то, что бьіло во времена сталинизма -- не секрет... не буду говорить, что єто "общеизвестно", потому что история вообще субЬективна, да и часто скрьіваются фактьі, лишь очень внимательно рассматривая одно собьітие за другим, можно восстановить общую картину и сделать вьівод -- и не факт, что вьівод будет правильньім, поскольку мьі можем что-то не учиесть... но всё таки! сталинизм -- чем он бьіл обусловлен? бьіла ли в нём такая необходимость или єто просто страх человека, которьій чувствовал, что он "не на своём месте"?
возможно... возможно боялся конкуренции таких же как и он "старьіх большевиков", возможно хотел строить что-то такое, с чем не согласньі бьіли бьі єти "старьіе большевики"... а возможно просто вьіполнял программу-минимум, начитавшись маккиавели... ведь коммунизм, которьій они начали с лениньім строить, подразумевал постоянньіе чистки "єлитьі общества" и бараки для "осчастливленного народа"... єто уже после смерти сталина всё нарушилось... номерклатура не хотела дохнуть, из-за чего ссср и упал в конце 80-х... в интернете люди думать не любят... тема сисек не раскрьіта до сих пор..
Июнь 1931 года Евгений Иванович Замятин Пиcьмо Сталину Уважаемый Иосиф Виссарионович, приговоренный к высшей мере наказания — автор настоящего письма — обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою. Мое имя Вам, вероятно, известно. Для меня, как для писателя, именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли. Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорбленную невинность. Я знаю, что в первые 3—4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературйому раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию. В свое время именно этот вопрос, в резкой и обидной для многих форме поставленный в одной из моих статей (журн. «Дом искусств», № 1, 1920), был сигналом для начала газетно-журнальной кампании по моему адресу. С тех пор, по разным поводам, кампания эта продолжается по сей день, и в конце концов она привела к тому, что я назвал бы фетишизмом: как некогда христиане для более удобного олицетворения всяческого зла создали черта — так критика сделала из меня черта советской литературы. Плюнуть на черта — засчитывается как доброе дело, и всякий плевал как умеет. В каждой моей напечатанной вещи непременно отыскивался какой-нибудь дьявольский замысел... В советском кодексе следующей ступенью после смертного приговора является выселение преступника из пределов страны. Если я действительно преступник и заслуживаю кары, то все же, думаю, не такой тяжкой, как литературная смерть, и потому я прошу заменить этот приговор высылкой из пределов СССР — с правом для моей жены сопровождать меня. Если же я не преступник, я прошу разрешить мне вместе с женой, временно, хотя бы на один год, выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова. А это время, я уверен, уже близко, потому что вслед за успешным созданием материальной базы неминуемо встанет вопрос о создании надстройки — искусства и литературы, которые действительно были бы достойны революции. Я знаю: мне очень нелегко будет и за границей, потому что быть там в реакционном лагере я не могу — об этом достаточно убедительно говорит мое прошлое (принадлежность к РСДРП(б) в царское время, тогда же тюрьма, двукратная высылка, привлечение к суду во время войны за антимилитаристскую повесть). Я знаю, что если здесь в силу моего обыкновения писать по совести, а не по команде — меня объявили правым, то там раньше или позже по той же причине меня, вероятно, объявят большевиком. Но даже при самых трудных условиях там я не буду приговорен к молчанию, там я буду в состоянии писать и печататься — хотя бы даже и не по-русски. Если обстоятельствами я приведен к невозможности (надеюсь, временной) быть русским писателем — может быть, мне удастся, как это удалось поляку Джозефу Конраду, стать на время писателем английским, тем более, что по-русски об Англии я уже писал (сатирическая повесть «Островитяне» и др.), а писать по-английски мне немногим, труднее, чем по-русски. Илья Эренбург, оставаясь советским писателем, давно работает главным образом для европейской литературы — для переводов на иностранные языки: почему же то, что разрешено Эренбургу, не может быть разрешено и мне? И заодно я вспомню здесь еще другое имя: Б. Пильняка. Как и я, амплуа черта он разделял со мной в полной мере, он был главной мишенью для критики, и для отдыха от этой травли ему разрешена поездка за границу; почему же то, что разрешено Пильняку, не может быть разрешено и мне? Свою просьбу о выезде за границу я мог бы основывать и на мотивах более обычных, хотя и не менее серьезных: чтобы избавиться от давней хронической болезни (колит) — мне нужно лечиться за границей; чтобы довести до сцены две моих пьесы, переведенных на английский и итальянский языки (пьесы «Блоха» и «Общество Почетных Звонарей», уже ставившиеся в советских театрах), мне опять-таки нужно самому быть за границей; предполагаемая постановка этих пьес, вдобавок, даст мне возможность не обременять Наркомфин просьбой о выдаче мне валюты. Все эти мотивы — налицо: но я не хочу скрывать, что основной причиной моей просьбы о разрешении мне вместе с женой выехать за границу — является безвыходное положение мое как писателя здесь, смертный приговор, вынесенный мне как писателю здесь. Исключительное внимание, которое встречали с Вашей стороны другие обращавшиеся к Вам писатели, позволяет мне надеяться, что и моя просьба будет уважена Замятин 1931 - Июнь. Письмо к Сталину 1931 - 10 августа. Последнее письмо жене Людмиле Николаевне. Всего в архивах обнаружено 334 письма 1931 - Ноябрь. При поддержке Горького отбыл за границу, где жил с советским паспортом в Риге и Берлине, а затем в Праге 1932 - Январь. Франция. С семьёй поселился у Григорьевых в Кань-сюр-Мер, близ Ниццы 1932 - Февраль. Париж. Поселяется в меблированной комнате, в доме № 14 по ул. Раффе в 16 округе, где и умрёт 1933 - Статья Москва - Петербург 1934 - Май. Заочно принят в Союз писателей СССР 1934 - Рассказ. "Часы" 1935 - Рассказ. "Лев" 1935 - Рассказ. "Встреча" 1935 - Париж. Антифашистский конгресс в защиту культуры. Член советской делегации 1935 - Написаны первые главы будущего романа об Аттиле. Они-то и составят повесть Бич божий 1936 - Июнь. Москва. Смерть Горького 1936 - Париж. Теплые уважительные сердечные нежные воспоминания о Горьком 1936 - Париж. По заказу кинематографической фирмы закончил сценарий по пьесе Горького "На дне" 1936 - Париж. Поставлен кинофильм "На дне" (режиссер Жан Ренуар) с Жаном Габеном в главной роли, признанный лучшим кинофильмом 1936 года 1937 - 10 марта. Париж. Умер от приступа грудной жабы. Похоронен в пригороде, на кладбище для бедняков в Тие, Префектура Val-de-Marne 1937 - 12 марта. На похоронах было человек 10, среди них: Цветаева, Анненков, Ремизов, Бунин, Набоков, Добужинский, Слоним, Гуль, Газданов, Берберова
да не вопрос... письмо, которое вьі разместили -- єто письмо.. де ваши суждения, де разбор по косточках мотивов єтого письма и последствий для писателя и для окружающих?.. ведь можно размещать множество таких писем, или зафлудить форум фотками, но ведь єто не суждение, єто просто какая-то информация...
Что же, давайте рассуждать. Писатель по своим каким то причинам которые указал в письме, обратился с просьбой о предоставлении возможности выезда за границу. Судя по данным из Вики, он это разрешение получил. это произошло в то время которое называют сталинизмом. Так кто же мешал писателю?
ну, троцкий тоже уехал.... и тоже умер от "мозговой" жабьі... другой вопрос: а почему писатель хотел уехать?..
Вы почитайте о войне в Испании, может найдете ответ почему Меркадер ему помог. Писатель хотел уехать, потому, что ему кто то мешал. Кто мешал?
Ну, а что тут особенно "понимать" в сталинизме? Сущность режима ДжугаСоса можно изложить в одной фразе: этот азиат(по своему менталитету) планомерно уничтожил за 30 лет всё то, что было в России свободным, гуманно-европейским в опоре на то, что в России было рабским и дремуче-АЗИАТСКИМ. В 1920-х гг о ДжугаСосе сказано было очень коротко и верно: "Чингиз-хан с ТЕЛЕФОНОМ".
то есть, сталин -- обьікновенньій психопат?... и всё, что он делал -- страх за свою шкуру и ничем не ограниченное желание править?..
Уважаемый пупер, это у Вас и у Вейса написано, что ДжугаСос был психопатом и параноиком. Что касается меня, то я так не считаю. Моё мнение изложено в предыдущем посте: ДжугаСос по структуре своей личности, по психо-эмоциональному складу, по уровню морали и по уровню бесчеловечности был сатрапом-АЗИАТОМ с очень сильным волевым началом. Будучи случайно вынесенным волной революции на вершину власти, ДжугаСос сумел воспользоваться этим шансом и благодаря своим восточно-азиатским качествам(страшное властолюбие, ум, коварство, аморализм, хитрость, звериная интуиция на опасность и т.п.) постепенно добился в полуевропейской стране России Абсолютной Власти типа Чингизхановской деспотии.
Почитал комментарии. "Как же далеки вы от народа!"(с). Рекомендую для начала недавно промелькнувшую на Острове книгу: "ГРОВЕР ФЕРР АНТИСТАЛИНСКАЯ ПОДЛОСТЬ, МОСКВА «АЛГОРИТМ» 2007".
а разве желание зла людям -- нормально?.. более того: если человек желает зла таким же как он (например, солдатьі противоположньіх армий убивают друг друга, ну или большевики резали друг друга), єто одно, но если человек просто играет с человеческими жизнями -- єто совершенно другое... вопрос к пану степаньічу: не считается ли отклонениями психики -- человеконенавистничество?