дійсно як я міг забути про поділ-природні та неприродні (штучні) козаки яких же тоді козаків хотів оженити Петро? і як знову запитую-як можна переписом, податками та реорганізацією вівйська оженити козаків?
У запорожцев не было ограничения о семейному статусу. Просто многие жили на Сечи и не выходили от туда без надобности, так как были в розыске или как беглые холопы или как преступники. Многие казаки имели семьи и появлялись на Сечи только для походов, некоторые жили на «зимовках» вместе с семьями. А перепись и обложение налога было связано с активным переводом крестьян и части казаков (Мазепой и старшиной) в крепостные. Но так как внутренняя автономия согласно договору существовала только при отсутствии в гетманщине крепостного права сама перепись стала угрозой для своеволия Мазепы и его окружения. Дело в том что уже в то время у запорожцев оставалось достаточно мало направлений для походов. И среди них начали всё чаще появляться луди которые совершали нападения на русские владения (гетманщина) с целью грабежа и само казачество перестало уделять внимание защити границы. Появилось такое направление деятельности как нападение на турецко-татарские отряды только когда они возвращаются с разбоев. То есть запорожцы пропускали шайки и наподдали на них именно тогда те были нагружены награбленным, естественно отбитое присваивали себе. Что бы это прекратить предлагалось способствовать созданию условий, чтобы казаки имели личную заинтересованность в охране безопасности Малороссии. А именно способствовать женитьбы казаков, по примеру донцов.
Ну как? Вы же помните как подписывались казаки? -Войско запоРижское, сотоварищи Товарищи-те, которые давали обет безбрачия. Курени состояли только из „товариства”, то есть холостых казаков, имеющих право жить в Сечи, тогда как женатые жили по паланкам и считались в „подданстве”. http://passion-don.org/tribes/tribes_4.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Товарищ С безбрачием перебор, не было у казаков обязательного безбрачия. Единичные примеры ухода в монастырь не есть общая практика.
Острожский Константин Иванович Когда в 1512 татары нагрянули на Волынь и Галицию, он разбил их под Вишневцом. В к. 1512 началась новая война Литвы с Москвой. В 1513 москвичи овладели Смоленском, но вскоре потерпели сильное поражение под Оршей, где литовские войска возглавлял Острожский. Вслед за тем он успешно отражал на юге набеги татар, пока их громадный отряд в 40 тыс. чел. под начальством Калги-Богатыря не вторгся в Галицию. Около Сокальского замка татары в 1519 одержали победу. Острожский был назначен воеводой Троцким и в 1527 разбил наголову вторгшихся татар на р. Ольшанице около Канева. В своих заботах о Православной Церкви он всю жизнь ходатайствовал за нее перед правительством, благодаря чему было установлено прочное юридическое положение Православной Церкви в Литве. За время деятельности Острожского Православная Церковь получила более 20 грамот, расширявших и утверждавших ее права. При его содействии были приняты и отчасти осуществлены меры по поднятию нравственного уровня народа, определено положение епископов и соборян, много сделано по устроению патронатства и определению пределов мирского вмешательства в церковные дела. Погребен он в Киево-Печерской лавре. http://www.hrono.info/biograf/bio_o/ostrozhski_ki.html
Предания гласят, что первоначально, при возникновении вольных товариществ, казаки соблюдали обет безбрачия. Лишь позднее в их жилищах стали появляться женщины. http://library.informdon.ru/?p=95&sp=119 А. Скальковский писал: “Подобно рыцарям, запорожцы давали обет безбрачия (castitatis), послушания кошевому атаману (obedientiae) и бедности, убожества (pauperitas): в Сечи никто не имел собственности, а хотя и были паны, обогатившиеся торговлею или войною, но все их имущество, как безбрачных, считалось собственностью общины запорожской. http://www.gipanis.ru/?level=223&type=page&lid=207 Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. http://www.yuga.ru/kazaki/culture/index.shtml?id=4345 И т.д. Запорожская общтна называлась товаришеством. Чтобы вступить в общину, нужно было в том числе принять обет безбрачия. ПОРТРЕТ КНЯЗЯ К.И. ОСТРОЖСКОГО КАК ЦАП
Ви хоч Яворницького читали? чи тільки сумнівні лінки? та і видно, вважаете, що Військо Запорізьке то лише запорожці) я повторюю ще раз-ніхто не заперечував мати родину. заборона приводити жінок в Січ. але не заборона мати дружину. так, самотній спосіб життя був продиктований самим способом життя, але "обет безбрачія" ніхто не приймав-то Ваша маячня як тоді пояснте ще такий факт-що відносини мж запоріжжям та полтавським полкмо виражались не лише в торгівлі, а ще в тому, що дівчата з полку часто брали шлюб з низовими козаками? а як поясните той факт, що козаки мешкали не тільки в Січі-а і в числеених селах, хуторах та зимівниках 8 паланок? а...то неприродні козаки були взагалі, Вам би фентезі писати озолотитись можна
Если кратко и обобщенно. Легенды, как и мифы рождаются или из реальных, исторических фактов, событий и по существу являются обоснованными, правдивыми, или - они плод вымысла, зачастую с заданной целью, - т.е. ложны. В этом отношении легенды об украинском козачестве - феномене украинского народа есть реальность, зафиксированная подвигами Запоржского войска в целом и множества козаков персонально в битвах за Украину, Европу.... Эти легенды, как и легенды - факты о подвигах других борцов за Украину, в частности, в еще не остывшем 20 веке, вростают в нарождающуюся мифологию украинской нации. В то же время читаем и слышим, что есть сложившиеся национальные мифологии, зиждящиеся на вымысле. При этом указывается и на Московию, Российскую империю, Россию.
Військо Запорізьке-не тільки Січ-це раз. хвора маячня кожен козак, вступаючи в Військо, приписувався до одного з куренів. навіть живучи в паланці-він все одно залишався козаком, наприклад, Меньского куреня. товариство-військо загалом. загалне поняття для всєї запорізької громади. в кого в підданстві? дурня. така сама, як і лінк. не плутайте військо запорізьке з комунною крадіжка каралась переважно побиттям киями біля ганебного стовпа-що не є рівнозначнм смерті. часто злочинець залишався живим. але...ось тут цікаво-пише Яворницький-якщо покараного забивали насмерть, то забирали в нього все рухоме і нерухоме майно, причому частину віддавали на Військо, частину - паланковій старшині, а третю частину та все рухоме майно-його дружині та дітям, якщо він був жонатий. знов таки хвора маячня. доказ, будь ласка, надайте. але вагомий, а не щось на зразок Ваших лінків.
не... прилуцький козачий полк теж входив у військо запорізьке. не підкажите, яким чином? а з ким же я сперечаюсь? чи не з маячнею, яку Ви тут приводите?
Бранко Казачество, а тем более Запорожское, обросло легендами начиная от характерников, заканчивая безбрачием. Основная масса казаков это беглые. Они приходили на Сеч нищими и там оставались, так как было три пути или погибнуть в походе или оставаться под защитой войска. Многие часто уходили на Дон и поселялись там. Но так как завести семью в Диком поле, постоянно прочесываемую татарами в поисках зазевавшихся или в ходе набега, представлялось затруднительным, то многие из казаков проведя всю жизнь в походах и кутежах на старости лет уходили в монастырь. Эта традиция уходит в раннее время, когда ещё не было Сечи, а были артели. Тогда иметь женщину в отряде это обременять себя лишним грузом. От этого и в самой Сечи женщины были под запретом, тем более из за них чаще бы убивали друг друга чем гибли бы от врагов. Кстати одна из легенд о казаках описана Бипланом: «слово кОзак происходит от слова коза, так как кОзаки своими повадками напоминали коз, жили в кустах и одевались в козьи шкуры» не дословно но в духе.. и знаете кто о казаках рассказал, и как я подозреваю с удовольствием? Поляки. Дело в том что в средневековой Европе зоофилизм был распространён в связи с жёсткими нравами и отсутствием «стометровок», а один из объектов этого сексуального направления были козы. Поэтому хотя и было у казаков принято говорить казак и тем более писать об этом, влияние польского доминанта всё таки подвигло многих выговаривать как кОзак. Вот и приняли люди эту подмену понятий, как в прочем и многие другие
В принципе, не совсем понятно. Вы же сами ниже и пишете, что безбрачие на сечи было обоснованно. Что я нашла по этому поводу: "До 1756 г. Антон Головатый, учился в Киево-Могилянской академии, а затем бежал по неизвестной причине в Запорожскую Сечь. Пробыв некоторое время молодыком “при боку кошевого атамана”, т. е. запорожским неофитом, он был зачислен козаком Кущевского куреня. А.А. Головатый неоднократно избирался на ответсвенные войсковые должности. Как указывает историк А.А.Скальковский, А. Головатый: “По знанию грамоты и особенным способностям избран был в 1771 г. писарем Самарской паланки, а после находился при войсковом судье в Сечи или при кошевом атамане в походе. В качестве писаря ездил он в 1768 г. в Петербург вместе с другими столичниками для получения жалования”. Вознамерившись якобы стать войсковым священником, Антон Головатый не принял обет безбрачия и женился на Ульяне Григорьевне Порохне, которую очень любил." http://www.cossackdom.com/personal/ternavskyi_golovatyi.htm На этом же сайте где-то читала о Захарии Чепиге, атамане. Он во время переселения ездил навестить семью. Но никогда не был женат. Но имел поместья. Что-то сложно у них там было с этим делом...
Salata Я сказал что традиция отсутствия женщин на Сечи была обоснована, а вот обязательного безбрачия отсутствовала.
В смысле "обязательного"? Не убили бы, может. Но как с семьей служить? Вот еще интересный документ: "1.7. 1771, листопада 17. Кіш — Атестат Війська Запорозького Низового товаришеві Корсунського куреня Павлу Руденку Атестат Из Войска Запоржского Нызового. Оного Войска, куреня Корсунского товарышу, в городе Полтаве жительствующему Павлу Руденку дан в том, что он Руденко, поданным от себе сего году ноября в 30 день доношением представил: дед де его, Руденка, помершiй Яков Рудий, перед сым за восемдесят лет был житель малороссийского города Чигирина, где в малороссыском шляхетстве жiя и служа, достаточную свою от грунтов оседлость имел. Егда же тая Украина во владение польское вошла, то в тое время тот его дед Рудий, будучи неженат и нежелающий в польском подданстве быть и службы несть, со взятими з собой двома его от сестры родной племяниками Иваном и Костантином вышел в Войско Запорожское, где в пашковском курене записавшись достаточное время служил. А напоследок он, Яков Рудий, сам только вышедши, в малороссийском городе Полтаве женылся. Их же обоих племяников своих Ивана и Костантина оставил на службе в Войске Запорожском, коего они по выбору переменно во время бывшей в 736 году с турками войны и посля оной были и кошевыми отаманами. А их дядя, его ж Павла Руденка дед, Яков Рудый по женитьбе в Полтаве мещанского стану грунта искупя, в звании мещанском жил. По умертвии ж его деда и отца Павлового тое владенiе, как-то: двора и прочего ему, Павлу Руденку з братами его досталось, по коим тепер он в Полтаве в звании мещанском и считается. А до женытбы своей и он Павел Руденко, предкам и дядям своим, бывшим кошевым Ивану и Костантину Пашковским, подрожая, в Войски Запорожском через тринадцать лет Корсунского куреня товарищем безпорочно служил, и что он Руденко по тем собственно своим и предков своих службах и от древности природы шляхетской для того просил выдачы ему на то из Войска Запорожского Низового атестата. А как по справкы с стариками и по знанiю нашему заподлинно есть, что предписанний его Павла Руденко дед Яков Рудый и его Рудого племенныки, Павловы же дяди Иван и Костантин здесь в Войске Запорожском через немалое время служили, Иван же и Костантин, по долголетном и славном оной продолжении на службе здесь представились. К тому ж и сам он, Павел Руденко, Войска Запорожского при курене Корсунском между товарыщами оставшись, что надлежащие его званию службы верно и честно через тринадцать год несли, и сыми своими и предков его службами высочайшую ея императорского величества милость заслуживает. Так о неоставленiи его, Павла Руденка, оною и в засвидетельствованiе всего вышеписанного, сей атестат дан ему, Павлу Руденку, из Войска Запорожского Низового при подписе нашем и войсковой печати, 1771 году ноябра 17 дня. Ея императорскаго величества войска Запорожского Нызового атаман кошовый Петр Калнишевскiй, войсковая старшина i товариство. М.П. ДIМ, КП-164053, /Арх-АФД-46/." http://www.cossackdom.com/doc/abrosimov_ukrkoz.htm Вот, и для Бранко нашла: "Несомненно, интересны слова хана о просьбе "старых казаков" разрешить И.Некрасову остаться на Кубани и жить у них. Косвенно этот факт доказывает близость отношений (как земляческих, так и религиозных) казаков И.Некрасова и донцов-старообрядцев, пришедших на Кубань, к примеру, с р. Кумы в 1692 г. Еще один аспект трактовки документа затронем в связи с вопросом мест расселения казаков-некрасовцев на Кубани. Если в отношении донцов-старообрядцев (волна переселения – конец XVII в.) можно высказаться с большей определенностью [14], то однозначно ответить, где первоначально поселились некрасовцы, довольно непросто. Мнение большинства историков заключается в утверждении об основании казаками своих городков между Копылом и Темрюком, хотя есть и другая точка зрения [15]. Турецкий аноним начала XVIII в. (между 1708 и 1711 гг.) сообщает о том, что некрасовцы вместе со "старыми казаками" проживали в местности Хан-Тепеси, в 4-х часах от Темрюка [16]. В любом случае основные поселения казаков-некрасовцев до 1777 г. следует связывать с территорией между побережьем Азовского моря и правобережьем р. Кубани, включая восточные, болотисто-островные земли Таманского полуострова." http://www.cossackdom.com/doc/sen_newmaterial.pdf
Salata, уточните какая лично к моим постам претензия? Или в чём я по вашему мнению отхожу от доступных исторических источников?
Никакая, извините, если что. Коротко пишу - получается резковато. Я не специалист. Интересуюсь. Мне не совсем ясен этот обет безбрачия. У других казаков его не было, хотя жили в таких же "окраинах". Вроде получается, что хочешь жениться - езжай в другие края. А на Сечи - зась. Как некоторые до старости на сечи доживали - загадка. Зачем им были имения - непонятно. Вобще цель долгого казачества на Сечи - ? То, что пополнялась она уже взрослыми тоже непонятно, это же огромное количество людей. Постоянная миграция. Хотя в те времена и в армии служили 25 лет... Вот еще интересно: "Семейная жизнь на Дону существовала с древнейших времен. Азовские казаки, испрашивая у вел. кн. Василия III в 1519 г. дозволение "прикошенать под Путивль", имели жен и детей. В войсковой грамоте, посланной весной 1641 г. во все казачьи городки, повелевалось "съезжаться городков 5, 6 в одно место с семьями". Во время знаменитого "Азовского сиденья" 800 казачьих жен сражались с турками вместе с своими мужьями. Семьями обзаводились только те из казаков, которые жили в городках, удаленных от границ их владений; в пограничных же, при постоянной тревожной жизни, они по необходимости предпочитали жизнь холостую; иные, служа на кордонах, укрывали семьи свои в безопасных местах. Так делали и запорожские казаки." http://passion-don.org/history-2/chapter-11.html
В середине 90-х 20-го, когда особо актуальна была проблема возрождения казачества в Рф, включив телевизор, "попал" на эту тему на ТВ "Россия". Донской казак-фермер горячо высказывался за возрождение казачества. И вдруг в крайне негативном ключе заговорил о "кацапах", противопоставляя их казакам, как будто сводил с ними счеты: вороваты, пьяницы, драчливы, лживы и не держат слово, ленивы, тунеядцы и чуть ли совсем не бесполезны.... И на прямо поставленный вопрос, кого он имеет в виду под "кацапами", ответил, что это жители цетральной России: Московской и по ее по периметру других областей. Позиция казака понятна. И тема для него, во всяком случае на тот момент, являлась актуальнаой. РS "...О религиозных трениях среди казачества..." Как свидетельствуют исторические источники, "некрасовцы" в турецкой кавалерии были лучшими-первыми. Маловероятно, что они эту заслуженную на поле боя, в том числе и с имперскими донскими казаками, оценку добыли по религиозным соображениям. "Старообрядцы составляли большую часть донского казачества". Неужели на Дону было так мало казаков?