Оксфордський ректор про систему освіти в Україні

Тема у розділі 'Що у світі чути', створена користувачем Deus igrok, 22 кві 2010.

  1. Deus igrok

    Deus igrok Дуже важлива персона

    Для початку, щоб не було запитань до заголовку:
    Cairncross became Rector of Exeter College, Oxford in October 2004.
    http://en.wikipedia.org/wiki/Frances_Cairncross
    www.exeter.ac.uk
    -------

    Мнение: Низшие учебные заведения

    Даже лучшие украинские университеты в мировых рейтингах чуть ли не на две головы ниже не только американских, но и эстонских, сербских и перуанских вузов, пишет в своей колонке в журнале Корреспондент Френсис Кернкросс, ректор оксфордского колледжа Эксетер.

    Когда мне предложили высказать свое мнение о том, почему украинские вузы вредят своим студентам, мне стало не по себе. Ведь если даже родные для меня британские университеты, безусловно, далеки от идеала, как я могу критиковать систему высшего образования другой страны? Но принимать участие в дебатах - в традициях Оксфордского университета. Поэтому я призвала все свое мужество и принялась за работу.

    Как бывший журналист, я решила проверить некоторые факты. Я нашла все основные международные рейтинги университетов, чтобы посмотреть, на каком месте там представлены украинские вузы. Результат вышел обескураживающий. Самый известный рейтинг составляется в шанхайском университете Jiao Tong - там нет ни одного представителя Украины. Затем я посмотрела на второй (по частоте упоминаний) рейтинг, который публикует газета The Times Higher Education - и снова не обнаружила украинского следа. В конце концов удача улыбнулась мне: в рейтинге, который составляет ведущая испанская исследовательская организация CSIC 8 тыс. позиций, и здесь-таки нашлось 1.346-е место для Киевского университета им. Шевченко, и 2.055-е - для Киево-Могилянской академии.

    Эти цифры разочаровывают. Конечно, создать хороший университет стоит больших денег, и поэтому верхние строчки подобных рейтингов надежно оккупированы американцами. Но то, что Украина, страна с 46-миллионным населением, не способна создать ни одного высшего учебного заведения, способного попасть хотя бы в тысячу лучших университетов мира, сильно разочаровывает. Особенно если принять во внимание, что в рейтинге CSIC в ТОП-1.000 попал один университет из крошечной Эстонии, один из Сербии и два из Перу. Очевидно, что-то здесь не так.
    То, что Украина, страна с 46-миллионным населением, не способна создать ни одного высшего учебного заведения, способного попасть хотя бы в тысячу лучших университетов мира, сильно разочаровывает

    Чтобы понять, в чем причина такого печального результата для вузов Украины, я поговорила с молодыми украинцами - преподавателями и студентами (нынешними и бывшими). Почти все они как один сказали мне, что в их альма-матер преподают слишком много теории, но дают слишком мало навыков ее практического применения. И при этом никого не беспокоит, понимают ли студенты, о чем идет речь на лекциях.

    Я продолжила свои поиски и составила список проблем, с которыми, по всей видимости, обычно сталкиваются украинские университеты.

    Многие из них слишком малы. Размер имеет значение - намного легче преподавать обширную программу, если есть солидная база, без которой сложно давать нужные знания по высокотехничным дисциплинам. Значит, стране нужно намного меньше университетов, но они должны быть намного крупнее. Должна признать, что Киево-Могилянская академия умудряется быть хорошим и маленьким университетом. Но он скорее исключение - благодаря своей уникальной истории и менеджменту.
    Правительство создает преграды на пути приема на работу преподавателей, учившихся за рубежом. Власти слишком активно вмешиваются во внутренние дела вузов

    Слишком много университетов зациклены на себе самих. Их профессора учат тому, чему учили всегда, причем делают это точно так же, как и многие годы назад. Их не интересует научно-исследовательская работа, а даже если бы интересовала, на нее нет средств. Они не стремятся публиковать свои работы в зарубежных изданиях, которые к тому же эти люди и не читают. Это звучит дико, но некоторые профессора не имеют ни малейшего представления о том, как трактуют их предмет в других странах. Правительство же создает преграды на пути приема на работу преподавателей, учившихся за рубежом, так как Минобразования не признает их дипломы автоматически.

    Власти слишком активно вмешиваются во внутренние дела вузов. Например, университет не может ввести новый предмет без разрешения правительства - это смехотворно! Минобразования потрепало нервы президенту одного из украинских вузов за то, что преподавание там велось на английском языке, под странным предлогом - мол, это противоречит Конституции.

    Изучению английского на самом деле уделяется слишком мало внимания. Хотя сегодня это международный язык науки. США - столица научной вселенной, и каждый ученый обязан читать по-английски, а в идеале - и преподавать на нем. Студенты же не просто должны понимать английский, но и правильно и уверенно писать и говорить на нем.

    Профессорам в Украине слишком мало платят. Среди них есть учителя от бога, но лучшие из них попросту эмигрируют. Маленькая зарплата усугубляется тяжелой работой: нагрузка на преподавателей слишком велика. Я слышала о группе историков, которые читают по 750 часов лекций в год. Университеты не нуждаются в таком объеме преподавания, лекторам нужно больше общаться и взаимодействовать со студентами. Однако в украинских вузах дискуссиям в процессе обучения не уделяют должного внимания. Хотя студентов нужно поощрять за то, что они задают вопросы - и чем труднее вопрос, тем большей похвалы это достойно.

    В Оксфорде мы преподаем юриспруденцию - но мы не выпускаем квалифицированных юристов. Вместо этого мы хотим, чтобы студентам были небезразличны вопросы прав человека, чтобы они понимали разницу между разными теориями правосудия и думали о том, как законы влияют на общество. Покинув же университет, они станут превосходными и думающими юристами.

    В украинских вузах слишком много мошенничества. Плагиат стал обычным явлением: студенты (и преподаватели) часто выдают чужую работу за свою. В любом британском или американском университете это гарантировало бы исключение. Здесь же это никого не удивляет, более того, как студенты, так и их родные считают, что списывание и взятки - это нормально. Подобное - ужасный урок для молодых людей.

    Университеты - это фабрики мозгов. Они должны стать основным источником светлых голов для страны, которая надеется конкурировать на международной арене в XXI веке. Вузы выпускают - или должны выпускать - молодых людей, умеющих задавать вопросы, анализировать, понимать и общаться. Независимо от того, преподают ли там гражданскую авиацию или средневековую философию, эти принципы должны быть неизменными.

    Однако в данный момент украинские университеты слишком зашоренны, слишком плохо укомплектованы преподавателями, слишком коррумпированны и слишком бедны, чтобы выполнять свою работу хорошо. Вот поэтому-то многие из них очень сильно вредят своим студентам.

    Френсис Кернкросс - ректор колледжа Эксетер (часть Оксфордского университета), член правления Фонда Эффективное управление

    ***

    Эта колонка опубликована в №15 журнала Корреспондент от 23 апреля 2010 года.

    http://korrespondent.net/opinions/1069557
     
    • Подобається Подобається x 3
  2. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Явно виден след "москалей". :)))
    А если серьёзно, то интересно, что скажут в ответ на это те, кто утверждал в теме про Табачника, что образование на Украине неуклонно идёт к успеху...
     
    • Подобається Подобається x 1
  3. Мих

    Мих Дуже важлива персона

    Та він просто очі ріже.

    У нас все погано, все зле: вчителі, вузи... але програмісти у світі ціняться.
     
    • Подобається Подобається x 1
  4. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Ценились. Было это в 90х. Сегодня рулит Индия. :dntknw:
     
    • Подобається Подобається x 3
  5. Boris_Kiev

    Boris_Kiev Дуже важлива персона

    Так же було й при совку. Половина викладачів просто не знала сучасної елементної та схемотехнічної бази. Поцікавилися хоча би на тих підприємствах (3-4 в Києві) куди пачками щороку вкидували "середняків".
    А використаєш у курсовому "нєсавєццкіє" схемні рішення (причому з детальними поясненнями) - вердикт "вистібуєшся!".

    Працювати на отих довбаків у різних СНО не хотялося. А їх дратувало, коли окремі студенти робили в лабораторіях щось "своє".
     
    • Подобається Подобається x 2
  6. Мих

    Мих Дуже важлива персона

    у нас електроніку вивчала єврейка, ака в тій електроніці... як я в балєті:

    "Єбята",- казала вона,- " ток кугхсіуєт от тханзістора к єзістогху... єбята, ето какой-то дугхдом...."
     
  7. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Виртуозно фантазируете. О какой современной отечественной элементной базе вы говорите, если приёмники соревновались количеством _транзисторов_? Да и книг и статей, посвящённых современным схемотехническим решениям тогда было никак не меньше, чем сейчас.
     
  8. Salata

    Salata Well-Known Member

    Мих, Ой. Я-таки вас умоляю :) Если вам не везло с преподавателями, нужно было серьезнее подходить к выбору ВУЗа.

    Boris_Kiev, Если схемы везде "советские", то к чему выпендриваться? Работать-то где собирались?

    Не понимаю, чего тут удивительного. Работать выпускникам негде. Поэтому, чему их учить - непонятно.

    Что касается профессий, связанных с электроникой, то самые-самые шли в ВПК. Там новейшие разработки. Программисты - по большей части самоучки. ВУЗ им не так уж много и дает. Про пузырьковый метод можно где угодно прочитать :) Так что, это не показатель системы образования. Это, скорее, показатель общего уровня советского образования их родителей :)

    А менеджеры страдают от того, что на их работу берут предприимчивых с любым образованием. Еще какие-то профессии востребованы?
     
  9. Provincial

    Provincial Well-Known Member

    Первый раз слышу о таком соревновании... Знаю о соревновани приемников чувствительностью,избирательностью,стабильностью удержания частоты,классом,наконец выходной мощностью...но количеством транзисторов...
    Да и не в приемниках была вся передовая технология и элементная база...точнее-не в гражданских приемниках)))
     
  10. Boris_Kiev

    Boris_Kiev Дуже важлива персона

    Тут мені більше пощастило: один літній єврей нас таки "натаскав" щодо режимів класичних каскадів:
    "А тепег займёмся вгедительством. Пгобей накоготко этот конденсатог! И шо бум иметь?".
    І - його улюблена фраза "Можно снять?" (стерти з дошки) і при цьому ліктями підтягував штані (бо руки були в крейді).
    Власне, усі корисні знання в нас вклали три євреї та одна тіпа німкеня. Рівня - старший викладач, асистент, доцент.
    Інші... читали різний непотріб. Років через 10 одного зустрів, він навіть не пам"ятав, що читав у нас такий конкретний предмет. Щиро здивувався. :)
     
    • Подобається Подобається x 2
  11. Provincial

    Provincial Well-Known Member

    Куда она рулит? Индийский код у программистов стал нарицательным...типа китайских лезвий для бритья))))
     
    • Подобається Подобається x 1
  12. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Она рулит в будущее. Можно плеваться сколько угодно, но я знаю _кучу_ компаний, код которым пишут в Индии, потому, что дешевле. Наши программисты клёвые да, но код пишется в Индии, деньги идут туда. Да, он не является шедевром, но в продукте важно развитие и поддерживаемость кода, а не только время его выполнения и оптимальность. Пока наши программисты изучают в институтах теорию, индийский программист работает и нарабатывает опыт участия в реальных проектах.

    ---------- Додано в 23:21 ---------- Попередній допис був написаний в 23:17 ----------

    :haha:
    А как ещё оценивать надписи на приёмниках: 5 транзисторов, 7 транзисторов, 9... Я когда-то сдуру решил собрать приёмник "Юность" на аж 26 транзисторах. :haha:)
     
    • Подобається Подобається x 1
  13. Provincial

    Provincial Well-Known Member

    Да-да..только знаете,программирование-это не земледелие.(я имею в виду прикладное земледелие а не агрономию!)
    И без ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО знанния основ высшей математики,дифференциального и интегрального счисления,математического и тензорного анализа, теории математических счислений и всего того,что называют образовательной основой-это,простите-не программист а ремесленник!
    Будь у него даже куча наработанного опыта в проектах-рано или поздно он упрется в собственную НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ.

    ---------- Додано в 22:24 ---------- Попередній допис був написаний в 22:23 ----------

    А...надписи...понятно)))))))
     
    • Подобається Подобається x 4
  14. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Папа, ты с кем это сейчас говорил? (с) :)))
    Вы абсолютно правы. Единственное, что вы упорно не хотите учитывать, так это то, что программирование давно перестало быть наукой или искусством. Это ремесло. Люди выдают тысячи строк кода "на гора" зарабатывая деньги, а не стремясь к какой-то высокой цели. И таких ремесленников нужно всё больше и больше и лидером в этом является Индия.

    зы. На эту тему можно много писать, но это несколько выходит за рамки заданной темы. :)
     
    • Подобається Подобається x 1
  15. Provincial

    Provincial Well-Known Member

    Скорее всего -Вы правы.Как ни трудно мне это признать.Просто лично я осваивал программинг,начиная с бейсика и ассемблера.на первых "спектрумах".а в то время и сборка компьютера с паяльником и программирование- было что-то сродни искусству..и мне субьективно трудно поменять отношение к этому предмету обсуждения. Косность извилин,знаете ли))))
    Хотя индийский код заслуживает ИМХО отдельной темы..причем боюсь- в разделе "юмор"
    Но может и правильно,что наши ВУЗы выпускают теоретически подкованных и вооруженных знаниями программистов а не ремесленников?
     
    • Подобається Подобається x 3
  16. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Ух ты! О каких ВУЗах речь идёт??? :)
     
  17. Boris_Kiev

    Boris_Kiev Дуже важлива персона

    І досі говорять: "Проектування на транзисторах - це як програмування на асемблері". А всього лише 3 лінійні формули тре знати, інше - збочення. :)

    Колись довелося робити "наукоміську халтуру", в команді був студент-кібернетик. На асемблері клацав просто з голови, генерував нестандартні ідеї.
    Він ледве закінчив університет - невилазні двійки з бухгалтерії та інших "побічних" предметів. (Нині - начальник IT великого банку).
     
    • Подобається Подобається x 1
  18. Provincial

    Provincial Well-Known Member

    Например об Одесском национальном университете им.Мечникова.
    Очень серьезные требования,очень мощная теоретическая подготовка и очень сильный преподавательский состав.Знаю не понаслышке-старшая дочь там учится...На мехмате...программированию)))))))))
     
  19. borkhes

    borkhes Дуже важлива персона

    Во-во... На мехмате. Если не секрет, как специальность её называется? Какие языки программирования преподают? Фортран 77, Модула 2 и язык Ада? ;)
     
    • Подобається Подобається x 1
  20. DIDIO

    DIDIO Well-Known Member

а де твій аватар? :)