Типы интеллекта

Тема у розділі 'Стрічка новин', створена користувачем Ворчун, 16 сер 2009.

  1. Ворчун

    Ворчун Чаю зашёл попить...

    Типы интеллекта

    Из многих определений ума коэффициент интеллектуальности (коэффициент умственного развития) – IQ – больше всего известен и, как считается, именно эта часть ума зависит от генетических факторов. В соответствии с разными тестами показатель IQ определяются от 70 до 120 показателями типов умственных способностей. Однако, жизненный опыт свидетельствует, что академическое образование, аналитические и логические способности, т.е. все то, что мы относим к IQ – не имеют отношения к успешности в жизни.
    Примеров того, когда человек, окончивший на "отлично" школу, ВУЗ, оказывается неудачником в жизни – бесконечное множество. В то же время, благодаря таким способностям как сообразительность, интуитивная прозорливость, стрессоустойчивость, способность устанавливать долгосрочные отношения с партнерами, принимать решения, помогают человеку стать успешным бизнесменом, влиятельным руководителем, лидером. Эти качества характера психологи называют эмоциональным интеллектом – EQ.
    Кто руководит естественным отбором способностей мозга?

    Единого определения "ума" нет. Часть психологов до сих пор рассматривают интеллект как более или менее наследственный фактор. Однако целый ряд современных исследователей мозга считают, что единственным ограничением развития ума является вера в возможности наших способностей.
    Человеческий мозг является сложной и крошечной конструкцией – самой совершенной в мире машиной контакта, осуществления связей. Современной нейронаукой подсчитано, что мозг каждого человека обладает приблизительно 100 миллиардами нейронов (основная нервная клетка), из которых используется только 20%. Было подсчитано, что если бы компьютер последнего поколения обладал точно таким же количеством связей что и мозг, он должен был бы занимать площадь Франции, Бельгии и Швейцарии вместе взятых и был бы высотой с 10-этажный дом! Число же нейронов человеческого мозга сопоставимо с количеством звезд Млечного пути. И хотя нейроны, для того, чтобы не потерять информацию, не восстанавливаются, а многие просто погибают, одновременно и непрерывно вырастают новые в виде своеобразных веточек. Происходит это в процессе установления новых контактов: ассоциаций, идей, воспоминаний, что позволяет устанавливать бесконечное число новых связей. Именно этот механизм лежит в основе научения. Таким образом, дерево мозга посаженное при рождении, растет на протяжении всей жизни. И вопреки стойким обывательским предрассудкам, замедляется этот рост не с возрастом, а с праздностью и безделием. Ведь человеческий мозг не исключение для главного биологического закона – "естественного отбора", – все не нужное, что не используется – отмирает. (Понятно, что установленные ранее связи нещадно уничтожаются алкоголем, наркотиками). Поэтому, современная нейрокибернетика не оспаривает, что мы рождаемся с определенными умственными задатками, способностями – каждый обладает безграничной оригинальностью, – но говорит, что это ни в коей мере не ограничивает нашей свободы.
    Как пишет известный французский психолог Серж Гингер, каждый день человек заново совмещает свое генетическое наследство с реальной жизнью с учетом интеграции своего опыта. При осознании своих целей в таком процессе, человек фактически создает свое будущее. Осознание целей и желаний, видение реальной действительности и адекватное реагирование на нее, синтез и системное мышление – все это грани интеллекта, умственных способностей, не связанные с логикой и анализом, линейным мышлением, за которое отвечает левое полушарие мозга. Эти функции мозга относятся к эмоциональному интеллекту – EQ, и обеспечивает их правое полушарие. По мнению Ройвена Фойерштайна, израильского психолога, в любом возрасте и на любом уровне развития мы можем значительно улучшить функционирование мозга, иными словами, поумнеть. Отсюда становится ясно, что естественным отбором интеллектуальных способностей, в конечном счете, руководит сам человек.
    Грани интеллекта

    Что такое интеллект? На этот вопрос нет единого ответа. Вот несколько высказываний известных психологов и социологов:

    • "Интеллект – это способность решать проблемы незапрограмированным (творческим) образом", – пишет Стивен Дж. Гулд.
    • "Это способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающих", – считает Д. Векслер.
    • "Интеллект – это общие врожденные познавательные способности", – утверждает Сирил Берт.
    В Российской системе образования интеллект больше всего связан с понятием IQ, который определяет умственное развитие и считается сформированным к 18 годам жизни. Однако на Западе неизменность IQ – предмет споров и дискуссий. Многие современные исследователи полагают, что высокий IQ определяет успех в жизни только на 20%. Не гарантирует успеха IQ особенно в лидерстве. Зачастую уверенность в своих глубоких научных познаниях заводит людей в "интеллектуальную ловушку", когда акцент внимания смещается в сторону критики вместо конструктивного диалога и поиска нестандартных решений. Путь к креативному мышлению и взаимопониманию лежит через правое полушарие.
    Открытие того, что интеллект это не только знания, полученные в результате образования, принадлежит гарвардскому психологу Ховарду Гарднеру, который с командой исследователей дал понятие многостороннего интеллекта и описал его. Он представил интеллект в семи вариантах:

    • лингвистический – способности, связанные с чтением и письмом, иностранными языками.
    • логико-математический, умение разгадывать головоломки, цифровые задачи обеспечивающий высокий показатель IQ
    • визуально-пространственный – образное мышление, которое определяет способности в живописи, скульптуре, архитектуре, компьютерном дизайне, ориентировании в пространстве
    • телесно-двигательный – определяет навыки в вождении автомобиля, плавание и т.п.
    • музыкально-ритмический – лежит в основе музыкального слуха
    • внутриличностный – способность к самопознанию, понимание того, что на самом деле мы хотим, самооценка, самоопределение
    • межличностный – способность к общению и сотрудничеству с другими людьми, слышание и чувствование людей.
    Последние два вида интеллекта и составляют эмоциональный интеллект – EQ, который не менее важен в бизнесе, чем логико-математический.
    EQ – это область интеллекта, которую называют "здравым смыслом" человека, эмоциональный эквивалент познавательного IQ. Это именно то, что является главным условием лидерства, успеха в карьере и бизнесе, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений.
    Гарвардские ученые утверждают, что у каждого человека есть все названые стороны ума, при этом, для одних людей одни типы интеллекта имеют большее значение, для других – другие. Чем выше оценка каждого из названных видов интеллекта у человека, тем более универсален его общий интеллект.
    В отличие от IQ, который практически не меняется, как утверждает Гарднер, ни одна из названных способностей не является постоянной величиной от подросткового возраста и на всю жизнь. Любой человек способен учиться и развивать уровень своего интеллекта с помощью тренингов или постоянной практики.
    Опубликованная в 1995 году книга "Эмоциональный потенциал" социолога Дениэла Голмана, (одного из авторов "New York Times"), стала бестселлером и привлекла внимание всего западного общества, и в частности тех, кто участвует в бизнес процессах. Несмотря на то, что ПК и оборудование берут на себя выполнение производственных функций, реальные проблемы бизнеса, связанные с маркетингом, менеджментом, созданием имиджа и брендов затрагивают людей несоизмеримо больше, чем техническая сторона производства. Как показали исследования, наиболее успешными оказались те компании, в которых в коллективе был высокий уровень эмоционального интеллекта.. Как это ни парадоксально звучит, но в постиндустриальном обществе эмоции являются движущей силой человека, как на работе, так и в личной жизни. Они являются основным критерием выбора брендированного товара покупателем, они являются незаменимым фактором в переговорах – капля эмоций в критическую минуту может оказаться эффективней, чем тонна цифр и фактов.
    Лариса Винникова, из статьи в журнале "Реальный бизнес"
    http://awake.kiev.ua/new/mti/index.html
     
  2. Ворчун

    Ворчун Чаю зашёл попить...

    ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТОВ ГАРДНЕРА
    Преподаватель кафедры
    Западноевропейских языков
    ИСАА при МГУ Клюкина Е.В.
    Одним из наиболее признанных специалистов по исследованию интеллекта является американский психолог Говард Гарднер[Howard Gardner]. Гарднер определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний.
    В последние десятилетия тесты интеллекта, измеряющие IQ, получили широчайшее распространение, однако со временем авторитет их скорее падает, чем возрастает. Все большее признание находит идея, что этот коэффициент интеллекта отражает, прежде всего “ученические” способности человека, его способность осваивать учебные предметы в школе или вузе, способность учиться, приобретать знания. Там, в школе, вузе он действительно может предсказать успехи данного ребенка, человека, но он бессилен предсказать его успехи в дальнейшей, взрослой жизни, особенно если в игру вступают такие факторы, как социальное и экономическое положение индивида. Гарднер задался вопросом: Можно ли судить об уровне интеллекта только по результатам тестирования? Если десятки тестов IQ вдруг исчезнут, разве окажемся мы не способными оценивать ум?
    Это и побудило Гарднера выступить с его теорией множества интеллектов. Данная теория лежит в основе работы под названием «Структура Ума: Теория множественности интеллектов» [“Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences”] (1983). Его концепция базируется на данных из многочисленных источников. Например, повреждение определенного участка головного мозга при аварии снижает или разрушает так же четко регистрируемые, конкретные способности человека. Кроме того, определенные особенности в развитии тех или иных аспектов интеллекта связаны также с возрастом человека. Изучение индивидов на обоих концах кривой распределения интеллектуальных способностей, т.е. среди умственно отсталых и чрезвычайно одаренных (включая так называемых idiot-savants, обладающих невероятными математическими, вычислительными способностями, например, на фоне предельной недоразвитости их личности), также дали ему богатый материал для раздумий.
    Однако вместо того, чтобы рассматривать интеллект как совокупность многих способностей, Гарднер предпочитает считать, что пришла пора рассматривать его как совокупность семи различных основных, базовых, коренных интеллектов, т.е. семи “секретов мыслительного производства”.
    Гарднер разработал критерии, которым каждая рассматриваемая способность должна соответствовать.
    Психология: наличие определенной истории развития способности, которую проходят обычные и одаренные индивиды по мере достижения зрелости.
    Антропология: сообщения о том, как развиваются разнообразные способности, поощряемые или игнорируемые в разных культурах.
    Культурологические исследования: существование символических систем, в которых закодированы различные значения, например, языки, вычисления, карты.
    Биологические науки: свидетельства того, что способности имеют определенную эволюционную историю и представлены в определенных нейронных структурах. Например, различные участки левого полушария доминируют в управлении двигательными функциями, а также в реализации счетных и языковых способностей; правое полушарие отвечает за пространственные и музыкальные способности, в том числе за различение высоты звука.
    Вооружившись данными критериями, Говард Гарднер рассмотрел множество способностей и к 1983 установил, что этим критериям вполне соответствуют семь способностей, которые он называет интеллектами:
    1.Языковой – искусное владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать.
    2.Логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях.
    3.Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их. Может быть связан с другими видами интеллекта – такими, как языковой, пространственный и телесно-кинестетический.
    4.Пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать зрительные образы и перестраивать их даже в отсутствие физических стимулов.
    5.Телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.
    6.Интраперсональный – умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.
    7.Интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроение, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управлением поведением.
    8.Интеллект естествоиспытателя – распознавание и классификация природных объектов.
    Сейчас Гарднер рассматривает вероятность существования девятой способности – экзистенциального интеллекта, охватывающего склонности человека к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти. Будет ли этот вид интеллекта включен в круг уже выделенных способностей, зависит от того, будут ли получены данные о его нейронной основе.
    Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.
    У психологов теория множественного интеллекта вызвала возражения. Многих исследователей обеспокоил отход от стандартизированных тестов и принятие набора критериев, менее доступных численному выражению. Многие возражали против использования термина «интеллект» для описания некоторых способностей, предпочитая определять музыкальный и телесно-кинестетический интеллект как «таланты». Однако, такая узкая дефиниция, по мнению Гарднера, обесценивает эти способности – в том смысле, что дирижеры и танцовщики талантливы, но не умны. Он считает, что эти способности можно называть и талантами, если логическое рассуждение и языковую способность также считать талантами.
    Хотя некоторые психологи и не поддерживают теорию множественного интеллекта, многие работники образования встретили ее с энтузиазмом. Теория МИ не только соответствует их представлениям, что дети бывают умны по-разному, она также вселяет надежду, что гораздо большее их число удастся эффективно обучать, если их предпочтительные способы познания будут учтены при составлении программ, преподавании и оценке. Возникла целая индустрия разработки школ МИ, соответствующих программ, учебников и т.д.
    Однако, возникли и некоторые ложные представления, например, будто каждый предмет следует преподавать семью или восемью способами и что в задачи школы входит выявление типа интеллекта учащегося посредством проведения серии из восьми новых стандартизированных тестов.
    Теория МИ представляет собой попытку рассмотреть интеллект с опорой на более широкое научное основание. По мнению Гарднера, она предоставляет учителям средства, которые позволят большему числу индивидов более успешно осваивать соответствующий материал. Будучи правильно использована, эта теория может позволить каждому человеку полнее реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и увлечениях.
     
а де твій аватар? :)