В эти дни, в преддверии Рождества и Нового года, мы все становимся немножечко детьми, нам всем хочется верить в чудеса, во что-то прекрасное и доброе. Я хочу пожелать всем в эти дни подольше оставаться «как дети», чтобы не растерять этой светлой веры в чудо, этой готовности встречи с чудом. Я желаю всем найти на небе Вифлеемскую звезду, а найдя, не потерять ее. Дарю всем замечательную повесть «Начальник тишины». Она как будто специально написана для Рождества. http://www.russian-inok.org/books/nachalnik/page.php?page=page.html «Начальник тишины» написана совсем недавно, написана нашим современником иноком Всеволодом (Филипьевым). Но, когда ее читаешь, то начинаешь понимать, что повесть вневременная. В основе повествования все та же фаустовская дилемма, которая терзает каждого из нас: с кем ты, с добром, или со злом? кому служишь? Читая повесть, начинаешь понимать сколь реально зло и главное - от кого это зло исходит. Но автор показывает нам и то, что реально и Добро, и показывает, что зло можно победить. Только не нужно искать обходных легких путей в этой борьбе. «Начальник тишины» - это квинтэссенция христианства. Прочитав эту книгу, человеку далекому от христианства, станет ясно к чему зовет Христос. И еще одно. Вы можете верить, а можете не верить, но в основе повести лежат реальные факты и реальные человеческие судьбы. Вот некоторые наиболее понравившиеся мне мысли из «Начальника тишины». Напрасно ставят капканы на пути тех, у кого есть крылья. Всегда, когда человек совершает грех, он повторяет историю ниспадения диавола с неба. Человек думает, что летит, а он падает и... разбивается. Я много думал о том, что такое любовь Божия, что такое Его милость. Ведь без понимания смысла этих слов они остаются всего лишь пустым звуком. И вот мне думается, что любовь и милость Бога - это когда мы по своей глупости падаем и разбиваемся, и в нас нет ни одного живого места, а Господь, сострадая, исцеляет нас и ничего не просит взамен. Эта история повторяется множество раз с каждым человеком, народом и всем человечеством. Но земная история имеет свойство не только повторяться, но и кончаться. Трудный вопрос: «Что имел в виду Достоевский, когда утверждал, что если бы ему предложили выбор между Христом и истиной, то он все же предпочел бы быть со Христом, нежели с истиной без Христа?». Ответ прост: Достоевский глубоко прочувствовал, что истина без Христа перестает быть истиной, даже если внешне не претерпевает перемен. Истина без Христа - это уже лжеистина и лжехристианство, и с такой «истиной» он не желал быть. Только Христос - Живая Истина. Мы проживаем всю трагедию и все торжество мира в своей собственной жизни. Это знают отшельники, и почти не догадываются об этом люди внешние, будь то монахи или миряне. Мы слишком обращены во вне, а надо бы во внутрь. «Внемли себе», - в этом начало нашей христианской философии и дела спасения. Внутри себя увидишь все мировое зло. Его победи, дав место в сердце свету Христову, нетварному свету. Уединение нужно для самососредоточения и самопознания. Молитва и очищение помыслов - для привлечения Света. А деятельность и жительство только во внешнем не созидают. Это - пустота, пыль на ветру, дым, который был, и вот нет его. Инок - значит иной, не от мира сего. Иночество в этом смысле действительно - суть Христианства и относится ко всем христианам, как монашествующим, так и мирянам. И в этом смысле духовное спасение России только и можно ожидать от инока, от духа иноческого. Путь христианина-инока - путь жертвенной любви, путь смирения и сострадания, путь евангельской детскости и подвига, путь мученический. Это путь скорый и в то же время практически единственно истинный, ведь с уклонением от этого пути теряется сам дух Евангелия и христиане из свидетелей Бога Живого незаметно для себя превращаются в самодовольных и теплохладных анти-христиан... Человеческой природе свойственно сопротивляться страданиям и избегать их. Вместе с тем, страдания - это природа и сущность сего временного мира. Потому немыслимо вообще преодолеть страдания в мире сем. Страдание находится в центре духовных поисков человечества. Человек живет в страданиях, и делать вид, что их нет, бессмысленно. И все-таки люди пытаются избежать страданий. Самый наивный и, казалось бы, простой способ уйти от страданий - это убить себя. Но всякое самоубийство есть несостоявшийся побег. Сразу же после смерти самоубийцу, сбежавшего от земных скорбей, ждут вечные муки. Самый самонадеянный путь - это построение вавилонской башни комфорта, которую воздвигает секулярное человечество. Люди рассуждают так: если зубная боль приносит страдания, то нужно лучше лечить зубы, если стихийные бедствия приносят страдания, то нужно укрощать природу, если один человек приносит страдания другому, то нужно создать условия для независимого существования каждой индивидуальности и так далее. Но сколько бы человечество не продвигалось «вперед» по пути бытоустройства, на этом пути появляются все новые препятствия: войны, природные катаклизмы, неведомые ранее болезни. Так что получается бег на месте. А когда человечество, наконец, понимает, что оно бессильно, то узаконивает самоубийство при помощи медицины (эвтаназию) и убийство (аборты), руководствуясь принципом: если жизнь - страдание, то благо - отказаться от нее. Смерть приходит тогда, когда мы исчерпали себя в покаянии. Для каждой отдельной личности исход борьбы добра и зла связан с ее свободным выбором. Поэтому главная драма и главная борьба - в душе каждого человека. Вот поле боя христианина. И результат сражения на этом поле для человека важнее, чем победа в тысяче славных мирских битв. Человечество - единый Адам. Потому, в кого бы мы ни кинули камень - попадем в себя. Монашество - это инакобытие. Хотя, говоря шире, инакобытие - это не только монашество, а вообще Христианство. Не позволяй себе быть довольным собой, пока дышишь. Эти бедные селенья, эта скудная природа - край родной долготерпенья, край ты русского народа... Удрученный ношей Крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя. Тютчев. Главная тайна заключается в том, что состояние страдания есть состояние Богооткровения. Божественный Страдалец, в Которого мы веруем, познается нами в нашем собственном страдании. Страданием познается Страдавшая Истина. Вера в Страдающего Спасителя есть та вершина, до которой призван подняться человеческий дух. Страдающий Мессия, Страждущий Царь оказался чужд как иудейским старейшинам и первосвященникам, так и властителям Римской империи. Кроткий и Смиренный Господь нелепым кажется - фарисеям и книжникам всех народов и эпох. Он глубоко отвратителен всем сверхчеловекам, революционерам и искателям земного счастья! Пустынник бежит от людей не потому, что он не любит их, а потому, что они ничем не могут помочь ему. Помочь может только Бог. Поэтому пустынник бежит от людей к Богу. А по закону преподобного аввы Дорофея, чем более люди приближаются к Богу, тем ближе по духу и сердцу они становятся друг другу.