Вацлав Гавел стал первым президентом Чехии. За время своего правления он не только начал те преобразования, которые вывели страну в лидеры региона, но и остался для своих граждан моральным авторитетом и совестью нации. А главное, доказал, что писатель и драматург может эффективно управлять государством. Корреспондент, в №7 от 24 февраля, представляет 12 идей первого президента Чехии. Чехия до сих пор не может прийти в себя после того, как в середине декабря из жизни ушел Вацлав Гавел - любимый президент страны и совесть нации. Феномен Гавела для чехов заключается в том, что он стал флагманом тех изменений, которые сделали из постсоветской Чехии процветающее европейское государство. Он инициировал большой пакет преобразований во всех сферах жизни, начиная от построения рыночной экономики и заканчивая принятием новой конституции. Гавел провел на президентском посту более десяти лет. Итог его политической карьеры лучше многих подвел Алексей Симонов, глава Российского фонда защиты гласности: “Гавел сумел достойно избежать главной опасности всех новоиспеченных политиков - у него не атрофировалась совесть”. Вести свой народ к новой жизни Гавел начал еще в 1960-х. Тогда молодой, талантливый и бесстрашный драматург в своих пьесах обличал коммунистическую действительность. Все это время Гавел был одним из лидеров антикоммунистического движения. После того как Чехия встала на путь демократии, а сам Гавел занял пост президента, он продолжил критиковать общество, тем самым провоцируя его на дискуссии и поиск новых путей, которые затем отобразились в реальной политике. Несмотря на то, что Гавел покинул пост в 2003 году, его соратники и сейчас оказывают влияние на жизнь страны, в частности, Карл Шварценберг возглавляет МИД. То, как Гавел видел жизнь без тоталитарной системы и борьбу за свободу, он описал в своем самом известном эссе Сила бессильных. И хотя оно было написано в 1978-м, многие его части актуальны и сейчас, особенно для Украины. Корреспондент предлагает десять выдержек, которые помогают понять, чем руководствовался Гавел, работая над новой Чехией. “Жизнь в [посттоталитарной] системе насквозь проросла лицемерием и ложью; власть бюрократии называется властью народа; повсеместное унижение человека выдается за его окончательное освобождение; изоляция от информации называется ее доступностью; правительственный произвол - соблюдением законности; распространение имперского влияния выдается за помощь угнетенным; отсутствие свободы слова - за высшую форму свободы; избирательный фарс - за высшую форму демократии; запрет на свободную мысль - за самое передовое научное мировоззрение; оккупация - за братскую помощь. Власть находится в плену у собственной лжи, поэтому и прибегает к фальши. Фальсифицирует прошлое. Фальсифицирует настоящее и фальсифицирует будущее. Подтасовывает статистические данные. Притворяется, что уважает права человека. Притворяется, что ни в чем не притворяется" - о том, что подмена понятий - главное оружие авторитарной и тоталитарной власти. “Каждому человеку, естественно, ничто человеческое не чуждо: в каждом живет стремление к собственному человеческому достоинству, нравственной цельности, свободе волеизъявления, трансценденции “мира объективной реальности”; вместе с тем практически каждый в большей или меньшей степени способен смириться с “жизнью во лжи”, каждый в какой-то степени подвержен серой банальности и стандартам, в каждом велик соблазн раствориться в безликой массе и мирно плыть по течению псевдожизни" - о стадном инстинкте как лучшем помощнике авторитарных правителей. “Правда получает в посттоталитарной системе специфическое и неведомое другим системам содержание: правда играет в ней более крупную и, главное, новую роль фактора власти, то есть непосредственной политической силы" - об особой силе правды и свободы слова в посттоталитарном обществе. “Жестокий парадокс: чем более некоторые граждане вступаются за других граждан, тем чаще они обозначаются словом, которое их от тех, “других граждан”, отделяет!" - о парадоксальной маргинализации диссидентов. “Единственно возможное начало прихода нации к более достойной жизни [Томаш] Масарик [один из лидеров движения за независимость Чехословакии, ее первый президент (1918-1935)] видел в человеке, в необходимости создавать прежде всего условия для более достойного человеческого существования; изменение положения народа он не представлял себе без изменения самого человека" - о Томаше Масарике, которого в Чехии почитают не меньше, чем Гавела. Он разработал национальную программу, основанную на идее честной и ответственной работы в рамках существующего устройства, направленной на возрождение творчества и национального самосознания. “Я много раз убеждался, как полицейский, прокурор или судья, имея дело с опытнейшим хартистом, стойким адвокатом и будучи выставленным на обозрение общественности, самым тщательным образом вдруг начинает следить за тем, чтобы ритуал соблюдался без сучка без задоринки; а то, что за ритуалом скрывается государственный произвол, в общем-то, остается без изменений" - о преобладании формы над содержанием в тоталитарной правоохранительной системе. “Скрытый общественный кризис может в любой момент вызвать самые разнообразные политические перемены - потрясти устои власти, индуцировать в них или, подобно катализатору, обострить различные скрытые противоречия; он может сильно воздействовать на общую атмосферу жизни, вызывать неожиданные и непредвиденные социальные движения и взрывы" - наглядным доказательством этого тезиса стала арабская весна, а его самая яркая иллюстрация - судьба Муаммара Каддафи, лидера Ливии на протяжении более 40 лет, который был убит повстанцами в октябре 2011-го. “На самом деле нет оснований предполагать, что традиционные парламентские демократии были бы способны указать, как решительно противостоять “самодвижению” технократической цивилизации и постиндустриальному потребительскому обществу; они сами находятся в его подчинении и беспомощны перед ним; только способ, которым они манипулируют человеком, бесконечно более утончен, изыскан и не так жесток, как в посттоталитарной системе" - мысль, созвучная с высказыванием британского премьера Уинстона Черчилля: “Демократия - это худшая из систем управления обществом, но ничего лучшего человечество еще не придумало”. “Поворот политики к конкретному человеку мне представляется чем-то существенно более глубоким, нежели возврат к привычным механизмам западной демократии. И если еще в 1968 году я думал, что нашу проблему можно решить, создав какую-то оппозиционную партию, у которой будет возможность открыто участвовать в борьбе за власть с партией, находящейся у власти, то теперь мне стало ясно, что в действительности так просто это не происходит и что никакая оппозиционная партия сама по себе, так же как и любой новый закон о выборах сам по себе, не может гарантировать обществу, что оно вскоре не станет жертвой какого-то нового насилия" - о том, что лишь признаваемые всеми общественные ценности, а не группа людей, могут стать залогом сохранения демократии. “И вот еще вопрос: действительно ли “светлое будущее” - всегда лишь дело какого-то отдаленного “там”? А что, если это, напротив, что-то, что уже давно “здесь”, и только наши слепота и бессилие мешают нам видеть и растить его вокруг себя и в себе?" - о философском понимании политического процесса. Вацлав Гавел в датах Родился в 1936 году в Праге в известной семье. В 1960-х начал писать антикоммунистические пьесы. В 1989-м он инициирует Гражданское движение, и как его лидер становится единственным реальным кандидатом в президенты. В декабре Гавела избирают на этот пост. Покинул он его в 1992-м из-за развала Чехословакии, но уже в 1993-м Гавел был избран президентом Чехии. На этом посту он пробыл два срока, до 2003 года. Умер в декабре 2011-го.
Гавел навсегда останется в истории как изобретатель понятия „бомбардировка в гуманитарных целях", это его главная заслуга.
Пидарок, выросший на коленях эсэсовских генералов, наконец то сдох...Давно пора...Закопать вместе с горбачёвым под забором.
Ну, те що типовий росіян, що називає себе "Ванею Лісіциним" буде бризгати слюнями у бік того, хто є символом свободи, антитоталітарізму, це не викликає подиву. Але на чому б хотілося б зусередитись - як ніби то "демократ" та антипутинець, що називає себе "Семен Семеновичем", співає з ним на два голоси. :rolleyes: Це ще один доказ того, що росіяни, всі росіяни - шовіністичні імперські свині, що залишились десь там, років на 50 у минулому. В найсвободнішій радянській країні, що бореться з НАТО та Заходом за свободу всіх пригнічених, і де люди щиро вважають,що їхня країна, яка знищувала мільйони як своїх громадян, так і інших у загарбницьких війнах - кращий друг дітей усього світу. І люди в усіх інших країнах повинні мріяти, якщо не "приєднатися до Росії" територіально, у ролі "молодшого брата", і водночас почати російською балакати, так хоч поцілувати чергову кремлядь у дупу. І такі люди, як Гавел, які вказали на місце Росії, одразу викликають ротобризгальний рефлекс. :rolleyes:
...а к генералам он какое отношение имел? Просто, сугубо из любопытства. ПС. если можно, то без глупостей. Заранее признателен.