О поддержке отечественного производителя (Часть 1, карательная) 22 ЯНВАРЯ 2009 г. АНТОН ОРЕХЪ http://www.ej.ru/?a=note&id=8754 Спойлер Новые пошлины на импортные автомобили взволновали народ настолько, что митинги протеста в Приморье, в Хабаровске и вообще на Востоке страны проходили даже во время новогодних праздников. Именно на этих митингах впервые не идейная оппозиция, а обычные граждане потребовали отставки Путина! Но вот одни говорят: плохо, плохо. Другие наоборот: поддержим отечественного производителя. Но это только слова – а что конкретно означают новые пошлины, вступившие в силу после праздников? В чем их смысл и почему мы считаем это решение плохим? Не претендуя на всеобъемлемость, попробую с помощью некоторых цифр и соображений покопаться в этом деле. Меры правительства можно разделить на две части: карательные и поощрительные. Карательные – это и есть пошлины. Человек, желающий приобрести новую, а тем более подержанную иномарку будет обязан заплатить за ее растаможку, которая и прежде была недешевой, еще больше. Причем, в России применяется уникальный метод. Размер пошлины исчисляется в зависимости от объема двигателя. Чем больше литраж, тем больше процент. Это прогрессивная шкала налогообложения. Такого нет нигде, даже в Китае, где действует 30-процентная пошлина. Повсеместно пошлину исчисляют исходя из фактической рыночной(!) цены на аналогичные автомобили. Поэтому подержанный автомобиль приобретать даже выгоднее. Правда, рынок импортного секонд-хэнда в нашем понимании в той же Европе не слишком развит, но по совсем иным причинам, то есть не из-за заградительных таможенных правил. У нас же даже за новые и относительно не старые машины (от трех до пяти лет) придется доплатить от 25 до 35 процентов, а на автомобили старше пяти лет пошлина может в некоторых случаях доходить до 100%! Потому так и всколыхнулось Приморье. Ведь там особенно выгодно покупать старые «японки» и пожилых «корейцев», которые, отбегав больше пяти лет, отбегают еще несколько раз по столько же! Их покупали на японских автоаукционах за 3-5 тысяч долларов, а иногда даже дешевле. Пошлина составляла еще пару тысяч, что для такой машины, конечно, очень много, но в сумме покупка все равно получалась выгодной. Никакие «Жигули» за такие деньги и такого качества вы не купите! Теперь таможенный сбор будет равен цене товара. Причем, еще раз подчеркну, расчет будет не среднерыночным, а в зависимости от объема двигателя. Между прочим, хотя в качестве собирательного образа отечественного производителя обычно упоминают АвтоВАЗ (как шутят товарищи, Дважды автомобильный завод — расшифруйте аббревиатуру ВАЗ), наибольшую относительную выгоду получат на КАМАЗе и в какой-то мере в Нижнем Новгороде на ГАЗе. Ведь пошлины распространяются на абсолютно все автомобили, а не только на легковые. То есть пошлиной обложат и грузовики. А вы представьте-ка себе, во что обойдется растаможка грузовика, объем двигателя которого может быть и восемь литров, и больше. Пошлина исчисляется ведь не в рублях, а в евро! И за каждый кубический сантиметр. Прямые конкуренты КАМАЗа – грузовики свыше 20 тонн. Раньше пошлина была скромной – 5%. Теперь она выросла в пять раз! А если вас угораздит ввезти самосвал 2003 года выпуска, то при восьмилитровом объеме вам придется отдать таможне более 35000 евро! Понятно, что за такую цену грузовик из шестилетнего превращается в золотой. При всех его выгодных эксплуатационных качествах, никто его покупать не станет. Но грузовики — продукция все-таки не столь массовая. А вот «Жигули» – безусловно. Если бы речь шла только о подержанных машинах, то кроме Приморья и Дальнего Востока нигде особо и не возмущались бы. Все последние годы рынок этот сужался. С ростом доходов, при массовом распространении автокредитования, при 60-процентом ежегодном росте рынка новых автомобилей, подержанными машинами народ интересовался все меньше и меньше. Профессия перегонщика, колесившего из России в Германию и обратно, вымирала. Но грянул кризис. Кредиты перестают быть доступными. Пошлины касаются не только старых, но и новых автомобилей, а автоимпорт все эти годы как раз увеличивался, пускай многие мировые концерны и открыли свои производства в России, и такие машины, кстати, тоже формально считаются ныне «отечественными». Вот только обратите внимание на один любопытный факт. На теперь уже историческом совещании по автопрому с участием Путина 19 декабря не было ни одного зарубежного представителя, чьи заводы работают или строятся в России! И хотя бы по этой детали понятно, кто заказывает музыку и для кого она будет играть. Здесь есть еще одна тонкость. Не случайно и Путин, и другие товарищи так часто употребляют слово «локализация». Локализация производства автомобиля прямо влияет на его цену. Заводу недостаточно базироваться на российской территории и собирать машины руками российских рабочих. А комплектующие? Подавляющее большинство из них до сих пор импортные. Есть же понятие «отверточная сборка», когда машину завозят к нам в виде конструктора, а на месте отдельные детали прикручивают друг к другу. При фантастическом росте курса иностранных валют, столь же стремительно будет дорожать и завоз комплектующих. И «нашемарки» вырастут в цене не намного слабее формально импортных иномарок. Преимущества сборки машин в России для иностранных концернов станут неочевидны. Может быть, им поможет государство? Ведь поддержка отечественного производителя – это же поддержка людей, которые работают на автопром. Многолетние поблажки АвтоВАЗу объяснялись одним: если позволить иностранцам конкурировать с ним на равных, этот динозавр с мозгом, как грецкий орех издохнет, и сотни тысяч людей потеряют работу. Равно как и на ГАЗе, УАЗе, ЗИЛе и прочих знаменитых наших предприятиях. Так ведь на иностранных заводах в России работают российские рабочие – почему не поддержать их? Но в списке из трех сотен системообразующих предприятий, которым обещана господдержка, ни одного «иностранного» нет. Впрочем, тут мы переходим ко второй части мер по поддержке отечественного производителя. Ведь, как я уже сказал, меры бывают карательные, а бывают поощрительные. Про них отдельная история.
Мне дорога моя жизнь. Я хочу иметь шесть подушек безопасности, ремни с преднатяжителями, АБС, ECP, дисковые тормоза на всех колесах. И многое чего еще. И пока этого не будет на ВАЗах - все будет плохо с нашим автопромом. Не считайте меня снобом. Я просто хочу адекватный автомобиль за нормальные деньги. И я готов за него платить.
Думал. И, извините, но увидел в этом огромное мировоззренческое противоречие с вашей подписью. Ибо в ТОЙ стране вашему выбору не суждено было бы сбыться. Сейчас в вышеозначенных действиях властей (и не только в них) как раз и наблюдаем возврат ТУДА .
Что касается ВАЗа, то никакого возврата нет, поскольку еще не было движения в сторону модернизации завода и выпуска автомобилей, по качеству не уступающим западным. Завод и московское, и самарское, и тольяттинское руководство всегда использовало, как кормушку..( Деньги подчистую уходили куда угодно, только не на развитие завода. Нынешний директор Автоваза идет на выборы губернатора Ульяновской области. И на какие финансы будет разворачиваться предвыборная компания? Вопрос чисто риторический..
Вот я об этом как раз и говорю. Страна атом расщепляла, в космос летала, а народный поповоз так и не сконструировала до сих пор. Правильно, зачем человеку туалетная бумага, если у него есть гордость... Так к этому возврат сейчас и происходит. Кстати, я не говорю, что исключительно только в России, но в России - особенно )).
Ну Украина не далеко ушла. У нас чем старше авто, тем больше ставка. Россия только подтягивается к нам. "Добро пожаловать в реальный мир". ©
Я вообще не понимаю наши власти. Вроде как еще практически средина зимы, а тут такое глубокое обострение, которое ну в некоторой степени весной еще объяснить можно было бы. И пошлины подняли, и рубль опустили. А счастья все нет для российского автопрома.
Уж молчал бы, этот АВТОВАЗ. Не знаю как сейчас, но год назад, (по Питеру), потребности диллеров обеспечивал от силы на треть.
так понять их легко. 1. их попа полковничя на вазе не ездит 2. близкое и кратковременное решение дляоживления экономики - перекрыть импорт. решение правильное, но это если не думать сильно, не думать о завтра.