Поводом к теме послужил просмотр этого фильма. Заинтересовавшись темой, накопал в инете вот такую рецензию.... В чем причины раскола немцев? Почему RAF поддерживали либеральные умы? Выдвижение на "Оскар" фильма Ули Эделя "Комплекс Баадера—Майнхоф" (Der Baader Mainhof Komplex) подтвердило его статус главного немецкого кинособытия года. Между тем скандал вокруг кровопролитной саги о "Фракции Красной армии" (RAF), легендарной леворадикальной террористической группе 1970-х годов, нарастает. Причины этого вполне заслуживают анализа. Мы говорим "терроризм", подразумеваем RAF. Блестящая журналистка 36-летняя Ульрика Мария Майнхоф и 27-летний угонщик автомобилей Андреас Баадер, единственный, кстати, из лидеров RAF, кто не получил отменного университетского образования, в 1970 году создали не просто подпольную группу, а архетип террористической организации. Первое поколение RAF — идеалисты-антифашисты, арестованные уже через два года, не успели многого натворить: несколько налетов на банки и бомбовых атак, двое убитых полицейских и четверо американских военных. Но первое поколение породило второе — безжалостных боевиков, второе — третье, запутавшееся в провокациях и играх спецслужб. Для одних, а среди этих одних были Генрих Белль, Йозеф Бойс, Жан-Поль Сартр, Райнер Вернер Фассбиндер, Гюнтер Грасс, вожди RAF — мученики, которых сама удушливая немецкая жизнь конца 1960-х годов вынудила взяться за оружие. Для других — убийцы, выпустившие на волю демона терроризма. Обе точки зрения как никогда актуальны в эпоху глобальной войны с терроризмом, табуирующей разговор о причинах терроризма. Любое серьезное обращение к теме RAF вызывает в Германии бурю. В начале 2005 года страсти разгорелись вокруг выставки "По поводу террора: выставка RAF" в берлинской галерее Kunst Werke. Но резонанс фильма несравним с резонансом выставки. Это не просто тяжелая артиллерия, а супертяжелая. В "Комплексе" заняты практически все известные актеры Германии. Баадера играет интернациональная звезда Мориц Бляйбтрой, Майнхоф — лучшая немецкая актриса Мартина Гедек, начальника полиции — Бруно Ганс. Даже эпизодического персонажа — фашиста-столяра Йозефа Бахмана, тяжело ранившего в 1968 году левого лидера Руди Дучке, играет знаменитый Том Шиллинг. Как и четыре года назад, сейчас яростнее всего реагируют родственники жертв. Михаэль, сын убитого прокурора Зигфрида Бубака, осудил фильм не глядя. Он против самой возможности неизбежной идентификации зрителя с террористами. Ему хотелось бы, чтобы сняли фильм о его отце. Но, увы, Баадер и Майнхоф гораздо более киногеничные персонажи, чем федеральный чиновник, штамповавший приговоры. Игнес, вдова убитого банкира Юргена Понто, отказалась от своего Федерального креста за заслуги в знак протеста против государственного финансирования фильма и расценила его съемки как "публичное унижение". Ее дочь Коринна — как вторжение в личную жизнь жертв. Но в отличие от выставки фильм расколол обычную группу протестантов. Сын бывшего эсэсовца Ганса Мартина Шляйера, похищенного и убитого в тот момент, когда он возглавлял Союз немецких промышленников, в восторге: "Не следует забывать, что вместе с моим отцом были истреблены его шофер и несколько пассажиров (автомобиля). Мне тяжело было на это смотреть, но это единственная возможность объяснить молодежи, как жестока и кровожадна была RAF в то время". Одобрение сына Шляйера — безусловная заслуга продюсера и режиссера, сделавших ставку на эффектные и кровавые сцены действия. В одной из самых впечатляющих из них девушка с детской коляской переходит улицу перед машиной одной из жертв, а когда шофер тормозит, выхватывает из коляски автомат и решетит пулями пассажиров. Эйхингер гордится документальной точностью в том, что касается количества пуль, выпущенных во время той или иной террористической акции. Еще один ряд претензий комичен. Некоторые немецкие критики озабочены тем, что фильм не получит "Оскара": герои слишком много курят и слишком много занимаются сексом. Рафовцы действительно были не только политическими, но и сексуальными революционерами, к тому же небезуспешно расширявшими свое сознание подручными средствами. Самые серьезные претензии к фильму — эстетического свойства. Эдель утрамбовал в 140 минут экранного времени десять лет немецкой истории. От 1967 года, когда полицейский всадил пулю в спину студенту-теологу Бенно Онезоргу, вышедшему на демонстрацию протеста против визита иранского шаха: юноша стал иконой подполья, мучеником, символом того, что в Германии ничего не изменилось со времен Третьего рейха, а у власти по-прежнему "поколение Освенцима". До 1977 года, когда боевики из второго поколения RAF совершили ряд зрелищных и кровавых акций, а вожди первого поколения, по официальной версии, покончили с собой в тюрьме, хотя, скорее всего, были убиты. Майнхоф погибла в тюрьме при таких же сомнительных обстоятельствах еще в 1976-м. Слишком много событий, слишком много персонажей — и жертв, и убийц. Критики упрекают Эделя в том, что современный зритель, не слишком осведомленный о событиях 1970-х, просто не успевает понять, что за люди на экране, откуда они взялись и в кого стреляют. Эйхингер парирует: "Людей судят по делам, а не по мотивировкам. Поэтому мы сделали фильм о том, что делали эти люди". Честно говоря, такие же упреки можно было адресовать и предыдущему скандальному хиту Эйхингера "Бункер", фильму о последних днях гитлеровской рейхсканцелярии в мае 1945 года: там тоже лавина событий накрывала зрителя, не давая ему перевести дыхание. Впрочем, разница есть: трудно вообразить зрителя, который бы не знал, кто такой Гитлер. Но судя по тому, что еще пару лет назад в Германии в моде были футболки с надписью "Прада Майнхоф" или изображением автомата Heckler and Koch, который предпочитали рафовцы, немецкая молодежь еще не забыла, кто такие Ульрика Майнхоф и Андреас Баадер.
это врядли Если говорить конкретно о RAF, то эта организация в приципе декларировала тоже что и хиппи. Только первые стремились доказать это с оружием в руках, вторые - пацифизмом.