Это правда. Россия втикала вид Киева, а Киев и его автохонный житель хан Тохтамыш, пытался присоеденить Московское княжество к своему Киевскому палатинату. http://hist1.narod.ru/NT/Glav3/361.html «И абие внезаапу прииде на него инъ некий царь, именемъ Темирь-Кутлуй, и бысть имъ бой великъ и сеча зла. И одоле царь Темирь-Кутлуй царя Тахтамыша и прогна, и сяде самъ на царстве Воложскомъ Болшиа Орды, а Тахтамышь царь, побежа къ Литовскимъ странамъ; и сослася съ Витофтомъ Кестутьевичемъ, съ великимъ княземъ Литовскимъ, и Витофтъ радъ ему. Онъ же со остаточными своими изъ своей земли къ Витофту въ Киевъ поиде, и съ царицами своими, и два сына съ нимъ, и пребываше у Витофта въ Киеве, питаяся и всю потребу свою исполняа, надеяся отъ него помощи, и темъ хотяше паки приобрести себе царство, егоже погуби» (Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 11, стр. 167-168). Киев на долгое время стал резиденцией Тохтамыша и его детей. Так, в 1411 г. тверской великий князь Александр Иванович ездил в Киев на встречу с Витовтом и застал там же сына Тохтамыша Джелал-ад-Дина (который за год до того возглавлял татарскую орду в Грюнвальдской битве). «Того же лета князь Александръ Ивановичь Тферский поехалъ со Твери въ Литву и наехавъ короля и князя великого Витофта Кестутьевичя на Киеве, а Зелени-Салтанъ царевичь, Тахтамышевъ сынъ, тамо же бяше у Витофта Кестутьевича» (Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 11, стр. 215). Выбор Киева в качестве резиденции татарских ханов не представляется случайным. Татары воспринимали его как свой, татарский город и называли его по-своему Манкерманом (тат. «Большой город»), а реку Днепр – Узи. Повидимому он считал себя Киеворусом, по принципу, где живешь, так и называешься. Точно так же думают про себя украинцы, пришедшие в том же обозе вместе с Тохтамышем.
Ще ніколи такої комедії не бачив, в дописі показано не лише незнання української, а й1 російської історії. Дані території лише були васально залежні від татар, що не скажеш про Московію того часу де панувала Орда, можна також сказати й про династичні зв'язки Московії та Орди, в той час коли у Києві сиділи їх ставленики поставлені силою. Що ж до України цього часу:
- интересная версия о том, что "москали (жители Московии)" ещё в первой половине 11 века находились "вокруг Польши". Может, конечно, оно так и было, может, именно будущие московиты создавали Киевскую Русь, завоёвывали у Польши Червенские города и т.д., по крайней мере, сами московиты иногда так и думают НО! Ежели так думают и современные "автохтонные" украинцы, то где их предки, как бы они ни назывались, главное - "НЕ москали", находились в те времена? Неужели дело в ...
Цитата не з українського, а російського джерела. "других нечестивых народов" подивіться на північних та північно-східних сусідів Польщі того часу, з півдня угорці з якими європейські народи досить довго мали проблеми, українців польща теж несприймала через православ'я, проте етнонімом "татари" охрещує лише жителів Московії, до того ж не сприймайте слово "вокруг" аж так буквально, навряд Польща називала західних сусідів "нечистивыми народами". А можливо все було простіше ніж ви гадаєте, просто від Московії в той час теж дуже смерділо що поляки ніяк не могли догадатись з якого ж то боку несе.
Это не исторические свидетельства. Исторические свидетельства подаюься так, показываю: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fletcher/frametext4.htm ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ OF THE RUSSE COMMON WEALTH О татарах и других пограничных народах, с коими русские имеют наиболее сношений, военных и мирных Есть еще разные другие татары, обитающие на границе России, как-то: нагайцы, черемисы, мордва, черкесы и щелкалы, которые отличаются от крымских татар более названием, нежели управлением или чем-либо другим. Исключение составляют одни черкесы, примыкающие к юго-западной границе со стороны Литвы, которые гораздо образованнее прочих татар, собой весьма красивы и благородны в обращении, следуя в этом обычаям польским. Некоторые из них подчинились королям польским и исповедуют христианскую веру. Нагайцы живут к востоку и почитаются лучшими воинами изо всех татар, но еще более других дики и свирепы. ========= Джильс Флетчер прибыл в Россию в 1588 году в качестве посланника английской королевы Елисаветы к царю Федору Иоанновичу. Спустя год он вернулся в Англию, не добившись успеха в своей миссии, и написал книгу о русском государстве, надеясь получить звание королевского историографа... ===== Шейх-Ахмед просил короля прислать ему на помощь « до Черкас » его «брата» Халлек-солтана и «Озубек-солтана», «и з ыншыми люд[ь]ми добрыми». Сигизмунд I обещал хану, что пришлет обоих царевичей в Киев и велит там жить, «поки ты, брат наш, з войском своим на непрыятеля своего не выйдешь». Но в конечном итоге Азубек остался в ВКЛ. 1500 год. http://kasimh.earth.prohosting.com/tttzliet.html ИОГАНН ТУНМАНН: КРЫМСКОЕ ХАНСТВО (отрывок о черкесах) В 1221 г. было первое нашествие монголов и опустошение Азова. С 1237 г. команы были истреблены, прогнаны или покорены этими всемирными завоевателями. Но цихи на Кубани очень храбро защищали свою свободу и смогли быть побеждены только в 1277 г. Мангу-Тимур-ханом и знаменитым Ногаем. С этого времени Тамань, как и Азов, принадлежали монголам, но подчинение им цихов или других черкассов было всегда очень сомнительно и условно: в лесных и горных местностях они оставались фактически независимыми, а живущие в равнине признавали монгольское владычество, пока или когда они были принуждены к этому. Они жили еще в этот период по всему восточному берегу Азовского моря до Дона. Они завладели Керчью в Крыму, часто нападали на этот полуостров и другие европейские местности, сделались основным составом образовавшихся тогда казацких народностей и основали в Египте знаменитую династию. Черкассы вообще большого роста, хорошо сложены, красивы, крепкого и прочного телосложения, обладают большим природным умом, храбры, честолюбивы, предприимчивы и гостеприимны. Их женщины особенно знамениты своею красотой и веселостью. Они живут гораздо лучше, чем их соседи ногаи. Их хлеб из проса, они почти только его и сеют. Мед и обычный в этих местностях напиток — боза, приготовляемая из проса, их любимое питье. В остальном они живут процветающими у них скотоводством и овцеводством, дичью и рыбой. Конского мяса они не едят, но любят свинину. Дома их плохие. Они состоят из вбитых в землю столбов, переплетенных ветвями деревьев, обмазанных глиной и покрытых соломой или камышом.... Их нижнее платье из ситца, большею частью красного [65] цвета, спускается с средины множеством складок. Они стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. Они? http://cossackstan.ru/uploads/posts/2009-03/1238517168_zaporozhets2n.jpg Они. И посему продолжаем: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Collins/text1.phtml?id=715 САМУЭЛЬ КОЛЛИНС НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне Сочинение Самуэля Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича. THE PRESENT STATE OF RUSSIA. IN A LETTER TO A FRIEND AT LONDON; WRITTEN BY AN EMINENT PERSON RESIDING AT THE GREAT CZARS COURT AT MOSCO FOR THE SPACE OF NINE YEARS Черкасы (Chircasses) (Черкасами автор называет Малороссиян. Пр. Перев.) так же, как и Русские, исповедуют Греческую веру, однако же не так суеверны и позволяют иностранцам входить в свои церкви. Говоря о Черкасии (Chirchass Land), я должен описать и народ, населяющий ее. Черкасы — Татарского племени, народ грубый и мрачный; женщины их очень некрасивы, грубы и преданы пьянству. Во время угощений они напиваются пьяны еще прежде, нежели начнут подавать кушанья: едою они протрезвляются, потом опять напьются, а потом опять протрезвятся пляскою; а пляску они так любят, что презирают того человека, у которого нет в доме скрипача. Правление их совершенно анархическое, потому что они, возмутившись, уничтожили все дворянское сословие и теперь управляются полковниками (Collonels), ими самими избранными, с которыми всякий из них обходится запанибрата. Воинов они на своем языке называют казаками (Cossacks), почему ошибаются многие, считая казаков особенным народом. Черкасы очень преданы колдовству и считают его важной наукой. Им занимаются женщины высшего сословия. Черкасы гостеприимнее Русских, и страна их теплее и лучше. Зафіксовано Європейцем, загальновідомий на той момент факт, кто такие украинци.
ЧТо касается: Польсько-литовська боротьба за Волинь і Галичину не припинювала дальшого переходу східньо-українських земель під руку князів з литовської династії. Татарська зверхність й апетити володарів новосформованого московського князівства на українські землі не спинили того процесу. Литовський князь Ольгерд займає в 1362 р. Київ і скинувши з престолу якогось князя Федора То это брехня. Правда вот: 19 января 1668 г. состоялся первый раунд рос-сийско-турецких переговоров. Вел их каймакам Мустафа-паша, муфтий Агья-Эфенди и шейх Баа-не-Магмент-Эфенди. Переговоры начались с во-проса о патриархах. Послы потребовали сохране-ния за Макарием Антиохийским и Паисием Алек-сандрийским их престолов и выдачи охранных грамот патриархам. Эта проблема была решена при помощи «друга» каймакама чеуш-баши-Алей-аги за соответствующую плату. Но в отношении Андрусовского договора дело обстояло сложнее. Послы произнесли ту речь, ко-торую им не дали договорить на аудиенции у сул-тана. В ответной речи турки отметили, что польский король, как и крымский хан «у салтанова ве-личества в подданстве и холопстве» и, следова-тельно, Андрусовское перемирие не может быть признано юридически правомерным. Послы попы-тались возразить каймакаму, но безрезультатно. Он посоветовал им говорить только о делах царского величества. Ходырева Г.В. УКРАИНА В РУССКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1667-1668 гг И это конец 1600!!!!! Походу, украинцы много чего про себя не знают. Им задурили голову. Смерть Мухаммед-Гирея [во время похода на Астрахань в 1523 г.] позволила туркам утвердить в Крыму более покладистого хана – Саадет-Гирея. При нем турецкое влияние сильно возросло… Однако никакого поворота во внешней политике Турции по отношению к Московскому великому княжеству не произошло. Более того, Саадету был, видимо, дан наказ поддерживать дружбу с Москвой. Он сам пытался помирить Москву с Казанью. Имела место и попытка реставрации союза Московского государства и Крыма по образцу договора Ивана III с Менгли-Гиреем. Основой этого соглашения должны были стать два условия: московский заем Крыму в размере 60 000 алтын и осуществление общей враждебной политики по отношению к Польско-Литовскому государству [РГАДА, ф. 123, оп. 1, ед. хр. 6, л. 11об.]. Едва вступив на престол, Саадет-Гирей пишет великому московскому князю письмо, в котором делится с Василием планами похода на ногаев: «И яз ныне и землю свою и рат[ь] свою в руки взял, на своего недруга на нагаев борзо хочю идти» [РГАДА, ф. 123, оп. 1, ед. хр. 6, л. 8об.]… В этом же письме хан заявлял: «И как салтан Сюлеймен Шаг таков у меня брат есть, так же и астороканский Усейн-царь, то мне брат же. А и в Казани Саип-Гирей цар[ь], и то мне родной брат, и с ыную сторону – казатцкой цар[ь], то мне брат же, а Агыш княз[ь] мой слуга. А с сю сторону черкасы и тюмени мои же, а король холоп мой, а волохи – и то мои нутники и стадники» [РГАДА, ф. 123, оп. 1, ед. хр. 6, л. 8об.-9]. И.В. Зайцев. Астраханское ханство. М., 2006. С. 98-99 Собственно, 11 век жизни Бенедикта, еще не озарился знаниями про татар. Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. http://ru.wikipedia.org/wiki/Татары
Читаючи дописи Бранка можна дійсно сказати що це кацап з шовіністичними поглядами стосовно свого коріння та інших народів. Почитайте описи цих земель візантійців (хоч вони не завжди об'єктивні), арабів, іноземні хроніки, зрештою є книжечка називається"Чужинці про Україну" ( В.Січинський ). І досить з своїми пустими теревенями тут балаган розводити, тут вам не базар.
Ну так правильно, південно-східніше від Байкалу - це ж твоя Раша. Вся історія татар проходила на території сучасної РФ. Навіть на території сучасної України татарські землі охоплювали виключно російськомовні нині регіони, і чим більше вони були татарські, тим більш зараз російськомовні. В порядку зростання російськомовності і татарського минулого: Крим, Донбас, Буджак, Причорноморські степи. Щодо Тохтамиша, то в Києві і Ліді він перебував короткий час як втікач, а от на території РФ він був своїм. На монетах московського князя того часу прославлявся саме Тохтамиш, як верховний володар.
Ні, я про це не казав, просто п. Бранко хотів вбивати кацапів і я поставив щодо його пропозиції смайлик суїцид
Твоя писанина називається історичною парнографією. Тобто мова йде про казаків, які жили на Дону, Кубані, в Криму, тобто про складову нинішніх русскіх. Про українців (русів) там не сказано ні слова, бо в 13-14-15ст. основна їхня маса жила в Галичині, на Волині, Поділлі, Закарпатті, Буковині, Київщині і Чернігівщині (4-6 млн). А козаків українських в 17ст. було лише 120 тисяч, жили вони в басейні нижньої течії Дніпра. Для порівняння населення Московського князівства під кінець 14ст. складало 200-250тис. От і рахуйте пропорції. А історичне свідоцтво виглядає так: http://apocalypse-2012.com/img/angel8-1.jpg Як бачите практично вся територія РФ - це Велика Тартарія. А в Україні також є своя, Мала Тартарія, це територія російськомовних регіонів.
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас - века, для нас - единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома, лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона, и Мессины! Вы сотни лет глядели на Восток Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла! Вот - срок настал. Крылами бьет беда, И каждый день обиды множит, И день придет - не будет и следа От ваших Пестумов, быть может! Но сами мы - отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами, Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами. Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!... А.Блок 1918 г.
Не вся. Львиная часть Золотоордынских городов находилась и находится на территории Украины. Золотоордынские города. Кучугурское городище. Находится на левом берегу Днепра, в 30 км к югу от г. Запорожье. Остатки города занимают площадь около 10 га. В 1953 г. здесь были проведены достаточно обширные археологические исследования.51) На поверхности памятника, усыпанной камнями, кирпичами и керамикой, прослеживаются многочисленные остатки фундаментов построек. Раскопки выявили остатки кирпичной мечети (площадью около 500 кв. м) с минаретом, бани с подпольным отоплением и жилого здания дворцового типа (площадь 476 кв. м). Кроме того, исследованы остатки небольших жилых домов рядового населения города с характерными для золотоордынских построек этого типа канами с суфами. Находки различных предметов материальной культуры, строительные и технические приемы, применявшиеся при возведении сооружений, позволяют отнести существование города к XIV в. О существовании в городе ремесленного производства свидетельствуют находки железных шлаков, обрезки медных листов и обломки тиглей для плавки металла. Значительная площадь древнего города, а также обнаруженные в нем монументальные постройки свидетельствуют о его немаловажном значении для района всего нижнего Днепра. [84] Вполне возможно, что он являлся административным центром большой области. Золотоордынское название этого города неизвестно, сохранилось лишь свидетельство в «книге Большому Чертежу», которая именно на этом месте помещает «городок Мамаев Сарай».52) Городище Конское. Упоминается только в «Книге Большому Чертежу», других сведений о нем нет. Согласно этому источнику, оно находилось в 60 верстах от Днепра, на правом берегу р. Конки. Ко времени составления «Книги Большому Чертежу» здесь сохранилось «7 кешеней татарских мечетей».61) Золотоордынское название города неизвестно; археологические исследования его не проводились. Описанные памятники не являются единственными остатками городов Золотой Орды на территории левобережного бассейна Днепра. В различных письменных источниках и на картах встречаются упоминания о развалинах золотоордынских населенных пунктов, локализовать которые на карте не представляется возможным из-за их полной неизученности. Однако перечислить эти сведения необходимо для создания полноты картины, рисующей развитие оседлости в данном регионе. Наиболее северный из таких пунктов отмечен Эрихом Ляссотой, проезжавшим [86] к запорожским казакам в 1594 г. В своем дневнике путешественник отметил, что на правом берегу Днепра ниже р. Тясьмин, примерно напротив современного Кременчуга, стоит старая татарская мечеть.62 В «Книге Большому Чертежу» между левыми притоками р. Самары — Быком и Волчьими водами — упоминается «мечеть татарская каменная».63) В. Ляскоронский сообщает, что близ устья р. Самары (левый приток Днепра) было исследовано золотоордынское поселение середины XIV в.64) К сожалению, эти работы не нашли подробного отражения в каких-либо изданиях. Нельзя не упомянуть здесь и очень краткой публикации О. Федоровского, специально посвященной остаткам золотоордынской культуры на рассматриваемой территории. Этот автор, к сожалению, лишь в общих словах сообщает, об остатках оседлых золотоордынских населенных пунктов и построек религиозного характера, выявленных на Полтавщине, Харьковщине и в Донбассе. Аккерман (Белгород, Маврокастро, Монкастро, ныне Белгород-Днестровский). Город находился на правом берегу Днестровского лимана, на развалинах древнегреческой Тиры. Археологическими раскопками вскрыты значительные по мощности наслоения (2-2,5 м), датирующиеся концом XIII—XIV в.9) Судя по находкам золотоордынских монет, город был оставлен монголами в 60-х годах XIV в.10) На протяжении первой половины XIV в. Аккерман являлся крупным морским портом Золотой Орды, тесно связанным с генуэзскими колониями Крыма. Существование хорошо налаженных связей Аккермана с центральными районами государства подтверждают находки кашинной поливной керамики с различными типами росписей, неполивной [79] штампованной керамики, а также селадона.16) Эти находки подтверждают сообщение о существовании в золотоордынское время караванного торгового пути из западных улусов в Поволжье. Память о нем сохранилась еще в XV в., когда его называли «дорогою татарскою, еже зовется: на Великий Дон».17) Сведения об оседлых населенных пунктах Золотой Орды в этом регионе крайне малочисленны и скупы. Это, однако, не означает, что их здесь не было, а свидетельствует о недостаточной археологической изученности района. Собранные к настоящему времени данные позволяют лишь перечислить отдельные местонахождения золотоордынских городищ без описания их — ввиду отсутствия достаточно подробных материалов, которые могли бы дать раскопки. Городище Маяки. Находится близ устья Днестра, на его левом берегу, у современного пос. Маяки. В источниках отмечено существование на этом месте переправы через Днестр с остатками мечети и развалинами нескольких каменных зданий.36а По всей видимости, этот населенный пункт располагался на караванной дороге, ведшей с востока к Аккерману. Золотоордынское название его неизвестно; археологические раскопки не производились. Городище Великая Мечетня. Находится на правом берегу Южного Буга у современного с. Великая Мечетня. От золотоордынского [82] города сохранились остатки кирпичных и каменных построек и склепов;37) название его неизвестно, археологические раскопки не производились. Безымянное городище на Южном Буге, в районе слияния с ним рек Кодыма и Синюхи. В источнике XVI в. кратко сообщается об имеющихся здесь развалинах золотоордынских строений, относящихся ко времени правления хана Узбека.3Cool В этом же месте локализуется переправа через Буг под названием Витовтов брод.39) Золотоордынское название города неизвестно; археологические исследования не производились. Городище Солоное. Находится у д. Солоной, на р. Соленой, правом притоке Гнилого Еланца (левобережье Ю. Буга). В прошлом веке здесь были отмечены у балки Мечетной развалины мечети и фундаменты зданий, между которыми выделялся фундамент большой постройки.40) Золотоордынское название города неизвестно, археологические исследования не проводились. Городище Аргамакли-Сарай. Находится на правом берегу р. Громоклей, правого притока Ингула. Отмечено значительное количество фундаментов каменных построек и развалины мечети.41) На карте 1772 г. Риччи Занони в этом месте имеется надпись «татарская мечеть».42) Золотоордынское название города неизвестно; археологические исследования не проводились. Городище Ак-Мечеть. Находится на правом берегу Ю. Буга, у с. Ак-Мечеть. В прошлом веке на этом месте были отмечены развалины золотоордынского города.43) Название его неизвестно; археологические исследования не проводились. На карте Риччи Занони в этом месте изображена мечеть.44) Городище Балыклей. Находится в устье р. Чичаклей при его слиянии с Ю. Бугом.45) Каких-либо сведений о постройках не имеется. Отмечено на карте Риччи Занони.46) Золотоордынское название города неизвестно; археологические исследования не проводились. Приведенные краткие известия об остатках семи золотоордынских городов в междуречье Днепра и Днестра позволяют говорить о значительном развитии здесь градостроительства в XIV в. Города, находившиеся в северной части района, скорее всего, выросли на оживленном торговом пути того времени, соединявшем Львов с Крымом. Его направление восстанавливается по источникам XV в., где упоминаются главнейшие броды через крупные реки. Отрезок пути в пределах рассматриваемой территории начинался у городища Великая Мечетня, спускаясь вниз по Ю. Бугу до Витовтова брода (несколько ниже современного г. Первомайска). Здесь он переходил на левый берег Ю. Буга, направляясь к городищу Солоному, а далее на р. Громоклей, к городищу Аргамакли-Сарай. Отсюда он шел к Давыдову броду, где находилась переправа через р. Ингулец, и сворачивал на юг к Тавани, у которой находилась переправа на левый берег Днепра.47) Второй торговый путь, видимо, проходил южнее, вдоль черноморского побережья, и вел к [83] Аккерману через переправу в устье Днестра (городище Маяки). Он соединял западный улус государства с его центральными районами. Обе дороги рисуются достаточно оживленными торговыми артериями в XIV в. М. Ф. Котляр считает, что путь по маршруту Львов — Крым — Кафа существовал еще в XIII в.4Cool Такого же мнения придерживается Н. А. Мохов,49) который с достаточными основаниями полагает, что торговый путь из Львова разделялся на две ветви: одна из них шла на юго-восток, в Крым, а другая спускалась на юг, к Аккерману. Изложенные выше сведения рисуют Днестровско-Днепровское междуречье как важный и экономически развитой район Золотой Орды, игравший видную роль в системе общеевропейской торговли XIII—XIV вв. Приведенное перечисление золотоордынских городов явно не исчерпывает всех данных о населенных пунктах описываемого региона. Отдельные краткие и отрывочные сообщения позволяют предполагать, что оседлая жизнь здесь была развита значительно больше.50) Однако отсутствие надежных археологических свидетельств побуждает относиться к этим сведениям с известной осторожностью, так как в степях могли находиться и отдельно стоявшие постройки, например мавзолеи, чему имеется достаточное число примеров. http://www.kitap.net.ru/archive/14-03.php ----- Собственно, я не задаю вопроса, куда делось население украинских Золотоордынских городов. По довидкам украинских доследников, население Золотоордынских городов стало украинцами.
А там где не российскомвные, там свой Польский УЛУС. В группу исторических хроник входят «Каменецкая хроника», «Венецианская хроника», «Хроника польского улуса». В них описаны события, происходившие в Правобережной и Западной Украине, в Молдавии и Валахии, в самом Каменец-Подольском с 1430 по 1652 год. «Венецианская хроника» и «Хроника Польского улуса», \А. Н. Гаркавец "Загадочные украинские армяне, которые говорили, писали и молились по-кыпчакски и 400 лет назад опубликовали первую в мире кыпчакскую книгу".