бандурист... скрипаль.. Вы уверены, что этноним "адыгэ" - древний? Я честно говоря не уверен. Вполне может быть, что он не старше этнонима "украинец"... (Если у Вас есть факты указывающие на древность этнонима "адыге", поделитесь. Действительно интересно.) Под адыгами и черкесами мы понимаем предков современных северокавказких этносов.
Про шапсугов не в курсе ( слышал их простые на наш слух топонимы типа Агой , Бжид )но они точно не тюрки. Черкесами звали тюрок и возможно как в других местах нпр. швейцар не "национальность". Шв. надёжный верный привратник или охранник- т. о. черкас могло быть и родом занятия или типа сословием как впрочем и козак (русью на севере когда то тоже гребцов звали ) И топонимы на Западном Кавказе часто Шапсугские ,свидетельствует о долгой истории проживания шапсугов- адыгов в этих местах.
І що далі?Є різні словоформи, серед яких поширені закінчення як -ар -яр так і -іст чи -ист Взагалі,інтересне у вас обгрунтування схожості слів. <...> Кобзарь - украинский бард, исполнитель величальных песен. Манера исполнения, стилистика и тематика песен кобзырей схожа с адыгскими героико-эпическими песнями гыбзэ (гьыбзэ), где гъы “плакать”, а бзэ “язык”. <...> Максидов А. А В адигській мові,якщо вірити автору,це взагалі не слово ,а словосполучення з двох різнокореневих слів(плач+язик).В українській ж мові слово "кобзар"-це чоловік,який грає на музичному інструменті-"кобзі".Тобто це взагалі цілісне однокореневе слово,утворене від назви музичного інтсрумента. <...> Черкесы(самоназвание: адыгэ) — одна из народностей адыгов, живущая в Карачаево-Черкесии (Россия). Численность 60,8 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии — 50,2 тыс. человек. С древнейших времен черкесы называют себя «адыгэ», так же как и кабардинцы, адыгейцы. <...> http://ru.wikipedia.org/wiki/Черкесы <...> Однак, існує й інша версія — деякі російські історики виводять назву «черкаси» від кавказьких черкесів, пов'язуючи українську козаччину з чорними клобуками задля підтвердження поглядів про чуже походження українських козаків. Ця версія не витримує критики, оскільки самоназва кавказьких черкесів — адиги. <...> http://uk.wikipedia.org/wiki/Черкаси_(етнонім)
Dexter, спасибо за развертывание аргументации происхождения слова "кобза" от адыгского "гыбзэ" ("гьыбзэ") . Действительно, если мы можем разложить слово одного языка ("гыбзэ") на составляющие этого же языка (где гъы “плакать”, а бзэ “язык”), а сходное по звучанию слово другого языка "кобза" никак не разложимо, то это является одним из аргументов в пользу того, что составное слово одного языка послужило основой для заимствования в другой язык (где смысл его происхождения естественным образом утерялся, ведь в украинском языке слова "плакать" и "язык" имеют совершенно иное произношение). Ну и дополнительными аргументами, являются, конечно, почти идентичное название исполнителя песен на гыбзэ (кобзе) и общеисторический контекст (направление миграционных потоков в древние времена). Очередной раз говорю Вам спасибо. Конечно Википедия - это серьезный источник: и мы с Вами, безусловно, верим каждому ее слову. Однако, меня терзают смутные сомнения, что под словосочетанием "древнейшие времена" подразумевает неизвестный автор статьи из Википедии? Мы ведь с Вами понимаем, что "древность" - понятие весьма относительное. Вот и украинцы себя с древнейших времен так называют. Правда? Вот только "древность" эта весьма условна и ограничивается какой-то сотней, максимум другой лет... Может и с адыгами так же? Неизвестный автор Википедии никаких дат, почему-то не приводит... (А Вы его как убойный аргумент цитируете с серьезным видом... ) А вот что пишет о предках адыгов другой автор Википедии (которому мы верим не меньше чем тому, кто написал статью о черкесах): Происхождение Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тыс. до н. э. На основе языковых данных часто выдвигается гипотеза о родстве адыгского языка с хаттами или протохеттами, жившими в Анатолии. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги, (in loro proprio linguaggio appellati Adiga)[2]. В (древне-) русских источниках были известны под именем касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а их самих соответственно кæсгон,). В XIII в. распространяется монгольское название черкесы. В XIV—XV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким образом, в разное время адыги населяли бо́льшую часть территории Западного Кавказа — Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Адыгея).http://ru.wikipedia.org/wiki/Адыги Т.е. соседние народы адыгов называли и "черкесами"/"черкасами" и "касогами (казаками"?) и еще много как...
Вибачте за втручання, але є питаннячко...У тюркських народів є такий музичний інструмент як кобуз. То хто в кого перейняв назву тюрки (кобуз) чи адиги(гьыбзэ)? І здається мені термін "кобза" ближче фонетично до "кобуз", ніж до "гьыбзэ". Зате Росія їх частково винищила, а частково вигнала і тепер на "ісконних" адигських землях проживають нащадки загарбників...А хтось тут нам про індіанців США розповідає...http://circassiangenocide.org/
... запорожских и прочих казаков потомки на тех землях проживают. С учётом текущей темы закручено выходит не по-детски...
Кубанские козачьи историки пишут что козаки переселенци серьозно с аборигенами не конфликтовали до того как проблемой занялась Империя.Подтверждаю- история не детское и не проф. патриотиццкое занятие .
Там закручено с понятием "адыги" для начала. Я читала, что адыги и дагестанцы - один народ. Но что все народы Северного Кавказа, в том числе черкесы (кабардины, балкары и т.д) - адыги - это новость. Может и так. Между прочим казаки в массе были неграмотны до самого переселения. Потому обычный писарь у них это самое переселение и провернул, что предедущий атаман строго наказывал грамотой мозг не портить (смысл такой, дословно искать сейчас не буду). Следовательно, история кубанцев началась с переселения (до того запорожцы и черноморцы были). А переселение - это уже на земли Российской империи. И никто кроме самих казаков, с тех пор и до 17 года, с местными отношения не строил. А по поводу империи - с племенами на Кубани Суворов довольно мирно договорился. Перед тем как туда казаки пришли. Да и в СССР были сплошные автономии. Если же речь о некрасовцах, которые "не конфликтовали серьезно", ну так они и в Турции до 70-х годов прошлого века как-то прожили, не означает что Турция со всех остальных россиян пылинки сдувала. Ну конечно, сферические империи в вакууме так не поступали никогда. Они очень вежливо попросят соседей не нападать или там не помогать противникам, и все сразу решается. Да и противников у них нет. Они же в вакууме и сферические.
Моя IMHO к окончательному решению Адыгского вопроса причастны англо французы и Крымская война.( Турки беженцев приняли) До этого кто у кого девку украл или отару угнал козаки и горцы разбирались без крайней жесткости то есть геноцида. Где стратегическая угроза интересам империи там всьо серьознее.
Суть в том, что переселение казаков на Кубань - это и были интересы империи. Мирных крестьян туда начали переселять уже по окончании войны на Кавказе. Опять же, империя спонсировала. Беженцев, кстати, тоже в массе уморили. Османская империя - тоже империя. Со своими интересами. Не стоит забывать, что в районе Тамани была русская Тьмутаракань, до нее - множество греческих колоний. Там, как и в Крыму, совсем коренных жителей нет.
Наскільки я зрозумів,"гибзе"-це не музичний інструмент,а всього лиш назва жанру окремих адигських пісень.Якщо вже проводити аналогії,то адигським гибзам в українській мові відповідають козацькі думи. <...> Дума (козацька дума) — жанр суто українського речитативного народного героїчного ліро-епосу, який виконували мандрівні співці-музики: кобзарі, бандуристи, лірники в Центральній і Лівобережній Україні. Стосовно українських дум вперше це зауважив Михайло Максимович, а потім продовжив і розвинув цю думку Філарет Колесса, який довів, що думи близькі до народного голосіння своєрідною формою поетичного і музичного вислову. Ф. Колесса дослідив і встановив, що думи та голосіння спорідніює мелодійна та ритмічна близькість (речитативний стиль), нерівноскладовість віршових рядків, перевага дієслівних рим, певна імпровізація тексту і музики. Голосіння існували у праслов'ян здавна — голосили за померлим родовим ватажком чи героєм ще у незапам'ятні часи (ця традиція є чи не у всіх народів). Але коли у народній свідомості витворюється культ князя-богатиря — відважного лицаря, що віддає своє життя за спільні інтереси народу і держави, — давніми голосіннями уже не можна було висловити всі почуття і настрої, щоб гідно оплакати загиблого. Тому виникають пісні-плачі, у зміст яких, крім оплакування смерті народного героя, вноситься похвала його справам і подвигам, звершеним за життя, і запевнення, що його слава не загине, а збережеться у наступних поколіннях. Про такі пісні йдеться у рукописах арабських мандрівників, в яких вони описують похорони у слов'ян (зокрема, на території Київської Русі). Очевидно, ці пісні і стали перехідною ланкою від похоронних пісень-плачів до героїчних дум у сучасному розумінні цього жанру. До того часу, поки ці пісенні твори почали називати думами, в народі побутували назви «невольничі плачі», «лицарські пісні», «козацькі псалми». <...> http://uk.wikipedia.org/wiki/Дума Я говорив про самоназву,етнонім.Уважно ще раз перечитайте,що ви запостили. <...> Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги, (in loro proprio linguaggio appellati Adiga)[2]. <...> Це 15 століття,якраз на нього припадають ваші "численні" міграції адигів на територію України.Я тому і запитував,чому в жодному документі чи переписці українські козаки,які по вашій версії були адигами по походженнню,не іменують себе цим етнонімом?Мало того,слово "черкаси" як етнонім українськи козаки теж практично не використовували.
Спочатку вони заселили правий берег Кубані (ногайські землі), а лівий берег був адигський...А в 1816 році Росія почала війну за загарбання Кавказу з усіма наслідками...Доведеться повертати рано чи пізно...Кавказ Росія втратить так чи інше... Пояснюємо: Кавказские языки http://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказские_языки Цікаво, а коли греки засновували колонії, узбережжя Кавказу було незаселеним? Чи припхалися греки і стали автохтонами? Про Тьмутаракань і казати годі, бо там окрім князя з дружиною і, можливо, купців з Русі, більшість населення було місцевим...А вже дружина брата Ярослава Мудрого Мстислава Удалого була касожською (адигською).
Dexter, ну Вы, как всегда, совершенно правы... Действительно "гъыбзе" в переводе означает "плач-причитание" (обрядовое причитание; героическая песня; плач об умершем). И, похоже, у многих народов первые песни по стилистике напоминали плач-причитание: простая мелодия и эпическое повествование по прошедших событиях. А вот созвучие "гъыбзе"-"кобза" мне кажется все же не случайное... Известно, что предания о Коркуде, или Коркуте (есть и другие варианты), встречаются и в туркестанских, по прежней терминологии «киргизских», степях, где огузы жили раньше, чем пришли на Кавказ, и где эти предания сохраняются у нынешних обитателей тех же степей, казахов. ... важно не замеченное мною сообщение умершего в 1865 г. ориенталиста из сибирских казахов (киргизов) Чокана Валиханова о «Хархуте (siс!), первом шамане, который научил их (киргизских шаманов) играть на кобзе и петь саре». 28 ... Кобзу у киргизских (казахских) шаманов видел и Радлов: (31) «вместо барабана языческих шаманов казахский заклинатель (бакса или баксы) пользовался чем-то вроде скрипки или скорее виолончели, от 3 до 4 1/2 футов вышиной, называемой кобуз. Бакса ставит этот кобуз перед собой, как наши мызыканты виолончель, [113] и играет на нем смычком; на кобузе две струны из витых конских волос; к ручке прикреплено множество железных хлопушек (Eisenklappern), при движении инструмента производящих шум». То же самое слово почти без изменения мы находим в мадьярском (koboz), вследствие чего становится вероятным, что слово (кобза) и самый инструмент заимствованы славянами (поляками и украинцами) у турок, а не наоборот, как сказано в словаре Даля, (32) тем более, что славянское слово не имеет никаких индоевропейских аналогий. По словарю Радлова, (33) слово «кобус», или «кобуз», встречается в целом ряде турецких наречий — от уйгурского (34) и шорского (в Алтае) до крымского и караимского. Кобза упоминается и в одной варианте легенды о Хорхуте (Коркуде) как мусульманском святом (аулия), спасавшемся бегством от смерти (мотив, конечно, находящийся в противоречии с духом ислама). Пением и звуками кобзы он долго отгонял от себя сон (очевидно, ему было предсказано, что он умрет во сне); когда он, наконец, заснул, «смерть в образе небольшой змеи вползла на ковер и ужалила Хорхута». На могилу его была положена кобза, и в заунывных звуках ее узнавали имя Хорхут. (35) Кобза и в нашем памятнике — атрибут Коркуда, как певца по преимуществу, слагающего песни, которые от него перенимаются профессиональными певцами — узанами. (36) Предполагается, что каждая былина произносится устно перед лицом хана, к которому певец обращается во втором лице. От певцов зависит и слава богатырей: «с кобзой в руке, от народа к народу, от бека к беку идет певец; кто из мужей отважен, кто негоден, знает певец». (37) Певец и его кобза необходимы и на свадьбе. (38) Иногда с кобзой в руке выступает и воин-богатырь; в былине (10-й) о молодом богатыре Секреке упоминается кобза, полученная им от Коркуда. (39) Казан-бек в плену у гяуров, когда ему предлагают петь, велит принести себе свою кобзу. (40) http://turkolog.narod.ru/info/trkm-16.htm Таким образом, очень может быть, что адыгские песни "гъыбзе" первоначально исполнялись древними тюркскими шаманами в далеких сибирских степях в доисламскую эпоху... Вполне может быть, что кобза (или идея кобзы, как музыкального инструмента) была заимствована не у адыгов, как считает А.А. Максидов, а непосредственно у тюркских народов напрямую. Надеюсь в этой версии появления кобзы на украинских землях Вы не видите никакого криминала? Однако, даже если кобзу дали украинцам не адыги, а тюрки, не замечать роли адыгов в создании запорожских казаков не совсем разумно... Хотя, не стоит так сразу, опрометчиво, отказываться от адыгского влияния на появления кобзы на Украине. Вот, например, перечень народных музыкальных инструментов кабардинцев и балкарцев: Нар. муз. инструменты кабардинцев и балкарцев также в основном тождественны. Среди них: струнные - шыкэ-пшынэ, жия-кобуз (смычковые); пшынэ-дыкуакуэ, кынгыр-кобуз (тип арфы), апэ-пшынэ, кыл-кобуз (щипковые); духовые - накырэ, сырына (тип зурны), бжэмий, сыбызгы (тип флейты); ударные - пхачыч, карс (хлопушка), барабан; язычковые - пшынэ, диатоническая гармоника. http://www.belcanto.ru/kabardino.html Осетинский инструмент: Значительное распространение арфы у абхазов и народов адыгской группы в конце прошлого столетия, отмечено С. И. Танеевым; им же впервые описано звучание балкарского кобуза, «напоминавшего скрипку с сурдиною» (10). Кобуз —струнно-смычковый инструмент. ... Этот вид инструментов по своим особенностям и внешнему виду, манере игры (играют сидя, держа инструмент в вертикальном положении, упирая концом в колени) http://iratta.com/duhmir/kultura/9350-yetnokulturnye-kontakty-v-muzykalnom-folklore-osetin.html Вот такие пироги... ---------- Додано в 22:54 ---------- Попередній допис був написаний в 22:46 ---------- [/COLOR] А для кого (и кем) составлялись реестры казаков? Не для польского ли короля, а затем и для московского царя? Отсюда и этнонимы соответствующие. Это раз. И, во вторых, на момент составления реестров костяк запорожцев уже успел подзабыть свои кавказкие корни: язык был взят за основу - "руський" , кровь свою смешали с татарами и славянами (которых было большинство в их окружении) и лишь обычаи и культура оставались еще от предков на Хортице...
Головні міста чорних клобуків торків і берендеїв на Русі були Канів і Черкаси. Там і розпочалось козацтво.
Думаю, что немного лирики не помешает сухой дискуссии: ... Предвечерней порой расписной дастархан И добрейшие в мире улыбки. Вдалеке чей-то древний кобуз не стихал, И встречала меня у калитки Черноокая пери... Тоску разобрав С полувзгляда, она отдавала Мне себя и шептала: О, как ты не прав, Что обходишь калитку дувала*... Тихо плакал кобуз** и лилась чья-то песня Так, как будто небесный шаманил кудесник: Колдовал, колдовал - и устал... Но от танца еще трепетал ее стан, И еще волновались уста: Быр пари зод чашма тамон килляр икян***... ___________________ * Глинобитная стена вокруг жилища. ** Узбекский струнный муз. инструмент *** Небесной красоты пери шла к источнику с волшебной водой (узб.) Влад Евика из ст. Пери Себзара
Чомусь у колі імперських російських науковців розглядається версія тільки одностороннього руху в передачі культурних наіменувань та означень??? А це вже надто подібне на діагноз? Нє? Читати про звязки українства з якимись адигами з тридевятого царства – це взагалі повний нонсенс. Для Московії це складова її народу, а отже і її спадок. Спадок, що применшує її словянські корені, нівелює ідею «рускаґо міра». А сучасне поняття «тюрки» набагато ширше за історичних торків київської Старої України.... Виходячи із фонетичного звучання слова «кобза» я ніколи не погоджусь із його запозиченням із чужих мовних традицій. Зараз я приведу варіанти спорідненого звучання тих слів, які набули широкого поширення в Червоноруських місцевостях, себто серйозно віддалених від степової України. При умові поширення культурних впливів із південного заходу на схід – вони нівелюють напрацювання маститих іССконніків. Коб, коби – частинка тотожна сучасному якби Козар, козарі- вид грибів Кобеля,кобеняк Кобила Ковбиця Тобто мій основний месидж - словоформа "кобза" не чужа для укр. фонетики. Крім того, зафіксовано зменшувальні форми –кобзина, кобзонька і т.д. у літ.мові 18-19ст. А це теж серйозний арґумент. От росіяни недавно придумали надати слову «кофе» другий рід(чол +сер). Це взагалі граматичний діагноз (для слів несучих єдине поняття) присвоювати різні роди. Даний приклад висвітлює невміння користуватись інструментом своєї мови, вказує на її примітивність та штучність(синтетичність)....Для "сільської" укр.мови це нетипово , навіть дико. Хоч мало б бути навпаки... Моє розуміння походження назви "кобза" -(гуцульский варіант "цимбали")тотожне розумінню слова "цибуля". Вони появились як спадок українцям вже у 6-8ст. При заполоненні даних територій словянськими племенами та витісненню скіфо-сарматів. Ким були попередники - ніхто не знає....і вже не знатимуть.
А Баба Яга - против! Особенно порадовали проведенные Вами параллели между кобзой и кобылой. Железная логика! Продолжим, пожалуй, рассмотрение этимологии слова "кобза": В тюркских языках (едва ли не во всех!) это слово имеется в формах - Къобуз, къобыз, къомуз, къомыз, къомыс, хомыс, хомус и т.п. Выводится из "къобу", означающего выемку, пустоту в каком-либо предмете или местности. Дело в том, что изначально "къобуз" представлял собой ... струнный инструмент, наподобие балалайки, домбры, скрипки, альта и т.п. Были къобузы разных видов - къакъгъан къобуз - вроде гитары, балалайки, домбры; къыл къобуз - вроде скрипки, альта; и другие виды. ... Особенностью всех этих музыкальных инструментов было то, что корпус у них был полый, как и сейчас во всх подобных инструментах... ! Вот из-за этой особенности и получили эти инструменты название "къобуз"! http://wap.karachays.borda.ru/?1-7-0-00000041-000-150-0 Вот такая вот логика... Можете продемонстрировать подобную этимологию слова "кобза" на основе старославянского языка? С удовольствием обсудим ее достоверность, преимущества и недостатки по сравнению с тюркоязычной версией. А Вы говорите - "кобыла"...
Це струнно-смичковий інструмент.Кобза- струнно-щипковий. Етимологічні словники говорять про тюркське походження цього слова.Хоча,як вже зазначалось вище,прототип кобзи чи бандури був у нас вже в середині 11 століття. Софійський собор. Південна башта.Музиканти і скоморохи. Якщо і було якесь запозичення-то ще в ранньому середньовіччі,а не в пізньому,коли почало формуватись українське козацтво. Ви колись бачили,щоб кобзар грав на кобзі смичком? Арфа-це вже зовсім з іншої опери. Килкобуз Навіть віддалено не нагадує українську кобзу чи бандуру. А до чого тут реєстри?В реєстрах фігурують тільки прізвища козаків і ніде не фігурує їхня самоназва.Уточню.Я запитував про документи(наприклад листування з поляками чи татарами чи росіянами,чи турками),де б козаки прямим текстом говорили:"Ми,адиги .....ітд" По крові-я вже давав вам цитату з наукової роботи російських генетиків,де вони чорним по білому пишуть: "Удивительно то, что кубанские казаки генетически оказываются совершенно в ином кластере, чем адыги." Бачив в словниках таке слово:"кобзати"-рити,ворушити.За змістом теж якимось чином може бути пов'язане з кобзарем.Ще є слово "кобуз"(маленькій сокіл),яке веде своії корені ще з праслов'янського. PS: Зв'язок козацьких дум з давньоруським епосом. <...> ДУМЫ УКРАИНСКИЕ И "СЛОВО". Одним из частных вопросов проблемы жанра "Слово о полку Игореве" в лит-ре о нем стал вопрос о его соотношении с украинской думой. Впервые близость ритмич. строя С. размеру «малороссийской думы» отметил М. А. Максимович, предполагавший, что С. содержит в себе начатки известных совр. размеров укр. и великорус. поэзии (Песнь о полку Игореве: Из лекций о русской словесности... С. 81—84). Исследователь обнаружил в С. 10 стихов, содержащих рифму и соответств. размеру стиха в Д., для которой свойственно наличие стихов различной стопности разнообр. размеров. .... Автор подробного и всестороннего исследования укр. Д. как жанра Житецкий дал тщательный анализ соотношения их со С., сопоставив форму и содержание. По наблюдениям ученого, родство С. с Д. выражается в следующих общих признаках: 1) предметом С. и Д. являются «трудные повести» о борьбе со Степью; 2) «лирический, страстный» тон повествования; 3) подвижность и изменчивость размера; 4) преобладание глагольной рифмы и др. Житецкий считал С. переделкой самого автора в летописную заметку, утратившую бо́льшую часть первонач. рифм. На некоторую близость С. укр. Д. указывал и Дашкевич, считавший, что С. напоминает древние южнорус. песни-былины, приемы которых сохранились в Д. (К вопросу о происхождении... С. 256). Большую близость размера С. укр. Д., чем былинам, утверждал Квашнин-Самарин. Наиболее значит. исследованием проблемы соотношения С. и укр. Д. является статья Тиховского «Прозою или стихами написано „Слово о полку Игореве“?». Автор дает критич. обзор существующих по теме работ, утверждает «стихотворный характер» С., близость его размера размерам укр. Д., приводит аналогии размеру С. в Д., считая наиболее продуктивной точку зрения Антоновича и Драгоманова. <...> http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-1471.htm Цікаве спостереження російського вченого Трубєцкого,щодо невластивості більшості українським пісням тюркських і взагалі східних гамм. <...> Эта особенность русской стихии сказывается ярко в народном художественном творчестве. Значительная часть великорусских народных песен (в том числе стариннейших, обрядовых и свадебных) составлена в так называемой пятитонной или индокитайской гамме, т.е. как бы в мажорном звукоряде с пропуском IV и VII степеней. Эта гамма существует (притом в качестве единственной) у тюркских племен бассейна Волги и Камы, далее у башкир, у сибирских «татар», у тюрков русского и китайского Туркестана, у всех монголов. По-видимому, эта гамма некогда существовала и в Китае: по крайней мере, китайская теория музыки предполагает ее существование, и принятая в Китае нотация основана на ней. В Сиаме, Бирме, Камбодже и Индокитае она господствует и сейчас. Таким образом, в данном случае мы имеем непрерывную линию, идущую с Востока. На великороссах эта линия обрывается. У малороссов пятитонная гамма встречается лишь в очень редких старинных песнях, у прочих славян отмечены единичные случаи ее применения, у романцев и германцев ее нет вовсе, и только на крайнем северо-западе Европы, у британских кельтов (шотландцев, ирландцев и бретонцев) она опять выступает. В ритмическом отношении русская песнь тоже существенно отличается не только от романо-германскои, но и от славянских, хотя бы, например, совершенным отсутствием трехдольных ритмов (ритма вальса или мазурки). От Азии русскую песнь отделяет то, что большинство азиатов поют в унисон. Но русская песнь в этом отношении представляет собой переходное звено: голосоведение русского хора полифоническое, песни унисонные нередки, а запевало в известных категориях хоровых песен даже обязателен. <...> Н.С.Трубецкой "ВЕРХИ И НИЗЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ",1921 г.
А так? В тюркской музыкальной культуре целое семейство названий различных инструментов на основе понятия "къобу" (къобуз, къобыз, къомуз, къомыз, къомыс, хомыс, хомус и т.п.) В частности на киргизкой банкноте 1 сом изрображен "комуз"... В позднем средневековье казаки начали становится на службу польскому королю, а потом и московскому царю. Но они как отдельный народ существовали гораздо раньше "постановки на учет"... Я не буду повторять за некоторыми форумчанами: "Нет! На это я пойтить не могу!" Если есть какие-то факты и аргументы - давайте их обсуждать, а не тупо игнорировать... Действительно, почему при массовых свидетельствах о миграции неких черкесов на территорию Малороссии (так что эти земли даже стали называть Черкессией, а жителей - черкасами), сами "природные" черкасы себя таковыми не называли, а этноним самоназвание "адыге" не оставил заметного следа ни в письменных источниках, ни в топонимике (при широком распространении этнонимов черкесы/черкасы и казаки/касоги)? В связи с этим представляет интерес поискать ответ на вопрос: а есть ли вообще какой-нибудь народ с самоназванием черкесы/черкасы? Оказывается есть такие даже современные народы. Этноним «шеркес» - самоназвание казахов Младшего жуза, которые проживают в настоящее время в Гурьевской, Уральской и Астраханской областях бывшего СССР, а также алабугских татар, живущих в Калмыкии и Астраханской обл. Младший жуз казахов, по сведениям их фольклора, считается происходящим от половцев, которые впоследствии вошли в улус Чингисхана - Синюю орду. Тохтамыш был ханом этой орды, оттуда был родом и другой претендент на престол - хан Черкес. Есть интересная (и аргументированная) теория, согласно которой "черкесы - это тюрки" (как писал придворный летописец мамлюков). По этой теории черкесы - это одно из крупнейших тюркских (западно-казахских) племен, сыгравшее большую роль в средневековой истории южных регионов России и Украины. Причины того, что позднейших адыгов стали называть черкесами, заключаются в том, что они, в определенный период (достаточно рано, поскольку уже на карте Константина Багрянородного (X в.) побережья Черного моря обозначено как Касахия), подчинили часть адыгов, стали их знатью и увлекли их на восток, после похода Тимура на Кавказ, (1395 г.) а именно - к Прикаспию, где и сейчас обитают казахи-черкесы Младшего жуза. Долгое время, согласно этой теории, черкесы-тюрки, составляя правящее сословие у кабардинцев-адыгов, не смешивались с ними в той степени, которая позволяла бы говорить об ассимиляции, оставаясь достаточно чуждыми основной массе. В XVIII в. эта знатная прослойка большей частью была истреблена. Судьба остальных черкесов оказалась иной. Они положили начало запорожским казакам, влились в состав формирующихся из остатков хазар донских казаков; а другая часть оказалась в Египте, вместе со своими соплеменниками - кипчаками, чтобы оставить яркий след в истории под именем мамлюков. Подробнее см. здесь: http://buday.narod.ru/gl6.htm По этой теории получается, что "адыги" названы черкесами, которые суть тюрки, по недоразумению, по имени пришлого тюркского правящего сословия. Таким образом, согласно этой концепции объясняется с одной стороны расхождение по разным генетическим кластерам казаков и адыгов (прозванных "черкасами") с одной стороны, массовое распространение этнонимов "черкес" и "казак" (кайсак, касог) в Приднепровье и массовое распространение тюркизмов в украинском языке как в быту (с незапамятных времен) так и в фамилиях, с другой стороны. Вполне может быть, что роль адыгов в формировании казачества не так велика (особенно, на фоне влияния настоящих черкас - тюрков).