Итак, более 2/3 ирландцев проголосовало 2 октября за Лиссабонский договор. Остались Польша и Чехия. Причем, парламенты обоих стран его ратифицировали. Процедура референдума и там, и там по этому случаю не предусмотрена, остались только подписи президентов. Качиньский публично обещал это сделать, как только Ирландия, так сразу. Президент Чехии Клаус, известен как один из противников договора, плюс в Чехии коституционный суд определяет соответствие договора Чешской конституции. Но по последним данным, если бы в Чехии сегодня проводился референдум по этому вопросу, то 53% высказались бы за его ратификацию. Большинство чехов считает также, что их страна выиграла от членства в ЕС, и что если Чехия окажется единственной страной, из-за которой договор не вступит в силу, они много на этом потеряют. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что Лиссабонский договор вступит в силу. Тогда в Европе будет следующее: Правосубъектность ЕС «Европейский союз становится правосубъектным» (Ст. 32 Договора о ЕС). Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях: 1. если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; 2. если того требует достижение целей, означенных в договорах; 3. если того требует юридически обязательный документ ЕС; 4. если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора). Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза. Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашения от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский Парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (Ст. 188N Римского договора). Принципы и цели ЕС Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д. Институциональные изменения Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении институтов Союза. Президент ЕС Основная статья: Президент Европейского союза Ввoдится пост президента Европейского союза, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года. Президент Европейского союза будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС). Европейский Парламент Основная статья: Европейский парламент «Европейский Парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом» (Ст. 9а). Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., так как до этого времени предусмотрен переходный период (Ст. 9 Договора о ЕС). Европейский совет Основная статья: Европейский совет Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС). Совет Основная статья: Совет Европейского союза Изменения, прежде всего, касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г. квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета. Период вплоть до 31 октября 2014 г. считается переходным, равно как и период с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие 255 членов Совета (из 345, то есть 73,9 , которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62 % населения ЕС. В течение переходного периода с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. На протяжении этого времени члены Совета будут иметь возможность принимать решения по ряду вопросов (определяется в каждом отдельном случае) квалифицированным большинством как это заложено в Ниццком договоре. В этот промежуток также будет возможно воспользоваться «механизмом Иоаннина» (временная отсрочка вынесения решения), что требует наличия оппозиции, которая составляет 75 % порог обычного блокирующего меньшинства (то есть четыре государства, численность населения которых не менее 35 % населения всего ЕС, плюс ещё одно государство). Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс. Необходимо заметить, что переходный период был заложен в Договор прежде всего ввиду неприятия новой системы Польшей и Великобританией, поскольку принцип распределения голосов в зависимости от численности населения давал этим странам значительно большие преимущества, нежели принцип, заложенный в Договор о реформе (каждая из них обладала 27 голосами в Совете, при этом страны ЕС с максимальным количеством населения получали 29 голосов). Председательство в Совете будет осуществляться заранее определёнными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Эти группы будут составляться по принципу равной ротации, при этом во внимание будет приниматься и географическая сбалансированность представленных членов ЕС. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев (Ст. 9с Договора о ЕС). Европейская комиссия Основная статья: Европейская комиссия Комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. Но с ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета. После этого Совет ЕС по предложению избранного председателя одобряет список стран-членов Комиссии. Непосредственно члены Еврокомиссии назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете (Ст. 9d Договора о ЕС). Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности Основная статья: Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности (ст. 9е Договора о ЕС). Высокий представитель будет осуществлять Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей. Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что он будет возглавлять Совет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.
Суд ЕС Основная статья: Суд Европейских сообществ В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда, Суда первой инстанции и специализированных судов. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом (Ст. 9f Договора о ЕС).
Почти утопия. Но если по прошествии пяти семи лет после 14 года все будет ладно, то можно снимать шляпу перед ЕС. Это будет самая сложная и практически самая идеальная республика мира, по крайней мере на бумаге.
Да ЕС уже давным-давно есть. И все туда хотят, только не всех пускают. Постараться надо, чтобы туда пустили. Ну а Лиссабонский договор, сильно смахивает на следующий виток нечто, чего раньше не было.
Это да. Но сейчас они сравнимы с древнегреческими городами государствами, а после того как у них появиться (наделенный властью) парламент и "президент" ... это уже будет аналог республики. И они смогут двигаться единым направлением будучи оч. разными.
парламент которой не только не имеет законодательной инициативы, но и совершенно не может влиять ни на правительство, ни на "силовиков"? поправьте, плз, если я ошибаюсь)))
Если лезть в определения то это не мешает характеристики республика. Это само по себе достаточно размытое понятие. Но по моему нисколько не ошибаетесь. А насчет силовиков - есть блок НАТО. А это обязательства. Да и конституцию самих стран никто не отменял. Меня больше удивляет то что эти страны готовы принять выбранного ими же "дирижера", пусть да же на первых порах совсем формального, который будет их вести в светлое будущее. Хотя я сам противник вступления Украины и в ЕС и НАТО. Но ЕС обеспечивают этим себе бОльшую самобытность, и некую бОльшую "независимость" от США.
"..... Запад становится явлением всё менее однозначным. Правда, вплоть до того дня, когда последний американский солдат покинет Германию, доминирование этого государства в Европе будет иметь измерение, скорее, экономическое, нежели политически-военное, тем не менее этот факт очевиден для всякого, кто осознаёт, что наш западный сосед – главный плательщик ЕС. Поляк может быть председателем Европейского Парламента, а португалец – председателем Европейской Комиссии, но надо быть очень наивным человеком, чтобы верить, что Евросоюзом вечно будут управлять космополитические еврократы из Брюсселя. Они будут делать это лишь до тех, пока будет согласен главный спонсор предприятия. Стоит постоянно напоминать о столь очевидной вещи, особенно после опыта осени прошлого года, когда волна кризиса из США добралась до Европы, и когда оказалось, что каждая из крупнейших стран ЕС решила по-своему противостоять ему. Точно так же будет и во время принятия очередного бюджета ЕС, причём мы можем перестать быть главным получателем столь же быстро, как были лишены американской ПРО. И не помогут ни причитания над повторением ялтинского предательства (на этот раз в экономической версии), ни тем более жалкие взаимные обвинения наших политиков – кто из них что завалил. Не следует тешиться иллюзией, что победа христианских демократов на воскресных выборах и то, что Меркель удержалась на своём посту, равнозначно отсутствию перемен в политике Берлина. К переменам вынудит подтачивающий Германию глубокий экономический кризис, который приведёт к уменьшению финансирования Евросоюза при одновременном стремлении увеличить своё влияние взамен за каждый евро, уходящий в Брюссель. " http://www.rp.pl/artykul/61991,372203_Dudek__Chinczykow_trzymajmy_sie_mocno.html Вот и весь договор.
А я - НЕ противник, но совершенно не могу понять, нафига они теперь создают совершенно не демократического бюрократического монстра? Если только ради обеспечения бОльшей независимости от США, то это абсурдно имхо.
А в чем проявляется недемократичность ? Для того что бы быть партнером США, а ЕС один из самых больших партнеров. Нужно быть сильными. Союз между слабым и сильным невозможен, а возможен только между равными. Иначе сильный от союза выигрывает, а слабый "растворяется". По этой же причине я и противник интеграции Украины в ЕС.
В том, что выборный орган практически никак не может повлиять на действия назначаемого органа. Боюсь, что это - политологический "штамп" .
НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО,КАК КАЖЕТСЯ. http://www.ruska-pravda.com/index.php/200910064580/stat-i/monitoring-smi/2009-10-06-11-37-49.html
О Лиссабонском договоре, к которому Ваша т.н. "Руська правда" имеет такое же отношение, как я к балету )
1) "Союз изгнанных" насчитывает 2 миллиона человек, а не 15 2) До 1990 года этот Союз вообще ставил под сомнение легитимность западных границ Польши, потом все же признал. 3) Членами "Союза" могут быть только немцы бежавшие/насильно департированные с земель которые раньше входили в состав Германии/или же проживавших в качестве нац. меньшинств в странах Центральной и Восточной Европы. Т.е. их потомки уже не могут быть членами этого союза. Следовательно, со временем, проблема с этим Союзом отпадет сама собой.
Кельты не поставили крест на единой Европе Судьбу Евросоюза решило голосование одного процента граждан В Брюсселе ждали положительного исхода референдума в Ирландии. По зондажам и опросам было ясно, что ирландцы «созрели». Но официальные итоги вызвали ликование в правительственных канцеляриях. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу вышел к журналистам чуть ли не со слезами на глазах: «Спасибо, Ирландия!» Канцлер Ангела Меркель на торжествах в Саарбрюккене по случаю 19-й годовщины объединения Германии заявила, что «очень счастлива» такому результату. Президент Франции Николя Саркози приветствовал «голос ирландских граждан, которые сделали ясный выбор в пользу Европы». Ирландцы отдали 67,13% голосов многострадальному документу, который поможет сделать объединенную Европу более управляемой, менее зависимой от капризов национальных политиков и способной расширяться. Настроение в Европе и в мире изменилось с июня 2008 года, когда те же ирландцы на референдуме по тому же вопросу проголосовали против. Тогда 53,4% избирателей отвергли документ, как бы активно его ни лоббировало правительство. Хотя ирландцы — это всего лишь один процент населения ЕС, их «нет» бросило в новый политический кризис Европу, которая не оправилась после удара 2005 года (французы и голландцы на референдумах похоронили проект союзной конституции). Лиссабонский договор не подменяет базовых договоров ЕС, чем и отличается от конституции. Но в нем есть все значимые (а не символические) конституционные положения. А для ратификации достаточно было парламентского голосования. Везде, кроме Ирландии… Прошлогоднее ирландское «нет» вызвало цепную реакцию. Ратификация зависла даже в Германии на пороге бундесрата, а также в Польше и Чехии, где против высказались президенты. Настроение изменил финансово-экономический кризис. Он раскрыл стабилизующую роль ЕС, особенно для малых стран. Некоторые, оказавшись наедине с кризисом, могли бы обанкротиться: Латвия, Венгрия… А словаки молятся, что успели вступить в зону евро. Не член ЕС Исландия, испытав удар кризиса, сразу подала заявку на вступление. Ирландия, которая благодаря ЕС превратилась из отсталой страны в «кельтского тигра», тоже почувствовала разницу. На этот раз и на уровне обывателя. Отсюда и кульбит общественного мнения. Германия завершила процедуру ратификации в сентябре. И теперь взоры обращены на Варшаву и Прагу. Лех Качиньский, который не скрывал враждебного отношения к договору, обещал подписать документ (одобренный Польским сеймом) как только его примет Ирландия. Но не торопится… Непримиримым противником оставался президент Чехии Вацлав Клаус. Его подпись нужна под решением чешского парламента. Сторонники договора, еще только почуяв близость победы, начали откровенно давить на «саботажников». Николя Саркози заявил, что если Чехия не ратифицирует договор, то станет единственной страной без поста в Еврокомиссии. Если Лиссабонский договор не вступит в силу, то ЕС будет жить по Договору Ниццы, действующему с февраля 2003 года. Оба предусматривают сокращение штатов бюрократических органов. Это нужно не только для их эффективности, но и для противодействия «национализации» общей политики ЕС. До сих пор, что бы ни говорили о «наднациональности» Еврокомиссии, каждая страна делегирует на «золотое» место в Брюсселе своего чиновника. Ницца постановила, что уже в формируемом сейчас европейском кабинете будет меньше комиссаров, чем стран в ЕС (принцип ротации). То есть максимум 26. Лиссабон же начинает сокращение только с 2014 года, а пока все 27 стран могут направить своего человека в брюссельские топ-менеджеры. Практический смысл Лиссабона — сделать расширяющийся ЕС управляемым. Консенсус хорошо работал в «Шестерке», но все чаще парализовал принятие решений «двенадцати» (причем достаточно однородных стран). В составе 27 и более он просто неприемлем. Без Лиссабона ЕС не может расширяться. Отсюда восторженная реакция Загреба. Хорваты, которые стоят первыми в очереди на вступление, теперь почти уверены, что их скоро примут. Лиссабон урезает роль государств — отсюда и сопротивление. В Европе есть мощные силы, которым больше бы понравилась «суверенная демократия». Лиссабон вносит и другие изменения. Например, ЕС станет юридическим лицом, а значит, стороной в международных договорах и членом международных организаций. Решения по большинству вопросов, таких как иммиграционная и визовая политика, передвижение рабочей силы, проблемы внешней политики, в Совете ЕС будут приниматься квалифицированным большинством, а не консенсусом. Квалифицированное большинство тоже меняется. До сих пор его вычисляют по сложной формуле демографического и иного «веса» страны, что рождает споры между членами союза. Самая крупная (демографически и экономически) — Германия — имеет в совете 29 голосов — столько же, сколько Франция, Великобритания или Италия (что, наверное, тоже несправедливо). А у Мальты 3 голоса, хотя ее население не в 10 раз меньше германского, а более чем в 200 раз. Лиссабон вводит «двойное большинство»: не менее 55% стран союза, представляющих не менее 65% населения ЕС. Это понятнее и «прозрачнее». Хотя кто-то недоволен новыми вероятными пасьянсами блокирующих коалиций, способными забодать союзное решение. Лиссабон повышает роль Европарламента. Почти все решения будут приниматься совместно Европарламентом и Советом ЕС. ЕС создавался как союз государств. Их представляет Совет ЕС. Европарламент же имеет прямой мандат граждан через головы государств. Лиссабон вводит должность председателя Европейского совета, избираемого главами государств и правительств на 2,5 года (сейчас это лидер председательствующей страны, которая меняется в порядке ротации раз в полгода). Вводится должность верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, которая объединит нынешние полномочия Хавьера Соланы и европейского комиссара Бениты Ферреро-Вальднер. В проекте конституции ЕС это был «министр иностранных дел ЕС». Но по настоянию противников «супергосударства» ЕС название изменено. Ратификация еще не завершена, но уже на слуху имена кандидатов на новые посты. В председатели Европейского совета, который будет лицом и голосом объединенной Европы, прочат бывшего британского премьера Тони Блэра. Официальный Лондон поддерживает его. Звучат также имена бывшего премьера Нидерландов Яна Петера Балкененде и бывшего президента Ирландии Мэри Робинсон. Заманчив и пост верховного представителя (фактически министра иностранных дел ЕС). Его полномочия будут значительно сильнее, чем сейчас у Соланы, и подкреплены бюджетом. Париж хочет эту должность для своего человека: бывших министров Юбера Ведрина или Мишеля Барнье. Да и нынешний хозяин кабинета на Ке д’Орсе Бернар Кушнер назвал это место «интересным», «великолепным», «захватывающим». Официальная Россия скептически смотрела на любую подвижку в европейской интеграции. Расширение ЕС ей не так противно, как расширение НАТО, но все же проще договариваться с отдельно взятыми Саркози, Меркель и Берлускони. Российский постпред при ЕС Владимир Чижов видит объединение Европы как частный случай глобализации. А к ней как ни относись, она — природное явление. Россия не против европейской интеграции, только бы отношения Москвы с единой Европой не сужались до наименьшего общего знаменателя ее отношений со странами ЕС. Чем больше непохожих стран, тем меньше знаменатель. Вступление в ЕС бывших «братьев» мешает по-свойски общаться с бывшими врагами. Через эту призму смотрит Кремль и на Лиссабонский договор, который сужает поле маневра лидеров стран ЕС, усиливает союзные органы. Так, глядишь, и до единой энергетической политики договорятся… Александр Минеев наш соб. корр. Брюссель 07.10.2009