проса Наше сознание любит использовать штампы. Удобно иметь стойкое представление о том или ином предмете. Вот, слово «карнавал» дает такой смысловой ряд: маски, детство, карнавал, весело, несеръезно. Но в ином ракурсе оказывается, что карнавал выступает обязательным элементом социальной жизни. И его отсутствие в текущей реальности говорит о нехороших последствиях. На феномен карнавала обратили внимание после выхода работы Михаила Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». С подачи Бахтина карнавализация стала использоваться для иллюстрации многих форм социальной жизни как сущность народной праздничности. Во время карнавала происходит «переворачивание» существующего порядка вещей, смена бинарных оппозиций. Бинарность - научный термин, который придает двоичности статус фундаментального принципа сознания. Сама мораль представляет собой часть бинарной оппозиции. Противоположностью морали выступает естественное состояние, вседозволенность. Другими известными оппозициями являются пары «день-ночь», «теплое-холодное», «мужское-женское», «жизнь-смерть». Карнавал давал возможность «перетряхивать» смыслы, когда бинарные оппозиции на короткое время менялись местами. Некоторые ученые сводят все отношения между знаками (читай всеми возможными объектами) к бинарной структуре. Такая тотальность бинаризма объясняется двоичностью мышления человека. Мозг человека состоит из двух полушарий, которые не симметричны по своим функциям. Левое полушарие отвечает за рассудочное мышление, логику, а правое – за интуицию, прямое восприятие. Таким образом, возникает извечное противоречие, которое ,возможно, стало поводом к эволюции. Кроме того, и индивидуальное, и коллективное сознание требуют время от времени разрядки, сброса повседневных забот. Интенсивное психическое состояние во время народного праздника, когда многие запреты снимаются, дает хорошую встряску сознанию. Другое дело, что на определенном этапе развития общества, карнавал начинает оцениваться как пережиток прошлого и проявление непристойного, селюцкого поведения. Вводятся запреты и моральные императивы. Но и в физике, и в психологии сдерживание энергии чревато неконтролируемым взрывом. Интересно, что элементы карнавальности сохранились и в современной рациональной и умеренной Европе. Особенно это касается народов романской языковой группы, которые сейчас не являются лидерами Запада. Испанцы - с корридой и помидорными фестивалями, французы с их привычкой совершать революции, итальянцы с индустрией кино, песенных фестивалей, венецианским карнавалом в конце концов. Иное дело – германские народы. Протестантизм, став ведущей идеологией Запада, дал мощный толчок развитию товарно-денежных отношений и, как следствие, интенсивному экономическому росту. Но, исходя их законов сохранения энергии, если к чему то что-то прибавляется, что-то должно убавится. Протестантская этика жестко относилась к любым формам народных гуляний и осуждала такое «непристойное» поведение. Хотя, по мнению ученых, внешняя вульгарность многих карнавальных действий происходит от древнейших культов плодородия и имеет магическую, а не развратную природу. Если этносу не удается от души «пофестивалить», то находятся другие решения. Одним из способов разрешения социального напряжения выступают войны. И если для средневековья характерны войны профессионалов с небольшим количеством участников (благородным не почетно было участвовать в карнавалах), то в эпоху промышленных революций войны стали массовым явлением. При этом часто мир после войны оказывался хуже, чем состояние накануне боевых действий, в том числе и для победителя. Поэтому так трудно найти экономические обоснования многим войнам Нового времени. Особенно чудовищными была II мировая война. Причем основными игроками были страны, где карнавала нет. Страна победившего протестантизма насмерть воевала со страной победившего атеизма. Активными участниками были Британия и США – светочи протестантской идеи. Легкомысленные французы позорно капитулировали, армия де Голля была формальным участником театра военных действий. Романская Испания практически не участвовала в войне, и поражение немецкого союзника не покол***** режим Франко. Беспечные итальянцы были постоянной головной болью для командования вермахта. Получается, что героизм и воинственность привязаны к феномену коллективного воздержания. Чем жестче моральные принципы общества, тем кровавее проходят войны. Социальная жизнь для оптимального развития должна иметь свои правила. Поэтому в каждом человеческом обществе возникают правила общежития. Чем более развитое общество, тем правила обширнее и тотальнее. Высокоразвитое общество при всех декларируемых свободах нормирует почти все сферы человеческой жизни. О фактическом сужении личного пространства до минимума в таком «продвинутом» обществе как США есть много текстов. А ведь это страна классической демократии. Примером крайней формы нормирования может быть книга Оруэлла «1984», где контроль над личностью показан как тотальный контроль всех сторон жизни индивида. В реальной жизни такое общество маловероятно, поскольку любая структура для оптимального функционирования должна иметь элемент нестабильности, эксцентрик. С другой стороны, длительное разрушение норм быстро понижает степень сложности структуры и подвергает ее разрушению. Поэтому влияние хаоса должно быть минимальным. В традиционных культурах эта коллизия разрешается через применение календарных праздников плодородия, где кроме всего, происходило кратковременное нарушение принятых норм и правил, все становилось с ног на голову. Древний Рим, цивилизация, которая до сих пор не перестанет удивлять своей социальной и технической организацией, имел в календаре несколько праздников, когда хаос карнавала становился всеобщим. Тем не менее, через несколько дней привычный порядок вещей восстанавливался, и Великая Империя продолжала быть образцом порядка и стабильности. Капиталистическое общество, Западный мир построен на других принципах. Протестантская этика, претендуя на тотальный контроль человеческим поведением, внесло карнавал в списки запрещенных действий. Массовые акции дозволено проводить только маргинальным структурам, которых большинство добропорядочных граждан сторонятся. Но вот парадокс, такое не-протестантское явление как гей-парады стали повседневным явлением в Западной Европе. Когда–то бюргерский Берлин - теперь европейская столица гомосексуалистов.. Более того, «голубые» акции стало массово освещаться, об этом много говорят и показывают. Наверняка, именно карнавальный характер этих действ привлекают публику, чья ориентация остается традиционной, но чья энергия бессознательного требует разрядки. Местный колорит
что же у нас с карнавалами? Можно сказать, не очень. При Сталине было не до карнавалов. Хотя красный террор в России трудно осознать рационально. Если только не увидеть в этом затянувшийся кровавый праздник одержимого бесами народа, перешедшего грань разумности. Сточки "Интернационала" - сюжет карнавального действа. "Мир насилья мы разрушим" (неподлинность действия заложена уже в тексте - насилие собираюся предолеть тем же насилием, низначально невозможная цель), "кто был ничем, тот станет всем"- оппозиция "шут-король". Поругание церковных святынь - из того же набора. Важно было не просто уничтожить икону, а именно публично осквернить, продемонстрировать потерю ценностного значения. В пост-сталинском Советском Союзе к массовым акциям относились с опаской. Все , что могли позволить себе граждане - это КВН (которые тупо закрыли, перекрыв легальный канал смеховой культуры) да различные праздники Нептуна. Тем не менее, многие ностальгирующие по СССР любят вспомнить с теплотой советские непритязательные праздники, где на краткий миг нарушалось унылое плановое существование. Праздником всех праздников был Новый Год – пусть не классический карнавал, но с элементами карнавализации. Ведь это был единственный способ взрослому человеку использовать практику ряженья в шутовские одежды, практиковать безнаказанно ненормативное поведение, совершать алогичные поступки. Если рассматривать ситуацию отстраненно, то для страны развитого социализма весьма удивительным представляется факт ключевого события в году не дня рождения Вождя (сверхчеловека и идеала для подражания по социалистическим представлениям), не годовщины Революции (ключевого события для всего человечества), и даже не собственного дня рождения, который с годами становится только поводом сокрушаться о прожитых годах. Нет, для подавляющего большинства самым-самым Праздником был и остается Новый Год – формальное окончание месяца и начало нового. Вряд ли дело только в «оливье». Беда Союза была в том, что страна пыталась казаться чересчур правильной, даже когда от нее этого не требовали. Заведомо невыполнимые политические цели (построение коммунизма) подразумевали некую идеальную общность – советский народ. А народ был далеко не идеальным, ему хотелось таких банальных вещей как колбаса и туалетная бумага. А еще людям хотелось «оторваться». Хоть на короткое время забыть о предсказуемых многолетних буднях. И если в реальной жизни ход личной истории изменить маловероятно, то психике все равно нужно дать хоть какую-то встряску. За несколько дней карнавала дикая энергия иррационального все равно закончится, поскольку пиковые переживания длятся недолго, и опять можно будет приступать к работе. Именно поэтому в Средние века католическая церковь сквозь пальцы смотрела на внешне весьма еретически карнавальные гуляния. Хорошей иллюстрацией может быть известный многим роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». В России карнавалы были не очень популярны как раз потому, что подавляющие большинство населения составляли крестьяне. А в их жизни хаоса и неопределенности дней грядущих хватало с лихвой. Кроме того, были обрядовые праздники, которые несли в себе многие черты карнавализации, кратковременной победы Хаоса над Порядком. До нашего времени в не-идустриальных районах Украины, где сельское население сохраняет паритет с городским, популярны рождественские гуляния, которые только условно можно назвать христианскими. Весьма показательно, что «вертеп» как массовое, действительно народное празднество, в котором ряженные играют ведущую роль, сохранилась в полном виде как раз в Галычине, самой отсталой, не-городской части Украины. В этом смысле галичане представляют интересный пример. Даже их ненависть к москалям, а ранее - к жидам и полякам, связана как раз с характерным для мифического сознания свойством объяснять неудачи происками сказочных персонажей, воплощающих собой мировое Зло. Себя же такое коллективное сознание воспринимает однозначно как Добро. Так уж человек устроен. Как сказал однажды Жан-Поль Сартр: «Ад – это другие». Как всё же пробиваются ростки карнавала в повседневную жизнь? В новейший период истории Украины был пример, когда карнавал стал мировой сенсацией. Речь идет об «оранжевой революции». События на Майдане можно рассмотреть как пример карнавализации общества. Ведь так называемый «режим Кучмы» был характерен, кроме всего, некоторой стабильностью. Для общества, переживающего сложные процессы трансформации, начавшиеся еще в эпоху перестройки и продолжающиеся до сих пор, любое ограничение социальной мобильности приводит только к консервации, но не решению проблем. Конечно же, там были использованы простые и эффективные способы манипуляции. Но сейчас говорится о другом. Наверняка сами организаторы акции в поддержку Ющенко не ожидали такого массового действа. А ведь с точки зрения карнавализации массового сознания произошло вполне органическое событие. Нужно напомнить, что мы обсуждаем эпоху развитого кучмизма, когда была достигнута определенная стабильность. Более того, наблюдался некоторый экономический рост, который отражался и на доходах населения. Тем не менее, произошла смена власти. Разве дело только в давнишней судимости Януковича? Нет. Поплывшее еще с времени распада СССР массовое сознание не могло выдержать такой долгой стабильности. Страна в упоении ждала, когда придет распорядитель и скажет: «Народ к разврату готов». Но для карнавала нужен какой–то повод, причем нетривиальный. И таковым стало обезглавленное тело Гонгадзе. Может не совсем тактично затрагивать эту тему, но поскольку речь идет о карнавале, многие запреты снимаются. Итак. Важно, что убитый был неместным. Для многих примитивных культур жервоприношение Чужака была важной частью ритуального праздника. Самый яркий пример - культура майя, организовывавших специальные войны для набора пленных, которых потом приносили в жертву. Может это и натянутая аналогия, но в примитивных обществах любые массовые действия предусматривали жертвоприношение. Принесенный в жертву мог даже отождествляться с образом царя или бога. Те, кто немного помнит то время, знают, что Георгий был одним из многих журналистов, обычным «шакалом пера» малоизвестного интернет-издания. Во время одного интервью Кучма даже спросил у Гонгадзе, кто он такой, не в смысле разборки «А ты кто такой?», а в смысле того, кто это в студии не по чину задает неудобные вопросы Президенту. Но у мифа свои законы и вот уже журналист становится всенародным Героем. То, что у трупа отрезали голову имеет свое сакральное значение. Наверное, убийцы делали это по своим определенным причинам. Но в логике мифа отрезанная голова играет волшебную роль. У многих народов, следующих шаманской традиции, отрезанная голова может не только разговаривать, но и вещать сокровенное знание. Голова избранного жила самостоятельной от тела жизнью и могла использоваться как важный источник информации. Как тут не вспомнить известного античного персонажа Орфея, который был растерзан вакханками за непочитание бога Диониса. По легенде, голова Орфея выплыла к острову Лесбос, где она пророчествовала и пела. И то, что до сих пор голова Гонгадзе не найдена, усиливает архетипичность карнавала по имени Майдан. Одним из важных событий классического карнавального действа является выборы «короля». Обычно это был гротескный герой, который подчеркивал смену оппозиций «шут-царь». Квазимодо в романе Гюго был таким «царем», ведь обычно старались выбрать самого необычного и яркого персонажа. Неудивительно, что Президентом Майдана, карнавальным царем-шутом стал Ющенко с его «отравленным» лицом. До сих пор дело об отравлении Ющенко, как и дело Гонгадзе, не раскрыто. Но с точки зрения карнавала попадание организаторов этого действия (кто бы это не сделал) оказалось стопроцентным. В обычных условиях такое искажение лица «зарубило» бы карьеру публичного политика. Иное дело - Карнавал, для которого именно Квазимодо является идеальным претендентом. Рабоче-крестьянское лицо Януковича проигрывало на таких выборах вчистую. Любопытным является человеческий материал Майдана. Полевых командиров и прочих технологов не учитываем, для этих оранжевое стояние было работой, которую хорошо оплачивают. У миллионеров, борющихся с миллиардерами, тоже был свой интерес. Но вот что заставляло основную массу неделями мерзнуть и жить в нечеловеческих условиях? Возможно, ответом будет понимание того, какие струны сумели невольно задеть организаторы Майдана. Значительную часть участников Майдана составляли жители Западной Украины, региона, где традиции вертепа живы до сих пор и где личность готова совершать антигосударственные действия, если они санкционированы референтной группой и представляют собой часть праздника. У них ведь никогда СВОЕЙ страны не было, а чужые государства не жалко. Также было много людей из сел и местечек центральной Украины, чье сознание по природе своей крестьянское. "
гда манифестанты с воодушевлением собирались блокировать здания государственной власти в Киеве они даже не могли себе представить, что может произойти. Так ребенок, спаливший дом, делает это из любопытства и частично из-за того, что взрослые ему запрещали играться со спичками. Способность быть личностью и принимать ответственность за свое действие – это прерогатива индивидуального сознания, которое присуще больше жителям городов. Тем не менее, именно поддержка киевлян сыграла важную роль в том, что манифестанты не повымерзли. Что же в Майдане увидели жители самого большого города Украины? Город устал от серых будней, и когда на его глазах развернулось яркое шоу, то многим захотелось окунуться в омут бессознательного. В то время непросто было оставаться личностью и трезво оценивать ситуацию. Если ты не с Восточной Украины, то обязан быть за Ющенко. Индивидуальное сознание слишком легко поддается массовому психозу. Тем более, когда в жизни так мало праздника. К тому же интеллигентствующие психически слабы и часто поддаются магии коллективного гипноза. То, что картинки с Майдана давали как главную новость мировые информ-агентства неудивительно. Когда в Бразилии начинается карнавал - это тоже становится событием недели. Ведь, несмотря на многие отличия, люди похожи. И даже японские дикторы, которые больше в своей жизни никогда не вспомнят об Украине, повязали оранжевую ленточку на лацкан пиджака. Солидарность в поддержку идеалов демократии? У японцев? Или радостное удивление и чувство уважения, что удалось организовать на холоде такой веселый фестиваль? Сцена, где постоянно кто-то выступал или играл, тоже вписывается в концепцию карнавала. Ведь в обычной жизни «працьовитi» украинцы не должны так много времени проводить ничего не делая, они же не «ледачi москалi». Но другое дело – праздник. Можно и песни послушать, и хороводы поводить. Еще одна бинарная оппозиция меняется местами. Если в обычной жизни неработающего человека подвергают обструкции и социальному порицанию, то во время карнавала работать грех. Поэтому тем, кто продолжает ходить на работу – "Ганьба!" Прежде чем войти – подумай как выйдешь Любое гуляние характерно тем, что оно быстротечно. Беда Майдана и Украины в том, что карнавал так и не закрылся. Квазимодо пересел из шутовского трона на государственный. Для него мало что изменилось. Он продолжает жить своей особенной жизнью, которая у трезвомыслящих людей вызывает недоумение, переходящее в брезгливость. Уже почти всем понятна неадекватность Ющенко. Но ведь он не сам захватил престол, его короновала большая часть Украины. А теперь у действующего Президента почти не осталось союзников и друзей. Правда, теперь техническая замена Ющенко другим персонажем не очень-то и поможет стране. Приближается вторая серия «Чужой против Хищника». Теперь уже мифический образ женщины в белом и с косой борется все с тем же постным Януковичем. Архетип Богини-матери заложен в каждом человеке. Конечно, мыслящий человек способен различить эксплуатацию архетипа и не смешивать политику и бессознательное. Но мыслящих людей мало и они, как правило, не ходят голосовать. Не только в Украине, вообще. Но для нас проблема становится катастрофической, ибо накладывается на тяжелейший кризис всего и вся. В противном случае можно было бы гордится многим. Кто еще может похвастаться, что их главный полицейский напился и стал драться с представителями порядка другой страны. Или где еще руководителя Национального банка обвиняют в организации «качелей» местной валюты, которую он должен вроде бы стабилизировать. И где военный парад состоит в том, что техника стоит, а не ездит? А какой президент может назвать часть тела премьера страны ж…? Только в стране, где карнавал не закончен до сих пор. До сих пор мы живем в перевернутом мире, где основные понятие человеческой жизни поменялись местами. Поэтому судьи не вершат правосудие, а берут взятки. А председатель СЕЛЬСОВЕТА получает миллионную взятку, в парламенте кто-то обязательно блокирует трибуну (работать грех – праздник), а мер столицы большую часть своего рабочего времени проводит в отпуске. Если бы все несуразности украинской жизни воспринимать буквально, то возникнет закономерный вопрос: «Что происходит?». И почему никто не начнёт менять ситуацию? А ведь всего-то надо было закончить карнавал в далеком 2004. Перед этим мэр города вручил бы Ющенко какие-то регалии и объявил бы его Президентом Майдана. А через несколько дней объявили бы о конце праздника. Многие бы не разошлись, требуя продолжения банкета. Людям всегда не хватало чувства меры. Для таких не надо было подвозить внутренние войска. Все бы решилось дешево и сердито и в лучших традициях карнавала. К прилегающим к Майдану улицам нужно было подогнать пожарные машины. Предварительно накачать их жидким куриным или свиным пометом и от души полить жижей праздношатающихся. Перед этим надо было закрыть прилегающие станции метро, а на вокзал подогнать пустые эшелоны. От Майдана до вокзала не так и далеко. Кому надо, дошли бы. На этот раз вряд ли сердобольные киевляне кинулись бы помогать нуждающимся. И даже если бы Ющенко победил, никто бы не говорил о духе Майдана. Ну, а пока шоу продолжается. Причем повлиять на его ход маловероятно. «Вона» с косой готова стать королевой бала, и ее имя не Эсмеральда. Между прочим, в народном творчестве часто использовали эвфемизм «она» для обозначения Смерти. В Средневековье, кроме такого массового действа как карнавал, были еще и dance macabre, «пляски смерти». Тарас Урсуляк,
дальше читать не стал пропагандистский опус либо киевлян на майдане не было, либо у них по природе крестьянское сознание, т.к. они много времени в поле проводят в силу образа жизни...:rolleyes:
ну кто бы сомневался, правда претензии к автору, а вы так рядышком посоглашаетесь, вы кагбе ни при чем ) вы хоть раз киевского крестьянина видели? мне не доводилось вот они прийдут после осенне-полевых работ и расскажут про свое крестьянство - любопытно послушать... а вообще вся статья пропитана городским шовинизмом, неким возвышением над селом и автор напрочь забыл, кто выращивает хлеб для него... эдакий эталон мыслящего человека - гомоситиус...
якщо забрати "городским" - що є прикриттям справжнього: тоді - так. до автора - спробуйте попрактикуватися на "маршах несогласньіх" ну, а до цитатора-прокуратора (хоч і несумісні це речі) - змініть нік, і, як риєтеся на помийці - звертайте увагу на штин від того, що ви звідти винесли.
Я Ж КАЗАВ ШО ПУБЛИКУЮ В ПИКУ РАЗДЕЛУ НА НАШЕМ форуме .. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ,, Чому там всё проты РФ а я просто -проты.
это ваш единственный аргумент - "а баба-яга против"? круто!!! П.С. раз уж нет у вас украинской раскладки - не каверкайте язык. вам же не приходит в голову писать по английский русскими буквами...
Марш несогласных- 500 чел и Гарик ,а я за большенство,хотя иногда и не совсем. у меня клавы нет украинською, прошу пана ,звыняйте!
Вот всегда так.Как вопрос по делу,так ответ: Сам дурак!Я выложил статью.Это совсем не значит .ЧТО Я ,например ,её поддерживаю полностю.И чё на меня кидатся? Не хотите обсуждать-промолчите.
если не трудно повторите этот вопрос, я его упустил из виду... это ваши слова, не автора... так в чем же вы согласны с автором?
а в армії це звучить "постройте мне ето стадо!" == схильність бути у лавах більшості часто переходить в ходіння строєм. І закінчується гарматним м’ясом. Як ви ставитеся до творчості рок-групи "Пінк Флойд"?