Украинская диаспора как системообразующий фактор российской государственности

Тема у розділі 'Стрічка новин', створена користувачем Ворчун, 27 сер 2009.

  1. Ворчун

    Ворчун Чаю зашёл попить...

    Миссия.
    Украинская диаспора как системообразующий фактор российской государственности
    Андрей ОКАРА
    http://www.ok.archipelag.ru/part1/missiya.htm
    При всем этническом и культурном многообразии Российской империи и ее геополитического преемника - Советского Союза - любые масштабные проекты в них осуществлялись на основе альянса великорусского и украинского народов. Российская империя, при всех возможных претензиях к ней, была совместным великорусско-украинским политическим феноменом. Когда гармония этих отношений по тем или иным причинам нарушалась, страдали не столько отдельно Россия или отдельно Украина - страдал весь восточноевропейский цивилизационный проект, являвшийся (в явном или завуалированном виде) продолжением проекта византийского.
    Именно Украина стала той «критической массой», которая превратила в XVIII веке Московское царство в Российскую империю, в 1922 году позволила образовать СССР (собственно в качестве союзного государства, а не унитарного с автономиями), а в 1991-м - ликвидировать это государство. Именно Украина превратила СНГ в пустую формальность, консолидировав на постсоветском пространстве антимосковски настроенные режимы в неформальный блок ГУУАМ.
    Примечательно, что только после присоединения части Украины к Московскому царству в середине XVII века государственная идеология последнего обогащается «киевским» сюжетом (во многом благодаря «Синопсису» Иннокентия Гизеля) - четко осознанным представлением об исторической преемственности между Киевской и Московской Русью, а также представлением о «триедином русском народе» и о самодержце «Великой, Малой и Белой Руси»; первым же идеологом империи стал украинский барочный писатель Феофан Прокопович. В определенном смысле Российская империя образовалась путем синтеза московской системы власти и киевской образованности, а импероосновательной мистерией стала для нее Полтавская битва, значительно пошатнувшая положение собственно украинской государственности.
    В последующий период российский имперский дискурс своим развитием и углублением в немалой степени обязан мыслителям, писателям, государственным и церковным деятелям украинского происхождения - Св. Димитрию Ростовскому (Тупталу-Савичу), братьям Разумовским, Гоголю, Михаилу Максимовичу, Св. Иоанну Шанхайскому (Максимовичу), Св. Лаврентию Черниговскому. Почти все отцы-основатели евразийства были этническими украинцами (и «малороссами» по культурно-политической ориентации) - именно они в наибольшей (хотя и явно недостаточной) степени осознали роль украинского начала в строительстве Большого Континентального Пространства.
    Государственность, оформленная в царствование Петра I, была в значительной степени искажением идеала сакральной цивилизации, что проявилось - кроме всего прочего - также и в подавлении собственно украинского начала. Русификация Украины, унификация культурной и политической сферы по «петербургскому стандарту» вопреки расхожему заблуждению вела именно к ослаблению, а не к усилению имперского начала, свидетельствовала об отходе от принципов священной Империи в сторону западнических либеральных и абсолютистских моделей. В пределах Российской империи оказалось невозможным реализовать ни имманентно великорусские, ни имманентно украинские этические и метафизические идеалы: новое полусекулярное полицейско-бюрократическое государство перемололо и Московское царство (в XVII веке), и Запорожскую Сечь (в XVIII веке) с их эсхатологической устремленностью и системой сакральных идеалов.
    Российская империя, а потом и СССР были бы во всех отношениях более устойчивыми структурами, если изначально позиционировали бы себя на уровне официальной идеологии прежде всего как великорусско-украинские проекты, если бы украинская шляхта и дворянство были легализована в политико-правовом пространстве Российской империи именно как украинские. Если бы, в конце концов, два народа, а не один великорусский (или, как вариант, «единый русский народ», понимаемый как совокупность великороссиян, украинцев и белорусов, принявших русский литературный язык и отказавшихся от своих этнокультурных особенностей) считались государствообразующими.
    Однако сами украинцы пока исторически реализовались не как активный формотворческий - имперообразующий - этнос, но скорее как пассивный - имперонаполняющий и импероудерживающий. Роль украинской диаспоры для России выходит за рамки обычного национально-культурного меньшинства - украинская диаспора в России имеет системообразующий характер. Так, если русские, попавшие на Украину, нередко чувствовали себя носителями определенной исторической миссии (например, установление Советской власти на Восточной Украине и в предвоенный период в Галичине, борьба с «бандеровцами» после войны, государственное и промышленное строительство), то украинцы, оказавшиеся в России и не ощущающие, как правило, никакого провиденциализма в своей миграции, службе или любой иной деятельности, фактически и были той силой, которая «собирала» Большое Евразийское Пространство, «выстраивала» многие российские регионы.
    Не случайно так популярна точка зрения на этногенез великороссов (вне зависимости от ее исторической достоверности или научной адекватности) как на процесс постоянной миграции представителей древнерусских племен с территории современной Украины в Северо-Восточную Русь и культурной ассимиляции ими местных угро-финских и туранских племен. В XVII-XX веках этот процесс, согласно подобной точке зрения, трансформировался в непрекращающуюся миграцию украинцев в Россию и их «растворение» в великорусской среде.
    Испытывая привязанность к степному и лесостепному ландшафту, украинцы более или менее равномерно расселялись по пространству Большой Евразийской Степи в широтном диапазоне Украины, т.е. на юге европейской части России, в Казахстане, на Дальнем Востоке (похожие ландшафты украинские эмигранты заселяли по всему миру - в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии).
    Большое Евразийское Пространство (особенно Северный Кавказ, Кубань, Нижнее Поволжье, Башкирия, Казахстан, Западная Сибирь, Дальний Восток - «Зеленый Клин») удерживается с XVII века и до сих пор в значительной степени именно этническими украинцами и их ассимилированными потомками: духовенством и чиновниками, крестьянами-переселенцами и казаками, военными и инженерами оборонных предприятий, нефтяниками и газовиками, изгнанными с Украины во время коллективизации «куркулями» и ссыльными «бандеровцами». Украинцы играли существенную (иногда доминирующую) роль и в первоначальной колонизации азиатской части Большого Евразийского Пространства, и в «столыпинском» переселении, и на многочисленных «стройках коммунизма», и в миграциях советского времени - освоении Сибири, Крайнего Севера, казахстанской Целины.
    В 1639 году сподвижники Ермака с символичными именами - восьмидесятилетний казак Иван Черкас Александров («черкасами», как известно, называли в XVII веке восточных украинцев) и Иван Московитин - дошли до Охотского моря и основали на побережье будущий город Охотск, что означало выход славянского евразийского государства к Тихому океану.
    Возможно, для понимания «удерживающей» миссии украинского начала в России символичны и фамилии современных губернаторов граничных российских регионов (по состоянию на лето 2000 года): на западном направлении - Леонид Горбенко и Михаил Прусак (Калининградская и Новгородская области), на восточном - Евгений Наздратенко (Приморский край), север - Александр и Алексей Лебеди, Леонид Рокецкий (Красноярский край, Хакасия, Тюменская область), юг - Николай Кондратенко и Евгений Савченко (Краснодарский край и Белгородская область).
    На освоенные земли украинцы принесли свои методы хозяйствования, свои стереотипы поведения, свою кухню, свое отношение к земле, сельскохозяйственные традиции и шире - свой образ обустройства окружающего мира. А элементы народной материальной культуры, как известно, намного стабильнее, чем национальное сознание, которое размывается уже во втором-третьем поколении переселенцев. В современной России немного людей, у которых не было бы родственников на Украине или украинских предков; украинское этическое влияние изменило антропологический облик великорусского народа. Недаром в последнее время выделяется отдельный великорусский этнический подтип - «украинский» (наряду с поморами, сибиряками, донскими, уральскими и прочими казаками, старообрядцами некоторых согласий, центрально-российским подтипом и т.д.). Несомненно также, что отток пассионарных мигрантов из Украины в Россию и другие республики бывшего СССР - на удержание Большого Евразийского Пространства - значительно ослаблял собственно украинский социальный, технологический и культурный потенциал.
     
  2. Ворчун

    Ворчун Чаю зашёл попить...

    Украинская диаспора России имеет колоссальное значение и для украинского государства - без восточной диаспоры не может быть соборной Украины. Как правило, российским украинцам не присуще чувство ущербности, «младшего брата», им понятнее глобальный и стратегический масштаб мышления, для них естественен евро-азийский опыт (как чисто практический, скажем, совместное проживание с неславянскими народами, так и экзистенциальный).
    Теперешняя прозападная ориентация значительной части украинской элиты может рассматриваться - помимо всего прочего - как контрреакция на доминирующее в официальной дореволюционной и советской идеологии представление о национальном призвании России и Украины: Россия мыслилась вполне эсхатологично - как «собирательница земель», «защитница православных народов», «надежда мира», «оплот коммунизма», а Украина - как «житница», «кадровый резерв», «всесоюзная здравница».
    Внутри самой России существуют несколько цивилизационных «швов», по которым при крайнем обострении тех или иных неблагоприятных обстоятельств государственное пространство может распасться. К таковым можно отнести границу славянских / неславянских регионов, «синего» / «красного» электоральных поясов, южно-великорусских / северо-великорусских субэтносов на европейской части России, границы доминирующего влияния различных группировок региональной элиты и т.д. Особенность реэтнизации - этнокультурного возрождения - украинской диаспоры заключается в том, что процесс этот не несет никакой угрозы национальной безопасности России.
    В силу различных исторических и культурных обстоятельств, украинско-российские отношения основываются на принципе позиционирования российского начала как активного, а украинского - как пассивного. Поэтому именно грамотная и разумная политика российской власти в отношении украинской диаспоры России может иметь не только узколокальное (культурное и образовательное) значение, но и стратегическое - крайне важное для правильной конфигурации сил на постсоветской, общеевропейской и даже общемировой политической арене.
    [FONT=&quot]«ОК», №17, 2001 г.[/FONT]
     
  3. ostrov_Lyalya

    ostrov_Lyalya Well-Known Member

    В правительстве Москвы есть целое землячество украинцев-чиновников ведомства. А в Газпроме заправляет всем делом г-н Середа. Заметьте, Середа. :)) А тут еще что-то про различия русского и украинского народов говорят. :))
     
  4. ostrov_Lyalya

    ostrov_Lyalya Well-Known Member

    А сколько в МЧС России украинцев-начальников работает...мама дарагая. :)
     
  5. Forpost

    Forpost Стоїк

    то что в канадах -США есть известные госчиновники чистые украинцы ,а не манкурты заметьте ,автоматически означает отсутствие различия украинцев и выходцев из Старого Света....
     
  6. ostrov_Lyalya

    ostrov_Lyalya Well-Known Member

    полагаю, количественное отношение чиновников украинцев в России (не знаю, насколько чиста их кровь в отношении украинства, об этом говорит местоположение их родины), оно будет не в пользу США, ровным счетом как и распространенность украинского населения в стране.
     
  7. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    отличная статья.... :good:
    читал её первый раз ещё в далёком 2001, но забыл автора....
     
  8. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Согласен с автором.Но тогда возникает вопрос-до Канады далнко,а Россия рядом! Объединяйиесь! Хотя многие в обеих строанах будут категорически против,обвиняя друг-друга в нахлебничестве.Хотя к вам это больше относится.
     
  9. Степаныч

    Степаныч Дуже важлива персона

    Интересная статья. Как по мне, так и возразить нечего.
     
  10. Бабай

    Бабай Well-Known Member

    Прочел, спасибо. Для меня это новый угол взгляда на события истории.
     
  11. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    в качестве младшего брата?
     
  12. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    В КАЧЕСТВЕ ГУБЕРНИИ.
     
  13. Полковник

    Полковник миється в бані

    PHP:
    "Вони не боялися як i ми зараз не маємо боятися, вони взяли автомат на  шию i пішли в тiї лiси, вони готувалися i боролися з москалями, боролися  з нiмцями, боролися з жидвою i з iншою нечистю, яка хотiла забрати в  нас нашу українську державу… Треба вiддати Україну, нарештi, українцям.  Отi молодi люди i ви, сивочолi, оце є та сумiш якої найбiльше боїться  москальско-жидiвська мафія, яка сьогоднi керує в Українi".

    Олег Тягнибокнародный депутат Украины
    В любом явлении или событии надо искать что-нибудь положительное.
    Дело бандеровской революции семимильными шагами идёт по ЗУ.
    Победа не за горами.
    В данной ситуации выбивается табурет с вечным нытьем диаспоры о причине не возвращения на родину.
    То москали остались, то коммунистов не перевешали, то нащадков акупантав не расстреляли.
    Теперь все условия для возвращения высококлассных стоматологов, водителей, филологов и прочая, прочая, прочая созданы окончательно и бесповоротно.
    Прощай Диаспора!
    Ненька ласкаво просить до дому, до хати!
    Разом збудуете Нову Украину!
     
    • Подобається Подобається x 1
  14. Hyligan

    Hyligan Іронічний

    Може ше і москалі повтікають з України :mocking:
     
    • Подобається Подобається x 1
  15. Полковник

    Полковник миється в бані

    Тут и сомнений нет никаких.
    Из ЗУ - точно и однозначно.
     
  16. Оля

    Оля Старожилка форуму

    Яке діло москалюзі з Москви до України і діаспори? о_О


    Дуже би добре було, якби ви ще й підсобили в цьому. ;) А то рідну тьотю на родіну забрати не можете...
     
  17. Полковник

    Полковник миється в бані

    У неё двое сыновей.
    Это их дело, как я понимаю.
    Да, и не хочет она.
     
  18. avatarwin

    avatarwin Well-Known Member

    занимаетесь вы пустой демогогией , да никого и никуда Украине не нужно , у нас все прекрасно, просто идет передел власти имущих (т.е. идеологических борцов за денежные знаки) , потому что распределение багатсв в стране идет не по понятиям. Ну не могут они назначить стрелку , взять по автомату и пойти стенка на стенку, их же мир не поймет , а так все идет от имени народа--идиоты
     
    • Подобається Подобається x 1
  19. VasMT

    VasMT Дуже важлива персона

    Молодец, Полковник.
    Меня эта мысль тоже посетила, когда наблюдал массированое паломничество тосковальшиков.
    Помните, в наше время про служивших в ГСВГ говорили, что мол долгие годы тосковали чуваки по Родине...
    Так и тут. В то время, колы творыться нова Украина, колы кожэн свидомый, кожэн щырый не может сидет сложа руки, а всеми силами зобовьязаный бороться з клятым рэжымом бандытськои влады, самые ярые и непримиримые в ус не дуют, чтобы розбудуваты вильну краину...
     
    • Подобається Подобається x 1
  20. Мих

    Мих Дуже важлива персона

    ну середа, але не срєда...
    Чи вам по-барабану?
     
а де твій аватар? :)