История Карельского перешейка +.

Тема у розділі 'Санкт-Петербурзький форум', створена користувачем Kot555, 12 гру 2009.

  1. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Корела, она же Русь Начальная Виктор Паранин,
    кандидат географических наук
    Руссы-россы - кто они?
    В настоящее время местоположение Начальной Руси на севере признается большинством исследователей. Правда, многие ошибочно называют ее Верхней Русью, исходя из движения славян вверз по Днепру, и размещают ее в Приильменье и Поволховье, оставляя открытым вопрос, откуда русь сюда пришла.
    Более того, какие такие веские основания позволяют историкам из поколения в поколение трактовать население Приильменья в качестве славянского начиная с VIII века, причем положение это принимается каждым последующим поколением исследователей как аксиома? Самым авторитетным аргументом в пользу этого является сообщение автора "Повести временных лет" о том, что новгородцы говорят на славянском языке. Но ведь оно фиксирует языковую ситуацию в регионе через 2-3 века после утверждения здесь руси. Два столетия - срок более чем достаточный для смены языка.
    Вторым основанием для причисления новгородских словен к славянам является сходство этих этнонимов. Но ведь никому и в голову не пришло утверждать, что в Ливонии, Ливане и Ливии говорят на ливвиковском диалекте карельского языка, хотя во всех приведенных названиях присутствует единый корень с одинаковым значением. Поэтому данный тезис представляется нам весьма не надежным.
    О неславянском происхождении руси свидетельствует и сочинение писателя XI века Аль-Бекри, и труд еврея Ибрагима, относящийся к середине X века, в котором говориться: "племена севера завладели некоторыми из славян и до сей поры живут срнди них, даже усвоили их язык, смешавшись с ними". Отсюда следует, во-первых, что кроме руси в завоевании славян принимали участие какие-то другие народы, что подтверждает высказанную нами ранее версию. Эти племена известны из русских летописей. Например, Новгородская I летопись сообщает: "и седе Игорь, княже, в Кыеве; и бежа у него Варязи мужи Словене, и оттоле прочие прозвашася Русью". По крайней мере еще одно северное племя, а именно словене, участвовало в завоевании Среднего Приднепровья. Таким образом, косвенно подтверждается высказанное выше положение о близком родстве руси и приильменских словен, которые в качестве младших союзников участвовали в военных предприятиях руси в Восточной Европе.
    Таким образом, каких бы то ни было достоверных данных о славянском характере населения так называемой Верхней Руси не существует. В данном случае мы имеем дело с еще одним мифом, которыми так богата наша история.
    Подробнее остановимся на особой близости новгородских словен к варягам, неоднократно подчеркиваемой в "Повести ...". Так, под 862 годом сообщается: "Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне". Это место, одинаково не понятное как с позиции славянской концепции образования Древнерусского государства, так и с нормандской (скандинавской), становится достаточно прозрачным, если за ним видеть языковую близость словен и варягов. Оснований для этого более чем достаточно. Во-первых, выражения "одного рода" и "одного языка" тождественны в русских летописях. Об этом свидетельствует В.В. Колесов в своей книге, посвященной исследованию социальных и этнических терминов, встречающих в письменных источниках Древней Руси.
    Во-вторых, в новгородской округе существует мощный пласт балтско-финской топонимики, свидетельствующей о неславянском характере населения этого района на ранних этапах его истории.
    В-третьих, о языковой близости варягов и словен свидетельствует сходство, доходящее до идентичности, личных имен. Так, под 1024 годом ПВЛ сообщает, что Ярослав для войны со своим братом Мстиславом, на стороне которого выступали хазары и касоги, получил помощь от варягов во главе с князем Якуном. Но в той же летописи под 1140 годом упоминается новгородский посадник под тем же именем. Нет никаких оснований полагать, что посадником новгородцы избрали варяга, тем более что к этому времени имена варягов исчезли из русских летописей.
    Наконец, в-четвертых, широко известен факт нахождения на раскопках в Новгороде огромного количества берестяных грамот. Однако менее известным является то обстоятельство, что значительная их часть написана, как полагают, на карельском языке.
    Мы рассматриваем "карельские грамоты" как проявление "билингвизма" на территории Приильменья, где в течение значительного времени сосуществовали "новый" государственный славянский язык и "старый" народный балтск-финский, близкий известному нам карельскому.
    Таким образом, направления развития Русского государства и распространение господствующего в нем языка были диаметрально противоположны: первое шло с севера на юг, а второе, с некоторым запаздыванием, - с юга на север. При этом в формировании государства четко прослеживались три этапа. Следует отметить, что о трех русских государствах в свое время говорил и академик А.А. Шахматов. Правда, Начальную Русь (или остров Рус арабских источников) он посещал в районе южнее озера Ильмень, для чего пришлось существенно расширить содержание арабского термина, означающего "остров", поскольку никакого острова южнее Ильменя и в помине нет. Отсюда: якобы нуждающиеся в зерне русы захватили около 840 года у хазар Днепр, образовав Древнерусское государство, второе по счету. А затем изгнавшие русов северные племена пригласили перед лицом угрозы русов из Киева варягов, в результате чего третье русское государство после захвата Олегом Киева было создано на юге.
    Как Русь превратилась в Корелу
    На севере Восточной Европы немало этнических загадок, но наиболее интересны и масштабны, на наш взгляд, две: куда делась изначальная русь и откуда взялась корела? Каждый из этих вопросов в отдельности неоднократно поднимался в исторической литературе, однако никто до сих пор не рассматривал их во взаимной связи, хотя основания для этого имеются достаточные.
    В начале XIX века получила широкое распространение концепция, согласно которой карелы первоначально обитали в Биармии, а на стыке прошлого и нынешнего тысячелетия продвинулись с Северной Двины и Белого моря к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале ХХ века под влияние роста национализма в Финляндии развились теории западнофинского происхождения корелы.
    Во всех существующих концепциях присутствует вывод об относительно позднем формировании корелы (XI-XII века) на основе смешения нескольких этносов. Но, как справедливо отмечает С.И. Кочкуркина, анализ исторических, археологических и лингвистических данных свидетельствует о более раннем образовании корелы и корельской общины. Это убедительно подтверждается хотя бы тем, что основная часть сюжетов бесспорно карельского эпоса "Калевала" восходит к рубежу бронзового и железного веков, то есть к середине I тысячелетия до н.э. К XII веку корела вступает в качестве сложившегося и развитого этнического образования: оно имеет самобытную материальную культуру, мощное воздействие которой ощущается на обширных пространствах Северной и Северо-Восточной Европы.
    Существуют письменные свидетельства об отнюдь не пассивном участии корелы в военных предприятиях Новгорода. В 1256 году состоялся очередной поход против еми, возглавляемый Александром Невским. В нем принимали участие суздальские и новгородские полки князя, но основу войска, видимо, составляла корела: сообщая об этом походе папе, шведы подчеркивали особое активное участие в нем карельских военных сил. Шведский король Вольдемар даже обратился в Рим за помощью. Папа Александр IV издал буллу,в которой объявил главными виновниками нападения карел и в ярких красках изобразил учиненные им жестокости. В булле содержался призыв к крестовому походу против язычников-карел.
    Наконц, еще одним доказательством происхождения корелы из летописной руси служит этноним karjala. Он состоит из корня karja- и топонимического форманта - la. По внешнему виду корень этнонима напоминает основу скандинавского названия Gardariki, которое широко известно и традиционно относится к Руси. Если отбросить вторую часть хоронима - riki, которая означает "государство", то остается основа Garda, которая также широко употреблялась самостоятельно для обозначения Руси. Действительно, garda и karja - это одно и тоже, поскольку вторая форма легко выводится из первой через переходную kardia, подобно тому как в финских языках djarvi переходит в jarvi, обозначая "озеро" в различных диалектах.
    Попытаемся отыскать значения выделенного корня karda-/karja-. По латыни Garda (Cardea) - римская богиня, хранительница домашнего очага; cardo - главный, основной (например, в слове cardinalis); cardo - "сторона света", "демаркационная линия" с севера на юг", "время года"; cardo anni - "летнее солнцестояние". Из приведенного перечня следует, что данный корень в латыни связан с понятием очага, верха, юга, лета, то есть с тем же рядом понятий, что и корень rus. Он же присутствует в русском слове "гордый", а также в заимствованном "гвардия", которые, очевидно, смыкаются с понятиями "красивый", "красный".
    Таким образом, хоронимы Корела и Русь, несут в себе один и тот же смысл. Отсюда можно сделать вывод, что Корела является более поздним названием Начальной Руси. Причины изменения названия территории, а затем и этноса, расселенного на ней, нами уже рассматривались: Русью стало называться обширное государство Восточной Европы, управляемое варягами, в результате чего исконная Русь, расположенная на острове между Ладогой и Балтикой, стала пользоваться другим названием, несущим в себе тот же смысл. Можно предположить, что оба имени параллельно существовали до XII века, когда одно из них было окончательно вытеснено. В пользу этого свидетельствует знакомство арабов в X веке с именем Арта, которое является одним из вариантов названия острова Рус, восходящим, очевидно, к хорониму Karda (Carda).
    Весь текст статьи :http://www.karelkurs.narod.ru/
     
а де твій аватар? :)