Православие в Украине.

Тема у розділі 'Стрічка новин', створена користувачем РАДИОТОЧКА, 27 тра 2010.

  1. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    Православие как объединитель Украины

    В конце апреля украинская социологическая компания Research&Branding Group (RBG) выяснила отношение населения Украины к православию и его роли общественной жизни страны в разные периоды времени.
    Результаты опроса в процентах представлены в таблицах
    КАКОВА, ПО МНЕНИЮ РЕСПОНДЕНТОВ, РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ В СТАНОВЛЕНИИ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТ

    Запад
    Центр
    Юго-Восток
    УКРАИНА В ЦЕЛОМ

    В целом значительная
    66,5
    72,4
    58,7
    64,4

    В целом не значительная
    21,4
    16,6
    20,6
    19,6

    Затруднились ответить
    12,1
    11,0
    20,7
    16

    НУЖНО ЛИ, ПО МНЕНИЮ РЕСПОНДЕНТОВ, НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ОТРАЗИТЬ РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАНОВЛЕНИИ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    Запад
    Центр
    Юго-Восток
    УКРАИНА В ЦЕЛОМ

    Да
    50,1
    62,2
    42,7
    50,1

    Нет
    30,0
    20,1
    26,6
    25,5

    Затруднились ответить
    19,9
    17,7
    30,7
    24,4

    ОТНОШЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ К ВВЕДЕНИЮ ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ (РАЗНЫХ РЕЛИГИЙ И КОНФЕССИЙ) В УКРАИНСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
    Запад
    Центр
    Юго-Восток
    УКРАИНА В ЦЕЛОМ

    В целом поддерживают
    71,7
    63,8
    52,2
    60,1

    В целом не поддерживают
    14
    21,6
    24,5
    21,2

    Затруднились ответить
    14,3
    14,6
    23,3
    18,7

    НЕОБХОДИМО ЛИ, ПО МНЕНИЮ РЕСПОНДЕНТОВ, НА ОБЩЕУКРАИНСКОМ УРОВНЕ ВВЕСТИ ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИНЫХ РЕЛИГИЙ (ЕСЛИ ЭТОГО ПОТРЕБУЮТ МЕСТНЫЕ ОБЩИНЫ)


    Запад
    Центр
    Юго-Восток
    УКРАИНА В ЦЕЛОМ

    Да
    73,6
    72,8
    60,4
    67,0

    Нет
    15,3
    16,2
    17,0
    16,4

    Затруднились ответить
    11,1
    11,0
    22,6
    16,6

    Напрашивается несколько выводов относительно реальной роли православия в общественной и государственной жизни Украины. Мы ближе подходим к ответу на вопрос, что же может объединить разные берега Днепра?
    Вывод первый. Авторитет Украинской Православной Церкви (самой большой части Русской Православной Церкви и единственной канонической Православной Церкви Украины) не используется в общественной жизни и на 50%. Хотя по уровню доверия населения УПЦ уступают все государственные и общественные институты страны (на протяжении всего прошлого года уровень отрицательного отношения к парламенту и правительству превышал 60%, к президенту – 70% (см. данные Центра социальных исследований «София»). При этом авторитет Патриарха Кирилла и Митрополита Киевского и всей Украины Владимира значительно превышает авторитет светских органов власти и организаций. И даже почти треть от числа тех, кто относит себя к «УПЦ Киевского Патриархата» (раскольникам), признают своим духовным вождем Патриарха Кирилла или митрополита Владимира. Несмотря на раскол и прессинг со стороны властей, Церковь выдержала это испытание – не прогнулась перед государством.

    Поясню: с развалом советского строя Церковь стала свободнее, но не независимее от государства. У него сохранились рычаги давления – отсутствие единого юридического лица у Церкви, долго сохранявшиеся сложности с собственностью на храмы и земли, сильная политизация самих священников и в особенности архиереев, нехватка денег на уровне приходов. Возможность давления и жгучее желание украинских религиозных националистов во главе с братом третьего президента Украины Виктора Ющенко привели к целой войне (с отъемом храмов, давлением и политическим шантажом) с Церковью, которая, по сути, была разрушительна для самого государства.

    Националисты исходили (и продолжают это делать) из мысли, что единая Церковь объединит страну. Это так, но не Церковь, объединенная насильно. Церковь, строящаяся по националистическим лекалам, теряет привлекательные для простых людей черты (и особенно для украинцев, уставших от политической болтовни). Она престает быть местом духовного отдохновения и роста. Превращается лишь в одну из политических партий.

    Если обратиться к сути православия, то становится очевидно, что оно незаменимо в деле построения единой политической нации для Украины, так как никакая иная идеология теперь этого сделать не сможет. Все социалистические течения исчерпали себя еще в 1990-х годах. Ни идеология западно-украинского национализма (который теперь постепенно уползает за историческую границу – реку Збруч), ни голый прагматизм которым только и могут похвастать политики с Восточной Украины (ну не верите вы же в то, что Янукович реально любит русскую культуру и язык?) не смогли за постперестроечные годы сплотить украинцев.

    Могут ли западные и восточные украинцы объединиться на основе голого прагматизма, который исповедует нынешняя украинская власть, состоящая в основном из бизнесменов? Нет. Постоянно будет всплывать историческая тема («считалки» – кто кого больше обидел), отношение к России и Западу, самокопание в направлении «откуда есть пошла Земля украинская» и т.д. Причем в этих вопросах гораздо большую активность традиционно проявляют западенцы (мы видели, как представители многих украинских вузов вышли протестовать против назначения Табачника министром образования). Почти половина Украины не приняла Януковича как президента (во втором туре выборов), потому что раскол сохраняется: на Западе Украины с недоверием относятся к «восточникам», а на Востоке – к западенцам. Это является основой для новых «оранжевых революций» и взрывов русофобии. Потому что политическое мышление большинства политиков мечется между руссоцентризмом и западноцентризмом (замешанным на национализме). При этом раскладе Украина как государство перспектив не имеет. Большинство населения (и эта цифра постепенно растет) – за добрососедские отношения с Россией. Активное меньшинство (Западная Украина) будет продолжать выступать против сближения с Россией и всегда «покупаться» на лозунги «Россия поглощает Украину». Меньшинство может прессовать большинство, но долго это не длится, как показал опыт Ющенко.

    Православие (взятое как современная конфессия, а не как инструмент поворота в прошлое) – это канал связи русских, белорусов и украинцев внутри своих наций, между собой и с Европой (христианство). Причем этот канал связи используется слабо. Государство во всех странах пытается так или иначе подмять Церковь под себя, заставить ее служить своим – мирским целям. Например, контакты с Европой ведутся практически исключительно как контакты с субъектом хозяйствования. Культурная и религиозная составляющие практически не рассматриваются, тогда как это должен быть ключевой элемент взаимодействия между всей Восточной Европой, Россией и всем Западом. Потому что религия – это основа ментальности и один из стержней нашей истории. Подчеркиванием общих духовных корней и единства мы можем достичь большего понимания друг с другом.
     
  2. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    конец.

    Что же касается достижения Украиной долгожданного внутриполитического единства, то этот вопрос теснейшим образом связан с признанием за православием особой роли в становлении украинского государства. Во-первых, Киевская Русь обрела культурное единство после Крещения (потому и смогла пережить монгольское нашествие). До этого отдельные языческие культы раскалывали государство славян, создавая постоянные очаги сепаратизма. Напоминает современное состояние дел аналогия с политическими идеологиями, которые закрепляют раскол Украины на две (или даже более) части.

    Во-вторых, Церковь способствовала мобилизации народа в тяжелые для него дни: например, в период Смуты (начало XVII века). Очевидно, что постановка новых целей для всего государства и выход из системного политического, экономического и духовного кризиса возможны только новой мобилизацией народа. Но не на основе политической идеологии, а на основе религии.

    Православие положительно воспринимают все – левые, правые, центристы, жители Западной и Восточной Украины. Более того, судя по визиту Патриарха Кирилла прошлым летом, откат западенцев от УПЦ – это блеф и пропаганда. На самом деле на Волыни и в Галиции сохранилось много людей, которые не придают значения административным дрязгам вокруг религии и продолжают быть верными Церкви их отцов.

    Разумеется, православие с его объективно растущей ролью в общественной жизни Украины не должно пониматься исключительно как административный аппарат УПЦ Московского Патриархата. Во-первых, потому что понятие православия шире – это набор социальных, политических и экономических ценностей («вера–семья–государство», соборность, то есть единство верующих невзирая на их этническую и социальную принадлежность). Во-вторых, необходимо считаться и с раскольниками – их прихожане составляют большое число верующих страны. УПЦ делает верно, взаимодействуя с ними через общие программы взаимопомощи и т.п., потому что это приносит реальную пользу нуждающимся, помогает развивать православную идею на Украине и противодействовать сектам. Еще одним основанием для взаимодействия могло бы стать признание необходимости функционировать в рамках церковной законности – каноничности (раз уж взаимодействуют административные аппараты двух Церквей). Как в политике – кто не признает легитимности государства, тот не имеет права претендовать на власть.

    Вывод второй. Западная Украина оказалась не самой воцерковленной, о чем часто говорят и пишут националисты. Гораздо более восприимчивыми к церковным проблемам оказались жители Центральной Украины – носители «золотой середины» (и в политическом мышлении, и поведении – жители Центра, как правило, приверженцы умеренного курса страны – между Западом и Востоком). Они как раз и олицетворяют собой образ будущей украинской единой политической нации – отсутствие крайностей ведет к более размеренному существованию и закреплению за государством роли моста между Европой и Азией.

    Вывод третий. Урбанизация Востока Украины (это в основном промышленные центры) не смогла привести ни к повальному атеизму, ни к замене Православной Церкви разными сектами, которые расцвели с 1990-х годов. Это говорит о том, что национальное сознание украинцев и русских Украины постепенно возвращается к корням – традициям предков. В конечном итоге такой возврат к своим корням должен привести к признанию на широком общественном уровне роли православия в украинской политике и Киевской Руси как символа украинской государственности и эталона взаимоотношений восточных славян (в культурном плане).

    Вывод четвертый. Народ готов к тому, чтобы Церковь взяла на себя реальные функции по воспитанию молодежи и окормлению военнослужащих. Это – реальный шаг на пути симфонии государства и Церкви, олицетворяющей тот самый возврат к корням. Причем нельзя допустить, чтобы такой шаг привел к клерикализации политики, то есть подмены государства Церковью – дела духовные должны быть максимально очищены от политической конъюнктуры. Государство и Церковь должны согласовывать свои политики, но не становиться единым целым – это приводит к окончательному превращению Церквей в политические инструменты и потере духовности.

    Украинское общество в этой схеме получит от Церкви объединителя и хранителя традиций, но никак не управленца. Желательно, чтобы вера таким образом повлияла на мышление политиков (своим авторитетом), чтобы политики в своей деятельности больше руководствовались общей пользой своих сограждан, а не личными бизнес-интересами. Это звучит на первый взгляд наивно, но когда постоянно повторяешь одну и ту же истину, она начинает «работать» в головах людей – происходит перестройка меркантильного (в данном случае) мышления.

    Но для этого государство сперва должно отпустить Церковь – то есть убрать остатки прессинга. Например, предоставление религиозным организациям статуса единого юридического лица позволит им эффективно и оперативно защищать свои интересы на уровне местных общин.

    Также политическим деятелям и партиям хорошо бы понять, что, пытаясь использовать Церковь в своих интересах, они подрывают ее авторитет и единственную возможность украинской нации стать поистине единой на основе восточно-христианской идентичности (идеологии христианского братства православных народов Восточной Европы).


    21.05.2010


    Олег Горбунов
     
  3. РАДИОТОЧКА

    РАДИОТОЧКА Well-Known Member

    И ещё немного.

    Что дало России Православное Христианство. Из книги «Манифест Русского Движения»

    Автор: Ильин Иван Александрович

    Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа; и прежде всего, инстинктом и бессознательными, ночными силами души. Эти таинствен ные силы души способны к духовному творчеству только тогда, если они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной верою. История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безверие, народы разлагались и гибли. Понятно, что от совершенства религии зависит и высота национальной культуры.

    Россия была искони страною Православного Христианства. Ее творчески ведущее национально-языковое ядро всегда исповедовало Православную Веру.(См., напр., статистические данные Д. Менделеева. К по знанию России. Ст. 36-41, 48—49. К началу XX века Россия насчитывала около 66% православного населения, около 17% не православных христиан и около 17% нехристианских религий (около 5 миллионов евреев и около 14 мил. тюрко-татарских на родов).) Вот почему дух Православия всегда определял и ныне определяет столь многое и глубокое в строении русско-национального творческого акта. Этими дарами Православия в течение столетий жили, просвещались и спасались все русские люди. все граждане Российской Империи, — и те, которые о них забывали, и те, которые их не замечали, от них отрекались или даже их поносили; и граждане, принадлежавшие к инославным исповеданиям или инородным племенам; и другие европейские народы за пределами России.

    Для исчерпывающего описания этих даров понадобилось бы целое историческое исследование. Я могу указать на них лишь кратким исчислением.

    1) Все основное содержание христианского откровения Россия получила от православного востока и в форме Пра вославия, на греческом и славянском языке. "Великий духовный и политический переворот нашей планечы есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир" (Пушкин). Эту священную стихию крещения и облечения во Христа Сына Божия русский народ переживал в Православии. Оно было для нас тем, чем оно было для западных народов до разделения церквей; оно давало им то, что они впоследствии утратили, а мы сохранили; за этим утраченным духом они начинают ныне обращаться к нам, потрясенные мученичеством Православной Церкви в России.

    2) Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца (чувства, любви) и исходящего из сердцa созерцания (видения, воображения). В этом его глубочайшее отличие от католицизма, ведущего веру от воли к рассудку, — от протестантизма, ведущего веру от разума к воле. Это отличие, тысячу лет определявшее русскую душу, остается навеки; никакая "уния", никакое "католичество восточного обряда", никакое протестантское миссионерство — не переделает православную душу. Весь русский дух и уклад оправославлены. Вот почему — когда русскии народ творит, то он ищет увидеть и изобразить любимое. Это основная форма русского национального бытия и творчества. Она взращена Православием и закреплена славянством и природой России.

    3) В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство "правды" и "кривды", добра и зла.

    4) Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику (См.. напр., у Достоевского, Дневник Писателя за 1873 г., статья III "Среда" и ст. V "Влас"). Отсюда наши нищелюбивые монастыри и Государи (Срв.. напр., у И. Е. Забелина. История города Москвы.): отсюда наши богадельни, больницы и клиники, создававшиеся на частные пожертвования.

    5) Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и нe построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию "целованием Креста" и почерпать нравственную силу в молитвс. Дар молитвы есть лучший дар Православия.

    6) Православие утвердило религиозную веру на свободе и на искренности, связав их воедино; этот дух оно сообщило и русской душе и русской культуре. Православное миссионерство стремилось приводить людей "на крещение" — "любовью", а никак не страхом (Из наставления Митрополита Макария первому казанскому архиепископу Гурию в 1555 г. Исключения только подтверждают основное правило). Именно отсюда в истории России тот дух религиозной и национальной терпимости, когорый инославные и иноверные граждане России оценили по достоинству лишь после революционных гонении на веру.

    7) Православие несло русскому народу все дары христианского правосознания - волю к миру, братству, справедливости, лояльности и солидарности; чувство достоинства и ранга; способность к самообладанию и взаимному уважению, словом, - все то, что может приблизить государство к заветам Христа (См. ниже главу шестнадцатую).

    8) Православие вскормило в России чувство ответственности гражданина, чиновника и Царя пред Богом, и прежде всего упрочило идею призванного, помазанного и Богу служащего монарха. Благодаря этому тиранические государи были в истории России сущим исключением. Все гуманные реформы в русской истории были навеяны или подсказаны Православием.

    9) Русское Православие верно и мудро разрешило труднейшее задание, с которым почти никогда не справлялась западная Европа, — найти правильное соотношение между церковью и светскою властью (См. ниже главу двенадцатую. Имеется в виду допетровская Россия), взаимное поддержание, при взаимной лояльности и взаимном непосягании.

    10) Православная монастырская культура дала России не только сонм праведников. Она дала ей ее летописи, т. е. положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию. Пушкин выражает это так: "Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением" (Пушкин. "Исторические Замечания" 1822 г.). Нельзя забывать, что Православная вера долго считалась в России истинным критерием "русскости". 11) Православное учение о бессмертии личной души (Утраченное в современном протестантизме, толкующем "вечную жизнь" не в смысле бессмертия личной души, которая признается смертной), о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни "за други своя" дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всепреодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах и особенно в учении и в практике А. В. Суворова, и не раз признававшегося неприятельскими полководцами (Фридрихом Великим, Наполеоном и др.).

    12) Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя ее дух дух сердечного созepцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности (См. у Гоголя "В чем же наконец существо Русской Поэзии". А также "О лиризме наших поэтов". Срв. мою книгу "Основы Художества. О совершенном в искусстве"). Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических "действ" на религиозные темы; русская литература пошла от церкви и монашества.

    Все ли здесь исчислено? Все ли упомянуто? Нет. Здесь еще не сказано о православном старчестве, о православном паломничестве, о значении церковно-славянского языка, о православной школе, о православной философии. Но всего здесь и нельзя исчерпать.

    Все это и дало Пушкину основание установить как незыблемую истину: "Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер" (Пушкин "Исторические Замечания" 1822 г.). Таково значение Православного Христианства в русской истории. Вот чем объясняются те лютые, исторически неслыханные гонения на Православие, которые оно претерпевает ныне от коммунистов. Большевики поняли, что корни русского христианства, русского национальною духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания — заложены именно в православной вере, поэтому они пьпаются искоренить ее. В борьбе с этими попытками русский народ и православная церковь выдвинули целые сонмы исповедников, мучеников и священномучеников; и в то же время возродили религиозную жизнь эпохи катакомб, — всюду, в лесах, в оврагах, в селах и городах. За двадцать лет русский народ научился сосредоточиваться в молчании, очищать и закалять свою душу перед лицом смерти, молиться шепотом, организовывать церковную жизнь в гонениях и закреплять ее в тайне и тишине. Закладывается фундамент новой России: она будет строиться на священной крови и на молитвенных слезах.

    И ныне, после двадцати лет гонений, коммунисты должны были признать (зимой 1937 г.), что одна треть городских жителей и две трети сельского населения продолжают открыто веровать в Бога. А сколькие из остальных веруют и молятся втайне?…

    Гонения пробуждают в русском народе новую веру, полную новой силы и нового духа. Страдаюшие сердца восстанавливают свое исконно-древнее религиозное созepцaние. И Россия не только не уйдет от Православия, как надеются ее враги на западе, но укрепится в священных основах своего исторического бытия.

    Последствия революции преодолеют ее причины.


    Из книги «Манифест Русского Движения»

    Ильин Иван Александрович
     
  4. Heartland

    Heartland Well-Known Member

    Богу-Богово, а кесареві касарево.
    Не потрібно церкву залучати в справи світськ,і тим більше державні, тому як несумісні це речі.
    Росія регулярно настає на одні і ті ж граблі, залучаючи церкву в державні справи, останній візит Кирила до України тому приклад, коли супроводжуючіх його ФСБшників було набагато більше ніж Святих Отців. Через це, не раз православна церква розколювалася і піддавалася гонінням.

    . Було це і при Петрові першому, і при більшовиках, і швидше за все подібна прспектіва маячить в осяжному майбутньому.
     
а де твій аватар? :)