Церковь и государство

Тема у розділі 'Міжнародна політика', створена користувачем andrzej, 7 лют 2009.

  1. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона

    В 1969 году советские власти начали новую волну преследований греко-католиков, задерживали для дачи показаний подпольных священников, осудили епископа Василия Величковского на 3 года, который к моменту ареста рукоположил около 80 священников. В ноябре 1969 года внутренние войска разогнали богослужение в одной из закрытых церквей Самборского района Львовщины.

    В 1971 в Москве состоялся поместный собор РПЦ, где были утверждены итоги Львовского собора и очередной раз похоронена греко-католическая церковь. На голосовании присутствовал в качестве наблюдателя кардинал Виллебрандс, что неверно комментировалось сотрудниками Отдела внешних церковных сношений МП РПЦ как согласие Ватикана на ликвидацию.

    В 1972 году епископ Величковский после тюремного заключения был выслан за пределы Советского Союза. Он отправился в Канаду, где вскоре умер. Его преемником на Львовщине стал епископ редемпторист Владимир Стернюк. В следующем году скончался катакомбный епископа Ивано-Франковский (Станиславовский) Иоанн Слезюк, рукоположивший своим преемником василианина Софрония Дмытерко. В 1975 году при таинственных обстоятельствах были убиты подпольные священники Михаил Луцкий и Иван Лучков.

    В том же году греко-католики в связи с подписанием Хельсинского акта писали в государственные органы письма с просьбой о легализации.

    В середине 70-х годов стало ясно, что уния не собирается умирать. Поэтому органы КГБ организовали несколько провокаций против епископа Стернюка с целью поссорить иерархию и рядовое духовенство, желавшее легального безопасного служения. Одновременно, сотрудники органов предлагали некоторым священникам помочь зарегистрировать подпольные греко-католические приходы с условием публичного осуждения деятельности владыки Владимира и подпольной иерархии.

    В 1978 году инициативная группа подпольных священников (Василий Кавацив, Роман Есип и Владимир Прокопив) составили статут “Римско-католической церкви восточного обряда”, в которой богослужения официально совершались бы по римско-католическому обряду (в рабочем порядке: по византийскому) на славянском или украинском языках. Данная церковная организация находилась бы в юрисдикции прибалтийских католических епископов. Проект был направлен в Совет по делам религии, где и остался.



    http://www.ukrstor.com/ukrstor/east_west_bridge.html#_Toc468949504
     
  2. Фэй

    Фэй Well-Known Member

    Советские времена - это растяжимое понятия.. Когда передавали?
    До 1991 года православная церковь в СССР сама была в упадке, монастыри и церкви стояли под складами и вообще там черт-те че размещалось, от разных мастерских до колоний((
    Помню были в Пскове, там на весь город один Троиицкий собор в кремле, а на остальных церквухах абмарные замки и запустение.. То же в Новгороде, одна София Новгородская, в остальных не служили, а в этих городах, куча церквей была! В Москве можно было по пальцам пересчитать храмы, в которых велась служба..
    Ну так когда и что передавали от греко-католиков к православным, расскажите?
     
  3. Фэй

    Фэй Well-Known Member

    Анжей, если следовать вашей ссылке, то греко-католическая церковь во все времена подвергалась гонениям и не только в СССР. Судьба греко-католиков зависела от расположения к ним власти, то ж самое сейчас.
    В принципе это относится к любой церкви.
     
  4. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона

    Трагедия ХХ столетия

    8 марта исполнилось 60 лет со времени проведения Львовского так называемого церковного собора, на котором традиционный греко- католический регион на Западе Украины был насильственно превращен в православный и присоединен к Русской православной церкви

    Орудиями этой метаморфозы, которая стала трагедией многих тысяч ни в чем не повинных верующих, были сотрудники НКВД СССР, иерархия Русской православной церкви, а также недовольные своим положением в греко-католической церкви честолюбцы, рассчитывавшие на покровительство советской власти и Московской патриархии. Большинство верующих приняло те события как гром с ясного неба (не прошло еще и года со времени окончания войны), хотя на самом деле это было естественным проявлением исконной и последовательной имперской политики «Подавляй и властвуй». Униаты не давали спокойно спать нескольким поколениям российских императоров, начиная с Екатерины II, а те передали эти свои имперские заботы в наследство советским самодержцам.

    Собор, «собранный» усилиями НКВД, начал свою работу в условиях серьезных нарушений исконного церковного регламента — он был созван не иерархией церкви и ни один греко-католический епископ не согласился в нем участвовать, хотя большинство из них были преклонного возраста и рисковали не только саном, но и жизнью (что вскоре и последовало). Заседаниями Собора заправляла так называемая инициативная группа из трех человек, ее главой был настоятель Преображенской церкви Львова отец Гавриил Костельник, человек ломаной драматической судьбы, когда-то известный литературно-общественный деятель Галичины.

    Для придания Собору хотя бы видимой легитимности был найден выход — киевский православный архиерей срочно хиротонисал во епископы (православные, конечно) двух греко-католических священников — отцов Пельвецкого и Мельника. Именно эти — тогда уже православные — епископы голосовали за ликвидацию греко-католической церкви от имени униатов(!). Комментируя отсутствие греко-католических епископов, новопоставленный православный епископ Пельвецкий сказал: «Наш митрополит и епископы греко-католической церкви не поняли своего назначения, как это видно из сообщения прокуратуры УССР, не оправдали доверия, которым церковь уполномочила их, а наоборот, поставили церковь под удар. Но мы и без них должны пересмотреть постановления Брестского собора 1596 г. и решить вопрос нашего воссоединения с православной церковью».

    Как сообщала советская пресса, на Соборе присутствовало 216 представителей от духовенства и 19 от мирян. Очевидцы, однако, свидетельствуют, что участников Собора было почти вдвое меньше и что многие из тех, которые в то время уже сидели в тюрьме или числились убитыми, позже были приписаны к участникам Собора. В первый день работы Собора были заслушаны всего два доклада, дискуссий не было, все речи были заранее заготовлены и отредактированы.

    Председатель инициативной группы отец Костельник в своем докладе остановился на «мотивах воссоединения», на «искусственном» характере происхождения унии и ее «нежизнеспособности», а также подверг критике политику Ватикана. Вспомнил он, однако, и «наших лесовиков (отряды ОУН), которые выступают против нашей акции с угрозами. Поэтому мы беспокоимся о том, чтобы все изменения в нашей церкви — в дисциплине, в обряде, в обычаях — проходили мудро и осторожно. Ради того, чтобы не отталкивать народ от церкви». Костельник коснулся еще одной острой темы: «Если кто-то побаивается, что единство с РПЦ повлечет за собой русификацию нашей западноукраинской церкви, то я уверен, что в наше время РПЦ не может не соглашаться с национальными принципами, которые признает наше государство. Мы — в Украине и мы — украинцы, а этого у нас и в церкви никто не отберет (!)».

    После немногочисленных выступлений был поставлен на открытое голосование — простым поднятием рук — главный вопрос: «О воссоединении с РПЦ». И в первый же день Собора, 8 марта, было принято «историческое постановление о воссоединении с Русской православной церковью» — без настоящего обсуждения, без дискуссий, без каких-либо гарантий со стороны советской власти или Московского патриархата. Ниже приводим сокращенный текст

    Постановления Собора о ликвидации Брестской унии 1596 г., о разрыве с Ватиканом и о воссоединении с РПЦ.

    «Собравшись в кафедральном храме святого Юра во Львове, первый раз в истории вольнолюбивых народов, братски объединенных в Великом СССР, собранные в единое Украинское Советское государство, заслушав доклад председателя инициативной группы и после проведенной дискуссии, Собор утверждает:

    Что Рим искусственно выломился в XI веке из первобытной братской православно-соборной церкви, чтобы таким образом накинуть свою диктатуру всей церкви; что церковная уния была накинута нашему народу в XVI веке римско-католической агрессивной Польшей, как мост к ополячиванию и латинизации нашего украинского (и белорусского) народа; что в теперешней нашей ситуации было бы неразумным далее поддерживать униатские тенденции и было бы непростительным грехом продолжать в нашем народе ненависть и братоубийственную брань, причиной которой была в истории уния, да и всегда должна быть. Исходя из этих принципов, Собор постановил отбросить постановления Брестского собора 1596 года, ликвидировать унию, оторваться от Ватикана и вернуться к нашей родительской святой православной вере и РПЦ... Собор выражает от имени всего духовенства и верующих свою глубокую благодарность за это освобождение государственным мужам Великого Советского Союза и Украинского государства». (Читатель, наверное, обратил внимание на типичную политическую демагогию сталинских времен и на «изыскано религиозные» формулировки: выломился, оторваться и др.). Отметим, что жители Львова узнали об официальной «самоликвидации» УГКЦ только после окончания Собора.

    Таким вот образом греко- католики, история которых насчитывала к тому времени 350 лет церковной жизни, стали православными — всего за шесть часов заседания Собора!

    На второй день, 9 марта, Собор рассматривал вопросы «канонического оформления» принятого решения о «воссоединении» с РПЦ. Были посланы телеграммы с сообщением о «воссоединении» Н. Хрущеву, цареградскому Патриарху Максиму, Московскому Патриарху Алексию и украинскому экзарху Иоанну. Телеграмма, отправленная Сталину, заканчивалась словами: «В этот исторический эпохальный момент мы не можем не выразить Вам чувства огромной благодарности за Ваше великое дело — собрание воедино украинских земель, потому что без этого невозможно было и мечтать о ликвидации нашего церковно-религиозного разъединения» (что правда, то правда — воссоединил!).

    В тот же день Собор стоя встречал православного митрополита Киевского и Галицкого Иоанна, экзарха всей Украины. Он обратился к собранию на русском языке и зачитал грамоту-приветствие Патриарха Алексия. Протоиерей Ружицкий также произнес речь на русском языке, в которой воспел «воссоединение» как еще одну победу «великого русского народа православного» над «посягательствами со стороны папства» и сравнил его с событиями 1839 г., когда «отторгнутые насилием» униаты были «воссоединены любовью» царем Николаем I.

    МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ СОБОРА

    В наше время, после рассекречивания советских архивов историкам представилась возможность познакомиться с истинным мнением некоторых участников Собора — тех участников, высказывания которых были подслушаны сотрудниками НКВД и «доведены до сведения». Вот несколько примеров. Отец Леонид Щирба говорил: «Советы требуют от нас стать православными священниками. Если мы откажемся, нас арестуют, а если согласимся быть православными, так против этого партизаны и сельская интеллигенция. Я дал согласие перейти на православие, но это лишь для видимости. На самом деле решил до следующей войны уйти временно на другую работу. Я вернусь домой и сделаю заявление, что решил жениться, чтобы меня отпустили из церкви». Другой священник, Нечай, говорил, что «на Собор священников было доставлено в запечатанном вагоне и под охраной НКВД. Когда мы прибыли на вокзал, нам не давали разговаривать с прихожанами и даже с родными». Настоятель прихода Лука Волошин говорила отцам-делегатам: «Мы же знаем, что Собор — это только оперетта, операторы, рефлекторы, съемка — это реклама. Как можно к нам, в Галичину, присылать экзарха-кацапа? Этот экзарх, он и слова не может по-украински сказать, это просто скандал. Делегат от мирян научный сотрудник Исторического музея Дудикевич, заметил: «На Соборе Костельник говорил, что не будет русификации в богослужении и проповедях. Проповедь на русском языке в соборе св. Юра для местного населения была кадкой холодной воды».

    ПОСЛЕ СОБОРА

    Сразу после исторического Собора начались, как теперь говорят, зачистки. НКВД установил постоянный надзор за собором св. Юра, митрополичьими палатами и прилегающими к ним зданиями. Чувствуя опасность, митрополит Иосиф Слипый, глава церкви, позвал к себе епископов Никиту Будку и Николая Чарнецкого, архимандрита Климентия (брата покойного Андрея Шептицкого), а также нескольких иеромонахов, и назначил их администраторами Львовской архиепархии на случай, если он сам по каким-либо(!) причинам не сможет выполнять свои обязанности.
     
  5. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона

    Утром 11 апреля храм св. Юра был оцеплен милицией, а вечером большая группа офицеров госбезопасности вошла в митрополичьи палаты. Иосифу Слипому предъявили ордер на арест и после личного обыска отправили в тюрьму НКВД; потом его под конвоем поездом перевезли в центральную тюрьму в Киеве. Были арестованы и отправлены в Киев епископы Будка и Чарнецкий, а также несколько известных священников. Одновременно проводился тщательный обыск на Святоюрьевской горе. Были конфискованы митрополичий архив и библиотека покойного митрополита Андрея Шептицкого, закрыты все учебные заведения; 159 студентов отправили на призывные пункты военкоматов. То же самое происходило в других городах Западной Украины, а также в странах социалистического лагеря. Заключенных духовных особ постоянно и жестоко допрашивали, подвергали пыткам и шантажу. Потом отправляли на каторгу.

    ТАЛАНТЛИВЫЙ ОРГАНИЗАТОР

    Обо всем, что происходило на Соборе и после него, ежедневно, а иногда ежечасно, сотрудники НКВД информировали председателя Совета по делам Русской православной церкви (СДРПЦ) при Совете Министров СССР Г. Карпова. Так, в конце первого дня эмиссары Карпова Уткин, Ходченко и Вишневский телеграфировали Карпову о том, что «первый день прошел хорошо. Постановление принято единогласно». В телеграмме от 11 марта говорится: «Второй, третий дни прошли хорошо. Полученное поручение выполнено успешно». Кем был этот Георгий Карпов?

    Оказывается, что именно он возглавлял операцию по скоростному превращению униатов в благонравных советских православных: он разработал детальный сценарий, он подбирал людей, в том числе и среди греко- католиков, он курировал развитие событий и докладывал о результатах на самый «верх», т.е. Сталину. Он был ставленником Берии, генералом НКВД, к тому времени он курировал и «поддерживал» недавно (1943) легализованную деятельность РПЦ. За «успешное проведение» Поместного собора РПЦ (тогда был избран Патриархом Сергий Страгородский) Сталин наградил Карпова орденом им. В. Ленина. Однако свою «церковную» карьеру Г. Карпов начал с других акций — долгое время руководил массовыми арестами и расстрелами российского духовенства.

    По приказу Сталина для контроля за Русской церковью и для сотрудничества с правительством СССР был создан Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР. Его возглавил все тот же Г. Карпов. Традиция назначать руководителя Совета по делам религий из чекистов сохранялась вплоть до 1991 года, поэтому фактически этот Совет всегда являлся филиалом КГБ. Параллельно с «поддержкой» РПЦ Карпов возглавлял отдел управления НКВД по борьбе с религиозной пропагандой, что не мешало ему трогательно «дружить» с Патриархом Сергием.

    ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

    Г. Карпов стал считать свое поручение по ликвидации церковной унии выполненным не сразу, а только через три года после Львовского собора. В его «Отчете членам Политбюро ЦК ВКП(б)» и в копии для секретаря ЦК КП(б)У Никиты Хрущева в частности, говорится: «За время с 1946 года по август 1949 года воссоединилось 3.001 униатская приходская церковь, 1.242 священника, 463 диакона и 1.018 псаломщиков. Значительные и существенные мероприятия были проведены органами МГБ СССР. Часть униатских священников уклонилась от воссоединения, но оставила церковную деятельность, перейдя на работу в гражданские учреждения или занялась сельским хозяйством. Некоторые священники из этой группы совершают религиозные обряды нелегально на дому у верующих и агитируют против православной церкви и воссоединившегося духовенства...»

    В КАТАКОМБАХ

    По общему мнению исследователей, абсолютное большинство из «воссоединившихся» священников сделали это вынужденно. Многие священники встречались с представителями ОУН и объясняли им недобровольность, а потому и недействительность своего шага. Известны случаи, когда сломленные священники не считали возможным совершать православные таинства и приглашали для этого «невоссоединившихся» клириков. Возник целый пласт церковной культуры, связанный с подпольными («катакомбными») священниками, которые и крестили, и венчали, и отпевали.

    1990 год. К концу советского периода число греко-католиков составляло, по некоторым оценкам, около четырех миллионов человек (сегодня — 5,5 млн.). И поэтому неудивительно, что Поместный собор Украинской греко-католической церкви, проходивший во Львове в 1990 году, признал недействительными все решения Львовского собора 1946 года, в том числе воссоединение с Русской православной церковью. Греко-католическая церковь была официально восстановлена.

    Раскаяние? Каково же нынешнее отношение Московского патриархата к Львовскому собору 1946 года после практически почти мгновенного возвращения народа Западной Украины к вере своих предков? В 2003 году, отвечая на этот вопрос журналисту, Московский Патриарх Алексий II сказал следующее: «Львовский собор лишь юридически оформил то, к чему имели сердечную склонность многие священнослужители и миряне Украинской греко-католической церкви... Русская православная церковь не приемлет заявлений, ставящих под сомнение каноничность Львовского собора и его результаты. Мы убеждены, что несомненная трагичность обстоятельств, при которых созывался Собор, не дает оснований для пересмотра его итогов, ибо трагично было не только то время, но и вся история унии в Украине». Бог ему судья!

    СОМНИТЕЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ

    В феврале 2006 Синод Украинской православной церкви Московского патриархата принял решение о «торжественном праздновании 60-летия Львовского собора 1946 года, когда униаты во главе с отцом Гавриилом Костельником вернулись в лоно православной церкви». Другими словами, УПЦ МП собирается отмечать фальсифицированный одиозными советскими органами безопасности почти опереточный (если бы там не пахло кровью и страданиями) «соборчик», на котором не присутствовал ни один униатский епископ. И это делает церковь, которая так печется о каноничности! Неужели московские епископы и думают так же, как они говорят?

    ПОПЫТКА ХРИСТИАНСКОГО ПРОЩЕНИЯ

    По поводу 60-летия Львовского собора высказался также предстоятель УГКЦ, кардинал Любомир Гузар: «Эту трагическую страницу в нашей истории церковь использует как случай для примирения с православными братьями, а не для обвинений... Мы хотим простить тем, кто в течение 40 лет преследовал и запрещал церковь и ее деятелей. Мы хотим поставить точку. И хотя не можем забыть этой даты, она не должна быть вечной причиной ненависти».

    В очерке использованы некоторые данные книги Богдана Боцюркова «Украинская греко- католическая церковь и Советское государство (1939—1950)», издание УКУ-2006, а также .материалы Владислава Петрушко.

    №38, пятница, 10 марта 2006

    http://www.day.kiev.ua/158868/
     
  6. Фэй

    Фэй Well-Known Member

    Анжей, это вы говорите о послевоенном времени? Так?
    А как показали себя греко-католические священники во время оккупации? Не в этом ли причина опалы?
     
  7. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона

    Ну а как показали себя православные священники на оккупированной територии? Ну а как разные народы? Или Вы сторонница коллективной ответственности?


    И это была не опала, а полное уничтожение, по замыслу организаторов.
     
  8. Фэй

    Фэй Well-Known Member

    http://www.sedmitza.ru/text/413999.html
    Анджей, здесь о послевоенном присоединении греко-католиков к православным..) Интересно, что вначале у советских властей не было идеи объединения греко-католиков и православных. Это решение пришло после смерти митрополита Шептицкого и не без помощи новых иерархов греко-католиков, которые тяготели к православию.

     
  9. Маджентис

    Маджентис Главный Бухгалтер

    А сколько украинцев расстреляли за то, что они придерживались именно этой церкви ?
     
  10. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона



    Какие новые иерархи грекокатоликов? Эти что ли



    А вот это нуждается в некоторм пояснении. Шептицкий к тому времени был уже давно тяжелобольным, прикованным к постели человеком. И расчитывать на то, что его чисто физически можно использовать для укрепления чего бы то ни было, мог разве что полный идиот.
     
  11. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона


    А тогда в УК УССР не было статьи, за принадлежность к грекокатоликам.

    Все исключительно как враги народа проходили. Так что статистики нет. Есть свидетельства, что многие греко-католические священники были растреляны за отказ переходить в православие, причем часто это было прямо в их приходе, без всяких лишних юридических формальностей.


    А это про наследника Шептицкого, Иосипа Слепого. (Из Вики)

    Під час першої радянської окупації Західної України митрополит Андрей Шептицький, за згодою папи Пія XII, висвятив таємно митрата Сліпого на єпископа із правом наступництва 22 грудня 1939 року з титулом архієпископа Серрейського. По смерті митрополита Шептицького 1 листопада 1944 року він перебрав керівництво галицької митрополії. Разом з іншими українськими католицькими владиками 11 квітня 1945 року був ув'язнений радянською владою і засуджений на 8 років важких робіт. Відкидаючи постійні радянські пропозиції переходу на православ'я, Сліпий був далі засуджений у 1953, 1957 і 1962 роках. Відбув разом 18 років заслання у таборах Сибіру та Мордовії.
     
  12. ostrov_Lyalya

    ostrov_Lyalya Well-Known Member

    м-да, казалось бы, и при чем здесь Кирилл и его 100% атеизм...хм, опьять эти русские виноваты...
     
  13. Маджентис

    Маджентис Главный Бухгалтер

    Пришел НКВДист в церковь. И пистолет к священнику приставил.
    - Переходишь в православие ?
    - Нет
    - Бах, бах.
     
  14. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона



    Так если лжет в открытую, значит Бога не боится. Если Бога не боится, значит атеист.
     
  15. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона


    Не совсем так. По одному, нквдэшники в Западной Украине в то время не ходили. Ну а если какая сельская местность, то не менее чем повзводно.
     
  16. Маджентис

    Маджентис Главный Бухгалтер

    Неужели НКВДешники заставляли переходить в православие ?
    Вы сами то верите в то, что пишите.
     
  17. ostrov_Lyalya

    ostrov_Lyalya Well-Known Member

    я очень и очень извиняюсь за настойчивость. Но, простите, вы так и не ответили на вопрос, а в чем именно заключается ложь Кирилла? И почему именно из-за такого вопроса он и верхушка РПЦ 100% атеисты? Почему сразу такое довольно резкое клеймо?

    кстати, тут нашла открытое письмо Кирилла главе УГКЦ. Не вижу там с его стороны "гона" на эту церковь.

    http://www.patriarchia.ru/db/text/124955.html
     
  18. andrzej

    andrzej Дуже важлива персона

    Прокрутите страницу вверх, там вроде как довольно все подробно, с указанием конкретных фамилий (что вы так любите), должностей, дат и т.д.
     
  19. ostrov_Lyalya

    ostrov_Lyalya Well-Known Member

    Т.е. своими словами лаконично и самую суть излагать вы не умеете? Гм, а что я там должна искать?)))
     
  20. Alpha

    Alpha Well-Known Member

    Вы подняли очень болезненную тему для верующих Украины и России.
    И к такому серьёзному вопросу подходите как-то однобоко и с набором стандартных штампов: преследование, коммунисты, НКВД-шмеНКВД...
    Почему бы вам не начать с того, кто положил начало этому расколу?

    http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/Bulatetskiy/
     
а де твій аватар? :)