ДУНАЙСКИЕ ПЛАВНИ, заповедник на Украине, расположен в Одесский области, в Килийском гирле Дуная, занимает часть островов и акватории Черного моря. Заповедник основан в 1981 году, его площадь 14,8 тыс. га. Климат умеренно континентальный, с жарким летом и относительно теплой зимой. Большая часть заповедника покрыта зарослями тростника, рогоза, осоки, в пойме — ветла, кустарниковой ивы, облепихи. Здесь много перелетных и околоводных птиц — гнездятся крачка, лысуха, на пролете краснозобая казарка, лебеди, баклан. Зарегистрировано около 100 видов рыб, в том числе: осетр атлантический, лосось дунайский, чоп большой, умбра, белуга, севрюга, черноморская селедка, сазан, сом.
№ 114 ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРОДНОГО СОВЕТА ГЕРМАНЦЕВ БЕССАРАБИИ» 23 июля 1940 г. В целях всестороннего освещения деятельности «Немецкого народного управления» в Аккерманский уезд был выслан начальник 6-го отделения 2-го отдела УГБ НКВД УССР т. Прохоренко, который, явившись в с. Тарутино (центр немецкой националистической организации) под предлогом представителя уездного исполнительного комитета, приехавшего для выяснения политико-экономического состояния района, установил следующее. В 1921 г. был основан так называемый «Народный совет германцев Бессарабии» с центром «совета» в с. Тарутино. С приходом в Германии к власти Гитлера в Бессарабию стало наезжать большое количество немецких туристов, агитаторов, инструкторов и других вояжеров, открыто проводивших организационную работу по сколачиванию немцев в организацию. За последние годы особенно активизировалась деятельность «Народного совета германцев Бессарабии», и, как уже сообщалось докладной запиской, немцы добились официального оформления организации под названием «Народное немецкое управление»1. Буквально во всех немецких селах эта организация имеет свои ячейки, подчиняющиеся председателю районного комитета, который в свою очередь подчиняется председателю центрального комитета. При этом следует отмстить, что это управление построено по принципу немецкой национал-социалистской организации -фюрер-принципу. В организации отсутствовала какая-либо критика и все строилось на беспрекословном подчинении фюреру, который назначался свыше. В настоящее время фюрером «Народного немецкого управления» по Бессарабии является доктор Бронеске Отто Готфридович. Он же является председателем центрального комитета, председателем «Союза германских кооперативов» в Бессарабии и руководителем хозяйственного отделения «Немецкого народного управления». Руководство всеми организациями в Румынии осуществлял назначенный в Германии Фабрициус, проживавший в г. Сибиу (Румыния), который выехал в Германию, а вместо него остался хирург доктор Брукнер. Центральный комитет Немецкого народного управлениям Бессарабии имеет отделения: отделение трудящихся крестьян — руководитель агроном Раймон Артур; отделение женщин руководитель Вирвач Альма; отделение молодежи- руководитель Фис Христиан; школьное отделение--руководитель Вагнер Иоганнес; культурное отделение--руководитель профессор Кох Герберт; отделение спорта - руководитель Буссе Фридрих; отделение социальных вопросов—руководитель Кек Отто; отделение печати — руководитель доктор Ермангуло; отделение касс — руководитель Кист Горд; отделение третейского суда, где рассматриваются спорные вопросы,— руководитель адвокат Герлинг Густав; статистическое отделение — руководитель профессор Фихтер Артур; отделение для сношений с властями - руководитель адвокат Маух Виктор; отделение народного здравоохранения руководитель доктор медицины Неккер Альберт; экономическое отделение — руководитель Вронеске Отто. В частности, руководитель этого отделения Вронеске просил принять от них до 100 вагонов хлеба, собранного хозяйственным отделом. Таким образом, из приведенных выше данных видно, что немцы в Бессарабии объединены в легально существующую организацию, руководимую из Германии. Румынские власти в 1934 г. официально разрешили существование этой организации, что дало полную возможность немцам вести обособленный образ жизни, отказаться от учебы на румынском языке и т. д Для обучения молодежи немцы создали три немецкие гимназии, учительскую семинарию, клубы, 3 народные школы и т.д. С румынами немцы держали себя непринужденно, заведомо зная, что Германия при необходимости окажет давление на Румынию. Участники немецкой организации вели активную агитацию в пользу Германии, клеветали на врагов Германии, в том числе на СССР. Материалы клеветы на СССР до августа 1939 г. немцы черпали из германских радиостанций, которые они ежедневно слушают. До вступления войск РККА на территорию Бессарабии 26 июля сего года Вронеске Отто телеграфно был вызван к немецкому консулу в г.Бухарест, где ему было обьявлено о переговорах СССР с Румынией и о возможном вступлении войск РККА с Бессарабию. Бронеске там же получил указание выехать в с Тарутино и ждать дополнительных указаний. 11 июля сего года в Тарутино прибыл немецкий консул в Черновицах и сообщил Бронеске о происходящих переговорах Германии с Союзом ССР о предстоящем переселении немцев. В связи с этим он дал указание Бронеске проводить подготовительную работу по переселению. Сообщение о переговорах известно всем немцам, и последние восприняли это одобрительно. За время пребывания в Тарутино консул беседовал с вновь назначенным председателем волостного исполнительного комитета Нескребой. Разговор велся по следующим вопросам. Консул заявил, что он укажет немецкому населению на необходимость доброжелательного отношения к Советской власти и выполнения ее законов. При этом просил считаться с этой организацией. Далее консул объявил, что ведутся переговоры Германии с Советским Союзом о переселении немцев, опросил, пет ли жалоб на немцев, и в конце высказал заверение, что немецкое население будет оказывать полное содействие распоряжениям Советской власти. Посланный нами т. Прохоренко как представитель уездного исполкома попросил коротко изложить деятельность и задачи «Народного совета германцев Бессарабии». Председатель «Народного совета Бронеске изложил в кратком докладе «деятельность» «'Союза германских кооперативов» и «Народного совета германцев". Народный комиссар внутренних дел УССР комиссар государственной безопасности 3 ранга Серов ЦА ФСК России
Морару А. Транснистрия - историческая судьба Более 200 лет (с того момента, когда в 1792 г. Транснистрия была включена в состав России) русские историки утверждают, что территория между Бугом и Днестром был всегда русской (iskonno russkaia zemlia - 106).Это утверждение панславистской историографии должно служить обоснованием русского экспансионизма на этой румынской территории. Поэтому необходимо детальное изучение истории этой территории, часть которой остается в составе Республики Молдова и румынского народа. 1. Тирагетия – земля гето-даков. История этой земли начинается с древнейших времен. Здесь обнаруживаются стоянки времен палеолита, неолита, бронзы и железа. Первобытные люди жили здесь в долинах рек и по берегам озер.Более трех тысяч лет назад здесь появляются геты или даки. Все письменные источники говорят, что дако-геты были фракийцами, говорили на фракийском языке и не были ни германцами, ни славянами, ни кельтами. Гето-даки имели родовую организацию и делились по территориальному признаку. Они находились на высоком уровне развития и приблизились к созданию государства. Одним из отдельных регионов, «княжеств (principate – 108) была Тирагетия, которая простиралась от рек Случ и Збруч на Севере до Черного моря на Юге между реками Днестр и Южный Буг. Позднее эта территория называлась «Транснистрия», «Подолия», «Эдисан», «Побужье», «Приднестровье», «Новая Молдова». Слово Транснистрия (лат. trans – за, через) значит за Днестром. Это название употребляется с древних времен многими авторами в Византии, Италии и т.д. Более 2,5 т.л. Транснистрия является землей гетто-даков, влахов, болохов (болоховен), молдаван – т.е. предков румын, которые играли ведущую роль в истории края. К сожалению, их судьба сложилась несчастно. Помимо тирагетов оставили свой след на территории Транснистрии многие варварские племена древности, в особенности скифы. Археологические источники говорят о том, что эта земля не была с древнейших времен «русской землей», как утверждают сейчас русские и украинские историки. Народы, которых сегодня провозгласили хозяевами Транснистрии появились на исторической сцене только после V в.н.э., тогда как тирагеты известны истории с XII в. до н.э. По данным украинских археологов в Буковине и Подолии в конце 2 – начале 1 тысячелетий до н.э. существовала т.н. культура Голиград, которая принадлежала фракийцам (Археология УССР, т. II, Киев, 1986. С. 36 – 39). Во времена правления Буребисты и Децебала Тирагетия была частью дакийского царства. После завоевания Дакии римлянами территория Тирагетии попала в зону влияния Рима. Траянов вал тянулся по территории Молдовы и далее за Днестр. На территории современного Тирасполя находилась римская крепость (каструм), ставшая центром римского влияния. Но все таки Тирагетия не была включена в состав римского гос-ва. 2. Вторжения варварских племен. Во время великого переселения народов по территории Транснистрии прошлись следующие варварские племена: гунны, болгары, венгры, печенеги, славяне, куманы и др. Большинство этих племен не оставались здесь надолго и как правило продвигались далее. Приход сюда славян имел место после V в. н.э. По Транснистрии прошли дулебы, тиверцы и уличи, которые занимались примитивным земледелием, вели полукочевой образ жизни и имели очень примитивные поселения. По роду занятий они напоминали скифов (114). Процесс романизации местного населения, который начался тремя веками ранее, продолжился в эпоху миграций за счет контактов с населения по ту сторону Днестра. В румынской литературе существует концепция, согласно которой язык гетто-даков, включая и тирагетов, был очень близок к латыни (Б.П. Хашдеу). И сейчас в Транснистрии существует большое число латинизмов, которые не встречаются в других румынских диалектах: ghiabla – drac (черт), urdină – urdiniş, anina в место nisip (песок) и др. Подобный лингвистический феномен характерен исключительно для Транснистрии. (Materna, 1992, nr. 6-7, P. 8) Славянские племена, проходившие по территории Транснистрии, смешивались с местным населением и достаточно быстро растворялись в нем. Огромное количество письменных источников подтверждает, что местное население не исчезло. Романизированное население во время набегов варваров уходило в леса, а когда опасность миновала они возвращались на свои места. Романизированное население V-XII вв. известно по источникам, как валахи, волохи, болохи. В славянской литературе существует мнение, что территория вся Транснистрии в V-XII вв. находилась под властью Киевской Руси, а позже Галицко-Волынского княжества. Существует несколько мнений по этому поводу. Первая точка зрения базируется на утверждении Никоновской летописи, что уличи жили по Днепру, а потом переселились в междуречье Буга и Днестра и остались там. По мнению Ал. Болдура уличи и тиверцы – это две ветви одного народа. Уличи жили далеко на северо-востоке от тиверцев. Тиверцы же, возможно, представляли собой местное население, названное новым именем "Teuriscii de neam dac" (Boldur A. Românii şi strămoşii lor în istoria Transnistriei. Chişinău, 1992). Историк Б.Д. Греков утверждает, что Киевское княжество, которое формировалось из разноплеменных образований, не было прочным и не могло контролировать земли между Бугом и Днестром. Могла существовать только зависимость, выражавшаяся в периодической уплате дани. Походы киевских князей не проходили по "Понизью", но проходили по Днепру, а территория юга Транснистрии вообще была под властью печенегов. Киевское государство строило крепости по Днепру, Росси и далее по границе со степью. Эти крепости и валы были пограничными, т.е. граница проходила севернее Транснистрии. Др. Русь не могла контролировать Молдову, Валахию и Транснистрию, так как выход к этим землям, а частично и сами земли были под властью кочевников.
3. Цара Болоховенилор. В V-X вв. по территории Транснистрии прошлись многочисленные варварские племена, но род тирагетов сохранился в виде их потомков – болохов, которые стали предками румын Транснистрии и предшественниками национального казачьего движения в днепровском регионе (116) В историографии по поводу Страны Болохов (Цара Болоховенилор) существует несколько диаметрально противоположных теорий. Эта проблема широко обсуждалась, начиная с XIX в. в Румынии, России и Украине. Согласно концепции Ал. Болдура, Страна Болохов (СБ) была расположена между Киевским кн. на В и С-В, Галицко-Волынским кн. на З и Куманией на Ю. Все письменные, лингвистические, археологические, топонимические источники доказывают, что в X – XVI вв. существовало не только болошское население, но и страна, государство Болохов, которое имело связи с Молдовой (117). Мнения о происхождении болохов: 1. Ипатьевская летопись под 1150 г. указывает, что князь Владимирко проезжал из Галича в Киев через город Болохов; Историк конца XII в Никетас Кониатес пишет, что в 1164 к северу от Молдовы, вблизи границ Галицко-Волынского кн. "жили влахи" и там же в 1172 г. упомянут город Болохов. Большинство румынских и некоторые украинские историки говорят, что болохи были румынами (Йорга, Ксенопол, Болдур, Хашдеу, Ончул и др.). Историк из Галиции Петрусевич утверждает, что болохи – румыны, которые пришли в Галицию после похода Изяслава Мстиславича за Дунай, с целью освободить Константинополь от нашествия куманов и влахов. Румынская историография утверждает, что болохи – предки транснистренских румын (молдаван), населявшие территории к востоку от Днестра и переселившиеся на север, осев возле Буга и даже вплоть до Днепра. До сих пор здесь сохранились топонимы: Ромен, Ромны, Волоховцы и др. с корнями "роман", "влах", "волох". В результате нашествия кочевников тирагеты разделились на две части. Одна часть пошла на север, в леса, другая – в район р. Тилиг и г. Очаков. Понятия волох, влах, болох известны в славянских хрониках с 802 г. и далее использовались для обозначения населения Транснистрии, Молдовы, Валахии. 2. некоторые авторы утверждают, что болохи – славяне (Дашкевич, Батюшков, Карамзин и др.) Н.Мохов говорит о болохах "болоховцеви", используя украинское название болохов. По его мнению Болохов происходит от слова болото. 3. Третья точка зрения: болохи – это куманы (половцы). Этого мнения придерживаются Барсов, Шаронович, Зубрицкий. База этой гепотезы: 1) болохи не воевали с татарами и др. тюрками-кочевниками; 2) болох – от половецк. улах – лошадь. 3) болохи платили дань татарам, впоследствии местное население называли "татарские люди". По мнению автора, СБ – этап развития румын, находившихся на стадии перехода от военной демократии к феодальному государству. Административная организация – СБ делилась на статы (stat), управлявшиеся "шефами" или "милитарами". Законодательный орган – Собрание старейшин. В СБ использовали "валашское право" (120) В СБ было развито земледелие. Болохи платили дань татарам. Столица – г. Болохов (По мнению Болдура, совр. Голошков), где находятся руины цивилизации Болохов(121). Границы: на вост повалу шарпелуй: от Екатеринополя на юг на 15 км. до Звенигородка, и далее по р. Кодыма, от Днестра через Збруч в район Ушицы. Славянские хроники не называют имен князей. Если предположить, что в СБ, как в Молдове и Валахии города называли в честь правителей, то можно назвать след. князей: Валаху, Олчада, Брэила, Лэпушнэ, Бырладэ, Сингурэ. Не исключено, что некоторые правители СБ были славянами. СБ сохраняла независимость, т.к. платила дань. Галицко-Волынское кн.(ГВК) проводило агрессивную политику по отношению к СБ. В 1231 войска болохов участвовали в войне с ГВК на стороне Венгрии. В 1257 г. Данил Романович начал войну с татарами, на стороне которых воевали болохи. Данил сжег города Болохов, Губин, Кобуд, Божкэй, Диадков, а СБ вошла в состав ГВК. и С-В, Галицко-Волынским кн. Страна Болохов (СБ) была расположена в регионе, но род тирагетов сохранился в виде их потомков - болохов...
ТИЛИГУЛЬСКИЙ ЛИМАН История Северного Причерноморья в основном писалась греческим шрифтом. Благодаря трудам Геродота, Страбона, Плиния, Арриана и археологическим раскопкам, ученые – историки по крупицам восстанавливают историческую панораму Северной Припонтиды. Тилигульский лиман (Телигол, Дели-Гель, Бешеное озеро) был известен древним грекам и римлянам. Историк А.А.Скальковский писал: «Во времена Империи (Византийской), должно быть, этот лиман с своей речкой назывался Аксиаком, на устье которого перипл Аррианов указывает важную торговую эмпорию (колонию)». Устье лимана начинается с мыса Карабуш. Пересыпь – барьер между морем и лиманом, служащий естественным фильтром морской волны – тянется от правого берега лимана в виде песчаной косы, которая когда-то обрывалась возле левого берега богазом (гиром, проходом) в лиман; через него проходили небольшие суда и швартовались у пристани. Заморские гости, частично хозяева некоторых поселений и колоний, на скифских землях, привозили на меновой двор венецианские зеркала, стеклянную и медную посуду, пестрые полотна, конскую сбрую, бритвы, ножи, пистоли, ладан, оливу, изюм, лимонный сок, вина и другие товары. Они с большой выгодой обменивали свой товар на товар «окрестных варваров»: пшеницу, меха, просоленные кожи, шерсть, говядину, баранину, живых овец, конопляное и коровье масло, мед, воск – и самое главное! – рыбу: осетр, стерлядь, белуга, севрюга, вязига, кефаль, скумбрия, сельдь, анчоус, тарань, камбала, судак и другие. Кроме этого малосольная икра в бочонках, рыбий жир и клей. На путину в лиманах в древние, средние и недавние века прибывали тысячи «окрестных варваров» : ватагами и семьями, пешие и тяглые (со своим транспортом – воловьими упряжками). Рыбу ловили переметами, сетями, неводами, позже научились ловить на крючки, применять самоловы. Для ловли использовались лодки с парусами, байдаки и дубки. Запрещалось ловить на «шнуры» – канаты с крючьями: так боролись с браконьерством и думали об умножении рыбных запасов. Применялся и подледный лов, что очень удивляло греков. Выловленную рыбу «варвары» солили, сушили, вялили, коптили (целиком и в виде балыков), заливали специальным соусом, похожим на анчоусное масло. Приготовленную рыбу помещали в «особаго рода большие глиняные сосуды с острыми концами, вроде амфор, называемые диотас (двоеручные). Свежую рыбу пересыпали кусочками льда и соломой. Диотасы с рыбой и другие товары доставляли лодками на галеры, стоявшие на внешнем рейде. Вывозили излишки. Несвоевременная доставка рыбы (лиманной, речной и морской) и хлеба из колоний на Черном море иногда производила голод в столице Восточной империи – Константинополе, как писал Никифор Григорас, летописец, живший в XIV столетии. В 1415 году из Кацюбея (Хаджибея) польский король Владислав Ягайло отправил несколько судов с хлебом голодающим в Константинополе. В связи с этим событием Коцюбнй был впервые упомянут в польских хрониках. Икра и лиманная рыба спецпосола была предметом роскоши афинской, римской, византийской, генуэзской и венецианской аристократии: «В Риме эта рыба была в такой моде, что Катон (234-149 гг до н.э., писатель, консул) горько жаловался на роскошь соотечественников, позволявших себе тратить по 300 драхм за одну амфору колониальной рыбы». Ольвийские осетры так ценились в Греции и Риме, что по сказанию историков, из подавали невольники увенчанные цветами, при звуке флейт, на блюдах, украшенных букетами. Куда все это исчезло? В былые годы лиман был полноводным и вода была в нем менее соленой, чем сейчас, ибо его питала речка Тилигул. Речка эта была судоходной для байдаков и дубков вплоть до Ананьева. Когда началась колонизация края вырубили рощи, дубравы, лозу; распахали землю (даже неудобья) - для посевов. Облысели балки, долины и овраги. Исчезли дикие птицы и звери. Обмелела и пересохла когда-то полноводная речка. Об историческом существовании этой реки напоминает табличка на киевской трассе. Не осталось ни Тили, ни Гула. Обмелел и лиман, изменился солевой состав его воды. Нарушилось экологическое равновесие, и наступила расплата. Наряду с животным миром исчезла и знаменитая рыба. Теперь довольствуемся тюлькой с холерой в придачу. Одесские известия, 1987 год
ПРЕДАНИЯ БЕССАРАБСКОЙ СТАРИНЫ Сложная и интересная история нашего края. Названия сел, рек, археологические памятники и письменные источники дают историкам бесценный материал о племенах и народах, обитавших некогда на территории края, позволяют по крупицам восстановить ранние страницы истории населенных пунктов. Лингвистическая наука топонимика (с греческого «топос» – место и «онома» – имя) изучает совокупность географических названий. Многие события в истории нашего края связывают с куманами – кочевыми племенами, которые в русских летописях называются половцами, т.е. выходцами из степи, поля. Куманские племена дали название нашей Буджакской степи: «бучак» или «Бучачак» по-кумански означает «угол». Название «Бессарабия» многие исследователи связывают с куманским «безермен», т.е. «бусурман», или человек, говорящий на инородном языке. На протяжении веков нынешняя юго-западная часть Бессарабии часто меняла свое название. Древние греки именовали ее «Малой Скифией», римляне, подражая грекам, - «Скифией», а потом «Ящероглазой»; греческий географ Страбон – «Гетовой пустыней»; Птоломей – «Нижней Мезией»; римский император Троян I, завоевавший эти пустынные земли, - «Дакией» или «трояновой областью»; готы – «Визитготфией»; гунны – «Гунниваром» или «Царственным наметом»; болгары – «Внешней Болгарией»; печенеги – «Фегер Варом», а позже – «Ателькусом»; древние румыны – «Бессарабом» или «Цара – Басарабяска»; славяне 12 века – «Углом»; Русь – «Белгородчина» или «Белая Сербия»; турки 16 века – «Томаровым Цынутом»; татары 17 века – «Буджаком», «Ногайской степью» (в Византийской летописи – «Докан»); румыны 19 века – «Нижней Дунайской областью»; русское правительство во время русско - турецкой войны 1806 – 1812 годов – «Заднестровской областью», а с 1878 года – «Измаильским уездом». Выдающийся средневековый арабский ученый Абу - аль - Фида (1273 – 1331 годы) так описывает Дунай: «…большая река, гораздо больше Тигра и Евфрата вместе взятых». Автор дает Дунаю тюркскую форму: Дунай – «Туна». Историк Геродот, лично посетил наш край, оставив свои впечатления: «Первая величайшая из всех рек Скифии – Истрос (Дунай) – «пятнистый». Он полноводен зимой и летом». Греческий географ Страбон называет Дунай «Данубием» до Дунайских порогов, а отсюда до устья «Истрос». При римском императоре Юлие Цезаре Истрос впервые называется Данубием. Нынешнее же название судоходной реки, в торой по величине, Дунай (Donare, Donaris) имеет в корне «don», в переводе со скифско-сарматского означает «река». Этот же корень представлен также в названиях рек Дон, Дунай, Днестр. Нижнее название реки, именовавшееся некогда «Истр», означает «сильное течение воды», «поток воды» (для сравнения: Гольфстрим); в русском переводе: «струя» – поток воды; в украинском : «струмень» – поток, ручей; в польском : «струмен» – ручей, речушка. Родственные слова с названием Истра: болгарская Струма (Стримон), украинский Стрый (правый приток реки Нистру), Стырь (правый приток Припяти).
Река Истрос (Дунай) у Геродота имела пять устьев, у Плиния – шесть, у Страбона – семь. Однако названия седьмого устья не встречается нигде. Остальные же шесть следуют в таком порядке (с севера на юг): Малое, Северное, Ложное, Кривое, Гнилое и Святое (ныне Сулинское) – самое большое из всех устьев. В устьях Истроса, по Геродоту, ловилась огромная бескостная рыба «Антаксос», которую солили. В дельте находилось множество островов. Самый большой и известный из них – Левки. В древние времена Килийское устье Дуная (Килийский, Сулинский, Георгиевский рукава) носило название «Псилон» из-за сходства с греческой буквой псилон. Неподалеку от нынешнего Килийского устья находился остров Ахиллей, в честь храброго героя Ахиллеса, участвовавшего в походе против Трои под предводительством Агамемнона. Письменные источники свидетельствуют, что «всего страннее, что с острова Ахиллеса не видно было земли, хотя он был отдален от суши на 40 стадий (одна стадия равна 8 морским милям). О существовании этого острова сохранилось следующее предание: мать Ахиллеса Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левки – «Змеиный», при устье Истра, где Ахиллес и продолжал будто бы жить среди обоготворенных героев и героинь, и остров этот служил центром культа Ахиллеса. Земля эта создана Богом для изобилия. Она желтела тучными злаками и голубела чистым небом. Бескрайняя, многокрасочная летом степь с ослепительным солнцем и открытая холодным ветрам, сдувающим зимой снег. В былые времена здесь звенело оружие и лилась кровь. Трудно было найти землю, на которой жизнь была бы так не защищена ни законом, ни обычаем. Как везде в Причерноморье, турков здесь называли бусурменами, за то, что молились мусульманскому богу, украинцев – хохлами за бритые головы с чубами-хохлами, русских за бороды «как у цапа», т.е. у козла. Обосновываясь на этих землях – благодатных, но требующих приложения немалого труда, селились люди у родников, по берегам рек. К воде в этих краях всегда было бережное отношение. Она была источником жизни, служила для орошения земель, рыбной ловли, средством сообщения. Названия больших и наиболее древних рек означали первоначально «вода» или «река» (Дон, Днестр, Дунай). Некоторые населенные пункты в Бесарабии носят названия соответствующих рек. Наиболее древние названия в нашем крае от татарских и ногайских орд, кочевавших на этой территории в период владычества султанской Турции. Это старые татарские названия рек Хаджидер, Чемигедер, Когильник и другие. Однако не только крупные водные объекты, но и колодцы, родники, источники способствовали появлению новых топонимов. Река Кугурлуй (Кувурлуй, Кухурлуй) на юге Бесарабии означает с куманского «сухой». Правый приток Ялпуга – Чокрак с татарского – «источник, ручей, родник». Приток Чокрак дал название населенному пункту – Анчокрак, ныне Тарутино. Река Когильник – с тюркского «Каганлык» означает «каганат», с татарского (или ногайского) «кёгёлён» - «травка» Название села Чишмикиой переводится как «чишма» - источник, «кёй» - село, или с гагаузского «чошма» - источник, «куу» - деревня, село. В жаркое бессарабское лето солончаковые почвы, высыхая, издают болотный, неприятный запах. Так, озеро Сасык в переводе с татарского так и звучит – «зловонное». Второе распространенное название Сасыка – Кундук, что с куманского означает – «житель степей», «куман». Татарское название Ялпуга в переводе означает «озеро дикого края».
Молдавская топонимика. Оставили свой прочный след в топонимике края и молдавские наименования. Ручей Формушика дал название селению Фрумушика, что с молдавского означает «красавица». Находящийся в предместьях города Белгород-Днестровского посад Турлаки, несмотря на первые турецкие поселения, получил название от молдавских слов «турла» – река и «лак» – озеро. Левый приток Когильника – Скиноаса – переводится с молдавского как «долина с колючками», «чертополохом», «терновик». Молдавское название «Фынтына дзынилор» в переводе означает: «фынтын» – колодец и «зине» – фея, волшебница. На балке Еникиой, где было основано село, «есть фонтан на источнике целебной воды железистого свойства, к которой больные жители прибегают во множестве в день Вознесения Господня». Трижды в году – на Иордан (Крещение Господне), Герговден (день святого Георгия) и спасовден (Вознесение Господне) брали из него жители села воду. Турецкое название «Азис Бунар», сохранившееся у гагаузов южной Бессарабии, дословно означает «святой источник», что отчасти соответствует издавна усвоенному в Бессарабии греческому термину «агиасма» – святая вода. Ну а об источнике, давшем впоследствии название селу Фынтына Дзынилор (Кирнички), сохранились следующие сведения. В 1815 году священник села Китай (нынешний Червоный Яр) Сергей Земницкий доложил уездному протопопу Федору Малявинскому о том, что в долине Янук измаильским жителем, чабаном Прокопом Мунтяном открыта криница, называемая Фынтына Дзынилор, к которой из-за целебной воды во множестве стекаются из разных мест люди и получают от омытия этой водой в болезнях исцеление. Федор Малявинский для дознания истины сам ездил к означенной кринице. Измерив ее глубину, протоиерей нашел «воды две сажени». Вода так прозрачна, что на дне можно видеть самую маленькую монетку. От чабана узнали, что криница была забита. По более поздним сведениям стало известно, что эту древнюю криницу забросали камнями ногайские татары, когда их изгоняли из Буджака. Целебные свойства источника обнаружились случайно. В апреле 1814 года долго болевший чабан получил совершенное здравие от того, что омыл себя водой из этой криницы. После этого Прокоп Мунтян со своим братом Александром вычистили ее от камней и ила. Скоро слава о целебной воде разнеслась по всему краю. Омываясь водой, люди получали исцеление и бросали в криницу деньги в знак благодарности. Дабы не пропало такое подаяние, братья построили каплицу, а в ней разместили икону Божьей Матери и смастерили сундучок для подаяний. Сундучок этот четырежды был расхищаем. Суммы собирались внушительные, уже через время духовное начальство позволило выделить часть денег для сооружения каменной каплицы, оставшиеся же деньги использовались на богоугодные дела. Для учета денег была заведена специальная книга, и местный священник обязан был отчитываться о потраченных суммах. Два года спустя, в 1816 году, священник Николаевской церкви г.Тучкова (Измаил) Стефан Ляхович письменно уведомляет Дикстерию о том, что некий Александр Панайотов продал место целительной криницы за 40 червонцев евреям, которые собираются неподалеку от нее строить корчму. Обеспокоенная Дикастерия высылает указ жителям Измаила Прокопию и Александру Чабанам и Василию Регушу определить первых двух попечителями, а третьему быть при каплице сторожем. Предполагалось также построить при каплице больницу. В течение 1817 года от использования криницы было получено 690 левов, из них на 66 левов было сооружено помещение для прибывающих больных.
Однако попечителей криницы по-прежнему продолжали беспокоить охотники селиться поблизости от нее. Жители города Тучкова (Измаила) арендовали всю долину Янук у местного еврея Гершки для выпаса скота. Семьи беглых малороссов Ильяченко, Завальнюк, Кравец, Шинкарь, Иваненко, Гавриленко, Коваль, Билинских соорудили себе бурдеи (землянки), собрали по окрестностям более 300 голов скота и лошадей и стали пригонять их на водопой к этой кринице. Изрытая копытами грязь стояла вокруг источника. Сам митрополит наблюдал, ведя записи, точно ли от разных болезней исцеляются люди. «Приезжавшие сюда больные исцелялись – одни двукратным умыванием, другие – питием сией воды от сильной лихорадки и горячки, соединенной с сумасшествием, и от глухоты, и от разных ран и наростов». Вызванный из города Томарова (Рени) медик Фишер «взял со дна оного колодезя грязи в стакан, и бросивши в оную ртути, помешал, причем ртуть немедленно распустилась». Медик признал воду минеральной и очень полезной от разных болезней. 23 декабря 1818 года вышел Синодальный указ: «часовню уничтожить; пресечь всякое отправление молитвословий; употребить надлежащие меры к уничтожению в народе разглашения о чудотворной воде…» Вскоре полномочный наместник области Бахметев кратко ответил: «предписал обратить минеральный источник в гражданское ведомство, как и прежде было». Икону из каплицы перенесли в Свято-Параскевиевскую церковь села Чимаширы (Приозерное). Камень же самой каплицы отдали под начатую где-то постройку церкви. В рапорте митрополита Гавриила Синоду об исполнении указа указано: «предписал я местному уездному протопопу уверять народ, что это обыкновенная натуральная минеральная вода, исцелявшая и турок, и татар, и ныне исцеляющая не только христиан, но и магометан, и израильтян, и приписывают силу целения действию воды». Такова история целебного источника. Свое же второе название – Кирнички – колодец – получил от украинского «криница» – «ключ, родник, источник». Большинству населения нынешнего села Кирнички доступна вода из артезианских скважин. Впервые фонтанирующую подземную воду получили в 13 веке во французской провинции Артуа (древнее римское название – Артузия), где был вырыт глубокий колодец. С тех пор такие скважины стали называться артезианскими. Некрасовцы. Некрасовцы, как самостоятельное подразделение козачества, начинают свою историю после поражения Булавинского восстания (1707 – 1709 годы). Атаман Игнат Федорович Некрасов увел на Кубань до трех тысяч донских казаков с семьями, спасая их от истребления царскими властями. Соединившись с атаманом Львом Маноцким, организовали своеобразную республику, которая 70 лет непрерывно пополнялась казаками и крестьянами. В 18 веке судьба раскидала некрасовцев по берегам чужих морей. Но последовательно антикрепостнические и антисамодержавные принципы, унаследованные Некрасовым от своего брата (в фольклорной традиции) Кондрата Булавина продолжали жить среди них и на Дунае. «Мы, некрасовцы, - донские казаки. Наш Игнат, сын Федора Некрасы… воевал за землю, за свой народ». Кто же такой Некрасов, именем которого названо целое войско, а ныне села Старая и Новая Некрасовки? Сведения о его личности скудны и недостоверны: это отдельные упоминания в официальных документах, обычно в словосочетании «вор-Игнашка» и своеобразный фольклорный образ – бесстрашный красавец «Игнат-сударь», к которому весь Дон приходит за помощью в трудную минуту, а сама царица "Катярина" засылает сватов.
К 1730 году активность казаков заметно уменьшается. Приблизительно в 1737 году Игната не стало. В 1740 годы происходит первое разделение казаков: 1600 семей отправляются морем в Добруджу и основывают на дунайских лиманах два города – Сарыкёй (Желтое или Сарыково) и Дунавцы. Временные казачьи поселения не оставили в источниках значительного следа. На картах городки обозначены одним и тем же именем – «Казаккёй», с турецкого – «казачье село». Обосновавшиеся в Добрудже жили независимо от прежних своих занятий на положении казаков, следуя заветам Игната, подчиняясь кругу и атаманам, неся воинскую повинность, но не платя налогов. Дунайским казакам в начале 19 века пришлось столкнуться с проблемой, резко нарушившей их жизнь. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. 38 куреней запорожцев двинулись по Днепру к Черному морю. Турецкий султан принял их на тех же условиях, что и некрасовцев, и поселил в урочище Сеймены. Некоторое время те и другие казаки сосуществовали вместе, а беглых из России делили между ними турецкие пограничные власти, которые старообрядцев направляли к некрасовцам, а остальных – к запорожцам. В 1808 году последние за «разбой» переведены были на берег Черного моря к самим некрасовским станам. Начались религиозные распри. В 1806 году некрасовцы штурмом овладели дунайской Сечью. Турки не вмешивались. Воспользовавшись началом русско-турецкой войны, энергичный кошевой С.Калниболотский собрал запорожцев и пошел по Дунаю, истребляя некрасовцев. Высадился в лимане Разин. Жестокая битва закончилась сожжением Сарыккёя. На некоторое время жизнь некрасовцев на Дунае была парализована, они семьями бежали. Около 100 семей осели в городе Тучков (Измаил). В 1829 году группа некрасовцев (до 1500 человек во главе с атаманом Полежаевым) возвращается в Россию и живет с тех пор в Кугурлуе (Матроска) под Измаилом и в селе Некрасовка. Оставшиеся некрасовцы восстановили хозяйства в придунайских станицах. Восходящий к Некрасову идеал вольного воина заменился идеалом зажиточного хозяина. Грозные некрасовцы превратились в мирных липован, которые признавались: «Мы, дунайские, позабыли об Игнате». Яркой личностью был последний атаман Сарыкея Осип Семенович Гончаров (Гончар, он же Горчаков). В 1829 году вместе с некрасовцами переселился в Измаил, где была образована Новая Некрасовка. «Бескорыстие, деятельность и подвижность, которой не пределов», - так характеризовали атамана. «Вечно занят, вечно в хлопотах». В юности он пережил бедность и тяжелую болезнь. «Много горя перенес я с детства в жизни своей, когда начну пером писать, то рука не может пера держать, когда начну языком говорить, то не могу за слезами – и язык мой цепенеет от горести. Хочу удержаться от слез, то само мое внутреннее рыдает во мне», - признавался Гончаров. В 30-летнем возрасте он принимал участие в сложных международных политических комбинациях, писал стихи и богословские трактаты. Как утверждают историки, его собеседниками в разные годы был Луи Наполеон Бонапарт, А.И.Герцен, Н.П.Огарев. Здесь, в Измаиле – Тучкове, некрасовцы и все российские старообрядцы сделали его поверенным по своим духовным и светским делам. Первым для Гончарова делом явилось учреждение старообрядческой епархии. До 1846 года старообрядцы-поповцы, не имея «законных» епископов, принимали в свои церкви беглых попов, нередко воров и пьяниц. Гончаров отправил инока Павла – главного энтузиаста устройства епископской кафедры, в Стамбул, где под стражей содержались шесть патриархов и более 20 опальных архиереев, удаленных из епархий султаном. Друг Гончарова Михаил Чайковский (он же Мехмед Садык-Паша), помог Павлу договориться с бывшим митрополитом Боснии Амвросием о переходе в старообрядчество. Амвросия выкрали из Стамбула с паспортом на имя некрасовца Карпа Карпова.
Он морем отправился в Добруджу, где торжественно был встречен Гончаровым и отправлен в Австрию. Так, 28 октября 1846 года в Белой Кринице появился первый старообрядческий митрополит. Гончаров много раз бывал в Кишиневе, Одессе у местных архиереев и генерал - губернатора. Даже лично представлялся в 1836 году императору Николаю I и во исполнение высочайшего приказания, духовного и светского, «Милостию Божиею все дела установил». О.С.Гончаров умер в городе Хвалынске Саратовской губернии в 1879 году, там, откуда и были родом его предки. Перед смертью принял монашество и наречен был Иосифом. Долго еще в домах старообрядцев можно было видеть портреты О.С.Гончарова с медалями на груди. В кубанской (некрасовской) белой длинной рубахе, до пояса сверху надет «куртин», ниже кожаный пояс, на рукавах поддевка светло-оливкового цвета, смазные сапоги с длинными голенищами. С.А.Тучков приютил запорожцев и казаков по течению реки Дунай и ее окрестностям. Одних некрасовцев поселил в переселенном в 1809 году в городе Измаиле и его предместье Старая Некрасовка, расположенном в восточной части города, «в верстах пяти-шести», увеличив им до 2580 десятин земли. Другую - в западной части города в верстах шести-семи в предместье Новая Некрасовка и отвел им до 2010 десятин земли. В 1826 году уже была плетневая часовня с девятью монашенками, 46 плетневых домов, один питейный дом, девять колодцев, виноградники и фруктовые сады. Неподалеку от слободы Некрасовской находились владения графа Ламбздорфа. В1863 году в Новой Некрасовке между озерами Кугурлуй и Ялпуг основали старообрядческий монастырь с церковью во имя святого Архангела Михаила. Первоначально церковь была покрыта камышом, без купола. Только через тридцать лет к ней пристроят деревянную колокольню и перекроют крышу железом. Новонекрасовское общество выделило под монастырь десять десятин земли. При монастыре насчитывалось до 40 монахов, которые занимались земледелием и разводили виноградники. Церковь во имя святого Иоанна Богослова построили в 1860-е годы. В 1895 году в селе Старая Некрасовка иерействовал поп Петр Пулькин, в Новой – Ефимий Димитриев. Особенные льготы по отправлению религиозных обрядов были дарованы некрасовцам еще в 1811 году и подтверждены высочайшими указами от 18 мая 1879 года и от 10 марта 1894 года. На основании этих льгот старообрядцы могли совершать богослужения, таинства и обряды. Овидий (печальный изгнанник). Римский поэт Публий Овидий Назон на пятидесятом году жизни был изгнан из страны императором Августом. Меж нами есть одно преданье: Царем когда-то сослан был Полудня житель к нам в изгнанье… Испытание изгнанием выпало на долю трех выдающихся деятелей римский культуры – Цицерона, Сенеки и Овидия. Изгнанье часто использовалось как радикальный способ расправы власть имущих со своими противниками. В те далекие времена существовало два вида ссылки изгнанный сам выбирает себе место ссылки(Цицерон) либо изгнаннику строго предписывалось место ссылки (Овидий, Сенека). В конце 8-го года нашей эры император сослал Овидия на далекую окраину империи в город Томи (Томье, Томис) на территории нынешней Румынии. Причина ссылки – не более чем гипотеза и вряд ли это безнравственность литературных творений поэта. Была другая, вероятно, более важная причина. Именно о ней Овидий неоднократно говорил в туманных выражениях. Можно предположить, что поэт стал случайным свидетелем некоего преступления, не имевшего политического характера, но затрагивающего личные интересы императора. О том, что поэт знал о любви императорской внучки Юлии к молодому Силану и не донес? Но об этом знал весь Рим.
«Ты сам должен знать, за что тебя карают, - скажет Август поэту в их последнем разговоре. – Пойми и будешь прощен». Мужество покинуло Овидия сразу же повергло душу изгнанника в глубокое уныние. «Жилище ужасов и нестерпимой стужи», - так называет Овидий этот город, ясно обозначая место при самом устье Дуная в своих элегиях. «Земля пустынная и ровная, как море, без садов и виноградников. Набеги, разорение, плен, смерть, враг страшен даже издали, потому, что у него стрелы, а на стрелах – яд. Что такое здешний мир? Вечная готовность к войне. Чужие люди, непонятный язык, овчины на плечах, вместо закона – нож». Так описывал поэт воинственные кочевые и полукочевые племена, совершавшие набеги по замерзшему Дунаю с правого берега города Томи. Молдаване от своих предков слышали о каком-то странном человека: «Приехал из Рима человек необыкновенный, который невинен, как дитя, и добр, как отец. Этот человек всегда вздыхал а иногда сам с собою говорил, но когда он рассказывал, казалось истекает из уст его мед». Он был уже летами стар, Но млад и жив душой незлобной, Имел он песен дивный дар И голос шуму вод подобный… Высокий, седой поселенец, одетый в римскую тунику и тогу, считал себя здесь временным жителем. Терзаясь скукой, постоянно вздыхал о родине далекой и теплой. Ведь для каждого его отечество – лучшее в мире. Однако до конца дней своих так и не получил он обратного отзыва в Рим. Печальны и прекрасны были песни изгнанника на незнакомом певучем языке. От написанных строк становилось легче, прояснялись мысли. Выучившись языку народа, он стал слагать песни и на их языке. Эти песни пели и скифы, и эллины, и геты. Люди полюбили чужеземца. А он все ждал приказа о помиловании или хотя бы перевода в места менее дальние и дикие. Но напрасно. Вероятно, Овидий за время своего девятилетнего изгнания перешел из города Томи и скончался близ современного города Белгород-Днестровского Одесской области. Одна из древнейших легенд повествует о том, что Овидий на купеческом судне посетил эллинский город Тиру (Тирас). По душе пришлись поэту – изгнаннику и город, и люди, жившие в доброй дружбе. Когда же в Томи пришел торговый корабль из Рима, Овидий узнал о том, что скоро эти края посетит племянник императора, великий полководец, которого любили народ и армия за справедливость и отвагу. Август боялся популярности племянника и отправил его в почетную ссылку в город Тирас. Оседлав коней, Овидий в сопровождении гетов направился в Тирас. Два великих римлянина встретились в цитадели. При свете факелов долго говорили друг с другом наедине. Об этой встрече тайные агенты донесли своему повелителю. Напуганный и взбешенный император приказал отравить обоих. Подосланный палач, выдававший себя за виночерпия, не замедлил выполнить приказ. Городские жители скорбели об утрате и похоронили Овидия на высокой скале над древним Тирасом. За несколько дней и ночей после погребения поэта воды Тираса разлились и покрыли остров напротив города. Образовавшееся озеро жители назвали Овидовым озером. Воспоминания о поэте, переходя из поколения в поколение, из рода в род, из века в век, сохранились до наших дней. В 1795 году указом Екатерины II в честь римского поэта Овидия Назона был заложен город Овидиополь.
Ученый и исследователь Кантемир, доказывая факты пребывания Овидия в Бессарабии, приводит надпись на надгробном камне, который был оставлен на могиле поэта: «Здесь погреблен поэт, которому гнев божественного цезаря Августа повелел удалиться из родной страны. Часто несчастный выражал желание быть погребленным в родной земле, но напрасно: здесь судьба определила место». К сожалению, сам ученый не видел ни места, ни могилы, ни камня с надписью, а говорит, что видел ее один поляк, со слов которого сохранились эти сведения в исторических документах… Но если обо мне потомок поздний мой Узнав, придет искать в стране сей отдаленной Близ праха славного мой след уединенный, И будет мило мне его воспоминанье… (А.С.Пушкин, «Послание к Овидию»).
ВЕРТИНСКИЙ И БЕССАРАБИЯ Точных сведений о посещении Измаила Александром Вертинским не удалось найти. Однако, совершая в 30-е годы творческое турне по Румынии и Бессарабии, он наверняка заезжал и в Измаил. Это косвенно подтверждается тем, что Вертинский давал концерт в Килие. Подробно о впечатлениях, произведенных на А.Вертинского о посещении Бессарабии можно прочесть в его книге «Дорогой длинною…», в которой он описывает местные нравы. «На другое утро я уехал из Кишинева в турне по Бессарабии, - вспоминает А.Вертинский. – Трудно передать те чувства, которые охватили меня при виде нашей русской земли, такой знакомой, такой близкой и дорогой сердцу и в то же время уже чужой, не «нашей». Русские вывески «Аптека», «Трактир», «Кондитерская», «Ренсковый погреб», «Бакалейная торговля» вызывали во мне чувство нежности». Интересны воспоминания А.Вертинского о бессарабских дорогах. !Дороги в Бессарабии ужасны. Шоссе есть только в некоторых местах, и то с небольшими кусками. А в основном старые русские почтовые тракты, мощеные булыжниками и полуразвалившиеся. Ездить по этим дорогам невозможно – езда вытряхивает душу, и мы старались, избегая их, пробираться проселочными дорогами. Три или четыре правительства получили ассигнования на постройку шоссе в Бессарабии. Но каждый раз деньги эти исчезали, растаяв по карманам начальствующих лиц, а «шоссе» мирно дремали, зарастая клевером, крапивой и бурьяном». Отдельно и довольно забавно рассказывает А.Вертинский о концерте в Килии. В то время Килия была хлебным центром Румынии. Рассказ так и называется «Концерт в городишке Килия». «Во время гастролей по Румынии заехал я в захолустный городишко, который найдешь разве на редкой карте, - Килия. Принадлежала эта замечательная Килия до революции России, а поэтому и сейчас господствующий язык там русский, хотя господствующее население – еврейское. Петь мне в этом городишке пришлось в ветхом деревянном бараке, подслеповато освещавшимся керосиновыми лампами, но гордо именовавшимся «театром». Вышел я в своем фраке на не очень прочные подмостки, и первое, что бросилось в глаза мне и даже в нос, - это десяток небольших керосиновых лампочек, расставленных вдоль рампы. Лампы коптят. И от едкой копоти нестерпимо свербит в носу и хочется чихать. В зале от публики – черно. Делать нечего. Контракт подписан. Сбор сделан. Надо петь. Я аою одну, другую, третью. Свою песню. Зал кричит, шумит. Рукоплещет. И вдруг я замечаю, что зал постепенно начинает пустеть. Что такое? Публика все убывает. Но я пою. Контракт должен быть выполнен. Я пою и замечаю, что куда-то исчезнувшая публика начала возвращаться. - За короля… Спойте за короля!… - ревут сотни голосов. - Господа, - говорю я, я уже ее спел сегодня. - Позвольте, - кричат из публики, - но мы же ее не слышали. Мы же уходили. - А почему уходили? - Ой, он спрашивает, почему мы уходили! Так это же знают все! Так мы уходили на пожар… - Какой пожар? - Ой, посмотрите на него, он не знает, какой пожар! Конечно, у Мунделевича пожар. У Доди Мунделевича в аптекарском магазине, что за углом. - Но зачем вы бегали на пожар? Общий вопль потрясает старый барак: - Ха!… Зачем!… Так вы то еще поете, а Мунделевич уже горел. Так Мунделевич же не каждый день горит. А?… Ясно?… Татьяна Дьяченко. Курьер недели. 12 апреля 2008 года.
Валы. Валы, проходящие внутри Бессарабии и близ ее южной границы, известны под общим названием Траяновых. В «L’historie de la guerre entre la Russie et la Turquie» 1769 года упоминается, что Траянов вал имеет начало около Петервардейна, проходит через Венгрию, Железные Ворота горы Маркану, Трансильванию, Валахию, Молдавию, Бессарабию, откуда идет далее на восток по татарским степям и оканчивается около р. Дона. В пределах нынешней Бессарабии, от р. Прута на восток идет так наз. Нижний Траянов вал. Начинаясь возле румынского местечка Вадулуй Исак (где был римский город Траянул), вал этот, изгибаясь, проходит до вершины озера Ялпуха выше Болграда, несколько спускается к вершине озера Катлабуха, опять поднимается к вершине озера Китай и доходит до озера Кундука в трех верстах ниже его вершины. К северо-западу от Аккермана, по покатости нагорного берега Днестра, около селений Ганкишло, Тудорово и Каркмазы, местами виднеются следы вала, носящаго названия «Змеевого. Далее, к северу, при впадении в Днестр речки Ботны, около болот, близ селения Киркаешт, начинается опять вал, который, под названием Верхнего Траянова вала, идет сначала левым нагорным берегом речки Ботны, откуда, не прерываясь и несколько спускаясь, проходит на запад поперек всей Бессарабии до м. Леово на Пруте. От м. Леово до м. Вадулуй-Исак, вдоль по нагорному берегу Прута, видны также следы вала. Отдельные следы валов находятся еще во многих местах губернии. Наиболее заметна линия вала, идущая по сорокскому уезду от сел. Солонца до сел. Сенатовки, и в оргеевском уезде —от сел. Маловаты к сел. Жор, откуда вал переходит в Подольскую губернию. Валы южной части Бессарабии, обнимая весь Буджак, составляют как бы один общий обширный редут, заключающей в себе целый край. Вышина валов в настоящее время доходит, в некоторых местах, до 2 и даже 4 аршин, и по этому можно судить о первоначальной их вышине 17 или 18 веков тому назад. Народное предание и некоторые историки приписываюсь сооружение валов императору Траяну, в ограждение заселенной римскими колонистами Дакии от вторжения варваров. Другие же, основываясь на общем очертании валов и связи их между собою, предполагают, что они сооружены варварами главным образом от вторжения римлян. Защук полагает, что валы означали просто границы разных владений, и что, напр., Змеевой вал мог отделять владения греческих и генуэзских колоний от скифов и даков, а Верхний Траянов вал—скифов или даков от сарматов и позднее от печенегов. Остатки укреплений. Древнейшие из укреплений находятся по берегу Днестра и принадлежат генуэзцам. Еще уцелели их башни в цитаделях Хотина, Бендер и Аккермана. В Сороках существуют развалины генуэзского замка, а у сел. Паланки были развалины башни, камни которой разобраны жителями селения в 1858 году. К еще более отдаленному времени относятся остатки разрушенной римлянами дакийской крепости «Петродавы», находящиеся в лесу около г. Оргеева и селения Бранешт. Здесь в утесах заметны под землею обширные ходы и помещения, а кругом видны остатки стен и рвов. Здесь же найдены древние монеты и другие вещи. Ниже г. Сорок, в прибрежных днестровских скалах, также заметны следы древних укреплений и, в одном из подземелий, остатки христианской церкви. К XV веку относятся пристройки к хотинской и аккерманской крепостям и сорокскому замку, а также развалины крепости Гуша на Днестре у сел. Чобручи, бендерского уезда, разоренной, как и Сороки, казаками Хмельницкого. Позднее, о времени владычества татар в Буджаке свидетельствуют следы небольшого земляного укрепления Татар-Бунар (т.е. татарский ключ). Крепость находилась на возвышении над селением и из-под нее течет обильный источник воды. Татарами же было укреплено и местечко Старые Кагушаны, служившее летней резиденцией их ханов, но следы татарских укреплений уничтожены временем. Укрепления Килия и Измаил относятся уже ко времени турецкого владычества. К 1711 году относятся следы земляного редута на возвышении у г. Сорок, построенного Петром Великим во времена прутского похода. В это же время стоял лагерем в 3 верстах от бендерской крепости Карл XII, и на месте этого лагеря, около Варницы, видны ямы и неровности. В хотинском уезде, в углу около границы, лесное пространство между селениями Рухотин, Ржавинцы и Коленкоуцы было прежде сильно укреплено и до сих пор представляет цепь небольших редутов, окружающих опушку лха, и несколько редутов разной величины в самой глубине леса, на полянах. Укрепления эти относятся ко времени русско-турецких войн при Екатерине II, так же, как и встречающиеся во многих других местах полевые укрепления по рекам Днестру и Пруту.
Курганы. Курганы или насыпные могилы встречаются во многих местах Бессарабии: одни — совершенно отдельные, а другие — в связи между собою. Сооружение некоторых курганов относится к древнейшим временам: они насыпались обитателями страны на могилах их царей и витязей, или на полях битв—над могилами павших воинов. Скифы обмазывали трупы своих царей воском и погребали вместе с сосудами, оружием и трупами умерщвляемых: одной из его жен, министра, повара, кучера, пятидесятой части прислуги и любимой лошади. Сверху над могилою делалась высокая насыпь, вокруг которой ставились чучелы нескольких убитых лошадей. Народы, населявшие Бессарабию после скифов, также насыпали курганы над могилами своих царей и витязей с той разницею, что даки, кажется, большею частью сжигали трупы умерших и хоронили урны с пеплом и некоторые драгоценные вещи, а гунны и позднейшие племена зарывали один только труп с оружием и иными вещами. Курганы такого рода встречаются как в степных, так и в лесных местах; они, вообще, незначительной высоты. Бюньон пишет, что в одной из таких могил был найден здесь скелет человека большого роста, плечистого, с большою головою; около правой его руки был меч, а около левой — изображение хищной птицы, и тут же — костяные пуговицы. В другой могиле было много человеческих костей, а в третьей — кольчуга и золотое стремя. Манштейн, разрыв в 1730 году несколько могил, нашел сосуд с пеплом и монеты. Могильные курганы насыпались и в позднейшее время, и о некоторых сохраняется предание. Так, около Бельц, на берегу Реута, виднеется отдельный курган, известный под названием татарского, насыпанный над могилою утонувшего в реке ханского сына. Близ Варницы, около Бендер,—два кургана, шведский и турецкий, над могилами павших в безумном бою Карла XII с турками и татарами. Другого рода курганы попадаются преимущественно на открытых местах по р. Пруту, днестровскому побережью и в степных равнинах Буджака. Они построены в видимой связи между собою, как сторожевые линии обитавших в крае племен. Эти курганы сходны с сторожевыми линиями курганов украинских казаков в Подолии, Волыни и губерниях: Киевской, Полтавской и Харьковской, а также с наблюдательными линиями курганов, встречаемых в херсонских и екатеринославских степях, населенных запорожцами и татарами. Время и плуг пахаря сравняли многие из курганов, особенно в степных местах, где они были незначительной высоты. Лишь кое-где в лощинах Буджака одиноко возвышаются эти памятники времен минувших, свидетели былой жизни исчезнувших народов, татарского кочевья и, наконец, нового заселения. Заметные непрерывные линии сторожевых курганов в Бессарабии две, одна начинается верстах в 4-х к югу от Бендер и идет полукругом сначала по Каушанской дороге, а потом поворачивает к Днестру, оканчиваясь ниже селения Копанки. Здесь почти каждый курган носит местное название или известен по воспоминаниям. Так, первый курган на возвышенности близ Бендер считается местом, где была раскинута палатка Потемкина при сдаче ему 4 ноября 1789 года турками крепости Бендер. Далее, в четырех верстах к югу, возвышается большой продолговатый курган, куда, как говорит предание, Карл XII часто приезжал с Мазепою из Варницы и просиживал по нескольку часов, любуясь окрестностями. За ним, в 7 верстах от города, на значительной возвышенности, виден курган, неизвестно почему называемый Суворовским. Около сел. Киркаешт находится большой курган, называемый Драгашеилор, т.е. милых, около сел. Копанки большой курган известен под именем Ханского и два других — Шорба и курган Джеминилор, т. е. близнецов. Другая линия сторожевых курганов и, в связи с ними, отдельных скалистых возвышенностей находится в белецком уезде над Прутом, где в него впадает река Чугур, между селениями Костешты и Бранешты. Место это носит названа Сута-Можиле, т. е. ста могил и заставляет предполагать о бывшем здесь когда-то большом сражении или согласиться с мнением Крашевского, что курганы эти насыпаны над могилами скифских царей. Памятники. Самый древний памятник в Бессарабии находится в сорокском уезде, близ селения Сударки, около транспортной дороги из Бельц в м. Атаки. Это — полуразрушенный обелиск, поставленный в память гетману Жолкевскому, убитому на этом месте в знаменитой битве поляков с турками в 1620 году. Одержав здесь победу над поляками, турки содержали плененных вождей в сорокском замке. Затем, на границе кишиневского и белецкого уездов, между селеньями Унцешты и Темелеуцы, близ Милешт, около старого почтового тракта из м. Скулян в Кишинев, на уступе одной из возвышенностей, составляющих отрасль самой высокой точки Бессарабии — горы Мегуры, в пустынной живописной местности, находится обелиск из дикого камня, поставленный на том самом месте, где умер Потемкин, на пути из главной квартиры действующей армии (Ясс) в Херсон. К позднейшему времени принадлежат: 1) Памятник на месте переправы русских войск через Дунай 27 мая 1828 года у сел. Сатунова, близ монастыря св. Ферапонта. Он состоит из массивного обелиска, установленного на постаменте, украшенном двуглавыми орлами; постамент утвержден на кубическом основании с фундаментом из серого мрамора. На одном из выступов нижней части памятника, под барельефным двуглавым орлом с опущенными крыльями, вырезана надпись: «Здесь, 27 мая 1828 года, переправился через реку Дунай Император Николай I и указал своим войскам путь к славе и победам». На четырех углах обелиска поставлены пушки. Открытие памятника совершилось 6 декабря 1891 года, в день тезоименитства ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая II, в присутствии, между прочим, депутации от Вяземского полка, образовавшегося из состава бывшего 17-го егерского полка, который особенно отличился при переправе, овладев неприятельским редутом на правом фланге позиции, после перехода под пулями воды и болота. 2) Два обелиска в Болграде, сооруженные болгарским колонистом Сарабеевым на местах, где император Николай I производил 21 мая ,1828 года смотр войскам, шедшим на войну, и слушал божественную литургию перед выступлением войск. 3) Памятник императору Александру II в Кишиневе, сооружен городом в увековечение времени пребывания здесь государя в последнюю войну (с 11 до 20 апреля 1877 года) и составляет одно из лучших украшений города. Выходя на лучшую улицу, переименованную из Московской в Александровскую, перед городским садом, памятник состоит из величественной фигуры императора во весь рост, в царской порфире; правая рука держит свиток, на котором вырезано «12 апреля» (день объявления манифеста о войне), а левая опущена на державу, установленную на пъедестале. На лицевой стороне мраморного постамента помещена надпись: « Царю-Освободителю Александру II 19 февраля 1855 года 1 марта 1881 г.».
История Придунайского края Курьер недели №101, 20 декабря Поистине бесценными можно назвать сборники материалов конференций "Суворовские чтения", которые создавались силами ученых историков и посвящены жизни и полководческой деятельности А. В. Суворова, значительным событиям и малоизвестным фактам эпохи великого полководца, проблемам сохранения суворовского наследия, а также истории Придунайского края. Мы решили познакомить читателей нашей газеты с этими сборниками. Сегодня - материал известного исследователя истории нашего края Светланы Паламарчук, опубликованный в сборнике "Суворовские чтения", выпуск 4-5, в 2007 году. Древние и средневековые поселения на территории Измаила и его окрестностей. …Самые древние поселения на территории современного города, известные к настоящему времени, появились в бронзовом веке (ІІ – начало І тысячелетия до нашей эры). Однако не исключена возможность нахождения более ранних поселений эпохи энеолита, относящихся к археологической культуре Гумельница, так как наиболее ранним поселением в окрестностях города является гумельницкое поселение (IV тысячелетие до нашей эры) Матроска, открытое автором в 70-е годы ХХ века на юго-западной окраине одноименного пригородного поселка к западу от Измаила. На значительной площади были обнаружены остатки жилищ, очагов, многочисленные фрагменты керамики, обломки костей животных и глиняных женских статуэток. К эпохе средней бронзы, культуре многоваликовой керамики, относится погребение, раскопанное автором в 1976 г. на территории тарного завода, обнаруженное случайно при земляных работах. В могиле находился скелет в скорченном положении на боку, небольшой лепной сосуд баночной формы и костяная пряжка с двумя отверстиями, позволившие провести атрибуцию памятника. Датируется ХV веком до нашей эры. Можно предположить, что захоронение было произведено поблизости от поселения, но окрестная площадь застроена современными сооружениями и недоступна изучению. Эпохой поздней бронзы (конец ІІ тысячелетия до нашей эры) датируете несколько небольших поселений (или комплексов одного поселения), располагавшихся в восточной части города в районе Кривого озера. Фрагменты керамики бронзового века обнаружены автором на левом коренном берегу Дуная в районе хлебозавода. Светлана ПАЛАМАРЧУК