Козаки

Тема у розділі 'Історія', створена користувачем sanya, 27 лип 2007.

  1. Монархист

    Монархист Well-Known Member

    Сечь: это непосредственно военный лагерь. Приводить туда женщин было запрещено под страхом смертной казни. Даже случай был российский офицер квартировавший там и следивший за выполнение мирного договора с Турцией, он с дуру приволок жену и дочерей. Потом жаловался Екатерине Великой, что запорожцы угрожали насилием его жене и дочерям, а самого тоже не пожалеть. Как я понял тронуть его не тронули, но на посмешище был выставлен неимоверное. Сами казаки возвращались из Сечи (если не находились в розыске) после удачного похода с добычей на которую могли приобрести хозяйство. Конечно часть молодёжи «казаковало», а этим кроме войны и гулянок вообще нечего не надо было. Так что когда здоровее уходило думать о создании семьи уже было поздно. Были ещё и те кто казачество рассматривал как воинскую службу Богу, на пример тамплиеров, вот эти могли и дать обед безбрачия (целибат), но это совершенно добровольное решение а не прописанное внутренним положением.
    Так известно мне может у кого есть более полные данные.
     
    • Подобається Подобається x 1
  2. terrible

    terrible Well-Known Member

    та вважайте як хочете;) втомився я... читати Ваші "репортажі з лікарняного ліжка"... хай хоч тричі природні будуть-Вам полегшало?:))):)))
     
    • Подобається Подобається x 1
  3. Salata

    Salata Well-Known Member

    Т.е. старообрядчество должно было им мешать? И как религия связана с оценками на поле боя?

    У Вас есть численность старообрядцев среди донцов? Из чего вывод?
    То, что количество старообрядцев было значительным я лично заключаю из того, что уходили они в недружественные земли и как-то там держались. Те же некрасовцы вернулись в 70-х годах прошлого века, притом что все эти столетия с местным населением не смешивались.
    Да и сам нрав казачества не мог позволить быстрого перехода в другую веру.
    Почитайте как они вобще веровали. Признавая православие, обряды сильно изменяли на свой лад.
    Интересная тема, жаль источников не сохранилось.
     
    • Подобається Подобається x 1
  4. Бранко

    Бранко Well-Known Member

    Как известно, некрасовцы, ушедшие в Турцию, не долго там оставались в своем русском одиночестве. Чуть погодя, к ним рядышком подселили запорожцев, ушедших из упразденной Сечи.
    Так вот запароги умудрились и там с некрсовцами разругаться, да так, что туркам ничего не оставалось делать, как отселить запорожцев подальше.

    Ну это ладно. И в Турции запарогам чего то не хватало. Они вернулись в матушку Россию. Была вторая присяга Войска Запорожского( почему то о ней предпочитают молчать), да...Так вот присягнув, запороги пошли воевать против своих недавних хозяев -турок.

    Интересно...:)
     
    • Подобається Подобається x 1
  5. сотник

    сотник Well-Known Member

    Вот что значит уметь довести свою мысль до других. В противном разе неправильно поймут, даже с точностью до наоборот, как в данном нашем случае.
    В своем предыдущем допысе в части, по которой у Вас возникли вопросы, я очень прозрачно намекал на другие побудительные причины, которые в свое время подвигнули украинских козаков Разина и Пугачева поднять восстания против угнетения Российской империей как казаков Дона, так и народов Поволжья и других регионов, поддержать восстание Пугачева казаков Слободской Украины ......

    В части, касающейся преобладающей численности старообрядцев среди доских казаков, я в вежливой форме высказал не что иное, как сомнение в правильности этой Вашей оценки. Почему? Казачество - мой интерес с ранних лет и до настоящего времени. Если очень коротко, кое-что усвоил. :)

    "Большая часть" и "значительное количество" есть различные категории оценок. Вторую Вашу оценку приемлю.
     
    Останнє редагування: 11 бер 2009
    • Подобається Подобається x 1
  6. Salata

    Salata Well-Known Member

    Да. Я имела ввиду большАя, а не бОльшая. Потому как только косвенно оцениваю.
    Что касается множества крестов старообрядческих на кладбище моего города - постараюсь узнать.
    А про Разина вот как раз интересное изложение нашла: http://passion-don.org/library/article_67_91.html
    Очень интересно что Вы об этом думаете как человек занимающийся историей казачества.
     
    • Подобається Подобається x 1
  7. Бранко

    Бранко Well-Known Member

    А вы знаете откуда родом папа Стеньки Разина? С нынешней Липецкой обл. Хотите сказать, что Липецк-Украина?

    Пугачева( Емельяна Михаилова, сына Пугачева-как тогда писалось)-"украинца", это тоже касается. Станица Зимовейская( родина Пугача) была населена русскими казаками, а не украинскими. Причем насколько помню, старообрядцами. Поэтому Поволжье и поддержало бунт Пугачева, но только не против империи, а именно против "новой веры". С точки зрения казаков Дона и Волги, царь должен осознать свою ошибку и вернуть Россию в "веру старую".

    Ну, да. Память меня не подводит:

    В мае 1773 Емельян Пугачев бежал из казанской тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших там казаков объявил себя императором Петром Федоровичем, спасшимся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. 17 сентября от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания, ядром которого стали яицкие казаки-старообрядцы.

    http://www.taina.aib.ru/biography/emeljan-pugachev.htm


    Слобожанщина- в те времена область кацапов(старообрядцев), как и Черниговщина.

    http://www.borovaya.org.ua/forum/4-4-1
     
    • Подобається Подобається x 1
  8. Чупага

    Чупага Well-Known Member

    За термінологією батьків бабусі, чи місцевого ксенза кацапи- бородачі швидше за все старообрядці з похмурим церквами і образамі.Москалі -православни взагалi.
    За кацапа виходити не рекомендувалося вийти за москаля було не гріх.
     
    • Подобається Подобається x 2
  9. сотник

    сотник Well-Known Member

    Я тоже думал, что надо в нужных случаях расставлять ударение.

    Вы, конечно, прочли данную "гилку", знаете всю. Несколько выше мною тоже был приведен "пост"-текст из СМИ-источника о Разине и Пугачеве.

    Другого мнения быть не может, Разина народ любил и любит. Его память о нем стала легендой, частью мифологемы русского народа, который считает его своим казаком-защитником.
    А написано и сказано о Разине очень много и разного. По мнению некоторых представителей имперской российской идеологии, он (как впрочем и Пугачев) турецкий и т.п. агент, монстр, учинял зверские убийства, пьяница .....
    Часто невозможно знать, где правда или вымысел.

    Очень огорчительно, что демонополизация российской имперской истории вызвала встречный жесткий отпор в форме диффамации и т.п..
     
  10. Бранко

    Бранко Well-Known Member

    Что же это за идеология такая, имперЦкая?

    Вот этим не балуетесь?:

    http://www.razin.ru/
     
  11. Hightower

    Hightower Дуже важлива персона

    А шо, стоит? ))))) А идеалогии есть какие угодно, в т.ч. и имперские разумеется, чего удивляетесь то?
     
  12. Володимир Вишня

    Володимир Вишня Well-Known Member

    Харків був заснований у 1654 р., саме тоді, як Богдан Хмельницький перейшов з усією Україною під московську “протекцію”. Місто заснувала ватага українських переселенців з ватажком — осадчим Іваном Каркачем.

    У 1673 р. українців було 1276 чол. мужського пола, великоросіян 118 чол.; се все були діти боярські городової служби, а полкових великоросійських служилих людей вже не було.
    У 1675 р. число великоросійських служилих людей знов значно збільшилося (у 6 разів): тепер їх було 625 чол.
    У 1686 р. великоросіян було 571 чол. на 1937 українців.

    Дуже цікаво буде побачити склад населення Харкова у 1732 р. з національного й соціального боку. Більш усього проживало у Харкові козаків: виборних козаків було 775 чол., у них підпомошників 1531, козачих підсусідків 85; козачої старшини з робітниками 71, цехових ремесників 492, підданих, посполітих і робітників 205, духовенства з робітниками 170; великоросіян 235, греків і інших чужоземців 21; усього 3595 чоловік.

    Населення Харкова за XIX ст. збільшилося у 20 разів, тобто на 2000 %. Таке величезне число, очевидно, не могло з'явитися від натурального збільшення, і ясно, що у Харків з 20-х років XIX ст. їшло велике переселення народа з інших місць. Вже в початку 70-х років XIX ст. ледве не половина мешканців Харкова була не тубільцями, а захожими людьми (45 . Більш усього переселенців дала Курська губернія, потім Орловська, Московська, Калузька і інші великоросійські. По перепису 1897 р. тільки 1/3 населення Харкова (32 тисячі) була тубільцями або з Харківського повіта, остатні 2/3 (73 тисячі) були чужаками. З однієї Курської губернії було 23 тисячі чоловік, а з іншими великоросійськими губерніями Великоросія дала 33 тис. чол. Число чужоземців теж значно збільшилося: з однієї Келецької губернії прийшло 1500 поляків, з Кавказа — 1000 тамошніх мешканців, з чужих земель— 1200 чол.
    Оце переселення не української людності у Харків і змінило його колишнє українське обличчя, особливо в другій половині XIX ст. Новоприхожі гості опанували містом і одсунули геть на підварки старинних тубільців, колишніх хазяїнів міста й країни, котрі здобули й кровію своєю оборонили од ворогів землю, поливаючи її своїм потом, заснували й Харків, захищали його і положили початок його промислам, торгівлі і культурі. “Воля”, котра дала багацько переселенців, нові залізниці, поширення торгівлі, нові фабрики і заводи, військо, де широко панувала русіфікація, школи, де зовсім не допускали рідної української мови,— все це ще більше поширило русіфікацію Харкова.

    http://www.bankreferatov.ru/TMPFILES/10/350FFA/slobozhanschina.doc
     
  13. Фесько

    Фесько Well-Known Member

    Ви спочатку дізнайтеся про історію Харкова, а потім складайте свої "мемуари"


    звідси
     
    • Подобається Подобається x 1
  14. Бранко

    Бранко Well-Known Member

    Харьков-не вся Слобожанщина.

    Заселение Слободской украины( Свободной украины)

    РУССКОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ:

    Чугуев-первое поселение на "Свободе"

    Крепость была населена стрельцами и служивыми людьми Белгородского воеводства. В 1638 году в Чугуеве появилась большая группа запорожских казаков во главе с гетьманом Яковом Остряницею. Пребывание их было недолгим. В 1641 году, вследствие внутренних раздоров, гетьман был убит, а большая часть переселенцев покинула Чугуев. Тогда Михаил Федорович повелел «черкасские дворы в Чугуевском остроге со всякими пожитками» отдать стрельцам, которые пожелают поселиться там «навечно». Таким образом, Чугуев возник и развивался как русский город.
    В отличие от слободских казаков, чугуевцы прямо подчинялись Белгородскому воеводе и числились в составе Белгородского полка.
    Чугуевский казачий и уланский полк был участником всех войн и военных походов России 17-20 веков.
    И превратился в первую и единственную тогда в России регулярную казачью часть. По оценкам многих дореволюционных и советских историков это был лучший казачий полк в России XVII века.
    Чугуевцы выгодно отличались от других казачьих частей своей дисциплиной.

    Валки- Крепость Валки или Можеский острог был основан московской военной стражей и упоминается в 1642 году.

    -Одновременно с Валками в 11 верстах от них на р. Черемушной основаны Огульцы. Большая часть дворов имеет сады с пасеками; обильная растительность была повсюду. В 1708 г. уже упоминается огульчанская или угольчанская сотня .

    -Старый Айдар городок на р. Айдаре стрб. у. в двух верстах от впадения его в Донец, построен донскими казаками.

    -Слоб. Маяки при Донце изюм. у. заняты московскою военною стражею.


    -Дети боярские чугуевской сторожевой службы, на отведенной им по р. Удам земле, населяют села: Введенское, Терновое, Старое Покровское, Васищево, Шубино. Все они получают названия или от построенных здесь церквей, или же от прозвища первых поселенцев; так, Шубино от Шубина, Васищево – от Прокофия Васищева...

    1647. В Цареборисов вызвались на жительство донские казаки. (Ф. V, 57).


    -Дети боярские каменецкой службы населяют село Пристайлово при Псле лебед. у. и в следующем году строят деревяную церковь Успения Богородицы (Ф. III, 534).
    -Слоб. Тополи на р. Осколе куп. у., составляя один из укрепленных городов московской оберегательной сторожевой линии, основаны около этого времени, тогда же построена и церковь Покрова Богородицы..

    1652. Партия черкасс под предводительством полковника Дзеньковскаго положила основание г. Острогожску, в следующем году поселены здесь пришлые из России вольные люди, стрельцы и пушкари.

    -Земли Тернов отданы путивльцу Якову Шулешкину, где сын его Иван в 1655 г. кладет основание слободе Тернам леб. у.



    1591. В этом году последовал московский приказ, в котором сказано: «другую станицу послать к Донцу, до Изюмскаго кургана, меж Донца и Оскола, а переезжати той станице на Донце перевозы: Бишкинской, да Шабалинской, да Булуклейской, да Савинской, да Изюмской». (Ф. IV, 195).

    1598. Царь Борис Федорович Годунов положил построить на правом берегу Оскола, 50 верст южнее нынешняго Чугуева,– город «в свое имя»– Цареборисов, в защиту с крымской стороны.

    -Города Хотмыжск строит воевода Василий Толстой, а Вольный курган товарищ его Гавриил Бокин; последний вооружает 9 пушками.

    УКРАИНСКОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ

    1617. 1-ое переселение 10.000 казаков из польской Украины на р. Донец. (Списки XXXVI).

    1638. 2-е переселение. С дозволения московскаго царя, гетман Яков Острянин, или Яцко Остряница, с дружиною оставил Литву и поселился на месте нынешняго Чугуева (Списки, XXXVI).
    -Котелевские казаки являются в войске гетмана Полтора-Кожуха на р. Мерло с намерением мстить иезуитам. (Ф. III, 8Cool.

    -По проискам поляков и некоего Разсохи взбунтовавшиеся люди губят Остряницу, вероятно Стефана. Между тем царь, снисходя к заслугам Якова Острянина, почтил его званием гетмана запорожскаго (Ф. IV, 37–3Cool.

    1639. Чугуевские черкассы, после убиения Стефана Остряницы, совсем оствляют земли царя московскаго...

    1640. 3-ье переселение 5.000 чел. черкасс из-за Днепра. (Труды 1872 г. 126).
    -Заднепровские казаки под предводительством Кондратия Сулимы, в местности, отнятой у татар, полагают основание Змиеву.

    1645. С этого года начинается 4-ое переселение черкасс, продолжаясь до 1647. В это время, в числе 1247 семей, оставивших поднепровье и поселившихся по берегам Ахтырки, Харькова и Донца, были дворянския фамилии Захаржевских, Кондратьевых, Лесевицких и др. (Списки, XXXVI).


    1647. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 15 мая видно, что «в чугуевских местах, для разных промыслов жили черкасы», но для того, чтобы остаться здесь на постоянное жительство, они должны были получить царскую грамоту. (Ф. IV, 118).

    1650. 5-ое переселение. Казаки, недовольные гетманом, силою пробивались к берегам Донца и его притокам. К этому году относят и заселение Харькова.


    -Прибывшие из-за Днепра черкассы основали г. Сумы на правом берегу Псла на рр. Сумке и Суме.
     
    • Подобається Подобається x 2
  15. Дальневосточник

    Дальневосточник Русскомовний

    Прочитал две "исторические хроники" - и ТАк и не понял - если правительство давало (а правительство - Российской империи) привелегии поселяющимся на ее землях - то почему тогда на территории этой самой империи - широко панувала русіфікація? Историческое раздвоение сознания? ;)
     
    • Подобається Подобається x 1
  16. Фесько

    Фесько Well-Known Member

    З вашого опусу видно, що Харків якоби спочатку був російсько-українським містом, і малороси ж поселилися тут раніш за всіх. Дякую за таку подробнішу інформацію.

    Коли воно хоч більш-менш було населенним - давали всім підряд
     
  17. Чупага

    Чупага Well-Known Member

    Русифікація була без сумніву.
    Інше питання що одні народи дозволяли себе швидко русіфіцировать, інші трималися власних традицій.
    Білорусі, євреї, українці, чехи, поляки, німці -на одному плюсі здатності до русифікаціi ,білорусі та євреї на іншому німці і напр. ести.
    Якщо людина хоче си русифікувати ,то й си русіфіціруетця , німці ж 200 років протрималися в імперії залишаючись німцями.
     
  18. Володимир Вишня

    Володимир Вишня Well-Known Member

    Местность, где в начале XVII века был основан город Чугуев, до XIII века принадлежала древнерусским княжествам — Переяславскому и Черниговскому.
     
  19. Бранко

    Бранко Well-Known Member

    Вы попутали. Русские появились раньше украинцев на Свобожанщине.
    Очень хорошо. Эти земли, в период древней Руси и ранней России были заселены предками русских. Еще 16 веке, украинцы считали черниговцев "москалями" по говору.
     
    • Подобається Подобається x 1
  20. terrible

    terrible Well-Known Member

    Стародубщина - далеко не вся Чернігівщина.
     
а де твій аватар? :)