Ленд арт

Тема у розділі 'Дизайн', створена користувачем Вольха, 9 гру 2010.

  1. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    От англ. land-art, «земляное искусство» — направление в искусстве 60-70-х годов, использующее элементы природы. Вальтер де Мария, Роберт Смитсон — представители лэнд-арта.

    Лэнд-арт (от англ. land art - земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему <первобытному> облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологией, а также с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий. Похоже, нам придётся смириться с ещё одним варваризмом в русском языке. Не знаю, совпадение ли, что термин <лэнд-арт> появился в конце 60-х, во время, когда в развитых обществах мятежный дух студенчества устремил свои силы на свержение устоявшихся ценностей. Художественный мир особенно протестовал против традиционных устоев. Само существование рыночной системы подвергалось сомнению, а традиционные музеи и галереи не воспринимались всерьёз. Картины были просто таким же товаром, как и любые другие вещи.
    Традиционное искусство умерло. Произошло ли это из-за какого-то расчёта или в результате романтичного отказа от давления городской жизни - не известно. Но это возвращение к реализму нужно воспринимать как стремление к освобождению, как желание чувствовать по-другому. Это стремление заново пересмотреть отношения с нашей средой. Термин лэнд-артиспользуется, чтобы охватить огромный диапазон худпроектов, называя одним словом разных людей с разными взглядами на искусство. Например, английский художник Ричард Лонг с помощью бульдозеров воплощал в жизнь крупномасштабные проекты, цель которых - увековечить в природе какой-нибудь грандиозный памятник. Другие представители лэнд-арта просто путешествовали по миру пешком, создавая на своём пути эфемерные скульптуры, сделанные из подножного материала - камней, грязи, растений и воды. Единственной памятью о таких походах остаются фотографии тех работ, которые, возможно, попадутся на глаза случайным посетителям леса, а может, растают под мокрым октябрьским дождём, так никем и не увиденные.
    Поразительно разнообразие ресурсов, используемых этими художниками. Что общего, например, между Джеймсом Таррелом, американским художником, который в 1974 г. работал в кратере вулкана в штате Аризона, он там создал кусочек сказки, из которой можно наблюдать за звёздами, и Германом де Врайсом, который просто перенёс в город несколько квадратных метров нетронутой человеком природы. В то время как Майкл Хейзер рубит утёсы, что-то строит и перекапывает по 240 000 т земли, Дэвид Тремлетт просто на бумаге делает композиции из природного материала, собирает что-то вроде гербария.
    [​IMG]Виднейший лэнд-мастер Кристо (Христо Явачев) оборачивает или упаковывает на некоторое время в ткань (обычно серебристую) крупные природные или культурные объекты - острова во Флориде, участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф в Париже, Рейхстаг и т.д. Очевидцы утверждают, что зрелище необыкновенно красивое и впечатляющее. На Большом Солёном озере в штате Юта (США) Роберт Смитсон возвёл из чёрных камней, земли и соли насыпь-мол в виде спирали длиной 1500 футов. Природа сама раскрасила его в голубые и розовые цвета (голубые - соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые - микроорганизмы, населившие залив). Так земля стала объектом и субъектом искусства.
    Александр Голиздрин долгое время занимался лэнд-артом на местных российских природно-хозяйственных угодьях, например, вывезенные 16 кг гальки из Швейцарии высыпал у железнодорожного полотна в Саратовской области. И назвал это <Похищением Европы>. На недавней выставке в ЦДХ <Арт-Москва> можно было полюбоваться на нижегородский лэнд-арт - зиккурат из соломы. Это такая культовая башня с несколькими ярусами по типу тех, что строили в архитектуре Древней Месопотамии из кирпича-сырца.
    Некоторые художники использовали землю в прямом смысле. Вальтер де Марина засыпал пол галереи Хайнера Фридриха слоем влажного чернозёма 60 см толщиной. В стерильном пространстве галереи с белыми стенами это выглядело занятно.
    От искусства создания ландшафтных парков лэнд-арт отличался своей бесполезностью с практической точки зрения. Тот же самый Вальтер де Марина выбрал участок в мексиканской пустыне, над которым часто гремят грозы. Людям в этом месте делать совершенно нечего, его произведением любуются животные. Он установил 400 шестов из нержавеющей стали, примерно шесть метров высотой каждый, причём вершины всех находились на одном и том же уровне над морем. Если везёт с погодой, зрители приезжают сюда смотреть <небесный спектакль>. По словам очевидцев, что-то поистине вагнеровское есть в зрелище чёрных грозовых туч и сверкающих ровных шестов, расставленных квадратами в строгом порядке, в которые непрерывно ударяют молнии.
    [​IMG]

    Ландшафтные произведения искусства требуют немалых затрат на изготовление. И это также примета нашего времени: деньги играют в искусстве всё более важную роль. И дело даже не в художественном рынке, по законам которого, как утверждают дилеры, развивается искусство. Дело в том, что в нашу высокотехнологичную эпоху для создания произведения требуются большие материальные затраты. Цифровая фотография обходится художнику дороже, чем холст и масло, не говоря уже об искусственном моле-спирали Роберта Смитсона или стальной фаллической стометровой колонне Олденбурга. Кроме непосредственно термина, самых разных художников объединяет их стремление работать с природой. Они используют фотографии, фильмы, карты и рисунки - всё это и есть единственная память о тех работах, которые обычно остаются недоступными зрителям. Иногда они собирают фрагменты больших композиций и выставляют их в музеях. Например, Ричард Лонг привёз камни, облечённые в геометрические формы. Эти художники используют природу не для того, чтобы вызвать у людей какие-то эмоции по поводу её красоты, а, скорее, наоборот, преобразуют её, вылепливают из неё чтo-то необычное. Если можно так выразиться, они упорядочивают природу - создают правильные формы там, где их изначально не могло быть.
    Иногда в живописном месте появляется какая-нибудь скульптурная композиция или поле с пшеницей превращается в <зебру>, где колоски уложены в определённом порядке так, что сверху всё поле выглядит полосатым. Известен случай, когда Денис Оппенхейм в 1968 г. рисовал концентрические круги на снегу поперёк границы между Канадой и Соединёнными Штатами.


     
  2. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    Лэнд-арт - это далёкий отклик романтичной интерпретации природы, даже при том, что следы романтизма всё ещё могут быть замечены у таких художников, как Ричард Лонг, Хамиш Фултон или Дэвид Тремлетт, или в возвышенных усилиях Германа Врайса создать отчёт обо всех существующих видах почв. Большинство времени художники заняты сражением с природой и зачастую бросают ей вызов
    Если в России лэнд-арт популярен и, по сути, только зарождается, то за рубежом его эпоха идёт к закату. Наверное, это происходит из-за тенденции к личностному самовыражению. Утопическое желание покончить с рыночной системой уступило место персональным проектам, сосредоточенным на городской проблематике.
    Лэнд-арт тем не менее показал, что в искусстве всё ещё скрыты неизвестные силы, которые дают возможность нестандартно самовыражаться. Нет никакой теории, дающей полный анализ методов этого направления. Наоборот, стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность.
    Основной материал - земля, используют её и всё, что она даёт. В символической форме это значит, что художники пробуют добраться до самой сущности произведения искусства. Происходит ли это через архитектурный подход или эфемерное преобразование отношений с природой, они уверяют, что их проекты отражают некоторую зависть к окружающему миру: люди умирают, а природа живёт вечно.
    Далёкие от желания останавливать ход времени, художники лэнд-арта показывают нам, насколько далеко ушли мы от природы. Это влечёт за собой только разрушение и уничтожение всего живого на земле.


    Подготовила О. Щурова. Использованы материалы журнала НИА-природа.
     
  3. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

  4. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    Кратер Роден - произведение Джеймса Таррела
    С 1972 Таррелл занимается преобразованием кратера Роден в масштабное произведение искусства. Этот потухший вулкан расположен на юго-западе Окрашенной пустыни в Северной Аризоне. Как обсерватория, кратер Роден позволяет посетителям увидеть небесные явления невооруженным глазом. Строительство данного проекта находится в ведении Dia Art Foundation и Skystone Foundation при поддержке со стороны Lannan Foundation.
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  5. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]Джон Рассел
    По материалам The New York Times, 1986
    и журнала Америка, №405, 1990[/FONT]​
    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]OСR: QAT, 1998[/FONT]
    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]ИСКУССТВО ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ[/FONT]​

    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]Одна из задач нашего времени состоит в том, чтобы определить, какое место занимают среди произведений искусства огромные сооружения, которые (часто ценой больших затрат) возводятся под открытым небом в отдаленных местах и доступны весьма ограниченному числу зрителей. Являются ли эти сооружения неким духовным достижением, образным выражением чистоты человеческих устремлений, которые нельзя выразить иначе? Обогащают ли они человеческое сознание? Или это просто дорогие и глупые игрушки, причуды в стиле XVIII века, вроде замков, мостов или башен, не служащих никакой практической цели?[/FONT]

    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif][/FONT]​
    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]У нас было около 20 лет для ответа на эти вопросы, но до сих пор к этому предмету почти всегда подходят с предубеждением. "Двойное отрицание" Майкла Хайзера, "Поле молний" Уолтера де Мариа, а также загадочный, ныне затопленный "Спиральный мол" Роберта Смитсона в Большом Соленом озере в штате Юта чаще служат объектом для фотографирования, чем произведениями, которыми можно любоваться. За эти годы больше людей видело каменные изваяния на острове Пасхи или черепах на островах Галаппагос, чем "Рампу у Амарилло" Смитсона в Техасе. А посетить, например, "Поле молний" вовсе не так просто. Для этого необходимо проделать длинное и трудное путешествие, с ночевкой в далеком и диком месте, и потратить много времени, денег и терпения.
    Поэтому большинству людей такие объекты знакомы так же, как повадки птиц - по книгам с иллюстрациями. Человек, финансировавший одно из ранних произведений такого рода, знает его только по фотографиям, снятым на месте и хранящимся в альбоме в кожаном переплете. Но теперь, возможно, началась новая эра с того дня, когда Музей современного искусства в Лос-Анжелесе приобрел "Двойное отрицание" Майкла Хайзера - глубокую двойную расщелину в пустыне Невады. Этот экспонат невозможно ни перевезти, ни репродуцировать - его нужно смотреть на месте. Роль музея в подобном случае состоит в том, чтобы описать объект, опубликовать о нем материалы, а также обеспечить возможность его осмотра посредством авиаэкскурсий. Уход за этим экспонатом минимален, поскольку Хайзер хочет, чтобы он менялся вместе с окружающей природой.
    Чтобы выяснить, что означает на практике посещение такого произведения под открытым небом, я недавно провел весь день, вечер и раннее утро на месте сооружения, пожалуй, самого смелого по замыслу произведения искусства нашего времени в Соединенных Штатах (оставим данное утверждение на совести восторженного автора - прим. ред.). Там Джеймс Туррелл изменяет форму кратера Роден. Работы проходят не в студии, не в каком-либо помещении, не на пустыре большого города, а в кратере потухшего вулкана в штате Аризона, расположенного на высоте 1500 метров над уровнем моря, неподалеку от большого каньона в пустыне Пейнтед-Дезерт.[/FONT]
    [​IMG]
    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]
    Добраться до этого места можно только пешком, в моем случае - на четвереньках, метров двести вверх по крутому склону. Земля осыпалась под ногами почти на каждом шагу, а восхождение совершалось в сумерках. "Ну и профессию я выбрал!" - сказал я себе, карабкаясь и спотыкаясь в надвигавшейся тьме. Но как только наша небольшая экспедиция достигла края вулкана, нас охватил восторг, и мы почувствовали, как однажды сказал по другому поводу американский эссеист Ралф Уолдо Эмерсон, "радость на грани страха".
    Но разве любая горная вершина не произвела бы такого же эффекта? Эверест, например? Горные высоты обычно вызывают чувство благоговейного трепета. Любой человек, спускаясь с горы, чувствует себя равным Моисею. Но есть разница между другими вершинами и кратером, который сейчас меняет форму по желанию калифорнийского художника Джеймса Туррелла. В кратере копают туннель и оборудуют его подземными камерами таинственного назначения. Другие горные районы, не испорченные туристами, обычно остаются в том виде, как их создала природа. А в кратере Роден реальность меняется, преображается и истолковывается искусством. А искусство, в свою очередь, подкрепляется вычислениями, которые слали возможными только недавно в результате развития астрономии. (Окрестности вулкана идеальны для изучения астрономических явлений и постоянно используются для этих целей.)
    Проект изменения кратера Роден преследует определенную цель. В любое время, в любой день кратер может поставить посетителя в такое взаимоотношение со Вселенной, какое невозможно ни в каком другом месте. Вычисления Туррелла принимают в расчет и того посетителя, который увидит кратер через тысячи лет. В них учитывается движение Луны, которая возвращается в то же положение каждые 18,6 года.[/FONT]
    [​IMG]
    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]
    Лежа на дне кратера, запрокинув голову и стараясь не наколоться на острые камни, мы широко раскрываем глаза. И тогда получается, что мы воспринимаем небосвод как идеальную сферу, причем край кратера (300 м в диаметре) воспринимается как земная граница. Над краем возвышается небо, безграничное и нереальное. До степени, не имеющей параллели в иных местах, устраняется все случайное и второстепенное. Насколько это возможно на Земле, там нет ни движения, ни шума. Мы не только созерцаем абсолютное величие, но наше безмолвие, наша изолированность и восприимчивость обостряют наши чувства. По словам критика Роберта Хьюза, "искусство Туррелла не перед нашими глазами, а за ними. Другими словами, Туррелл не просто работает с чем-то величественным, но уже готовым, - он добивается того, что наблюдая за собой в момент восприятия, мы ощущаем себя частью этого величия.
    В этой грандиозной задаче важную роль играет тот факт, что Туррелл причастен к поднебесью - и как профессиональный пилот, и как человек, зарабатывающий на жизнь тем, что ремонтирует старинные самолеты. С ветром и причудами погоды он хорошо знаком еще с 60-х годов, когда он ходил в море под парусом в составе команды своего колледжа. Он изучал психологию и физиологию восприятия, а также работал со световыми проекциями, причем его опыты в этой области часто приводили к пересмотру самого акта зрительного восприятия. Как объясняет архитектор Крейг Ходжетс: "Восприятие света включает не только физические условия окружающей среды, но и внутреннее физиологическое и психологическое состояние того, кто воспринимает".
    Проект кратера Роден еще далек от завершения. Вначале его финансировал фонд "Диа", затем фонд Макартура, Национальный фонд искусств и сам Джеймс Туррелл, который вкладывает в него все, что зарабатывает на других, более мелких работах. Он начал этот проект в 1979 году, после того как приобрел участок в 445 гектаров всего по 15 долларов за гектар.
    Работа будет закончена в 90-х годах,* если фонд "Скайстоун", созданный Турреллом, умеет собрать необходимые средства. Таким образом, пройдет некоторое время, пока посетители смогут подниматься, по пешеходной тропе по двое-трое, переживая цикл впечатлений, в которых, по словам Туррелла, не будут играть никакой роли "восприятия, искаженные предубеждением".

    [/FONT]
     
  6. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif](окончание)
    То, что мы увидим и как именно увидим, не будет иметь аналогии в наших обычных представлениях. Со времени последних извержений около 900 лет назад кратер Роден был в исключительном, даже привилегированном положении. Расположенный на вулканическом поле среди двухсот других потухших вулканов Роден представляет собой живой образ геологического времени. "Он много знает, - сказал однажды Туррелл, - и умеет это использовать".
    Когда кратер будет преображен и усовершенствован до такой степени, что по изяществу форм будет напоминать обсерватории Индии XVIII века и всевидящие астрономические сооружения нашего времени, он начнет играть связующую роль между геологическим и астрономическим временем. Он станет шедевром точных вычислений, в которых пространство и время обретут величественное равновесие. Но он станет и местом, куда мы будем приезжать, чтобы познавать себя, забывая о себе.
    Возможно, итальянский меценат и коллекционер граф Джузеппе Панца ди Биумо лучше всего понял проблему, сказав, что "проект кратера Роден - одно из тех немногих предприятий, которые должны доказать, что свет человеческого разума еще не погас". Пролетая над кратером в маленьком самолетике, который скорее ползет по воздуху, чем плывет по нему, мы ощущаем то, что может быть ощущали бы древние греки, если бы у них была возможность летать над незаконченным Акрополем. Обходя выставку Туррелла, которая экспонировалась в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, мы убеждаемся, что Турелл подтвердил представления немецкого художникромантика Каспара Давида Фридриха (1774-1840) о том, что происхождение вселенной следует искать в свете, не имеющем ни источника, ни теней, ни пределов.
    Возвращаясь домой из Флагстаффа в Аризоне, мы понимаем, что то, что мы видели, не просто игрушка или блажь, а попытка очень одаренного и молодого еще человека постичь мирозданье.[/FONT]
     
  7. Norton

    Norton камышовый кот

    класс...масштабище...
     
  8. Norton

    Norton камышовый кот

    [FONT=Arial, Helvetica, sans-serif]Лежа на дне кратера, запрокинув голову и стараясь не наколоться на острые камни, мы широко раскрываем глаза. И тогда получается, что мы воспринимаем небосвод как идеальную сферу, причем край кратера (300 м в диаметре) воспринимается как земная граница. Над краем возвышается небо, безграничное и нереальное. До степени, не имеющей параллели в иных местах, устраняется все случайное и второстепенное. Насколько это возможно на Земле, там нет ни движения, ни шума. Мы не только созерцаем абсолютное величие, но наше безмолвие, наша изолированность и восприимчивость обостряют наши чувства.:)[/FONT]
     
  9. Милена

    Милена Дуже важлива персона

    Красотень !!!, один вопрос, где взять такое количество свободной земли ? :)
     
  10. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

  11. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    выходь в поля;) топчи урожай)))
     
  12. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    к ленд-арту также можно отнести круги на полях - рисунки в виде колец, кругов и других геометрических фигур, образованных на полях полегшими растениями. Эти рисунки могут быть небольшими или иметь настолько большой размер, что их можно увидеть целиком лишь с самолёта. Круги на полях стали привлекать общественное внимание в 1970-х1980-х гг., когда круги стали обнаруживаться на юге Англии. На приоритет в создании кругов претендовали британцы Дуглас Бауэр и Дэвид Чорли, которые заявили в 1991 году, что с 1978 года сделали более 250 кругов на полях[1] при помощи верёвки и палки, положив этим начало феномену. Их работа была продолжена другими группами создателей кругов, такими как «Circlemakers» художника Джона Лундберга.

    Предлагались также альтернативные гипотезы, объясняющие появление кругов на полях: микро-торнадо, шаровые молнии, вмешательство инопланетян и др. Критики указывают на отсутствие фактов, подтверждающих эти гипотезы, их внутреннюю противоречивость, несоответствие гипотез принципу «Бритвы Оккама» и современным научным представлениям.
    Самое раннее документальное упоминание — английская брошюра 1678 года под названием «Mowing-Devil» (дьявол-косарь). Упоминания об участках примятой пшеницы встречаются и в других источниках, например в русской сказке Конёк-горбунок. Первое научное исследование было опубликовано в 22-м выпуске журнала Nature, 29 июля 1880 года.
    Однако явление было мало распространено вплоть до конца XX века, и резко приобрело известность в начале 90-х годов. Только в 1990 году было обнаружено около 500 фигур, а в последующие годы их количество перевалило за несколько тысяч. Будучи сначала просто кругами, фигуры всё усложнялись со временем. Современные «круги» представляют собой часто очень сложные образования, например обнаруженная 14 августа 2001 года в Уилтшире фигура имеет диаметр около 450 метров и состоит из 409 кругов. Сегодня регистрируется несколько фигур в неделю, иногда — несколько в день.
    На сегодняшний момент зарегистрировано более 5000 фигур в 40 странах мира. Однако большая часть из них регистрируется в непосредственной близости от Эйвбери, Великобритания.
    Подробное описание

    Современные (после 90-х годов) фигуры обычно представляют собой достаточно большие (сотни метров в диаметре) и сложные (сотни элементов) пиктограммы. На них могут быть изображены животные, символы из различных культур, математические уравнения, такие изображения как спираль ДНК или паутина, или же просто узор без очевидных значений.
    Ряд символов легко понятен (например, инь-ян или же изображение стрекозы), для ряда других существуют различные варианты объяснений.
    Близкое изучение показывает, что колосья в кругах примяты и закручены, но не сломаны. Закрутка может быть в любую сторону, и зачастую в одной и той же фигуре встречается закрутка как по так и против часовой стрелки, иногда в одном и том же круге могут быть слои, закрученные в противоположные стороны. Колосья изогнуты в месте сочленений. Также наблюдается повышенный радиационный фон и магнитные аномалии.
    Явление встречается во многих странах мира, но большинство кругов сосредоточено на юге Англии. Более половины всех зарегистрированных фигур попадает в 50-километровую зону вокруг Эйвбери — древнего мегалитического сооружения.
    История изучения

    [​IMG]

    Уилтширское образование 2001 года.


    В 1980-х годах в Англии было обнаружено около 500 колец, кругов и других геометрических фигур на полях зрелой пшеницы. На этом материале в 1986 году Пол Фуллер и Дженни Рендлз опубликовали брошюру «Загадки кругов», экземпляры которой разослали в серьёзные средства массовой информации, а затем организовали симпозиум в Лондоне.
    В наше время феномен не получает сколь-либо заметного научного внимания и изучается в основном энтузиастами.
    Теории возникновения

    Мистификация

    В сентябре 1991 года жители Великобритании Дэвид Черлей и Дуглас Бауэр признались в создании кругов. По их словам, первый узор они сделали в 1978 году, вдохновившись фотографиями дорожек, оставляемых на хлебных полях сельскохозяйственной техникой.
    Группа создателей кругов на полях, основанная Джоном Ландбергом, продемонстрировала, что возможно изготовление почти любых кругов, в том числе аналогов тех, что признаны цереологами аутентичными[11].
    Известен рисунок, изображающий логотип браузера Firefox, сделанный на поле группой студентов из США.
    Джо Никель, старший научный сотрудник комитета по научному исследованию предположительно паранормальных явлений утверждает, что у кругов имеются все признаки подделок: Они сосредоточены в Южной Великобритании, они становятся всё сложнее со временем (мастерство создателей растёт), создатели скрываются и остаются анонимными.
    Возражения относительно данной теории возникновения, кроме того, строятся на том, что ближайшие исследования части фигур показывают сложные изменения в структуре растений, которые нельзя воспроизвести в поле. Кроме того, указывается на сложность и большие размеры части формаций, что плохо соотносится с коротким временным промежутком (одна ночь), необходимым для их создания.
    Естественные причины

    Одна из теорий предполагает, что круги создаются небольшими вихрями, которые посылают к земле сильные потоки воздуха, приминая растения. Такие вихри часто встречаются в холмистых регионах Великобритании. Др. Теренс Меден из организации по изучению торнадо и штормов (TORRO, Уилтшир) полагает, что такие вихри имеют энергетический заряд (теория плазменного завихрения). Частицы пыли, попавшие в крутящийся заряженный воздух, могут излучать свет, что объясняет светящиеся огни, о которых сообщают очевидцы. Но при этом по-прежнему остаётся вопрос — как воздушные вихри могут создавать столь сложные пиктограммы?
     
  13. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

а де твій аватар? :)