется только Зевсу и Гестии (царице скифов) и передал персам особые подарки: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Получив дары, Дарий подумал, что скифы признают его власть, даря воду и землю (мышь и лягушка) и сдаются на милость победителя (птица – конница, стрелы – все войско). Однако Гобрий, один из советников Дария, по-другому расшифровал подарки гордых скифов: «Если вы, персы, не улетите в небо, как птицы, или не зароетесь в землю, как мыши, или не ускачите в болота, как лягушки, то не вернуться вам назад, не испробовав скифских стрел». Последующие события полностью подтвердили правильность трактовки Гобрия. В конечном итоге персы спешно организовали переправу через Дунай и покинули Скифию. Эта победа способствовала укреплению военно-политического авторитета скифов.
Дальнейшая история скифов, их укрепление на дунайских землях связана с именем царя Атея. Свидетельством силы скифского царя были не только многочисленные походы против соседних племен, а также изготовление собственных монет, которые ученые находят на территории нашего края. В этот период скифы ведут борьбу с войсками Македонской державы, которые возглавлял Филипп II (отец Александра Македонского). Со II века до н.э. по IV в. н.э. земли Подунавья были захвачены сарматами, которым удалось покорить скифские племена. Название «сарматы» происходит от иранского слова «саоромани», что означает «опоясанный мечом». Античные авторы часто называют сарматов «управляемые женщинами», т.к. именно сарматское общественное устройство сохранило много пережитков матриархата. Сарматские женщины отличались воинственностью, своим поведением они напоминали амазонок. По легенде, сохраненной Геродотом, сарматы происходили от амазонок и скифов. Военное искусство сарматов находилось на очень высоком уровне. Например, удар сарматской конницы, закованной в железные панцири, вооруженной длинными копьями и мечами, атаковавший врага замкнутым клином, не могла выдержать ни одна армия. Скифо–сарматский период на территории нашего края совпал с периодом Великой греческой колонизации, одним из направлений который было освоение территории Северного Причерноморья. Приблизительно в V – IV ст. до н.э. в гирле речки Репида, небольшом притоке Дуная, греческие колонисты из города Милета основали торговое поселение Антифилу. Есть основание считать, что эта фактория была первым поселением на территории современного Измаила, которое известно письменной истории. Это предположение подтверждают остатки греческих амфор (найдены в районе Кривого озера), анализ которых показал, что они были изготовлены на греческих островах, к тому же именно грекам здешние земли обязаны такими названиями как Понт Эвксинский (Черное море), Истр (Дунай). Мирной греческой колонизации противостояла жестокая борьба сарматов с легионами Римской империи. Вплоть до середины II в. н.э. Подунайские земли были ареной кровавого противостояния, свидетельством этому являются остатки военных римских укреплений по берегам Дуная. С этой эпохой многие историки связывают появление так называемых Трояновых валов, остатки которых сохранились на ренийском направлении. Найденные на территории крепости фрагменты римской керамики, бронзовые и медные монеты I – IV вв. н.э. дают возможность предположить наличие римского укрепленного пункта на территории современного города Измаил. Существует легенда, что на месте древней Антифилы, римляне построили укрепление Сморнис. III-IV века н.э. были периодом постепенного упадка сарматских племен. Вторжение готов, а затем гуннов окончательно ослабило эти некогда непобедимые племена, и лишь степные курганы напоминают нам теперь об этом воинственном народе. Начало нашей эры ознаменовало собою период «великой славянской колонизации». В первые столетия нашей эры славяне активно осваивали Причерноморье, а несколько позже и Придунавье. Нужно сказать, что славянская колонизация, в отличие от стремительных, варварских набегов скифов, сарматов, носила мирный характер. Источники утверждают, что в II – III ст. венеды размещаются на территории между устьями рек Дуная и Днестра, чуть позже (VI в.) документы подтверждают наличие славянских племен антов и склавинов на левом берегу Дуная. Римский картограф Касторий в 360 году составил карту славянской колонизации Придунавья, в которой на месте современного города Измаила отмечено славянское поселение Смил. Очевидно, оно возникло на месте римской крепости Сморнис. С V по VIІ века Смил входил в состав славянского государства антов, которое успешно воевало с готами. Однако в начале VII в. государство антов погибло под ударами аваров. С этого времени Северным Причерноморьем приходят племена гунов, болгар, аваров, угров, печенегов, половцев.
VII – X века в истории нашего края связаны с появлением больших племенных союзов и формированием славянских государств. Еще до создания древнерусского государства Киевская Русь в Подунавье жила группа славянских племен тиверцев, которых иногда еще называют «подунайцами». В период правления первых киевских князей ( Х в.) эти земли были присоединены к Киевской Руси. В 968 году землями Измаильщины прошла дружина князя Святослава. Славянская колонизация Подунайских земель, являясь основополагающей, тем не менее не была единственной. Еще начиная с VI в. в наш край переселяются гето-дакийские племена (древнейшие предки восточно-романских народов), которые постепенно смешиваются со славянами. В конце XII - начале XIII веков здесь появляются валахи (волохи). Население края увеличивается и за счет переселенцев из Галичины (так называемые «галицьк і вигнанці”). Таким образом, издревле наш регион формировался как полиэтничныий. В начале Х ІІ ст. дунайские земли входят в состав Галицко-Волынского княжества. По свидетельству автора «Слова о полку Игореве», «Здесь, затворив ворота Дуная, Ярослав «суда рядил». Это период расцвета поселения Смил, в котором успешно развивается торговля, ремесло, сельское хозяйство. Многочисленные находки на территории современного Измаила позволяют судить о присутствии на левом берегу Дуная в это время и византийцев, которые основали населенные пункты на месте будущей крепости Измаил. Православная византийская церковь также активно осваивала данные территории и, несмотря на близость кочевников, открыла здесь в ХІ - ХІІІ вв. первые монастыри. В середине ХІІІ в. на землях Придунавья появились монголо - татары. Вначале они разбили половцев, а затем уничтожили и взяли в плен большую часть населения края. Богатые, урожайные земли надолго были превращены в пустынные пастбища. Наступила пора длительного хозяйственного и культурного упадка края. Несмотря на это, в конце ХІІІ – начале ХІ V в. на левобережье Дуная появляются генуэзские купцы, которые основывают торговые фактории. Существует предположение, что генуэзская фактория Вигина могла находиться в районе Измаила. В начале ХV в., в связи с распадом Золотой орды за придунайские земли с переменным успехом воюют два дунайские княжества - Валахия и Молдавия. Поселение Смил, очевидно в это время оно входило в состав Валашского княжества, так называемой Мунтении. Во второй половине XV века земли Бессарабии стают объектом притязаний со стороны Турции. Вместе с ордами крымского хана Менгли-Гирея в 1538 году турки захватывают поселение Синил (до XV в. – Смил), которое было включено в состав Османской империи. По распоряжению турецкого правительства в Буджакских степях были расселены нагайские татары, которые получили название Белгородской или Буджакской орды и стали фактическими соседями жителей Синила и других славянских населенных пунктов, которые располагались в крае. Укрепившись в Северо-Западном Причерноморье, турки рядом с захваченным Синилом создают так называемую «переправу ягнят» и небольшое укрепление, получившее название Измаил (Ишмасль, что означает «услышь аллах»), которое стало основой будущей мощной крепости. В одной из турецких хроник сообщается о смерти Мехмеда-ага, построившего «крепость на берегу Дуная, на месте названной переправы «Измаил». Вероятнее всего, крепость была нужна для охраны торгового поселения, находившегося в неспокойном пограничье огромной империи, и само поселение, видимо, помещалось первоначально в самой крепости, т.е. было окружено земляным валом, возможно имело оборонительные сооружения. В то время на территории крепости уже существовали Святоуспенский и Святониколаевский монастыри, которым принадлежало 9 лавок и 11 домостроений. Существует еще одна версия происхождения названия города. Возможно, произошло одно из тех изменений, которые были так характерны для Османской империи, когда Смил стал вначале Измил, а после уже Измаил. Но эта версия не подтверждена документально.
Известный турецкий путешественник XVII в Эвлий Чалеби, описывая город, объяснял происхождение названия «Измаил» примерно так: «Город этот в 889 (1484 г.) году захватил хан Измаил, поэтому это поселение и называют городом Измаилом». Эвлий Чалеби свидетельствовал, что в середине XVII в. Измаил имел «пречудесный порт», в котором находилось до 500 судов, 2000 домов, множество торговых лавок. Существовали 3 мусульманских квартала с каменными домами под черепичной крышей, мечети. Население занималось преимущественно торговлей – ежегодно купцы отправляли в польские и московские земли более 2 тысяч возов соленой рыбы. В городе существовал невольничий рынок. Помимо мусульман, в Измаиле жили еще греки, армяне, евреи. Поражало автора обилие комаров в крае. По законам шариата, блудниц, которых ловили на территории крепости, отправляли на остров Змеиный. Их оставляли голыми на ночь и к утру многие из них погибали от многочисленных укусов комаров и москитов. Говоря о крепости, отметим, что существует несколько версий. Первая крепость, построенная Мехмедом–агой, не имела военного значения. Она очень часто подвергалась нападениям и полностью разрушалась. Довольно часто в предместьях крепости появлялись запорожские казаки. В 1594, 1595 гг. они совершили несколько набегов на крепость во главе с атаманами Северином Наливайко и Иваном Сулимой. В 1609 г. казаки вообще сожгли Измаил. Походы состоялись также и в 1632 г. и в 1673 году. Поэтому не удивительно, что в 40-е годы XVII века описывая Измаил отмечали, что это «турецкий город, совсем не обнесенный стеной», а через 20 лет и Эвлий Чалеби отметит характерную деталь - «поскольку крепости тут нет, то нет и коменданта». Спустя полвека об Измаиле говорят уже совершенно по-другому: «город Измаил… крепость,…с турецким гарнизоном, которой не следует пренебрегать». Складывается интересная ситуация: крепость вроде бы существует, но в то же время не имеет сколько-нибудь важного стратегического значения. Возможно, она либо была разрушена, или незначительностью своих размеров не производила особого впечатления на путешественников. Таким образом возникает закономерный вопрос: когда же была построена та непреступная крепость, бастионы которой во второй половине ХVIII в. штурмовали российские войска? Возможно, в связи с напряженной международной обстановкой турки отстроили и усилили крепость именно во второй половине XVIII в., когда край стал ареной военно-политического противостояния Российской и Османской империй. В 1770 году российская армия под командованием П.А.Румянцева разгромила 150-ти тысячную турецкую армию, и к августу этого года корпус генерала М.В.Репнина захватил крепость Измаил. Активное участие в освобождении города принимали запорожские казаки. Первым комендантом крепости был назначен полковник Ивков, при котором происходит укрепление бастионов крепости, сооружается верфь. Однако по условиям Кучук- Кайнарджийского мира Измаил был возвращен Турции. Перспектива очередной русско-турецкой войны вынуждает турков обратить особое внимание на крепостные сооружения Измаила. Под руководством французского инженера Де Лафит-Кловэ и немецкого архитектора Рихтера была проведена модернизация крепости, сделавшая её главным опорным пунктом турецкой армии в Подунайском крае. В 1787 году, с началом русско-турецкой войны, Измаил вновь оказывается в центре событий. В ноябре 1790 года 28-тысячная армия под командованием генерала И.П. Гудовича окружила крепость с суши, с Дуная Измаил был блокирован флотилией адмирала Дерибаса. Запорожские казаки под командованием атамана А.Головатого подошли к восточным бастионам крепости. В декабре того же года, по приказу главнокомандующего российской армией Г.А.Потемкина, к Измаилу прибыл А.В.Суворов, приступивший к организации штурма, который произошел 22 декабря 1790 года и закончился блестящей победой российской армии. Однако, согласно условиям Ясского мирного договора, в 1791 году Измаил в очередной раз был возвращен Турции. И вновь, с 1807 года, в который раз, русские и турецкие армии пытаются закрепить за собой право на владение крепостью Измаил. Несколько раз российские войска пытались захватить крепость, но только в августе 1808 года она капитулировала перед войсками генерала Засса. Одним из участников штурма был выдающийся украинский писатель И.П.Котляревский. По условиям Бухарестского мира Измаил отходит к России. Однако после поражения России в Крымской войне, в 1856г. Измаил вновь переходит под власть Турции. Бастионы крепости были взорваны, земляные валы срыты и больше уже никогда не восстанавливались.
Мирное становление города было связано с деятельностью русского генерал-майора, коменданта крепостей Бессрабии, Сергея Алексеевича Тучкова, который был назначен комендантом крепости в 1809 г. По словам историка-краеведа П.Т.Коломойцева, «Тучков лично выбрал место, где должен быть город, разбил его на кварталы, заложил первые здания для магистрата и градоначальства». Сергей Алексеевич прилагает колоссальные усилия и энергию для заселения города. Если в 1809 году в городе проживало 3250 человек магометанской и 569 – христианской веры, то лишь за пол года (с марта по август) 1811 года, благодаря его усилиям в Измаил прибыло 2200 человек, в том числе 947 украинцев, 638 русских, 168 молдаван и др. Постепенно безымянное предместье крепости Измаил превращается в город, который 19 сентября (10 октября по новому стилю) 1812 года указом Сената был переименован в город Тучков, сохранив это название до 40-х годов Х1Х ст. В 1813 году Тучков становится уездным городом, что способствует его дальнейшему развитию. В городе жили представители разных национальностей – русские, украинцы, молдаване, болгары, армяне, цыгане, такой же пестрый состав населения сохранился до ныне. Занималось население в основном ремеслом, торговлей, земледелием, возделыванием садов и огородов. К 1817 г. в городе, крепости и близлежащих хуторах проживало 11571 человек, в городе насчитывалось 823 здания, в крепости - 275, работали 7 церквей и 2 монастыря. В 1821 году в городе побывал А.С.Пушкин. В сопровождении офицеров Гамалеева и Щербачева он осмотрел крепость, город, побывал в гостях в доме у С.А.Тучкова. В 1826 г. был утвержден герб города. Несмотря на то, что он претерпел ряд изменений, основные его символы сохранились до сегодняшнего дня (крест, полумесяц, сабля, берег, вода). Дальнейшее развитие города было напрямую связано с рекой Дунай, что привело к открытию в 1823 г. Измаильського порта. Уже в 1826 году Измаильский порт посетили 84 российских, 26 английских, 24 австрийских, 10 сардинских и 10 турецких судов. Все возрастающая роль города, особенно в международной торговле, привела к тому, что в 1830г. было создано градоначальство, которое возглавил С. А. Тучков. В 1831-1832 годах в городе было построено 174 жилых дома, 64 торговых лавки, 4 магазина для хранения зерна. Закончилось обустройство Дунайского проспекта. На центральной площади города, по проекту архитектора Мельникова, было закончено строительство Покровского собора. С этого времени в Измаиле начинает работу Канцелярия таможенного округа и центральный карантин. Несмотря на определенные позитивные моменты, развитие города происходило в достаточно жестких условиях: царская власть не выделяла денег, часто в крае вспыхивали различные эпидемии (чума- 1819, 1824, 1829 гг., холера-1831 г.), случались неурожайные годы (1825- 1826гг.). В марте 1835 г. Тучков С.А. направил императору рапорт, в котором отмечалось, что город делится на четыре квартала, имеет 45 улиц. В общей сложности – в крепости, городе, хуторах насчитывалось 2540 зданий. В городе находилась канцелярия градоначальника, суд, карантинное управление, таможня, и другие учреждения, проживало 12227 человек разных национальностей и вероисповеданий. Суда из порта отправлялись в Одессу, Херсон, Константинополь, Ливорно, Геную, Марсель. Ежегодно Дунай приносил до 100 тыс. пудов рыбы. В городе работало 11 мелких предприятий, около 300 торговых лавок, более 150 мельниц, 100 цехов, которые объединяли более 700 ремесленников. Дальнейшему мирному развитию города помешала Крымская война (1853-1856 гг.). Парижский мирный договор разделил земли Придунавья между Молдавией и Турцией. Нарушение экономических связей, изменение привычного образа жизни обусловили спад промышленного производства, привело к уменьшению количества жителей в крае. Только за два года (1860 и 1861) более 20 тыс. человек выехали за его пределы. После очередной русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) Измаил оказывается в составе Российской империи. Постепенно развитие края стабилизируется, в его экономику начинают вкладывать деньги не только российские, но и иностранные банки. Например, французы финансировали строительство железной дороги Бендеры – Рени, немецкие и бельгийские банки вкладывали инвестиции в развитие мукомольной промышленности. Хотя в целом промышленность носила мелкотоварный характер - на 32 промышленных предприятиях города работало всего лишь 657 рабочих. После присоединения Бессарабии к России царское правительство стремилось сохранить привычную для местных жителей систему управления. В конце 70-х годов Х ІХ в. были избранны коммунальный совет и городская управа, которая являлась исполнительно - хозяйственным органом совета. Возглавлял управу городской голова. Эту должность занимали: 1878-1889 гг. И.Николаевич; 1889-1906 – Ф.Тульчианов; 1906-1907 – С.Кольцов; 1908 – Комарницкий; 1909-1910 – И.Авраамов; 1911 – 1917 - Д.Тульчианов; 1917-1918 – Е.Лашков.
Определенные изменения на рубеже ХI Х - ХХ веков происходят в области образования. В городе работали мужская и женская гимназии, духовная семинария, 14 приходских школ, в которых обучалось более 1030 учеников. На этот период приходится работа в нашем городе известного болгарского поэта Христо Ботева. Согласно переписи 1897 года в Измаиле проживало 39,1% молдаван, 19,6% украинцев, 12,4% русских, 12% болгар, 7,5% гагаузов, 4,8% евреев, от 0,1 до 0,7% - цыган, армян, греков, немцев и поляков. К началу ХХ в. в царской России начался поиск новых путей общественного развития. Специфика экономической жизни Измаильщины наложила определенный отпечаток на развитие общественного движения в крае. Рабочий класс Измаила был немногочисленным. Самым активным сторонником преобразований являлось безземельное и малоземельное крестьянство. Помимо всего прочего в крае практически отсутствовала интеллигенция, которая бы выступила генератором национально- освободительных идей. Тем не менее, первая российская революция 1905-1907 годов нашла определенный отклик и в Измаиле. В 1904 году против конвенции между Россией и Румынией выступали рыбаки Измаила, т.к. условия конвенции сокращали зоны вылова рыбы на Дунае; в мае 1905 года в городе появились антиправительственные прокламации «Первый шаг», «Майские требования». Обеспокоенность полиции вызывало пребывание в городе летом 1905 года лейтенанта Шмидта, возглавившего впоследствии восстание севастопольских матросов. 19 октября 1905 г. на центральной площади города состоялась антиправительственная демонстрация. Измаил становится центом переправки нелегальной литературы революционного содержания из Болгарии. Накануне первой мировой войны Измаил представлял собой самый большой административный и торговый центр Подунавья. В городе и предместьях проживало 35.708 человек. Во время февральской буржуазно- демократической революции город находился на военном положении. 20 ноября 1917 г. в Измаиле прошел первый съезд Советов Придунайского края. Тогда же город попадает в сферу влияния «Сфатул Церий» (демократический парламент, созданный в Кишиневе), который в последствии идет на конфронтацию с большевиками, предпочитая сближение с Украинской Центральной Радой. Политическая нестабильность в крае, противостояние между советской Россией, Молдавией и Украиной было использовано королевской Румынией, которая в январе 1918 года захватывает почти всю Бесарабию. В это время, в качестве комиссара Дунайской флотилии, в Измаил прибывает Анатолий Железняков. Но, несмотря на все усилия, 9 апреля 1918 года Румыния официально заявила о включении Бессарабии в состав королевства. И снова началась борьба за свободу и независимость. Через 22 года, 28 июня 1940 года, советские войска вступили на территорию Бесарабии. 3 июля были закрыли границы с Румынией на реках Дунай и Прут. В жизни трудящихся Измаильщины начался новый период достижений и потерь, надежд и разочарований. На 1 января 1940 года в Измаильской области проживало 627,7 тыс. человек. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. прервала течение мирной жизни. Оборону города взяли на себя бойцы 25-ой им. Чапаева и 51-ой Перекопской стрелковой дивизий, 79–го и 25- го отряда войск пограничной охраны, корабли и части Дунайской военной флотилии, 3-я и 96-я авиа эскадрильи. На начальном этапе войны была проведена беспрецедентная наступательная военная операция – Килия-Веке, в ходе которой наши войска захватили и удерживали в течении определенного времени плацдарм на вражеской территории. 22 августа 1944 года, в ходе Ясско-Кишиневской операции, войска 3-го Украинского под командованием маршала Толбухина Ф.М. и моряки Дунайской военной флотилии освободили Измаил. Первыми вошли в город солдаты майора Клушина. Наступил долгожданный мир. Город приступил к восстановлению разрушенной экономики и инфраструктуры. Возобновил работу порт, электростанции, рыбзавод, многие промышленные и торговые предприятия. В октябре 1944 г. было создано Советское Дунайское пароходство. В 1946-1950 годах в городе начали работу промкомбинат, элеватор, кондитерская фабрика, хлебзавод, открываются и строятся новые школы, училища. В 1952 году в Измаиле открыт педагогический институт, в 1954 – техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. В городе создается драматический театр, областная филармония.
В 1954 г. Измаильская область была ликвидирована. Все районы вошли в состав Одесской области. Развитие города продолжается - сооружаются консервный комбинат, винзавод, мясокомбинат. В 60-х годах строится и вводится в действие Измаильский целлюлозный комбинат, автопредприятия, аэропорт. В послевоенные годы площадь Измаила увеличивается почти вдвое. К концу 70-х годов в городе действует более 150 магазинов, около 120 предприятий общественного питания. Нарастающий кризис в стране, углубившийся в 80-е годы ХХ в. не обошел стороной Измаил. Для города был характерен спад производства, снижение продуктивности труда, уменьшение доходов населения. Однако обретение Украиной независимости 24 августа 1991 г. открыло перед населением края и города новые возможности и перспективы. Открылись новые учебные заведения, педагогический институт получил статус гуманитарного университета, расширилась сеть магазинов и фирм, развивается предпринимательство, быстро расширяется товарный рынок, распространяются все виды туристических услуг, многие предприятия города доказали, что способны выживать и развиваться в новых экономических условиях. Каждый, кто хоть раз побывал в Измаиле, надолго запомнит его тенистые улочки, старинные особняки, широкие проспекты и огромное солнце, которое удивительным образом каждый вечер опускается в Дунай.
Имя нашего дома Названия улиц, площадей, парков Измаила, как и любого другого города, - это визитная карточка, отражение его истории, окно в прошлое. Измаил отличался от других городов тем, что центральная артерия города - проспект Суворова - делил одну улицу на две части (восток и запад) и давал им различные названия. Современная улица Кутузова, например, на запад от нынешнего проспекта Суворова называлась Кугурлуйской, а на восток - Еврейской. Да и сам проспект от Дуная до Покровского собора назывался Александровской улицей, а выше собора - Мариинской. Восточная часть улицы Болградской ранее называлась Тучковской, а нынешняя улица Тучкова в западной части - Липованской, а на восток - Екатеринославской. Западная часть улицы Дзержинского ранее носила название Крепостной. Ныне название улицы Крепостная носит одна из улиц, расположенных на территории бывшей крепости. Если идти от Дуная, то можно было прочитать: Липовская (восточная часть Краснофлотской), Старообрядческая (восточная часть Дзержинского), Сербская (восточная часть Кирова), Болгарская (восточная часть Гоголя), Нижне и Верхнеармянская (восточные части Сергея Бурлаченко и Ново-Килийской), Липованская (западная часть Тучкова). Были улицы, названные, по-видимому, по роду занятий жителей: Купеческая (Ленина), Нижне и Верхнеторговая (восточные части Бендерской и Комсомольской), Конторская (восточная часть Котовского) и даже Ковричная (Татарбунарская). Нет улицы Архиерейской (Папанина), Семинарской (западная часть Ватутина), Верхне и Нижнесоборной (западные части Калинина и Красноармейской), потерялись улица Пятницкая (Юлиуса Фучика), Надеждинская (западная часть К.Маркса), Бросчанская, Согласная и Красивая (первые две соответственно западные части Пушкина и Чапаева, а вместо Красивой появилась Героев Сталинграда). Прежние названия улиц были только в Измаиле. Улица Щорса потеряла свое прежнее историческое название Турбаевской, связанное с событиями штурма крепости. До названия этой улицы Турбаевской – это была отводная дорога от береговой базы галерного флота, располагавшейся на территории, которая впоследствии была застроена служебными помещениями ИСРМЗ. Со временем исчезли такие площади в городе, как Сенная, Гарманная, Госпитальная, Привоз. Так, к Госпитальной площади с одной стороны примыкала улица Госпитальная (Савицкого), а с другой Немецкая (Железнякова). На месте нынешнего парка Б.Хмельницкого было старинное еврейское кладбище, людская память о котором сохранила одну из трагедий - расстрела большой группы людей в июле 1941 года. По рассказам очевидцев лица расстрелянных были обезображены кислотой до неузнаваемости. На том месте, где сегодня находится гостинница “Измаил” стояла армянская церковь, а около музыкальной школы на углу улиц Кирова и Ленина (там где пустырь) стояла греческая церковь. Отрадно, что одна из религиозных общин города получила свое культовое здание - польский костел, расположенный на углу улиц Адмирала Холостякова и Комсомольской. Двухэтажный жилой дом по улице Пушкина,13, напротив управления газового хозяйства, потерял свое прежнее назначение - ранее была синагога еврейской общины. В далекие уже времена на территории крепости был монастырь. Монахи очень долго и тщательно готовились к торжествам по случаю празднования Крещения. Накануне делались большие столы, сколачивались скамейки. Все это размещалось возле Николаевской церкви. Здесь же организовывался постоялый двор для приема гостей с их повозками и лошадьми. Звонил самый звонкий колокол Успенской церкви, созывая на традиционную службу, а потом и празднество всю округу. Пестрое яркое шествие с хоругвями, свечами и иконами направлялось к Дунаю. Главными действующими лицами этих торжеств были настоятель монастыря отец Илларий, монахи и человек, согласившийся отыскать в ледяной воде серебряный крест. Дунай в это время обычно был скован льдом. В нем делали прорубь и бросали в нее крест. Здоровяк бросался в воду и доставал его. Отец Илларий освящал им Дунай, чан со святой водой, всех присутствующих. Праздник продолжался не час, не два, а целые сутки, а то и более.