Мой город Измаил

Тема у розділі 'Одеський форум', створена користувачем Глафира, 4 лют 2010.

  1. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG] Дунай, Дунай...
     
  2. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    затон Измаильского судоремонзавода
     
  3. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    моряки работают круглый год...
     
  4. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]
    затон Измаильского судоремзавода
     
  5. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG] [​IMG][​IMG]
    затон Измаильского судоремзавода...
     
  6. гренадер

    гренадер пенсіонер

  7. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    дачи у прибрежной зоны, Измаил
     
  8. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]
    шлюз у притока Дуная речки Репида близ Измаила
     
  9. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    Фрагмент улицы Тучкова в Измаиле...
     
  10. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]
    Артиллерийские катера Измаильского погранотряда...
     
  11. гренадер

    гренадер пенсіонер

    КАТАКОМБЫ ИЗМАИЛА




    В советские времена, особенно по окончании второй мировой войны, в городе Измаиле, как и по всей стране, развернулось строительство жилых и административных зданий. В городе такие здания строились, в первую очередь, в старой, исторической части города. Во время этой работы естественно сносу подвергались старые и ветхие дома, при этом рабочие обнаруживали подземные коридоры, ведущие в никуда из подвалов сносимых домов. Со временем специалисты – строители стали использовать отдельные фрагменты подземных коридоров с системой коммуникаций новых строений.
    Здание Придунайской региональной таможенной службы в городе Измаиле расположено на центральной магистрали города - проспекте Суворова. Это здание построено в середине ХХ столетия в стиле сталинской эпохи. Интересно то, что в здании
    имеется обширный подвал, из которого подземным переходом можно выйти в колодец, расположенный в сквере возле военного лазарета. В 70 – х годах ХХ столетия при посещении подвала можно было увидеть, что подземный коридор выложен кирпичом и длина его составляла примерно 15 – 20 метров. Глубина колодца 7 – 10 метров, из которого на поверхность можно было выйти при помощи металлических скоб вбитых в стены. Подвал, подземный коридор и колодец были сухие, сырости не ощущалось.
    Надо заметить, что здание таможни находится на углу пр.Суворова и улицы Дзержинского в нескольких десятках метров от места, где ранее располагалась одна из церквей старообрядческой общины города.
    Церковь в советские времена была снесена. Вместе с тем мы знаем, что та церковь была соединена подземными переходами с основным подземным коридором, связывающим город с крепостью. По всей видимости, строители при возведении здания таможни использовали старинные подземные коммуникации для возможного аварийного выхода из подвала, использование которого предполагалось в качестве бомбоубежища.
    На месте нынешнего универсама на углу проспекта Суворова и улиц Свердлова и Железнякова когда-то располагалось старинное одноэтажное здание с комплексом служб быта – старым универсамом, фотоателье, парикмахерской и т.п. В середине 70 – х годов ХХ столетия было принято решение о сносе этого здания. Вот здесь работники милиции при обследовании пустого здания выявили коридор из подвала, ведущий на противоположную сторону проспекта. Этот коридор по всей видимости начали рыть и прошли расстояние примерно в 70 – 80 метров, а затем бросили. Коридор был прорыт в глине, камнем не облицован и не оштукатурен. Вместе с тем он хорошо сохранился, был сухим, без паутины, без висящих корешков деревьев. Впоследствии при возведении нового многоэтажного здания этот подвал перепланировали, встроили в многоэтажное здание и использовали в качестве подсобного помещения, а коридор засыпали и заделали в целях безопасности.
    В обрывистом берегу болота вдоль реки Дунай в районе от хлебокомбината до железнодорожной ветки к ОАО «Измаильский речной порт» (бывший ИСРМЗ) наружу выходят входы в подземные сооружения. Стены и перекрытия этих сооружений изготовлены из бетона и металлических конструкций. Просторные ( 3 на 4 метра) помещения явно были предназначены для использования в военных целях – для организации обороны вдоль реки. Из этих помещений в сторону, противоположную реки, т.е. в сторону улицы Нахимова, вели подземные коридоры, выложенные кирпичем или оштукатуренные каким-то раствором. Протяженность их точно не определена. Местная детвора утверждала, что никто из них до конца эти коридоры не проходил, они ведут в неизвестность…


    Можно предполагать, что в 40-х годах ХХ столетия с целью усиления обороны, военными строителями были построены эти подземные железобетонные сооружения и здесь также использованы подземные пути коммуникации наших предков из крепости в район Копаной Балки, где во времена турецкого владычества была береговая база галерного флота Турции.
     
  12. гренадер

    гренадер пенсіонер

    «Мины» под городом

    Вплоть до 40-50 годов двадцатого столетия в Измаиле широко велась разработка подземных карьеров глины. В результате город, особенно его старая часть, в буквальном смысле «повис» на катакомбах. Отдельные выработки – «мины» – достигают внушительных размеров – 3-4 метров в ширину и 2-3 метров в высоту при длине до нескольких сот метров. В некоторых районах они имеют двухярусное строение: первый залегает на глубине от 4 до 6 метров, а второй от 8 до 10 метров. Стены и своды выработок, как правило, состоят из естественного грунта, но в отдельных местах выложены кирпичом.
    Наличие подземных «мин» можно подтвердить обследованием, зондировочным бурением, на их присутствие указывают также многочисленные факты провалов дорог и тротуаров, деформаций жилых домов, носящих нередко катастрофический характер. Существование выработок негативно сказывается как на эксплуатации старых зданий, так и на строительстве новых объектов.
    Предлагая пути ослабления негативных последствий этого, специалисты Измаильского отделения «Укрюжстройизыскания» направили в исполком городского совета свои предложения по решению проблемы. Предлагалось, в частности, разработать топографический план в масштабе 1:500 с нанесением на него всех существующих выработок. Авторы предложения обращали внимание городских властей на то, что их организация располагает соответствующими специалистами и определенным опытом работы. Финансирование проекта можно было вести как за счет средств городского бюджета, так и с привлечением финансов коммерческих структур, причем с обоюдной пользой.
    Создание топографического плана позволило бы производить выбор площадок под строительство там, где упомянутые выработки отсутствуют, а в тех местах, где они есть, с учетом полученной информации приниать наиболее целесообразные проектные решения.
    Представляют выработки и определенный коммерческий интерес. В связи с тем, что «мины» имеют значительные размеры и постоянную температуру, их можно было бы использовать под экзотические рестораны, бары и кафе, а также под складские помещения. Оборудовав подземные тоннели освещением, подогревом и вентиляцией, здесь можно круглогодично выращивать грибы и цветы. Помимо этого не исключена возможность интересных археологических находок – оружия, керамики, предметов утвари и монет. Это может иметь большую историческую ценность.
    С 1997 года власти города так и не откликнулись на сигнал тревоги. Может быть сейчас пришло время приступить к решению этой проблемы.

    О.Негов
    «Собеседник Измаила», 14.08.2002 года
     
  13. гренадер

    гренадер пенсіонер

    Церковно-монастырские подземелья
    В XVI-XVII столетиях придунайские страны вели между собой постоянные междоусобные войны. Эти войны отличались особой жестокостью. К побежденным не было никакого снисхождения: после победы все становилось товаром: и животные, и люди. Победители грузили имущество на телеги; скот и людей угоняли своим ходом. Что нельзя было угнать или увезти – сжигали, оставалось только пепелище. Позже победители часть пленников оставляли себе в рабство для бесплатной работы или в гаремы, а остальных и их имущество – распродавали. Это была всеобщая практика, и зная об этом, люди заранее готовили способы защиты, чтобы избежать такой участи.
    Одним из таких способов – устройство подземных тайных укрытий для скота и людей. Там же, под землей, создавали достаточные запасы продовольствия и воды, чтобы можно было продержаться как можно дольше. В таких случаях неприятель, оказавшись в городе, были немало удивлены: город пуст, как будто людей здесь никогда и не было! Не было даже кошек и собак! Такие случаи рождали немало легенд.
    В таком городе неприятелю делать было нечего – отдохнули и пошли дальше, высказывая различные версии происшедшего. Ведь все поголовно были суеверными и безграмотными, поэтому найти разумного объяснения происходящему не могли. А горожане, переждав опасность, возвращались обратно в свои жилища.
    Подземные укрытия не могли быть бесхозными: кто-то должен был следить за их исправностью, запасами воды и пополнением продовольствия. Как правило, этим занималась общинная церковь, вернее монахи или доверенные люди, которые ухаживали за церковью. Этими укрытиями пользовались крайне редко, да и войны возникали не каждую неделю. Входы и выходы укрытий держали в строжайшем секрете и только священнослужители передавали их из поколения в поколение.
    Где находились эти укрытия, вернее точное их место расположения, предугадать было невозможно. Предполагая, что такие укрытия находятся точно под церковью, можно было смело ошибиться. Наоборот, укрытия могли быть под соседними домами, или даже на соседней улице, или под ближайшим холмом, а от церкви шел ключевой подземный коридор – для периодического наблюдения и обслуживания.
    На территории церкви всегда находился основной или запасной вход в эти укрытия. Такой ход мог быть присыпан землей или зерном, а мог быть замаскирован под гробницу или обыкновенную могилу. На входе могла быть икона или же нарисована фреска. Вариантов было множество. Такие подземные убежища использовали не только во время войны: они хорошо выручали горожан во время больших пожаров, когда выгорали целые улицы или районы города.
    Во времена войн, прятавшиеся в подземелье люди, ночью выходили на поверхность в самых неожиданных местах и нападали на спящего противника. Люди, как правило, суеверные, были в страхе – пустой город и тут же привидения, нападающие на них! Неожиданные вылазки приносили ощутимый успех – противник нес потери, среди неприятельских войск возникала паника – казалось сам дьявол из преисподней, нападает на них.
    Не всегда, и не везде такие способы защиты общины находили применение. Но церковь среди общей безграмотности, накапливала богатый опыт и знания, предусматривала возможность применения их в будущем. В связи с этим, при строительстве храма, как правило, строили и защитные сооружения, подземелья. Особенно это характерно для монастырей. Любой монастырь того времени, представлял собой крепость, в которой жили и выполняли свои обязанности монахи.
    На старинной карте реки Дунай, которой пользовались во времена Кантемира, видно, что вдоль всего русла реки расположены монастыри и крепости. Самые близкие к Измаилу – монастырь Сауна, крепости Силистрия, Баязет, Браила, таят в себе тайны средневековья.
    Государство не будет называться государством до тех пор пока у него не будет символики- герба, флага, гимна, денежной единицы. Точно так же город не будет городом (каким бы великим он не был) до тех пор, пока у него не будет городских атрибутов – почты, городской управы, суда, полиции, прокуратуры, банка, собора.
    Крепость Измаил русские освоили в 1810 году, а посад у крепости уже в 1812 году стал городом. Как это получилось? Дело в том, что Россия хоть и отвоевала придунайские земли у Турции, но земли эти называть российскими было нельзя до тех пор, пока они не будут заселены российскими поданными (русские войска в счет не шли). Россия принимала экстренные меры для заселения новых земель россиянами. Для управления этим процессом срочно был необходим административный центр. Выбор пал на Измаил. Для создания здесь города, в России открыли линию наибольшего благоприятствования, и целый ряд льгот, чтобы заинтересовать людей к добровольному переселению: с беглых каторжников и крепостных снимали преследование, если они оставались здесь на постоянное проживание. Иностранным беженцам бесплатно выделяли землю и в течение 10 лет не брали на военную службу. Старообрядцам, не желавшим переходить к новым обрядам, разрешали здесь жить по старым обрядам и больше не преследовали. Разорившимся дворянам продавали пахотные земли по минимальной цене и они снова могли восстановить статус полноценного дворянина.
    Так, село Броска выросло на землях-имениях трех в прошлом разорившихся дворянок: дойдя в России до крайней нищеты, они продали там остатки своего имущества и на вырученные деньги купили себе здесь достойные имения. Да, далеко от столицы, однако они здесь чувствовали себя высшим сословием. Дворяне считали, что лучше жить на задворках, чем получить позорную отставку.
    Кроме льгот применяли и насильственные меры – целыми деревнями переселяли государственных крестьян (села Першетравневое – бывшие Гасаны, частично Кислица).
    В 1812 году в России мирно провели административную реформу, в результате которой появился правительственный указ, запрещавший евреям жить в крупных городах. Из крупнейших городов России евреев переселили в основном в Одессу, Измаил, Килию. Впоследствии евреи из Килии перебрались в Одессу и Измаил. Благодаря еврейскому населению Одесса стала процветающим городом.
    Для провинившихся дворян, высших чинов полиции и военных город Измаил стал местом «почетной» высылки на поселение. Сюда переселяли неугодных при дворе или переводили по – службе военных и полицейских чинов. Несмотря на то, что эти люди были в немилости у царя, однако они были специалистами высшего класса. Именно они и составили ядро общества и административного управления города Измаила. С их помощью Измаил поднялся и до настоящего времени является в области вторым по значению городом после Одессы. Дворяне, занимали должности в административном управлении городом.
    Особо стоит рассказать о евреях. После их переселения, Измаил (Тучков) стал очагом высокой культуры, потому что в своей массе это были образованные интеллигенты – врачи, адвокаты, педагоги, музыканты, бухгалтеры, счетоводы, портные, закройщики, опытные торговцы, артисты, поэты, певцы, писатели. Все они не собирались здесь жить вечно, но пока жили, создавали Измаилу имидж развитого, передового города и культурного центра Придунавья.
    Кроме евреев в городе селились и представители других национальных культур. Все эти люди, оказавшись по разным причинам в Измаиле, создавали национальные общины и землячества. Всего таких общин в Измаиле создано было десять: Монашеский скит, Болгарско – молдавская община, Старообрядческая, Греческая, Дворянская, Еврейская, Разночинная, Армянская, Цыганская, Мужской монастырь. Общины строили церкви. В былые времена церковь имела другую организацию и полномочия ее были несколько шире. Церковь брала на себя некоторые функции государства и отвечала за социальное обеспечение граждан этого государства (своей общины).
     
  14. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение:Церковная помощь в те времена была существенней чем в настоящее время помощь органов социального обеспечения. Церковь обеспечивала правовую защиту членов своей общины, содержала приют для престарелых и немощных (богадельня), содержала больницу и обеспечивала ход за больными (медицинские сестры и братья), предоставляла ночлег и питание странствующим (былинникам), паломникам и путешествующим (ночлежка), обеспечивала начальное школьное образование (приходская школа), осуществляла освещение улиц и даже подкармливала бездомных животных.
    Государство, оказывая помощь церкви, наделяла церковные учреждения пахотными землями, охотничьими и рыбными угодьями, разрешало иметь свои торговые ряды, винокурни, винницы, трактиры, свечные и другие фабрики, мастерские. Таким образом, община получала рабочие места и солидную бесплатную социальную помощь. Крупные общины могли строить две и более церквей, как, например, липоване. Так в Измаиле и появилось 17 церквей и еще больше хозяйственных объектов, которыми они руководили.
    В городе появилось церковное управление (ул.Болградская,59), которое регулировало деятельность различных церквей города, а также занималось воспитанием нарушителей, снимая их с должностей и лишая сана через церковный суд (здание бывшего банка «Украина», в котором в настоящее время располагаются различные коммунальные службы города – фонд коммунального имущества, отдел земельных ресурсов и др.). В настоящее время общины города не производят материальных благ и построить свои церкви они не в состоянии, а отсюда и такое упорное желание членов этих общин завладеть развалинами бывших храмов для постепенного их восстановления.
    Появление общин, церквей и хозяйственных объектов происходило постепенно и несмотря на всеобщую поддержку государства и административное давление правительства с целью ускорения, все равно требовались десятилетия для становления города.
    Монашеский скит. Первая русско-турецкая война 1787 года закончилась миром, заключенным в селе Кучук-Кайнарджи. Для Молдовы Россия выторговала самоуправление, но под присмотром Турции. Турки поняли, что на Молдову нельзя положиться и с целью ее ослабления отделили от этого государства верхнюю часть (Северную Буковину) и отдали Австрии. Тысячи беженцев уходили из Буковины с целью остаться под защитой своего государства.
    Почти все православные монастыри Буковины, не желая подвергать себя преследованиям, снялись со своих обжитых мест и переместились в Молдову. Молдавская столица Яссы была наводнена бесприютными и голодными монахами, которые ждали от митрополита решения своей судьбы.
    К Австрии отошли многие православные монастыри и среди них был самый маленький, но самый известный из них – Путна. В этом небольшом монастыре, в мраморном гробе покоились останки молдавского господаря Штефана Великого, которого народ давно уже почитал святым и с которым связан золотой век молдавского государства.
    Трудно было митрополиту с толпами голодных и нищих монахов, осаждавших дворец со всех сторон. Им нужно было не просто пристанище – по своему уставу они должны были иметь совместное житие хоть при каком нибудь храме. Наиболее активные сами пошли по миру искать пристанище в действующих или строящихся церквях. Вот таким образом в Измаиле при церквях появились первые жилища монахов.
    Большая группа монахов (мужчин и женщин) отыскала в Дунайских
    плавнях, среди болот, сухой островок и основала там монашеский скит
    святого мученика Ферапонта. Это место знакомо нам под названием
    Бабель: в советские времена там располагался пионерский лагерь, а
    сейчас расположена зона отдыха (район с.Ларжанка – с.Новосельское).
    Болгарско – молдавская община. Кучук-Кайнарджийский мир был не очень прочным. Скорее всего это был так называемый „тайм-аут” для обеих сторон, чтобы отдышаться перед новой войной. Турки усматривали в Кучук-Кайнарджийском договоре обычный клочок бумаги, назначение которого было выиграть время для сбора и обучения новой армии. С этой целью к форштадту Измаил они стали пристраивать „новую крепость”. Для этого к Измаилу со всех окрестностей собрали много народа со своим гужевым транспортом. „Строители” расположились у воды – вдоль Дуная и Безымянной речки (Клушинская балка). Бригады менялись и, отработав возвращались в свои села, их сменяли другие.
    Прошли годы и в результате, когда крепость построили, на месте стоянок строителей образовались постоянные селения: на Дунае – липован, а на реке Безымянной поселились болгары и молдаване.
    Болгаро-молдавская община построила себе деревянную церковь Федора Тирона (позже в 1899 году рядом построили каменную церковь Жен Мироносиц).
    Община протянулась вдоль речки от крепости в сторону кладбища и имела одну улицу, по которой ходили и в церковь, и на кладбище. После Великой Отечественной войны ей дали имя „генерала Димитрова”, командующего болгарской освободительной армией.

    Старообрядческая община. После раскола церкви и запрета Запорожской Сечи, а также с Кубани на Дунай перебрались казаки и старообрядцы. Часть из них примкнула к Дунайскому поселению, а другая ушла за Дунай. Те, что остались на этой стороне образовали первую общину и построили себе церковь в начале улицы Крепостной (ныне западная часть улицы Чапаева), возле Крепости. До наших дней эта церковь не сохранилась, она была разрушена во время второй мировой войны и остатки этой церкви впоследствии использовались под склад. В настоящее время территория и часть восстановленных строений являются базой одного из частных предпринимателей.
    После завоевания крепости войсками А.В.Суворова, возле нее в устье речки Броаскэ, расположилась Черноморская гребная флотилия под командованием генерал-адмирала Де-Рибаса.
    Береговая база гребных галер размещалась на том месте, где сейчас расположен судоремонтно-механический завод по улице Нахимова. Здесь образовалась вторая липованская община. Там же вдоль Дуная жили экипажи галер и их семьи.
     
  15. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение:На углу Нижне-Липованской (ныне восточная часть улицы
    Дзержинского) и Отводной дороги (улица Щорса) липоване второй
    общины также построили себе церковь, а затем между общинами
    третью – Николая Чудотворца, покровителя моряков, которая
    располагалась на пересечении Дунайского тракта (пр.Суворова)
    и улицы Николаевской (западная часть улицы Дзержинского).
    До наших дней эта церковь также не сохранилась, осталась только часть
    ограды из кованой решетки. После расчистки развалин, здесь
    размещался спортивный комплекс пароходства.
    Старообрядческая церковь на углу ул.Дзержинского и ул.Щорса действует до настоящего времени.
    Первая липованская (старообрядческая) община следовала от Дуная вверх по Дунайскому тракту до улицы Верхне-Липованская (западная часть улицы Тучкова), затем по этой улице на запад до тех пор пока не упиралась в берег реки Дунай.
    Вторая липованская община располагалась в пределах от реки Дунай по Дунайскому тракту до улицы Старообрядческой (восточная часть улицы Чапаева) и далее на восток по этой улице до каръера Копаная Балка и вниз к реке Дунай.
    Греческая община. Измаильские греки – это выходцы из греческого квартала Константинополя. По тому времени это были самые грамотные, самые развитые, самые богатые люди измаильских поселений.
    Греческий квартал в Константинополе имел свое название – Фанар и его жителей называли фанариотами. В своей массе это были торговцы, ювелиры, золотых дел мастера, ростовщики – коварные, жадные, жестокие. Фанариоты шныряли в поисках наживы по всему свету и турки нередко использовали их в качестве переводчиков и информаторов о состоянии дел в дальних краях. Со временем, турки стали готовить из них чиновников среднего класса, а когда они обогатились (чиновники), турецкие правители стали продавать им должности собирателей налогов в вассальных землях. Греки-фанариоты в этом деле превзошли самих турок.
    В Молдове они обессмертили себя тем, что установили налог на дым: в обнищавшей стране облагать налогом уже было нечего, они додумались при наступлении холодов, брать налог с каждой дымящейся трубы.
    В Измаиле греки первыми возглавили управление городом, а грек Захариади стал даже городским головой, но продержался недолго – торговать было легче, чем управлять. Греческая община обжилась в Купеческом квартале между улицами Нижне - Торговая (восточная часть улицы Бендерской и Немецкой (восточная часть улицы Железнякова. Главной улицей считали Греческую (восточная часть улицы Кирова). На этой улице на перекрестке с улицей Купеческой (улица Ленина) стояла Греческая церковь. В начале 80 годов ХХ века ее разобрали из - за ветхости
    (стены треснули от осадки, швы разошлись и угрожали обвалом). В настоящее время на этом месте располагается деревянный крест. Вблизи же
    этого пустыря сохранились жилые дома с кельями, в которых в прошлом жили монахи, а сейчас – горожане.
    Дворянская община. Для размещения переселенных дворян было выделено место между «новой крепостью» и улицей Дунайской (Адмирала Холостякова). Сверху от улицы Училищной (Бендерская) до улицы Телеграфная (Железнякова западная часть). Дворяне сменили греков в администрации управления городом.
    Главной улицей в дворянском квартале была улица Красивая (героев Сталинграда). Своей церкви дворяне не имели – посещали Покровский собор.
    Еврейская община. После переселения из Екатеринослава (Днепропетровск) в Измаил евреи заняли место над старообрядцами в Купеческом квартале и образовали две улицы: Екатеринославская в память о прежнем городе своего обитания (Тучкова восточная часть) и Еврейская (Кутузова восточная часть). Имели две синагоги, одну в центре общины на углу улиц 28 июня и Кутузова, а другую на кладбище по проспекту Суворова. В оставшихся помещениях городской синагоги на 28 июня в последние годы располагались различные учреждения – Мастерская по ремонту весов, Рабочий отряд содействия милиции, Паспортная служба…
    Община разночинцев. В Измаиле была община, в составе которой были представители разных групп христиан. По разным причинам они не смогли примкнуть к своим землякам и образовали отдельную общину разночинцев. В центре общины, посреди Дунайского проспекта в 1810 году они построили Дмитриевскую церковь. Слева и справа от этой церкви община имела две улицы: на запад – Верхне-Дмитриевскую (Свердлова) и Нижне-Дмитриевскую (Октябрьская), на восток Верхне-Бессарабскую (Свердлова) и Нижне-Бессарабскую (Октябрьская).
    До наших дней церковь не сохранилась. После войны ее взорвали, разобрали на мелкие части и за одну ночь все убрали. В настоящее время на этом месте (площадь у общеобразовательной школы № 1) установлены памятник С.А.Тучкову и памятный крест.
     
  16. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение: Армянская община. В турецкой крепости Измаил была армянская община со своей церковью. После штурма крепости Суворовым, оставшиеся в живых армяне попали в плен. Чтобы не тратить казенные деньги на их этапирование в Россию, пленных армян раздали российским офицерам как крепостных в виде дара. Кто отправил этот дар за свой счет в Россию, а кто и отпустил на волю. Вот эти вольные армяне обосновали свое поселение подальше от города, чтобы лишний раз не попадаться на глаза победителям. Разместились они в глуши будущего промышленного квартала за будущей Сенной площадью в районе нынешней гостиницы «Измаил». Армяне занимались торговлей и сапожным делом. Постепенно к ним примкнули и другие армяне, образовали национальную общину. Жили они на двух улицах: Верхне-Армянская (восточная часть улицы Ново-Килийская) и Нижне-Армянская (восточная часть улицы С.Бурлаченко). Одним краем община выходила на Дунайскую дорогу (проспект Суворова). Возле этой дороги и между своими улицами армяне построили себе церковь. До наших дней эта церковь также не сохранилась. После второй мировой войны на церковной площади устроили городской стадион (загородная территория), а в церкви – спортклуб, раздевалки. В 70 годах ХХ столетия этот район застроили домами, церковь разобрали и на ее месте построили гостиницу «Измаил».

    Цыганская община. Цыганская община существует и поныне и место ее расположения в конце улицы Железнякова между автобазой № 5 и Ореховой балкой. Этот район еще прозывают «Кавказ» (на сленге «Капказ»). Имела община три улицы: Кавказ-1, Кавказ-2, Кавказ-3. Живут здесь оседлые цыгане. Своей церкви они не имеют. Бессарабские цыгане исповедуют христианство, которое приняли у греков, а вообще тяготеют к индуизму. Столицей оседлых цыган было село Сороки в Молдове.
    Оседлая цыганская община имеет интересную историю еще от Петра 1 и Господаря Молдовы Кантемира. В самом начале 18 столетия (1701-1710 годы) Господарь Молдовы, писатель и ученый Дмитрий Кантемир, предполагая скорый распад Оттоманской империи, предпринял отчаянную попытку освободить Молдову из вассальной зависимости Константинополя. С этой целью он вступил в сговор с Петром 1 вместе и неожиданно напасть на главные турецкие силы, расположенные на Дунае. У Кантемира не хватило оружия для своих войск и тогда он обратился за помощью к цыганам и те в короткие сроки выковали мечи для его войск. Взамен цыгане получили право проживать в Бессарабии. План Кантемира не удался: вездесущие купцы предупредили турок и они в нужное время вышли навстречу православной армии, одержали победу возле селения Сталинешты на реке Прут. В результате Петр 1 попал в ловушку и его жене Екатерине пришлось заплатить огромный выкуп с целью освобождения царя. Для Кантемира это поражение обернулось потерей страны и пожизненным скитанием. Свою Молдову Кантемир больше не увидел.

    Мужской монастырь. В 1834 году монашеский скит в Бабеле разделился на два монастыря – мужской и женский. Мужчины перешли на новое место, в город, где возле Базарной площади образовали мужской монастырь Святого Николая. Его возглавил монах Теодосий Урсул. Женский монастырь остался в Бабеле во главе с монахиней Ниной Булгар. Мужской монастырь в те времена располагался за городом, в настоящее время это место между улицами Средней (Чкалова) и Архиерейской (Папанина). В 1864 году монахи построили деревянную церковь на углу улиц Архиерейской (Папанина) и Крестной (Калинина). В 1935 году церковь одели в камень. Эта церковь – Константина и Елены действует и поныне.
    Подземелья и подземные ходы церкви Федора Тирона (ныне церковь Жен-Мироносец). Болгаро-молдавская община, духовным центром которой была церковь Федора Тирона, образовалась после отделения этой части поселка высоченной стеной «Новой крепости» от общего городища форштадта Измаил. Община расположилась вдоль левого берега Безымянной речки (Клушинская балка).
    С постройкой Новой крепости община оказалась одиноким поселком в безлюдной степи. Вся цивилизация была по другую сторону крепостной стены. Жители общины пришлось самим заботиться о своей охране и защите. И такой способ они нашли, проложив подземный ход от церкви вдоль всего поселка, под крепостной стеной в крепость. Выход этого хода находился в овраге возле нынешнего стадиона. В настоящее время этот овраг расположен на территории зеленхоза. Так как в поселке была одна улица, то в каждом доме из подвала шел секретный лаз, по которому можно было перейти в подземный ход.
    Рабочие раскопки в последующие столетия при строительстве многоэтажных домов, прокладке коммуникаций показали, что этот подземный ход был не единственным. От церкви по правому берегу Безымянной речки (ул.Клушина) шел еще один подземный ход под стену крепости и выходил из под земли в районе нынешнего железнодорожного переезда возле стадиона. Там, в Гагаринском леске, еще в 70 годах 20 столетия располагался хутор «Станционный поселок». Об этом ходе знали только служащие церкви, которые держали его в строгом секрете.
    Этими ходами пользовались очень редко (не было необходимости) и постепенно о них забыли. И вот почему.
    В 1809 году на усиление Дунайской армии в Измаил прислали 16-ю стрелковую дивизию генерала Орлова. В крепости для дивизии места не нашли (более 10 тысяч человек) и она разместилась вдоль крепостного рва от Килийских до Бендерских ворот.
     
  17. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение: Таким образом, и церковь, и община оказались внутри расположения дивизии под защитой военных. Зачем теперь подземелья? А 16 дивизия стала основателем будущего военного района города.
    До сих пор этот район (впрочем как и весь город) является сплошным музеем под открытым небом – здесь больше всего памятников старины: вековые деревья в 3-4 обхвата, улицы со зданиями старинной постройки. Вход на территорию штаба дивизии украшали 6 осадных пушек (по три с каждой стороны), оставшихся от штурма крепости. В настоящее время эти пушки установлены возле музея – диорамы.
    Военный квартал. Дивизия генерала Орлова № 16 расположилась в этом месте в 1809 году. В дивизии в должности дежурного генерала состоял будущий основатель города Тучкова генерал-майор С.А.Тучков.
    В 1821 году кишиневский генерал-губернатор решил проверить состояние войск в Измаиле и Аккермане, для чего была создана комиссия, в состав которой в качестве туриста вошел находящийся в ссылке в Кишиневе А.С.Пушкин. Генерал-губернатор был категорически против ввода в состав комиссии опального поэта, но под давлением влиятельных друзей-генералов вынужден был согласиться. Надзор за Пушкиным поручили подполковнику Липранди. По приезду в Измаил, Липранди передал А.С.Пушкина генерал-адмиралу Де-Рибасу. Тот приставил к поэту двух лейтенантов-надзирателей под видом гидов-экскурсоводов. Всего этого Пушкин мог и не знать, так как, щадя его дворянское самолюбие, все это делалось тайно.
    В 1878 году в этом квартале разместилась бригада пограничной стражи (около 7 тысяч человек). Штаб бригады еще цел – бывшая Таможня возле Дуная
    В 1940-1941 гг на этих же землях расквартировалась 51 Перекопская дивизия. В штабе этой дивизии в настоящее время располагается музей Придунавья (бывший особняк Тульчианова). После второй мировой войны в этом квартале располагались воинские части военно-морской базы 1 категории Краснознаменной Дунайской флотилии. В 1958 году КДУФ была сокращена, на освободившиеся площади из Феодосии перевели Черноморское военно-морское училище по подготовке и переподготовке офицеров флота. По категории такое училище приравнено к отдельному полку (1600 человек). В 1960 году это училище трансформировалось в спецфакультет от высшего военно-морского училища имени П.С.Нахимова (г.Севастополь) под кодовым названием КОС ВМФ (курсы офицерского состава ВМФ). В настоящее время этот квартал продолжает занимать военное ведомство – 18 морской пограничный отряд
    Как же узнавали о подземельях и подземных ходах?
    В 1970 годах на территории воинской части вдоль улицы Чернышевского, власти приняли решение построить для военных многоэтажный жилой дом. Строители стали расчищать место для стройплощадки. На том месте раннее располагались гаражи для хозяйственной роты военного училища.
    Строители обратили внимание на то, что во время ливней вода мощными потоками стекает на угол улиц Чернышевского и Хотинской и уходит под землю между камнями соседнего старинного дома. Инженеров заинтересовало куда же уходит вода.
    Местные жители подсказали: во время дождя на улице Димитрова из под земли большим потоком течет вода. Люди к этому привыкли, засыпали этот участок щебнем и не обращали на него внимания.
    Солдаты-строители не утерпели и раскопали лопатами то место, куда утекала вода. На глубине около метра, они обнаружили кирпичный свод каменного коридора.
    Коридор шел вдоль улицы Чернышевского. Свод был проломлен (возможно от времени, возможно местными жителями, чтобы их не подтапливало). Поколения сменялись, о подземелье забыли. Любопытство было удовлетворено, на пролом поставили арматурную решетку и снова засыпали, как бы узаконили ливневый сток. И вода еще лет десять стекала в это подземелье.
    В 1981 году пришло время ремонта асфальтного покрытия напротив построенного многоэтажного жилого дома – вода разрушала покрытие в месте «дикого» ливневого стока. Принято было решение ликвидировать этот сток и сделать ливневый склон в сторону улицы Белгород-Днестровской. Когда убирали ливневую решетку, из любопытства забрались в подземелье и осмотрелись более внимательно. Оказалось, что это место – перекресток двух подземных ходов: один шел вдоль улицы Хотинской, другой вдоль улицы Чернышевского. На месте раскопок когда-то был вентиляционно – световой колодец.
    Строители дыру засыпали и накрыли сверху асфальтом. Вода стала стекать в Клушинскую балку под естественным уклоном. Среди жителей окрестных домов нашлись же смекалистые люди, которые в своих квартирах устроили канализацию, а слив врезали в тайный подземный ход. Теперь на улице Димитрова стала вытекать из под земли вода не только во время дождя, а постоянно. Кроме того, люди в окрестных домах стали ощущать характерный запах канализации. На мостовой появились наслоения соли. В жилищно-коммунальные органы посыпались жалобы, пришлось раскопки делать официально. Вот тут-то и обнаружили подземный ход вдоль улицы Димитрова, который пересекался с таким же ходом улицы Чернышевского.
    Таким образом напрашивается вывод: подземный ход по улице Чернышевского пересекался с еще двумя – одним по улице Хотинской с вентиляционным колодцем у старинного дома, и вторым по улице Димитрова. Подземный ход по улице Чернышевского еще раз вскрывали в 2002 году, когда прокладывали газ высокого давления по улице Белгород-Днестровской: на глубине одного метра на пересечении улицы Чернышевского экскаватор наткнулся на каменную известковую кладку. После расчистки выяснили, что это свод каменного коридора. При помощи ковша экскаватора с трудом разрушили кирпич и расчистили дыру на ширину ковша. Внутри подземного коридора было чисто и сухо ( к этому времени в домах была проведена законная канализация). Ширина хода составляла 1 метр 20 см, высота около 2-х метров. Газовую трубу так и проложили через пролом.
    Один конец этого подземного хода нашли врезанным в коридор по улице Димитрова, а второй находился на старой мельнице, который был разрушен при постройке исполкома.
    Подземный ход в районе улицы Хотинской. После окончания второй мировой войны в городе Измаиле было решено расположить военно-морскую базу, в состав которой должны были войти военный судоремонтный завод (ИСРМЗ), канал «река-море», военный аэродром.
     
  18. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение: С целью повышения социально-экономических условий населения здесь ж решено было создать пароходство, морской порт, судоремонтный завод, базу технического флота, заводы пищевой промышленности центр медицины и здоровья, а также высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, кинотеатры, библиотеки, лекторий и т.д.
    В связи с этим в послевоенное время Измаил был повышен в ранге до центра Измаильской области.
    До 1945 года Измаил не имел своей железнодорожной станции, не имел дорог. Не было тогда и нынешнего проспекта Ленина. Последней поперечной улицей города была улица Мичурина. Проспект Ленина стали строить после появления железной дороги – в 1968 году. Когда же стали прорезать трассу проспекта в районе улиц Хотинской и Кишиневской пришлось сносить одноэтажные домики. Вот тут и пошли открытия. Так в точке слияния пр.Ленина и пр.Суворова стоял домик водовоза. Во дворе дома был колодец и крестьяне, перед въездом в город останавливались возле этого дома напоить лошадей. В колодце вода была солоноватой и ведро такой воды оценивалось в один лей. Привозная вода с Дуная была приятнее на вкус и ведро такой воды оценивалось уже в два лея. Когда сносили дом на углу улиц Шевченко и Хотинской, под домом пришлось засыпать большое подвальное помещение.
    В этом подвале было две двери не считая входной. Одна дверь со стороны улицы Шевченко, другая – с улицы Хотинской. За дверьми – подземные ходы. Один подземный ход шел вдоль кладбища в сторону церкви, а другой в направлении улицы Хотинской. Потомки тех, кто жил в этом доме вспоминали, что они в детские годы ходили подземными ходами далеко (сколько духу хватало) тайком от родителей. Впоследствии, когда они выросли, и вспоминая свои похождения, во избежание проблем со своими детьми, проходы заложили, двери забили.
    Этот погреб служил вентиляционной камерой подземного хода: церковь – улица Хотинская. Другая отдушина хода была описана раннее (на углу улиц Чернышевского и Хотинской). Об этом ходе вспомнили тогда, когда в 1975 году приступили к строительству жилмассива по улице Шевченко (дом № 1).
    В былые времена в городе Измаиле между улицами Железнякова, Кирова и пересечении с улицей Первомайской располагалась промбаза ПМК «Антарктика». В еще более ранние времена (1832 год) на этом месте было чумное кладбище, позже – скотомогильник. Когда-то в связи с отсутствием холодильников мясо хранили живьем – в стаде. При необходимости забивали нужное количество животных и в продаже всегда было только свежее мясо. Так вот при строительстве промбазы строители выкапывали коровьи черепа и гробы со скелетами, залитыми известью.
    Возле церкви Жен Мироносиц на подворье старой церкви Федора Тирона, у ПМК-«Антарктика» был участок сбора вторсырья, где собирали металлолом, тряпье, резинотехнические изделия. В1958 году в Дунайской флотилии сократили химдивизион и сюда, на сдачу привезли два грузовика списанных изделий: плащи, сапоги, перчатки, противогазы и т.п. Куда все это было девать? Подходящего места на складе не было. В углу же двора находился старый сухой колодец. Туда все и свалили. Это «добро» пролежало там лет двадцать. В 1975 году резина в колодце загорелась и шлейф черного липкого дыма пахнущего резиной потянулся через весь город. Гражданские и военные пожарные разворотили колодец и к ночи с большим трудом огонь погасили. При проведении проверки по факту возгорания выяснили, что это вовсе не колодец, а отдушина в церковных подземельях.
    Там было несколько помещений, добротно выложенных кирпичной кладкой. Здесь же пересекались два подземных хода: один шел вдоль правой стороны Клушинской балки к «гагаринскому леску», а второй – вдоль нынешней улицы Шевченко к перекрестку с улицей Хотинской.
    Вывод: из церковных подземелий один ход шел в крепость (секретный) вдоль правой стороны Клушинской балки, а второй – вдоль кладбища с улицы Шевченко на улицу Хотинской. Здесь же в подвале находилась вентиляция и запасной выход. Далее ход шел вдоль улицы Хотинской до улицы Чернышевского, затем вентиляция и поворот в подземный ход вдоль улицы Чернышевского, по которому можно спуститься в подземный ход по улице Димитрова.
    Выход из этого хода в овраге зеленхоза (в былые времена это на территории крепости). Такой была сложная подземная система в исторические времена. Теперь этого нет: где подземелье не было выложено кирпичом – оно давно обвалилось от старости, а в местах зоны застройки – подземелье засыпано. Подземелья церкви Жен Мироносиц после пожара в них – засыпали. Теперь на их месте стоит многоэтажный дом напротив церкви. На месте злополучного колодца на углу улиц Энгельса и Шевченко можно увидеть впадину – насыпная земля со временем просела.
    Подземные ходы липован. По окончании строительства «новой крепости» еще одна достаточно большая группа людей оказалась за крепостными стенами. Это были старообрядцы, которых в Придунавье называют «липованами». Оказавшись в новых условиях жизни, липоване организовали свою общину для более успешного преодоления общих трудностей. Начали они с главного для того времени – строительства церкви.
    Занимаясь строительством церкви, липоване уже знали, где проходит крепостной подземный ход в Копаную Балку. Поэтому, фундамент будущей церкви расположили как можно ближе к крепостной стене и рядом с главным подземным ходом. Когда подземные сооружения были готовы, стали строить саму церковь, а потом соединили вырытые ходы с главным крепостным ходом, о котором знали немногие.
    Так появилась первая старообрядческая церковь по улице Чапаева,6. Члены общины вздохнули свободно – есть храм – есть надежда и защита. Священник церкви также был доволен – он оказывал людям помощь не только духовно, мог в случае необходимости провести прихожан либо в крепость, либо на Копаную Балку, а там на лодки – поминай как звали. Для липован лодка - родной дом.
    До наших дней эта церковь не дожила. Она состарилась и разрушилась. Шли разговоры о том, что церковь разрушили коммунисты, однако это не так. В советские времена без причины ничего не разрушали – зачем разрушать сооружение, которое может приносить пользу? По окончании второй мировой войны остатки этой церкви использовались пароходством в качестве торгового склада.
    Община старообрядцев постоянно пополнялась новыми семьями. Все они расселились вдоль реки Дунай, в основном вдоль улиц Чапаева – Дзержинского. Поэтому, когда они со временем удалились от первой старообрядческой церкви на значительное расстояние, для удобства построили вторую – Николая Чудотворца – на пересечении проспекта Суворова и улицы Дзержинского. До наших дней эта церковь также не сохранилась. В настоящее время там спортивный городок пароходства. Сохранилась последняя, по времени, старообрядческая церковь на пересечении улиц Щорса и Дзержинского, рядом с Дунаем, которая действует и в настоящее время.
    Старообрядческая община занималась рыболовством, садоводством и виноградарством. Территория между жилищами липован и Дунаем была полностью засажена садами и виноградниками. Со временем цивилизация пришла и в этот район, земли стали отдавать под промышленные стройки: УДП, порт, элеватор, заводы, мастерские.
    Община строила не только церкви, но и подземные ходы для своей защиты. В этом они переняли опыт у строителей крепости: все шло в дело, отходов не было. Строительство начиналось с погреба, достаточно глубокого. Глину, которую вынимали из под дома, превращали в лампач (глиняные строительные блоки), и из них строили дом.
     
  19. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение: Затем свой погреб подземным ходом соединяли с погребом соседа, а сосед – с другим соседом – и так по всей общине. Кому мало было погреба рыли дополнительные «карманы» или секретные комнаты. В определенных местах этот лабиринт имел соединения с главным крепостным подземным ходом. В случае опасности любой житель общины мог в считанные минуты уйти в лабиринт или предупредить соседа.
    Прошли годы, многое забыто. Но жители этого района до сих пор ощущают дыхание истории: то огород провалится, то угол дома просядет, то сарай под землю уйдет.
    Вряд ли когда-то были официальные карты этого запутанного лабиринта. Тайны общины терялись в ушедших поколениях. Карта, близкая к истине, была создана Советской Армией в 1944 году в дни освобождения Измаила от оккупантов.
    Оккупанты оставили Измаил и в город первой вошла войсковая разведка Советской Армии группами по 2-3 человека. Разведчики прочесали каждый дом, каждое строение, каждый подвал и подземелья: не остались ли вооруженные группы отставших солдат противника или диверсанты; не спрятаны ли где танки, пушки, пулеметные точки. Затем каждая группа доложила свои наблюдения в штаб.
    В штабе все текстовые доклады записали в журнал боевых действий, а графические (строения, подвалы, подземелья) нанесли на планшеты разведки. Данные с планшетов картографы перенесли на топографические карты. И так каждый день до полного исследования города.
    Следом за войсковой разведкой прошла вторая волна – такие же группы разведки «Смерш» («смерть шпионам»). По той же схеме проверили дома, сараи, заглядывали даже в туалеты – искали диверсантов. Их задача – выявление подозрительных, которых собирали и отводили в подвал бывшего шинка казино (теперь ресторан «Диканька»). Здесь оперативные работники фильтровали всех по группам: свой – чужой, опасен – не опасен с соответствующими выводами. Все выявленные тайники, подвалы, подземные переходы с планшета перенесли на карту.
    Третья волна – трофейщики. Они должны были пролезть по всем щелям в поисках спрятанных боеприпасов, взрывчатых веществ, брошенной техники, оружия, других ценностей и имущества. И опять сбор и концентрация сведений в штабе, перенос выявленного на карты.
    Четвертая волна – саперы, в задачу которых входило игольчатыми щупами и миноискателями проверить все дома, подвалы, любые подземелья на предмет выявления фугасов для подрыва. После очистки дома, они делали через всю стену надпись краской «Разминировано» и подпись П 3/2. По этой подписи можно было узнать фамилии тех, кто проверял и разминировал объект.
    Благодаря такой схеме работы спасены от разрушения большие города и малые поселки.
    Наконец – пятая волна – коммунально-эксплуатационные части тыла. В их задачи входило определение мест пребывания штабов, госпиталей, продпунктов, лазаретов, комендатуры, складов, казарм, жилья и т.п. Все сведения опять же систематизировались в штабе.
    К маю 1945 года в морском штабе появились две подробные на тот момент карты города – наземная и подземная.
    В настоящее время этих карт нет. В период раздела Черноморского флота в 1994 году эти документы убыли за море в главный штаб Российского Черноморского Флота в городе Севастополе. А там, скорее всего, они были уничтожены.
    Больше такого масштабного и глубинного исследования город в течение прошедшего века не получал.
    Вместе с тем, после заселения в послевоенные годы пустующих домов новыми владельцами, они сами занялись обследованием своих новых владений. Происходило это примерно так.
    Гражданское и военное руководство собралось на общее собрание в здании бывшей «Примарии» (мэрии), для согласованного расквартирования войск военно-морской базы и гражданской администрации. Здание мэрии определили обкому партии. Обком возглавил выдающийся человек того времени, партизанский генерал Федоров. Его стараниями Измаил из захолустного городка стал областным центром. Это был человек, для которого общественное было важнее личного.
    Федорова поселили недалеко от обкома, в здании по улице Железнякова, где в настоящее время располагается ГАИ. Вообще-то это здание военное – его построил командир бригады пограничной стражи еще в царские времена и, по идее, должно было перейти к командующему Краснознаменной Дунайской флотилии адмиралу Холостякову.
    Но у Холостякова детей не было, он да жена. Поэтому адмирал уступил этот особняк генералу. А сам поселился в квартире, рядом со своим штабом. В связи с этим в более поздние времена улица Дунайская была переименована в его честь в улицу Адмирала Холостякова.
    Совещание по расквартированию продолжалось. Горком партии разместился в здании нынешней музыкальной школы № 2 (рядом с греческой церковью). Здание румынского «трибунала» (ныне музей Придунавья – дом Тульчианова) отдали пионерам. В нем разместился их дворец, а во дворе пионерского дома, в флигеле с башенкой, разместили музыкальную детскую школу.
    В глубине двора Примарии, в той стороне, где улица Ленина, расположилось пожарное депо города. Интересно, что при уходе румын из города, они хотели забрать с собой и пожарную технику американского производства. Однако жители этого района толпой вышли на улицу и перегородили дорогу. Забрать машины румынам не удалось.
    Здесь же во дворе, рядом с улицей Ленина, стояла гостинница «Палас» с высоким крыльцом. В ней разместили обком комсомола. В Измаиле была еще одна гостиница с похожим названием и стояла она в центре города, но во время войны сгорела. В настоящее время на этом месте находится здание Дома быта. Та гостиница называлась «Гранд Палас».
    Напротив Примарии через проспект, в старом здании реального училища для мальчиков (1838 год) разместили областной исполком (в настоящее время общеобразовательная школа № 1). Главный вход был с улицы Свердлова, который существует до сих пор. Там есть портик с двумя колоннами, возле колонн находились чугунные осадные пушки. Эти пушки в настоящее время «охраняют» памятник А.В.Суворову возле Покровского собора. Внутри, у дверей для поддержания порядка стояли друг против друга два милиционера в синей форме.
    Дом по улице Комсомольской, напротив костела, отдали Дунайской военной флотилии под Дом офицеров флота. До этого здесь располагалось училище для девочек – что-то вроде пансионата благородных девиц. Здесь обучали хорошим манерам, рукоделию, шитью, кулинарии и т.п. Этот дом существует и сегодня с небольшими изменениями в архитектуре.
    Когда моряки обставили помещения Дома офицеров, простые комнаты пансионата преобразились: помещения выглядели не хуже дворца царского фаворита Меньшикова – мебель завезли из Вены; зеркала во весь рост; резные деревянные рамы; ковры на полу; богатые картины морской тематики на стенах. В белой гостиной (малый зал) была белая мягкая мебель с красными плюшевыми сидениями: такие же диваньчики, подставки под цветы, белый рояль на возвышении. В одной из комнат отдыха стоял на возвышении инструмент, о котором говорили, что на нем играл сам Моцарт. Это было старинное фортепиано со складной клавиатурой – после игры клавиатуру можно было поднять и уложить в общий корпус.
     
  20. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение: Румынский военный клуб напротив греческой церкви (улица Ленина) отдали под Матросский клуб флотилии. В свое время это здание построила Россия для офицерского собрания бригады пограничной стражи. Во время ремонта, румыны у входа вмуровали в пол три буквы “I.C.M.” – Измаильский клуб «милитаре» (военный).
    По правилам название «клуб» предусматривает наличие летнего парка. На улице Ленина такого места не было, поэтому бывший платный городской сад при казино объявили парком Матросского клуба. Для этого внутри построили танцплощадку и летний кинотеатр.
    Монастырскую церковь святых Константина и Елены сделали музеем атеизма. Рядом с монастырем – напротив него и до улицы 28 июня – располагалось имение настоятеля. Его целиком с садом и зданиями отдали под штаб пограничников. В настоящее время пограничники располагаются в другом месте, а бывшие штабные здания переоборудованы под жилье для населения.
    Здесь сохранилось в хорошем состоянии здание (полуподвал) гауптвахты архитектуры времен Сталина и Берии.
    Под штаб военно-морской базы на Дунае отвели целый квартал по улице Комсомольской, между костелом и старой почтой с одной стороны, городским сквером и улицей Кишиневской с другой стороны.
    Каждое здание города имеет свою увлекательную историю.
    Действующими церквями в то время были Покровский собор и старообрядческая церковь на углу улиц Дзержинского и Щорса. Церковные помещения, где служба не правилась, определили, в основном, под складские помещения. Так монастырь – музей атеизма, греческая церковь – склад литературы. Дмитриевская церковь оказалась между государственными организациями – обкомом КПСС и областным исполкомом, и никак не укладывалось в идеологию того времени. Культовое сооружение в центре города ни под какую советскую администрацию не приспособишь. Вот и решили – церковь разобрать, а территорию использовать под парк. Сильные споры разгорелись тогда между сторонниками и противниками этого мероприятия.
    На то время в городе было еще одно место с бесхозными домами – это квартал улицы Болградской между проспектом Суворова и улицей Ленина.
    В этих домах при румынах располагалось епархиальное управление церквей. Здание церковного управления отдали под управление милиции.
    В настоящее время там располагается рота государственной службы охраны УМВД, а дом настоятеля епархиального управления отдан медицине. Там расположился Измаильский роддом (в настоящее время кожвендиспанер).
    Новые владельцы города постепенно определили, что монастырь связан подземным ходом с торговым центром по улице Садовой и греческой церковью. Греческая церковь имеет под землей связь с парком казино. Вдоль улицы Ленина тянется подземный ход, который связывал епархиальное управление, монастырь, греческую церковь, Дмитриевскую церковь, Николая Чудотворца и уходил в основной подземный ход в районе улицы Кутузова.
    Эти сведения выявляли случайно, при строительстве или ремонте. Несанкционированные подземные сооружения закладывали с целью воспрепятствования проникновения в них бродяг, воров и т.п.
    Подземный ход с колодцем. После второй мировой войны Дмитриевская
    церковь не использовалась и поэтому о ее подземельях ничего не известно. О том, что она была связана подземным ходом с другими церквями, узнали только в 2004 году, когда возле здания, Центр детского
    творчества, в районе остановки автобуса (на пересечении пр. Суворова с ул.Тучкова) стали ремонтировать старый, одноэтажный дом.
    Когда – то в исторические времена, дом этот построил зажиточный житель города по плану архитектуры того времени – в доме был просторный подвал и обширные наземные сооружения. После войны дом заселили несколькими семьями, помещения и подвал разделили перегородками. В подвале у каждой семьи были свои подземелья. Когда дом освобождали для ремонта и убрали все временные перегородки в подвале, обозначились подземные коридоры, идущие в разные стороны. Один коридор шел под огородом в сторону улицы Ленина и там пересекался с другим, идущим вдоль улицы Ленина, а дальше темень и исследователи не рискнули продолжить его осмотр. Второй коридор из подвала шел под проспект Суворова, пересекал его в направлении бывшей Дмитриевской церкви и метров через 20-30 заканчивался осыпью. Осыпь очевидно образовалась, когда взрывали остатки церковных стен.
    Греческая церковь в те годы находилась в аварийном состоянии – из-за просадки фундамента по стенам шли многочисленные расходящиеся трещины. В подвале церкви рабочие обнаружили подземный коридор, которые при исследовании выяснили, что этот коридор в метрах 15-20 соединяется с продольным подземным коридором, идущим вдоль улицы Ленина вправо и влево. С целью профилактики возможного проникновения посторонних лиц этот ход позднее заложили и заштукатурили.
    Наиболее интересным объектом в исследовании подземелий стало здание бывшего горкома партии ( в настоящее время там размещается детская музыкальная школа № 2, а ранее это было частное домостроение с подвалами и полуподвалами). Хозяйственные службы хорошо исследовали это здание и в подвале было обнаружено несколько подземных коридоров. Наиболее интересным оказался тот, что шел вдоль улицы Школьной (ныне Бендерская). Это была наиболее старая часть подземелий Измаила. Подземный переход был извилистым, то узкий, то широкий с боковыми карманами, он проходил от дома на улице Ленина к парку «Казино» на улице Дунайской (ныне Адмирала Холостякова). В районе прежнего главпочтампта из-за систематических провалов грунта этот переход в нескольких местах засыпан. Один и таких провалов наблюдается в районе летнего кинотеатра «Победа» с внутренней стороны двора. По всей видимости стена нарушила старинную кладку, дожди подмыли грунт – и вот образовался провал.
     
а де твій аватар? :)