Газовая труба как политическое орудие оказалась бумерангом. «Набукко» грозит разрушить сложившуюся экономически-геополитическую стратегию России. В этом – принципиальное, «метафизическое» значение этого газопровода. Голые цифры Подписанное в Анкаре 13 июля с большой помпой многостороннее соглашение о строительстве газопровода «Набукко» было воспринято в Москве со скрежетом зубовным. Раздражение и растерянность торчали из всех комментариев о том, что «соглашение необязательное», а главное – «трубу и заполнить-то нечем». «Десятки лет, еще во времена СССР, Министерство газовой промышленности (Газпром) тихо и точно, как швейцарские часы, выполняло все свои экспортные обязательства. Идеальный поставщик, товар – деньги – товар» Соглашение, конечно, важное. Ясно, что пусть не в 2014-м, как планируется, а чуть позже, но эта опера («Набукко» – название оперы Верди) зазвучит. Да и с наполнением не так все плохо. Азербайджан заявил, что готов дать газ. Чуть не половину газа обещает Ирак. Туркмения тоже предлагает свой газ. В общем, нечего прятать голову в трубу. «Набукко» с большой вероятностью – будет. И газ в трубе тоже будет. Да еще откуда не возьмись выскочил какой-то газопровод ITGI (раньше о нем и не писали), и по нему из Азербайджана в Болгарию может проступать до 5 млрд кубометров газа, что окончательно избавляет болгар от необходимости покупать российский газ. Чем отрицать очевидность, лучше понять а) насколько она реально плоха для России и б) какие из всей этой истории надлежит сделать выводы. Вернемся к «Набукко». Его проектная мощность – 31 млрд кубометров газа в год. Согласно официальным данным Газпрома, их экспорт в Европу в 2008 году составил больше 184 млрд кубометров. По одним данным (так утверждают официальные сайты Газпрома), российский экспорт покрывает 32% европейского потребления газа, по другим данным – 25%. В любом случае доля «Набукко» может составлять не более 5% европейского рынка. Кажется, с точки зрения «голых цифр» Газпром если и понесет потери, то все же далеко не смертельные. К тому же далеко не факт, что весь этот газ пойдет ВМЕСТО российского. Ведь потребности ЕС растут – и вполне возможно, что для Газпрома речь пойдет не столько о прямых потерях, сколько о том, что не будет РАСШИРЯТЬСЯ (или будет медленнее расширяться) рынок его сбыта. Что касается ЕС, то он если и получает «независимый источник», то уж больно жиденький… Во всяком случае, 31 млрд не заменит 184 млрд! Спрашивается: так чего же Россия так на дыбы встает по поводу этого «Набукко»? Спрашивается – так чего европейцы и особенно председатель Еврокомиссии Баррозу так уж в присядку-то пошли? http://www.vz.ru/columns/2009/7/20/308575.html
Так вообще то в РФ и особо не переживают. Пресса спокойна, по радио, ТВ истерик особых нет. Пусть строят, пусть копают, пусть пускают.
да, я тоже смотрю, что все вроде тихо. Может, лето, все пекутся на жаре? ) просто хочется уже каких-то перемен. Надоело уже вот это постоянное противостояние, кто кого надует, победит и пр.
Ну вой то поднялся о том, как РФ надули по полной. В конечном итоге пусть строят. Смущает меня только слишком большое число участников проекта в абсолютно равных долях. Теоретически их вклад в строительство должен быть соразмерным (одинаковым).
да, это вопли с другой стороны. От этого от всего, наверное, надо отучаться. Как от советского пережитка. Это их дело, это еще проект, наверняка, еще ничего детально не проанализировано. Главное, что первый шаг они сделали. Честно говоря, не знаю, как газпрому, но нам это на пользу. Чем меньше у власти собственно рычагов власти, тем меньше всяких авторитаристских крайностей.