Мой город Измаил

Discussion in 'Одеський форум' started by Глафира, Feb 4, 2010.

  1. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]
     
  2. гренадер

    гренадер пенсіонер

  3. гренадер

    гренадер пенсіонер

    ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…
    Архитектура Измаила неповторима и многогранна. Прежде всего от того, что его архитектурный облик складывался веками. Среди городских зданий мало тех, что выполнены в определенном архитектурном стиле – классицизм, барокко, готика… В основном это эклектика – сочетание отдельных элементов каждого из этих направлений. Существенный вклад в своеобразие исторически сложившейся городской архитектуры внесло национальное разнообразие населения нашего края.

    Кирпич, из которого построен старый Измаил. Первое производство кирпича в Измаиле наладили турки. Они в 18 веке, к востоку от крепости, в балке открыли глиняный карьер, построили там печи для обжига и начали изготовление кирпича для строительства крепостных сооружений. В дальнейшем эта местность и появившийся населенный пункт стал именоваться Копаная Балка.
    1812 году Бессарабия согласно Бухарестскому мирному договору отошла к России, и в это время к востоку от Измаила появился новый город – Тучков, который стал быстро расти. Проводились строительные работы и в самой крепости, и поэтому появился большой спрос на кирпич. К 1843 году в городе было 13 кирпичных заводов, которые для производства кирпича использовали открытые турками карьеры на Копаной Балке. Собственно это были на заводы, а мелкие кустарные предприятия, но кирпич, изготавливаемый на них, отличался очень высоким качеством. Он не боялся влаги и не ломался от первого удара, как кирпич советского времени. Многие кирпичные предприятия на изготавливаемом кирпиче ставили клеймо или год производства. Кирпич обжигался в печах камышом или соломой. Кроме кирпича, для кладки, изготавливался кирпич для печей, для отмостки тротуаров, фигурный для заборов, а также черепица «татарка» (сейчас это конец, который ложат на гребень крыши).
    Кирпич для кладки, выпущенный в Измаиле в 1847 году, имел вес четыре килограмма, длину – 26 см, ширину – 13 см, толщину 6,5 см.
    После 1856 года производство кирпича заметно сокращается. Это было вызвано двумя причинами. В 1856 году согласно Парижскому мирному договору Южная Бессарабия, а вместе с ней и город Измаил, отошли к Румынии, находившейся под протекторатом Турции. Население в массовом порядке стало покидать юг Бессарабии и переходить на территорию России, уже начатые строительства были приостановлены. Другой причиной стало то, что бастионы и стены Измаильской крепости согласно тому же договору были взорваны и появилась масса дармового кирпича и камня. Население Измаила и других населенных пунктов Бессарабии долгие годы пользовались этим стройматериалом, очищали его от раствора и снова пускали в дело.
    После русско-турецкой войны 877 – 1878 годов юг Бессарабии вернулся в состав России - и производство кирпича возобновилось. Кирпич этого времени также был очень высокого качества и выпускался до 40-х годов 20 столетия. Из этого кирпича в Измаиле построены Общеобразовательная школа № 2, административное здание «Укртелекома», церковь Святых Жен-Мироносиц, монастырская арка, здание станции технического обслуживания автомобилей, здание бывшего главпочтампта по улице Бендерской, а также многие особняки, называемые в народе румынскими. Несмотря на долгие годы эксплуатации, кирпич выглядит как новый. Поэтому его не выбрасывают, а при необходимости вновь пускают в строительство.

    Анатолий Каминский. «Мастер», 22.12.2007 года
     
  4. гренадер

    гренадер пенсіонер

    В церкви св. Жен Мироносиц заложен кусочек турецкой крепости
    «Парк памяти» содержит натуральные, «живые» экспонаты от турецкой крепости «Измаил». Прямое отношение к этому имеет церковь «Святых Жен Мироносиц».
    Сама церковь расположена на самом высоком месте парка, вплотную к ул. Шевченко, и напротив бывшей церкви Федора Тирона. Инициатором ее постройки стал настоятель Покровского собора протоиерей Иосиф Глизян в 1880-х годах. Но Кишиневская духовная консистория не разрешала строить новую церковь и много раз отказывала. Наконец, 17 февраля 1883 года такое разрешение было получено. Видимо, на это повлияло прошение на строительство церкви от единоверческой общины липован. Денег и материалов на строительство (во все времена) или не было вообще, или же не хватало. Поэтому строительство разрешили при условии народной стройки — деньги на строительство собирали по подписке среди горожан и с кружкой «На строительство храма» на базарах и в общественных местах. Когда приблизились к нужной сумме, избрали строительный комитет, который продолжил работу стройки, в частности заказал проект и строительные документы, а в городской управе выпросили разрешение на добычу камня в крепости «Измаил». Именно «на добычу», так как предстояло с помощью ломов и кувалд выковыривать камень из бывших крепостных стен.
    Это была очень трудная работа, так как скрепляющий известковый раствор крепости оказался прочнее самого камня — все-таки крепость, а не курятник. Зато близко и бесплатно. Добываемый камень был известкового происхождения, поэтому какую-то его часть пережгли на известь, а остальная часть пошла на закладку фундамента и щелей стен: из обожженного заводом кирпича выкладывали каркас, а панели этого кирпичного каркаса закладывали диким камнем, опять же на известковом растворе; что мы можем наблюдать и сегодня. Вот этот камень внутри каркаса раньше был крепостными стенами неприступного «Измаила».
    Известковый строительный раствор готовили так: в большие ямы закладывали пережженный известняк и постепенно, осторожно (выделяется большая температура и пар) заправляли водой. Ждут, пока камни не превратятся в пасту нужной густоты. Выдерживают по времени, чтобы остыло. В эту пасту, чтобы нейтрализовать едкость, бросают туши мертвых домашних животных, любых, от собаки до быка. Процесс длительный, так как ждут, пока туши растворятся, а за это время накапливают другие. Незадолго до стройки известковую смесь заправляют яйцами домашней птицы, сотнями, чтобы придать массе пластичность. Все вроде как просто, весь секрет в рецептуре и выдержке по времени.Сейчас это ни к чему, так как изобретены другие быстродействующие материалы.
    Для красоты известковые швы не заглаживали шпателем гладко, а с помощью камышовой (тростниковой) трубки выравнивали и создавали выпуклый узор в виде лабиринта. Для этого трубку из тростникового стебля разрезали вдоль пополам.
    Прошло 110 лет этому узору. Он не обломился и не обсыпался. Можно потрогать и убедиться в его прочности. Таким же способом строили и саму крепость!
    В советский период церковь продолжала работать и спокойно выполняла свои функции. Эта работа продолжалась, пока не закрыли кладбище (для новых захоронений), то есть до 1964 года. В 1950-х годах. Этот в период еще нормальной работы и кладбища, произошло несколько интересных событий. Подошли жизненные сроки и в церкви Жен Мироносиц. Поочередно умирают два священника. По церковным обычаям их хоронят рядом с храмом, в котором они служили. В данном случае справа от главного входа. А в 1960-х годах, слева от входа перезахоронили настоятеля единоверческой церкви Отца Елезвоя (в миру Лаврентьев). До этого времени он покоился в церковном склепе, рядом со своей церковью.
    Наверное стоит сказать, что обе церкви: Жен Мироносиц и Рождества Богородицы (единоверческая), построены в один и тот же год (1897) и почти в один и тот же день.
    Так что же с покойным отцом Елезвоем? И почему его перезахоронили? А история такова. В 1961 году церковь покойного Елезвоя закрыли и вместе со всеми строениями и склепом передали под опеку нужды школы № 5 (для детей с замедленным развитием). Эти школьники из любопытства склеп разорили и гроб вытащили. Благодаря условиям склепа покойник оказался не истлевшим, а мумифицировался.
    Согласно церковному учению, это событие является свидетельством благочестивой и богоугодной жизни. С разрешения городских властей, мощи Елезвоя перезахоронили рядом с другими священниками, возле входа в церковь Жен Мироносиц (слева). В дальнейшем в период реставрации церкви мощи всех священников от центрального входа перезахоронили ко входу в левый придел.
    После закрытия кладбища со временем перестала работать и церковь. Здание под опеку передали ЖЭК-у №2. Долгое время оно стояло без определенного назначения. Затем ЖЭК стал использовать помещение под свой склад: в помещении колокольни хранили дворницкий инструмент. Но в городской партийный комитет стали поступать сигналы, что негоже это. Партком стал искать варианты для использования в общем-то добротного здания.
    Это был период, когда отдел истории города при музее Суворова преобразовывался в самостоятельный музей Придунавья. Вот партком и предложил разместить этот новый музей в здании церкви. Однако дирекция будущего музея категорически отказалась. Тогда предложили ЖЭК-у-2 переоборудовать церковь под спортзал. Но и этот вариант не прошел — нет денег.
    Когда все варианты отпали, объявили через газету конкурс на лучший вариант использования здания церкви. На этом все и остановилось, так как начались события по разделу СССР в СНГ. А чем все кончилось, знают все: здание церкви отдали верующим под реставрацию для возобновления работы по прямому назначению.

    Ростислав Сойко . Поисковик-исследователь истории Придунавья
     
  5. гренадер

    гренадер пенсіонер

    Император в Измаиле
    Мало кому известно, что император Николай I, когда он решился воевать с Турцией (1828—1829), посетил Измаил.
    Это событие совпало с прибытием из Турции в наш город атамана Задунайской запорожской сечи Осипа Михайловича Гладкого со своим отрядом с целью принять русское подданство.19 мая 1828 года кошевой Гладкий с куренными атаманами был представлен генералом Тучковым императору. Запорожцы пали к его ногам и просили о помиловании. Государь произнес следующие достопамятные слова: «Бог вас простит, Отчизна прощает, и я прощаю». И пожаловал Гладкому золотую медаль «За усердие». Потом государь отправился к запорожскому отряду и повторил свои слова, добавив: «Я знал, что вы за люди».
    Так, спустя более полувека после уничтожения Заднепровской Сечи, забытое Запорожье воскресло вновь.
    Случай на деле подтвердить преданность казаков императору и преданность своей отчизне не заставил долго себя ждать.В Измаиле (Тучкове) император был очень озабочен переправой русских войск через Дунай. Запорожцы и указали государю удобное для переправы место вблизи села Сатуново (ныне Новосельское). Это место было хорошо им известно: весной они там рыбачили, зимой охотились на диких кабанов. Николай I предварительно послал своего флигель - адъютанта проверить путь. Гладкий провел флигель - адъютанта на турецкий берег. На рассвете 27 мая запорожцы перевезли на своих лодках егерскую бригаду и высадили ее на правый берег Дуная. Егеря с музыкой и барабанным боем зашли в тыл укрепления и взяли его штурмом.
    Этот неожиданный натиск внушил такой страх турецкому корпусу, что обороняющиеся без всякого сопротивления покинули остальные укрепления и обратились в бегство.
    28 мая император Николай Павлович пожелал лично отправиться на турецкий берег, причем для ' переправы потребовал лодку атамана Гладкого. Гладкий сам стоял у руля, а десять его казаков, куренных атаманов, гребли. Атаман и казаки были в восторге от такого доверия и с жаром кричали: «Мы, батюшка царь, твои и не только наша дружина, но и всё наши товарищи!».Государь осмотрел отбитую у турок позицию, на той же лодке вернулся на русский берег.На том месте (в Измаильском порту), где 19 мая 1828 года был выстроен отряд запорожцев для «изъявления их покорности» государю Николаю I, была, по преданию, заложена часовня Святого Николая - Чудотворца. Сооружена она была позднее на пожертвования чинов измаильской пограничной стражи по инициативе командира бригады полковника Маркова.С переходом в 1856 году Измаила вновь под турецкую пяту имущество часовни было куда-то передано. Икона св. Николая, большая в серебряно - золоченой ризе, перешла на хранение в Аккерманский Вознесенский собор.С 1856 года по 1884 год, до передачи часовни в ведение таможенного начальства, она била поручена заботам болгарского подданного Христофора Иванова. За попечение о ней Иванов 8 февраля 1884 года был удостоен серебряной медали «За усердие».Принятая в тот же год от Иванова пограничной стражей часовня была в плачевном состоянии. Требовался капитальный ремонт. Его произвел управляющий Измаильской таможней Вогак при участии городского головы Тульчианова.
    А переданная на хранение икона возвратилась на место.
    Командир бригады измаильской пограничной стражи полковник Николай Осипович Роговский и командир 4-го отдела подполковник Романовский сделали все возможное, чтобы содержать часовню в надлежащем состоянии. Архивные документы за 1908 год свидетельствуют об этом. Для стока дождевых вод была устроена канализация в Дунай, внутри ограды при моде — красивый фонтанчик. Разбит цветник, посажены садик и даже небольшой огород. Аллеи усыпаны песком, установлены скамейки. Внутри часовни перед иконой Николая - Чудотворца горела неугасимая свеча. Для ухода за часовней был приставлен специальный человек. Она была открыта для посетителей круглосуточно.В связи с тем, что часовня должна была служить для потомков памятником доблести русских воинов во время русско - турецкой войны 1828—1829 годов, предполагалось с набережной при входе в ограду часовни установить две екатерининские пушки.
    Предполагалось также превратить часовню в портовую церковь - школу для служащих порта, пограничной стражи и их детей — при условии поступления пожертвований.Ведь нашлась же народная лепта, чтобы соорудить на Дунае Ферапонтовский монастырь, запечатлевший славные исторические события. А Соробеев за свой счет поставил два памятника близ Болграда, чтобы напоминать потомкам о походе русских войск за Дунай в 1828 году.К великому сожалению, часовня не только не была преобразована в церковь-школу, но даже не сохранена. Безвозвратно исчез этот памятник архитектуры, который мог бы наглядно увековечить деяния предков и знаменательное собы*ие в жизни нашего города в начале XIX века. Доброму патриотическому делу не суждено было, осуществиться.
    В. ТОКИОЙ,архивист филиала Гос. архива Одесской области в Измаиле.
     
  6. гренадер

    гренадер пенсіонер

    Сага о Тульчианове
    …Начнем, с того, что здание бывшей Свято-Успенской церкви построено гораздо раньше, чем сообщает архитектор города. В дореволюционных источниках, таких как «Бессарабия» под редакцией П. А. Крушевана, записано, что «каменная Успенская церковь... освящена в 1832 году». Большой знаток истории нашего края Н. Мурзакевич в «Записках Одесского общества истории и древности» в 1848 году отмечал, что на территории крепости «в монастыре находится одна церковь каменная с колокольнею, во имя Успения Пресвятой Богородицы...». Есть и другая предположительная дата сооружения этой церкви —1852 год. Однако в современном справочнике-каталоге «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» утверждается, что Успенская церковь (охранный номер 1468) освящена в 1841 году. Все это не позволяет согласиться с главным архитектором в том, что Свято-Успенская церковь построена в честь 100-летия Штурма крепости Измаил. Сохранять, реставрировать и использовать культовые здания, разумеется, надо. Но в использовании их сегодня нужен такт. Ведь всем известно, что в кладбищенской церкви Святых Жен-Мироносиц отпевали усопших. Как же будут выглядеть здесь экспозиция по материалам XXVII съезда партии, портреты героев войны и труда, если расположить в церкви музей истории города, как предлагает городское общество охраны памятников истории и культуры? Мотивировка: состояние бывшего здания Дворца пионеров не позволяет разместить в нем музей истории города, как предполагалось первоначально. Так одна ошибка оправдывается другой.
    Между тем здание бывшего Дворца пионеров само по себе, безотносительно к музею истории города, заслуживает заботы и внимания горожан, ибо имеет немалую ценность с точки зрения истории Измаила, Этот особняк принадлежал Ф. П. Тульчианову, который в течение восемнадцати лет вплоть до 1906 года избирался городским головой. В протоколах коммунального совета, хранящихся в фондах музея А. В. Суворова, ему: дана следующая характеристика: «...С самого начала предался он с рвением и всей своей энергией заботам о благоустройстве и процветании родного ему города, проявив при этом: значительное знание и исключительную практичность в деле сложного городского хозяйства, чутко прислушиваясь ко всем нуждам города и его населения, он ничего не оставлял без внимания и употреблял все свои силы в исполнение того, что только представлялось необходимым для пользы и блага города».
    По личной инициативе Ф. П. Тульчианова в 1881 году был построен средний бульвар позади соборной церкви, городская бойня, в 1885 году — здание крытого рынка на Ново-базарной площади, которым мы пользуемся до сих пор. В 1886 году часть улиц в центре города была вымощена камнем, в 1891 году сооружен водопровод. Для укрепления экономики города путём возможно большего сбыта за границу зерновых продуктов через Измаильский порт Ф. П. Тульчианов возбудил вопрос о постройке в порту набережной, которая могла бы служить удобным причалом для судов, прибывавших из-за границы. Набережная была построена уже в 1891 году. А для удобного подвоза хлеба из города были замощены улицы, ведущие к порту: Хотинская, Александровская (ныне проспект Суворова), Училищная (Бендерская), Одесская (Комсомольская) и Пароходная (Белгород-Днестровская).
    В 1882 году в городе было построено шестое по счету приходское училище, а в 1903 году городская мужская прогимназия была преобразована в полную гимназию. Лучшие годы жизни Ф. П. Тульчианов отдал на благо города. В том же протоколе оценены и результаты его деятельности: «Измаил из обыкновенного, ничем не отличающегося от остальных уездных городов Бессарабии стал одним из благоустроеннейших и красивейших уездных городов не только Бессарабии, но и многих других городов России».
    В апреле 1912 года Ф. П. Тульчианову было присвоено звание почетного гражданина Измаила и принято решение вывесить его портрет в зале заседаний коммунального совета, а после его смерти улица Московская, на которой он жил, была переименована в улицу Тульчианова (ныне улица Котовского). Такое уважение к заслугам человека понятно и оправдано. В других городах и сейчас сохраняют здания городских управ, усадьбы и дома людей, в прошлом внесших большой вклад в развитие города, края. Почему же мы так беспамятны и неблагодарны?
    А ведь в 1930 году в этих стенах судили организаторов митинга и демонстрации в Измаиле, а в 1940 году здесь разместился штаб 51-й Перекопской дивизии. С началом же Великой Отечественной войны, как свидетельствуют очевидцы, в подвале здания был оборудован штаб обороны города. Вот здесь музей истории Измаила был бы как нельзя более уместен. А что до кладбищенской церкви, то почему бы не установить в ней орган, оборудовать зал для камерных концертов, и пусть звучит под старыми сводами серьезная музыка, а люди под ее звуки думают о жизни. Тем более, что и площади здесь не позволяют разместить экспозицию. Но тянуть с музеем истории города больше нельзя. Позволительно напомнить, что в июне прошлого года на встрече членов бюро горкома партии с участниками обороны Измаила в 1941 году руководство города заверило ветеранов в том, что музей будет создан в ближайшее время.
    Еще два года назад ПМК-70 должна была приступить к ремонту бывшего Дворца пионеров, но и посей день процесс разрушения здания беспрепятственно протекает за забором, скрывающим это зрелище от слишком впечатлительных измаильчан. Более того, за это время оттуда исчезло все, что только можно унести или увезти. Снята даже скульптура с фасада. А теперь говорят о ветхости здания. Но оно построено не раньше кладбищенской церкви. Не ожидает ли его судьба церкви Рождества (улица Кутузова, 24) — памятника архитектуры республиканского значения, внесенного в Справочник-каталог под охранным номером 564, свидетельницу многих событий в Измаиле (ведь открыта она была спустя 11 лет после основания города)? Как же могло случиться, что она исчезла с лица земли? Разве не знали об этом архитектор города и общество охраны памятников истории и культуры? Кто же на деле защищает и охраняет памятники и кто несет ответственность за их разрушение? Не случится ли так, что в одна прекрасное утро так же исчезнет и особняк Тульчианова, на месте которого соорудят очередную «коробку» из тех, которые определяют безликость наших городов? Если дело в том, что город не имеет средств на ремонт здания для музея истории, то,' может быть, стоит открыть специальный счет в банке, и я первой начну отчислять на него часть своей Зарплаты.
    О владельце особняка, который передан под музей Придунавья, Ф. Л. Тульчиэнове газета уже писала. К сожалению нам, краеведам, разыскать что-либо из мебели, предметов быта, документов дома Тульчианова пока не удалось. Сколько ни спрашивали, сколько ни искали — все безуспешно. Рассказывают что наследники бывшего городского головы Ф. П. Тульчианова уезжали в 1944 году из Измаила с тремя чемоданами. Все, что было в двухэтажном особняке и в домах родственников, растаскивали новые «владельцы». Их было много. Кабинеты представителей власти обставлялись резной мебелью из особняков. Музейная мебель прошлого века быстро перекочевала к военным. Особенно усердствовали в этом моряки.
    Что же касается самого дома Тульчианова, то в 1944 году там разместился госпиталь, а потом на долгие годы — Дворец пионеров Говорят, еще в конце сороковых годов в зале на втором этаже висела люстра, оставшаяся от прежних хозяев. Когда она исчезла и куда? Есть предположение, что при ремонте Дворца пионеров «опекуны» из Дунайской флотилии люстру препроводили из особняка в иные хоромы. Дом одного из сыновей городского головы Д. Ф Тульчианова, что находился через дорогу от отцовского в 1940-м был спешно занят службой НКВД. Перед отступлением советских войск в 1941 году дом попросту подожгли.
    Собирая самые различные версии об имуществе Тульчиановых, мы узнали, что последний водитель из тульчиановского дома унес две сумки семейных фотографий и несколько лет прятал их на чердаках. Не секрет, что это было опасно. Тайну эту водитель унес с собой. Оставшаяся в живых его родственница весьма преклонного возрасте вспомнить ничего больше не могла. Так оборвалась эта ниточка. Но удача, пусть и небольшая, все же пришла. К нам в музей попали несколько фотографий Тульчиановых. На публикуемом снимке — многие годы занимавший пост городского головы Федор Павлович Тульчианов. да еще и при орденах, которые удалось расшифровать главному хранителю музея Л. И. Чарой. Федор Павлович за особое усердие по благоустройству и развитию Измаила был удостоен орденов Св. Станислава II ст. (на шее), Св. Анны II ст., Св. Анны III ст., Св. Станислава III ст.. Спасителя и медалью «В память царствования Александра ІІІ».
     
  7. гренадер

    гренадер пенсіонер

    продолжение:
    Художественный снимок сделан в известной фотографии Измаила К. Ф. Лялина, которая располагалась на углу Белградской и Кишиневской. 12 января 1911 года «за высокоплодотворную деятельность Тульчианова для города на которую им потрачены были лучшие годы жизни» от лица граждан Измаила ему была выражена особая благодарность, его избрали почетным гражданином города. Тогда же было решена вывесить его портрет в зале заседаний коммунального совета. Спустя год с небольшим это решение измаильчан было подтверждено соизволением Николая II, Напомню, что улица, где жил и умер Ф. П. Тульчианова, носила его имя (ныне ул. Котовского).
    Среди полученных фотографий есть и снимок представителя третьего поколения Тульчиановых, в то время студента юридического факультета Петербургского университета — Дмитрия Федоровича, ранее окончившего Белградскую императора Александра IIІ гимназию и 25 марта 1911 года избранного на должность городского головы Измаила. В 1912 году он был утвержден членом попечительского совета Измаильской женской гимназии. «Имел светло-бронзовую медаль для ношения на груди на Владимирской ленте, высочайше пожалованную за участие, в разработке вопросов, связанных с празднованием столетия Отечественной войны».
    Д. Ф. Тульчианов был женат на дочери измаильского жителя Захариади Анне Ивановне и имел двух детей: сына Ивана, 1908 года рождения, и дочь Елену — 1914 года рождения. Формулярный список на измаильского городского голову Д. Ф. Тульчианова от 5 ноября 1914 года хранится в филиале Одесского областного архива в г. Измаиле. На долю Д. Ф. Тульчианова выпало все, что принесли в город первая мировая» война, открытие Румынского фронта и последовавшая за всем этим полная разруха е городском хозяйстве. Д. Ф. Тульчианов подал ( отставку в апреле 1917 го да. Шесть раз в Измаиле пытались избрать городского Голову, но все попытку оказались – безуспешными.
    Во все последующие годы никто из руководства города не заботился о сохранении вещей из особняков Тульчианова, Захариади, Бурта, Филиппова и других. Старинной мебелью распоряжались по своему усмотрению и разумению. В основном ее «списывали» и вывозили вслед за отбывавшими военными и гражданскими начальниками, а также их подчиненными. Эта система работает до сих пор. Так, недавно один из «музейных» шкафов, который случайно был обнаружен в одной из служб, мгновенно «развалился и исчез», как только мы проявили к нему интерес. Но, может быть, у измаильчан осталась мебель прошлого века из домов зажиточных горожан. Она помогла бы воссоздать в музее быт того времени.
    Разрушать и расхищать — это, конечно, не созидать. Лучшего, чем особняк Тульчиановых, в городе за пятьдесят лет не построили, не создали и лучшей мебели. Однако и сегодня есть жаждущие хоть что-то да разрушить в этом особняке: будь то флигель парадная дверь. Да и те, кому мы платим немалые деньги за реставрацию, умудряются, делая одно, тут же разрушать другое. От всего этого страдает дело, задерживается создание музея.

    Р. ШИШКИНА, директор музея Придунавья.
     
  8. duncan

    duncan батяр з личакова Staff Member

    [OFFTOP]підкажу картинками ;)

    гугл-кром, рокмелт

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    фаєрфокс

    [​IMG][/OFFTOP]
     
  9. гренадер

    гренадер пенсіонер

    гугл-кром, рокмелт ?

    Высшая математика, для меня...
     
  10. duncan

    duncan батяр з личакова Staff Member

    браузери такі, ну візьміть фаєрфокс :pardon:
     
  11. гренадер

    гренадер пенсіонер

  12. гренадер

    гренадер пенсіонер

  13. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    Фрагмент ресторана "Нептун" на морском вокзале.
     
  14. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG] [​IMG]

    Село Старая Некрасовка (старообрядцы-липоване) Измаильского района. Памятник конца 19 века "Меридиану", посвященый окончанию измерения меридиана.
     
  15. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]
    Территория бывшей крепости. Стелла у диорамы "Штурм Измаила".
     
  16. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    Вечерний Дунай...
     
  17. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    Липованская (старообрядческая) церковь на улице Дзержинского...
     
  18. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    Дорога к порту
     
  19. гренадер

    гренадер пенсіонер

    [​IMG]

    Наши руководители: городской голова Абрамченко А.В. (слева) и председатель райгосадминистрации района Павлухин с.А. (справа)...
     
  20. duncan

    duncan батяр з личакова Staff Member

    [OFFTOP][​IMG][/OFFTOP]
     
а де твій аватар? :)