Марк Хайсман (Mark Khaisman), 50-летний американский художник украинского происхождения и бывший студент МАрхИ, «пишет» картины обыкновенным упаковочным коричневым скотчем на стеклянных панелях. И то, что художник выделывает с помощью такой прозаической вещи, действительно захватывает. Улыбающиеся в камеру девушки, стоящая у окна женщина, окна, мужчина, идущий по солнечной улице — обычные сюжеты из жизни, выполненные с фотографической точностью. Восторги публики и критики были подкреплены несколькими персональными выставками. Марк Хайсман рассказывает о своих работах следующее: «Я работаю со стеклянными панелями, накладывая на изображения, портреты, фотографии слои ленты, которые придают картинам непрозрачность. Но я работаю по определенной схеме, накладывая ленту в специальном порядке, что позволяет создавать особый стиль. Ведь нужно правильно изобразить тени и освещение, блики и рельефности картин. Мною движет любовь к классике, и я всегда стараюсь делать свои работы максимально приближенными к источнику, но ведь в процессе творчества случаются разные вещи и не всегда получается то, что задумал».
Мир держится на слонах, слоны на черепахе, черепаха на скотче... А кто придумал и откуда вообще взялся скотч? Главным условием работы в сложный в экономическом отношении период становится выживание. А многие компании научились использовать это время в своих интересах. Например - корпорация 3М, которая даже в период Великой депрессии в США научилась процветать. 30-е годы в США ознаменовались началом Великой Американской депрессии. Опытный аналитик сказал бы, что нет худшего времени для вывода нового продукта на рынок. Из-за недостатка денег люди экономят, не покупают ничего лишнего, стараются дольше использовать уже имеющиеся в доме вещи. И экономить им помогает клейкая лента. Изобретение технического лаборанта компании Ричарда Дрю, изначально предназначенное для покрасочных работ, находит неожиданно широкое применение на потребительском рынке. Даже само название продукта и торговая марка, под которой 3М его запускает, были под стать окружающей атмосфере рачительности – Scotch (Scotch в переводе с английского означает «шотландский», другое значение слова - «скупой»). Начнём с того, что скотч не был изобретён шотландцем или шотландкой, и даже случилось это не в Шотландии. Скотч придумали в Америке, и вот как это было. В 1923 году молодой человек по имени Ричард Дрю (Richard G. Drew), игрок на банджо (этот факт почему-то принято указывать), устроился на работу в компанию, скромно занимающуюся производством наждачной бумаги. В фирме Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас название этой крупной корпорации сократилось до 3M) ему была уготована должность лабораторного техника. Собственно, с наждачкой ему и нужно было работать. Правда, исследовательское подразделение 3М пыталось освоить новые виды деятельности и разрабатывало водонепроницаемые покрытия, экспериментируя с целлофаном. Игроку на банджо эти обёртки были интересны, но в тот момент его работодатель тестировал по магазинам и автосервисам свою новую шкурку "Wetordry", и Дрю было поручено следить за этим процессом. Как-то раз, находясь в автомастерской, Ричард заметил, что мастера, занимающиеся покраской кузовов автомобилей, испытывают затруднения: там, где поверхность нужно было покрасить двумя или более цветами, разделительные линии получались неаккуратно. Хотя для защиты одной окрашенной плоскости и применяли бумажки под названием Kraft Paper, при удалении этих бумажек они отделялись вместе с краской. В общем — неудобно это было. И Дрю пообещал маляру что-нибудь придумать. ерез некоторое время — в 1925 году — Ричард действительно принёс этому работнику клейкую ленту шириной 2 дюйма (5 см) с пластырем на каждом краю. "Автоживописец" решился использовать опытный образец в деле, но когда собрался наносить другой цвет, заметил, что лента Дрю скукожилась. Только тогда мастер внимательно изучил ленту и понял, что клеится она только по краям, а в середине — нет (теперь говорят, что Ричард не сделал образец полностью липким из соображений экономии). А так как в те времена о шотландской бережливости, а точнее — скупости, ходили легенды, то рассерженный маляр в сердцах воскликнул: "Заберите эту ленту, отправьте вашим шотландским боссам, и скажите им, чтоб сделали её более клейкой!" Понятно, что никаких "Scotch bosses" у Дрю не было, но словечко к ленте как будто приклеилось, а изобретатель продолжил эксперименты. С этой целью в июне 1929 года игрок на банджо заказал 90 метров целлофана. В процессе усовершенствования Ричарду пришлось решить множество проблем, вроде равномерного распределения клеящей массы по поверхности ленты и так далее. На доработку ушло около 5 лет, и 8 сентября 1930 года первый рулончик "шотландской" целлофановой ленты был отправлен на пробу клиенту в Чикаго. Ответ от него пришёл ободряющий: "Можете не сомневаться и не экономить, выпуская это изделие на рынок. Объём продаж оправдает все расходы". Первый в мире скотч был сделан из каучука, масел и смол на целлофановой основе. Он был водонепроницаем и противостоял широкому диапазону температур. Впрочем, изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари, бакалейщики и упаковщики мяса. Но люди, вынужденные экономить в период Великой Депрессии, сами придумали сотни новых способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. Тут-то скотч и встретился с порванными страницами книг и документами, сломанными игрушками, не заклеенными на зиму окнами и даже обветшавшими купюрами. С помощью ленты Scotch хозяйки заклеивали пакеты с молоком, чтобы оно дольше не закисало, чинили игрушки и книги, фермеры заклеивали треснувшие индюшачьи яйца, а, кроме того, давали достойный отпор прожорливым грызунам: они приматывали электрический фонарь к стволу ружья, что позволяло им видеть непрошеных гостей в темноте и уберечь урожай от ночных набегов. Чтобы, не срывая арбуз, узнать сладкий ли он, был придуман оригинальный способ: вырезать серединку и посмотреть мякоть. Если мякоть не достаточно спелая, кусочек возвращали на место, заклеивали лентой и оставляли дозревать. Ленту начали использовать везде - подчас даже в самых неординарных целях. Например, наклеивали на отверстие банки с газировкой кусочек ленты. Это создавало определенный шумовой эффект, и все насекомые на пикнике разбегались. Лентой заклеивали крошечные дырочки на стеклах, а также с ее помощью продлевали жизнь полированному столу: на донышки стаканов и пепельниц наклеивали клейкую ленту, и с царапинами было покончено. К началу Второй Мировой войны клейкая лента стала настолько незаменимой в домашнем хозяйстве, что компания 3М даже запустила рекламный ролик по телевидению с извинением перед домохозяйками за отсутствие клейкой ленты Scotch в магазинах. Заводы компании выполняли государственные заказы. «Как только мы победим, - говорил диктор в рекламном ролике, – клейкая лента вернется в ваши дома и офисы!» Незаменимость ленты подтверждается и тем, что был выпущен музыкальный рекламный ролик со специальной песней про ленту Scotch, помогающую создавать прическу. В 1932 году менеджер 3М по продажам Джон Борден (John A. Borden) придумал дополнить рулон скотча "встроенным" лезвием, что существенно облегчило использование ленты. Некоторые другие усовершенствования, а также расширение ассортимента происходили в 1945, 1961, 1995 и 1997 годах. На сегодняшний день в семействе скотчей 3M более 900 наименований. Насколько успешно сложилась жизнь самого изобретателя Ричарда Дрю, сказать трудно. Ни о том, что он сказочно разбогател, ни о том, что умер в нищете, не сообщается. Даже с годами жизни путаница. По одним данным, он прожил с 1886 по 1982 годы, то есть — почти сто лет, 96. По другим — с 1899 по 1980, значит — 81 год.
Странное совпадение — агентства JVM/Neckar (Германия) и Altoforma (Испания) практически одновременно представили очень схожие работы для разных брендов липких лент (скотчей). Стоит заметить, что немецкий вариант выглядит как лучше со стороны продакшена, так и идейно — картины изображают сильных мужчин — борцов, сумоистов, штангистов. Таким образом подчеркивается крепость самой ленты.
Ошеломляющая техника. Правда, заметно, что "натуру" Хайсман черпает из фотографий. Получаются переводилки. Хорошо это или плохо - судить не мне.
Это недолговечное "искусство", основанное на простом трюке. Скотч на свету рассыхается, краска крошится, и ничего этого не будет уже лет через десять, если это выставлять на свету. Сюжеты донельзя банальны.
Зато цвета и фактура отлично создают необходимое настроение и ощущение времени-дождливости-дымки. Я не разбираюсь в искусстве.