Ингерманландия - Ингрия. Place to be

Тема у розділі 'Санкт-Петербурзький форум', створена користувачем Kot555, 21 бер 2010.

  1. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Ингерманландия: миф или реальность?

    В последнее время все чаще от совершенно разных людей приходится слышать о т.н. Ингерманландской идее. Популярность проектов, так или иначе связанных с Ингрией, растет год от года. Однако многие приверженцы этих идей, что называется, слышали звон, да не знают, откуда он . В связи с этим, а также с тем, что до сих пор многие жители Петербурга и Ленинградской области даже и понятия не имеют о том, на какой земле они, собственно, живут, видится необходимым дать некоторое представление этого вопроса. Нижеследующий текст является точкой зрения автора и вовсе не исключает существования других точек зрения на проблемы Ингерманландии.



    История

    То, что понятие Ингерманландия по сей день остается неизвестным широкому кругу населения, совсем неудивительно: вплоть до сер. 80-х гг. упоминания об Ингрии и ингерманландских народах можно было встретить лишь в узкоспециальных изданиях, исследования об этом не поощрялись . Сейчас ситуация немногим лучше: издания и публикации на эту тему по-прежнему встречаются довольно редко. Тем не менее, интерес к теме не только не пропадает, но, наоборот, растет.

    Для начала необходимо привести небольшую историческую справку. Итак, территория Ингрии изначально была заселена финскими племенами, упоминавшимися в русских летописях под именем чудь еще в 11 в. Древнейшими жителями южного побережья Финского залива были водь ( vaddjalazed , фин. vatjalaiset ) и ижора. Первые появились на территории будущей Ингрии до конца первого тысячелетия, переселившись, по всей видимости, из Восточной Эстонии; по своей культуре и языку вожане были близки более всего к эстонцам и ливам. В эпоху средневековья водь была достаточно крупным народом, экономически и политически связанным с Новгородом. Одна из пяти административных единиц Новгорода так и называлась: Водская (в западных хрониках Watland). Ижорцы или ингры (isurit , inkeroiset , inkerikot) появились несколько позже, поселившись восточнее вожан. Своим происхождением древние ингры были связаны с карелами и финнами. В русских летописях ижорцы впервые упоминаются в 1228 г., когда они совместно с новгородцами отражали нападения финских племен. В дальнейшем ижорцы неоднократно упоминаются как союзники Новгорода в различных войнах.

    Впоследствии, на протяжении тех веков, когда славянское население стало селиться в междуречье Невы и Наровы, водь и ижора все больше подвергались русскому влиянию, и, в частности, христианизации. Несмотря на это, языческие верования (схожие с верованиями скандинавов и, отчасти, кельтов) в Ингрии сохранялись, по свидетельству современников, вплоть до 19 в.

    Название Ингерманландия ( Ingermanland ) впервые утвердилось как название южного побережья Финского залива во время подписания Столбовского мира со шведами 1617 г. Впрочем, в западных хрониках название Ингардия впервые встречается в 1221 г. в хронике Генриха Латвийского. В шведской Хронике Эрика , описывающей события 1229-1319 гг., для данной территории используются два названия: Inger и Watland. Со временем топоним Ингрия распространился на всю территорию Водской пятины, вытеснив название Watland . Происходит этот слово от финского Inkeri (Inkerinmaa , эст. Ingeri ), что, в свою очередь, связано с финским названием реки Ижоры Inkere.

    Во времена шведского владычества под Ингерманландией понималась территория между берегом Финского залива, рекой Невой и юго-западным побережьем Ладожского озера. Нева тогда считалась границей между Финляндией и Ингрией (в иностранных описаниях раннего Петербурга можно встретить упоминания о том, что левобережная часть города находится на ингерманландской стороне, а правобережная на финской). С 1629 г. территория Ингрии была включена в Лифляндское генерал-губернаторство вместе с Лифляндией, Эстляндией и Карельским перешейком, а в 1642 г. Ингрия вместе с Кексгольмским леном была выделена в отдельное генерал-губернаторство, будучи административно разделенной на четыре лена.

    Территория Ингрии была отвоевана русскими войсками в ходе Северной войны, в 1702-1703 гг.: 11 (22) октября 1702 г. была взята штурмом крепость Нётеборг у истоков Невы, 1 (12) мая капитулировала резиденция шведских генерал-губернаторов крепость Ниеншанц (правильнее Нюэнсканс, по-фински Неванлинна), в начале июня русские войска овладели Ямом и Копорьем. 16 (27) мая в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург, ставший впоследствии столицей Российской империи. Формально возвращение Ингрии было утверждено Ништадтским миром 1721 г., хотя еще в 1708 г. была создана Ингерманландская губерния. Это слово звучало также в названиях Ингерманландского драгунского полка и корабля Балтийского флота "Ингерманланд". Через два года губерния была переименована в Санкт-Петербургскую, в ее состав входила часть карельских, новгородских, псковских, тверских, ярославских земель. Позднее, по мере роста числа губерний, территория Санкт-Петербургской губернии сократилась и стала ближе по размерам к исторической Ингрии. После завоевания в 1743 г. южной части Карельского перешейка, эти земли (бывш. Выборгская губерния) также были включены в Ингрию.

    С этого времени начинается активная русификация Ингрии, но при этом возрастал и приток финских и эстонских переселенцев. Языком же образования, как и религии малых народов Ингерманландии был русский. Впрочем, никаких проблем это не создавало, и на протяжении последующих веков наблюдался процесс мирного сосуществования и культурного соседства всех трех культур на территории Ингрии: русской, финской и ингерманландской, финские деревни сохранялись на территории Петербурга вплоть до сер. 19 в. (на Крестовском острове). Причем историки отмечают большую зажиточность ингерманландцев по сравнению с русскими переселенцами, обуславливаемую их трудолюбием, умеренностью и настойчивостью.

    Наряду с русификацией коренного населения наблюдался и обратный процесс: народы Ингерманландии оказывали большое влияние на русских, вследствие чего, что, в общем, естественно в таких случаях, менталитет русских переселенцев постепенно стал изменяться и походить на финско-ингерманландский. Нет оснований усматривать в этих процессах "офинение", скорее, речь идет об обычном воздействии климатических, природных, бытовых и прочих факторов на уклад жизни переселенцев, ведь русские в Ингрии испытывали воздействие тех же внешних условий, что повлияли и на становление финнов и прибалтов. В результате произошли некоторые изменения в жизни, быту, мировоззрении русских, появление новых схожих традиций, вследствие чего стало возможным говорить об органической интеграции русских в Ингрию и возникновении нового ингерманландского субэтноса, отличительной особенностью которого являлось то, что он носил не национальный, а территориальный характер, впрочем, обуславливаемый особенностями региона и, конечно, испытывающий культурное и духовное влияние финнов и прибалтов. Подробнее о феномене возникновения и существования такого рода территориальных внутринациональных субэтносов (а также о многих других интересных вещах) можно прочитать в труде Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера Земли".

    Для тех, кто презрительно называет финнов чухонцами , напомню, что финны, как и другие скандинавские народы, до сих пор являются самыми чистыми в расово-национальном плане народами Европы, по классификации гитлеровской Германии стоящими наравне с чистокровными немцами, а уж в те времена там и подавно не слыхивали о расовом вторжении с Юга. Сегодня Финляндия является единственной страной с нацистским прошлым, где свастика не только не запрещена, но и присутствует в оформлении высших государственных наград и Президентского штандарта. И вообще, что вы против финнов имеете?

    На протяжении 19 в. в Ингрии наблюдалось постепенное усиление финского влияния, в частности, довольно широкое распространение получило лютеранство, была учреждена даже Ингерманландская церковь. Впрочем, даже ингерманландские финны, не говоря уже о других народностях, постоянно подчеркивали свое отличие от финнов-суоми, и не слишком-то хотели поднимать вопрос о присоединении к Финляндскому княжеству, что, в общем, было бы и при желании уже проблематично, ввиду преобладания русского населения и расположения в Ингрии российской столицы. Ингерманландцы предпочитали спокойно жить и работать там, где они родились, и не участвовать в различных политических играх, тем более, что они имели и школы, и прессу на родных языках. Так же спокойно отнеслись они и к Октябрьской революции: отдельные Ингерманландские батальоны формировались как красными, так и белыми, в целом же говорить о массовом движении в чью-либо поддержку не приходится.

    Именно в это время были сделаны попытки пробудить в Ингрии сепаратизм на национальной почве, разговоры об это велись в основном финскими активистами-идеологами "Великой Финляндии" Аспелундом, Свинхувудом и др. В одном из бредовых активистских документов тех лет Петербург именовался "жалким гнойником на ингерманландском государственном теле" - во, до чего договорились! Сами ингерманландские народы в целом сепаратистских тенденций не выказывали, настаивая лишь в сохранении культурной автономии, и хотя определенная их часть и была вовлечена в борьбу за национальную автономию, тех, кто выступал за разрыв с Россией, было ничтожно мало, в основном это были финны-суоми.

    Вплоть до середины 20 в. Ингрия была разменной картой в игре с Финляндией, и жизнь здесь во многом зависела от того, какие отношения на данный момент были у СССР с его северным соседом. Ингрия то имела самоуправление, то не имела, то пользовалась правами культурной автономии, то теряла их, население то выселялось, то переселялось обратно, короче, стабильности не было. На фоне этих процессов пару раз вспыхивало национальное самосознание , но, как вы понимаете, до массового движения дело так и не дошло. Коренного населения с годами становилось все меньше и меньше, русские все более интегрировались в Ингрию, задвигая ижорцев и вожан на второй план и подменяя собой понятие ингерманландец.
     
  2. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Продолжение :

    Современное понятие Ингерманландии

    Для того, чтобы более понятно объяснить природу этого Ингерманландского субэтноса, проведем аналогию, например, с Сибирью. Исторически заселенная нерусскими народами неславянского происхождения, Сибирь в свое время была завоевана русскими, которые расселились по сибирским и забайкальским землям, колонизовали и освоили их. Сегодня название сибиряк в последнюю очередь означает коренное население, про которое уже и забыли, и для которого употребляют отдельное название - "малые народности Сибири и Крайнего Севера". То же самое с понятием волжанин , которое относится как к коренным народам, населявшим берега Волги, так и в той же мере к русским колонизаторам, которых уже даже дико так называть настолько давно и прочно осели мы в Поволжье.

    Наиболее близкой по времени является аналогия с Калининградом/Кенигсбергом: русские, пришедшие на исконно прусско-немецкие земли, настолько прониклись немецким духом тех земель, что многие величают себя пруссаками. Формально они не имеют для этого ни предпосылок, ни обоснований. Но их мировоззрение, ментальность, уже изменилась под воздействием внешних факторов и они уже не просто русские (по крови), но и пруссаки (по духу), что заметно при общении. В обиходе все они совершенно не употребляют топонима Калининград, а исключительно Кенигсберг или сокращенно Кениг - почему? Именно поэтому. Они гордятся своей (уже своей!) землей, а значит, гордятся ее историей. Точно так же и на Юге очень многие гордятся историей казачества, тем, что это казацкие земли , хотя сами, зачастую, не имеют никакого отношения к казакам. Так же и название ингерманландец сейчас означает уже во вторую очередь коренные народы Ингрии, а в первую очередь вообще население данной части России, объединенное и отличающееся от других районов всеми факторами, которые и обуславливают уникальность того или иного региона. Мы гордимся не только тем, кем мы родились, но и тем, где мы родились и живем. Кровь и почва. Осознание родной земли не менее важно, чем осознание национальности, поскольку не подлежит сомнению, что ментальность конкретного человека складывается не только из тех черт, что присущи ему как представителю той или иной нации, но и тех, что накладывает на него проживание в тех или иных условиях. Большое влияние на население Северо-Запада оказывают те же самые факторы, что повлияли и на финно-прибалтийские народы. Во многом мы похожи. Отмечается, например, такой факт: в России (и особенно на Северо-Западе) популярны анекдоты о медлительности финнов и эстонцев. Но интересно здесь то, что у финнов в большом ходу анекдоты о медлительности русских. Серьезно.

    Таким образом, сейчас можно уже говорить об Ингрии, как о регионе с весьма слабо выраженным национальным характером, но имеющим свою собственное ярко выраженное лицо, уникальную духовность, восприятие жизни, мироощущение, и этим отличающемся от других регионов России. Во все времена слова "Я - ленинградец (петербуржец, петроградец)" были исчерпывающей визитной карточкой уроженца здешних мест. Да что там, любому человеку известно, что менталитет жителя Петербурга отличается от менталитета жителя, скажем, Москвы, и даже известно, чем именно. А последний, в свою очередь, сильно отличается от краснодарца или забайкальца. Хотя все они принадлежат к русской нации. Но кроме этого, они еще принадлежат своей земле. Типично питерский характер это и есть Ингрия, понимаете?

    Ведь Ингрия - это определенная территория, а вовсе не малые народности, ее когда-то населявшие. Они получили свое название - ингерманландцы - именно потому, что проживали в Ингрии, а не наоборот. Сейчас в Ингрии живут русские. Живут давно. А значит, мы тоже ингерманландцы.



    Что дальше?

    Вариантов дальнейшего развития Ингерманландии множество. Существуют радикальные течения, выступающие за различные пути развития, вплоть до абсолютного сепаратизма. По мнению автора, такая точка зрения неприемлема, хотя бы потому, что ингерманландцы сегодня - это, в основном, русские, а если одна часть русских отделится от других, то что же тогда будет называться Россией? Хотя анализ экономического положения Северо-Запада показывает жизнеспособность проектов самостоятельного существования, тем не менее, все мы неразрывно связаны кровью с остальной Россией. Речь идет лишь о признании Ингерманландии как уникального названия нашего культурного и духовного региона, обладающего многими уникальными чертами характера населения.

    Напрашивается вопрос: а зачем, собственно, нам нужна эта самая Ингрия?

    Гордились бы своим Питером и не вспоминали это название. Так-то оно так, да не так. История этих земель насчитывает намного больше лет, чем история Питера, который был построен на ингерманландской земле, а значит, изначально, еще при закладке, начал нести на себе отпечаток этой земли. Особенность Санкт-Петербурга, которая начала проявляться с первого дня существования города, возникла не просто так, а именно обусловилась спецификой Ингрии. Так же, как человек должен помнить не только о существовании отца, но и деда, и более далеких пращуров, так же и мы должны помнить о том, что то, что мы унаследовали от Петербурга, Петербург унаследовал от Ингрии. Петербург это город. А Ингерманландия это наша земля.
     
  3. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Флаг и герб Ингерманландии.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Карта 17 века :

    [​IMG]
     
  4. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Ингрия в огне. Малоизвестный эпизод белого движения

    Среди многих тайн и загадок, доставшихся историкам от эпохи "великих потрясений" первой половины текущего столетия, особенно неизученной является, пожалуй, период гражданской войны на севере Петроградской губернии в 1919 - 1920 годах. Он связан с государственным образованием Северная Ингрия, созданным крестьянскими повстанцами. В финляндской историографии в той или иной степени всегда доминировала точка зрения на эти события как на освободительную борьбу "ингерманландского народа против большевистской власти" (проф. М. Юссила). Советские же историки до недавнего времени видели в данных событиях всего лишь "кратковременную вылазку белобандитских формирований, финансировавшихся шовинистическими кругами в Финляндии" (А.И. Давиденко).
    Не принесла подвижек в этом вопросе и либерализация исторической науки в нашей стране. Вопрос этот, как "не имеющий актуальности", и по сей день, надежно задвинут в пыльный угол. Эта статья - наверное, первая попытка рассказать о сопротивлении ингерманландских финнов коммунистическому режиму, осветить позицию тогдашних лидеров Ингрии.
    Северная административная граница Всеволожского района пока еще Ленинградской области, в основном повторяющая линию старой советско-финляндской границы до 1940 года, имеет небольшой выступ в северо-западном направлении. Сейчас это пустынная местность, не тронутая пока даже садоводческим бумом. Лежит она к западу от станции Орехово за Приозерским шоссе вдоль реки Тунгелман-йоки (Смородинка).
    Кирьясало - "книжная лесная глушь", так в переводе с финского звучит название этой местности. Когда-то в начале XVII века поселились здесь выходцы из Выборгской Карелии. Все они были обучены грамоте, как того требовала лютеранская церковь (каждый должен был уметь самостоятельно читать Святое Писание), потому и получило их селение у местных ижорцев ироническое название. Заглянем в архивы: перед нами дореволюционный Кирьясало начала века. Крайняя точка России и Северной Ингерманландии - за пограничным шлагбаумом Финляндия (до 1918 года - автономное Великое Княжество Финляндское). Две лавки, ветряная мельница. Население - несколько сот жителей, в основном, ингерманландских финнов. У самой границы - имение Бурениных. Сын хозяйки имения был "пламенным большевиком". Пользуясь дружбой с пограничниками, часто проводившими время у гостеприимных хозяев (пограничный пост находился на территории усадьбы), он, минуя таможенный контроль, ввозил в Россию марксистскую литературу. Мог ли он подумать, что через два десятка лет жители этих земель окажутся вне закона за одну только национальную принадлежность, а сам он "падет жертвой произвола в период "культа личности"? Но оставим в покое "красного" помещика и вернемся к ингерманландцам. После февральской революции идея автономии завладела многими ингерманландцами. 23 апреля 1917 г. по инициативе общества "Сойхту" (Факел) был проведен I съезд ингерманландских финнов. Председателем был избран учитель Каапри Тюнни. Было принято решение о введении образования на финском языке. II съезд, прошедший 29 сентября 1917 г. был связан с выдвижением кандидатов в предпарламент. Однако никто из финнов избран не был. Уже после большевицкого переворота 10 марта 1918 года III съезд принял решение о создании органов местного самоуправления - волостных правлений. Структура и принцип организации их, заимствованные в Финляндии, были близки и ингерманландцам. Однако вскоре волостные правления были разогнаны "строителями светлого будущего" и заменены большевицкими комитетами бедноты. Для работы среди "несознательного" населения, на все должности назначались "красные финны" бежавшие из Финляндии после того, как тамошние левые потерпели сокрушительное поражение.
    Землю Инкери не миновали беды, общие для всей России. Красный террор в Ингерманландии - тема отдельного исследования. Разумеется, для финнов, в большинстве своем крестьян, была неприемлема политика продразверсток. Ответом на нее стали восстания. Первым проявлением протеста стал Волосовский бунт в Южной Инкери. Естественно, ингерманландцев вдохновлял пример соседних Финляндии и Эстонии. Созданный в Эстонии из ингерманландских беженцев батальон участвовал в Освободительной Войне эстонского народа и походе генерала Юденича на Петроград в 1919 году. 9 июня 1919 года беженцы из Северной Ингерманландии и Финляндии заявили о своем стремлении к независимой Ингерманландии. Заявление это было в первую очередь эмоциональной реакцией на большевицкий режим - до этого выдвигались лозунги широкой национальной автономии.
    Наиболее сдержанные лидеры, в том числе и Каапри Тюнни, считали, что такая цель "может обернуться бедой", склоняясь к варианту широкой национальной автономии в составе освобожденной от большевиков России. Необходимость освободительной борьбы не оставляла времени для дебатов. 27 июня 1919 года Северо-Ингерманландский полк подполковника Юрье Эльфенгрена (580 бойцов), сломив сопротивление малочисленных красных пограничников, перешел границу и занял поселки Кирьясало, Миккулайнен (Никулясы), Лемболово, Васкелово, подошел к деревне Куйвози и станции Грузино. В бой с солдатами Эльфенгрена вступили отряды "красных финнов". Повстанцы потерпели поражение и отступили в Финляндию. Однако в сентябре 1919, одновременно с наступлением Юденича на западе Ингрии, отряд Эльфенгрена снова перешел границу и оказался у Грузина. Готовилось восстание в селах Токсово и Вартемяки. Командование возложило на бойцов Т. Маркку и Т. Саволайнена почетное задание водрузить ингерманландский флаг на вершине Понтусовой горы, возвышающейся над Токсово.
    Токсово - сердце Северной Ингрии...
    Оно влекло белых воинов как Иерусалим крестоносцев. Но повстанцы снова потерпели поражение в бою под Куйвози 24 октября. Об этих событиях напоминает мемориальная доска на станции Грузино в честь погибшего там большевика И.П. Жука. Будет ли когда-нибудь на этой земле памятник белым повстанцам, жертвам красного террора и депортаций? Солдаты Эльфенгрена отступили на север и более года удерживали Кирьясальский выступ.
    Большевики неоднократно предпринимали атаки на позиции повстанцев, но вынуждены были отступать. Поселок стал столицей свободной Северной Ингерманландии. Полноту власти взяла на себя временная комиссия Северной Ингерманландии. Выпускались почтовые марки с изображением национального флага и герба, деревни Лемболово и Токсовской церкви - символов Северной Инкери. Эти марки сохранились сейчас у трех петербургских филателистов. Были введены собственные военные награды - Крест Белой Стены и Крест Участника Освободительной Войны. После поражения армии Юденича надежды на освобождение Инкери от красных становились все более призрачными. Финляндия стремилась к заключению мира с большевиками и не оказывала повстанцам серьезной поддержки, ограничившись присвоением в начале 20-го года Северо-Ингерманландскому полку статуса полка пограничной стражи. К тому же повстанцы встретились с пассивной позицией большинства ингерманландского населения, несмотря на всеобщее недовольство людей большевиками. К сожалению, это было свойственно для всей тогдашней России.
    В 1920 году по условиям Тартуского мирного договора полк был выведен в Финляндию и расформирован. Территория Кирьясало возвращалась Советской России. 5 декабря был спущен национальный флаг и в этот же день население поселка ушло в Финляндию. В Кякисалми ингерманландцев ждала торжественная встреча. Бойцы прошли парадным шагом через триумфальную арку, сооруженную на центральной площади и украшенную цветами и еловыми ветками. Полковник Эльфенгрен, выйдя в феврале 1920 в отставку под давлением властей Финляндии, отправился в Крым, где принял участие в последних боях Русской армии. Потом - годы эмиграции. В 1925 году он нелегально вернулся в Россию для организации сопротивления, но вскоре был арестован и погиб в застенках Лубянки. Таков был путь полковника Эльфенгрена, ингерманландца, солдата России.
     
  5. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Продолжение:
    Через 23 года ингерманландский флаг снова промелькнет в огне второй мировой и будет предан забвению на многие десятилетия, как и слово "Инкери"... В 42-м году на территории Финляндии из военнопленных финского происхождения (в основном ингерманландских финнов, а также карелов и вепсов) формируется добровольческий батальон, действовавший в составе финской армии. В начале 43-го года он участвует в боях недалеко от Кирьясало. Добровольцы нашли на месте приграничных поселков лишь фундаменты домов. Финны видели свою землю, разоренную и опустошенную. Они уже знали, что их родные и близкие, перенесшие блокадную зиму и вместе со всеми ленинградцами участвовавшие в обороне города, погружены в эшелоны и отправлены в неизвестность. Жители южной и западной Инкери, оказавшиеся в зоне нацистской оккупации, были изгнаны из своих домов и отправлены в концлагерь Клоога в Эстонии. Спасло их лишь вмешательство правительства Финляндии. Казалось, земля Инкери никогда не возродится... За спиной добровольцев были разрушенные церкви, аресты и расстрелы близких, клеймо предателей для всех, попавших в плен, впереди - яростные бои, обманутые надежды, годы страха - для тех, кто избежал выдач. В память о страданиях народа в районе Лемболова устанавливается памятник - крест Ингрии. Очевидно, что памятник был разрушен в послевоенные годы. Трагична судьба бойцов батальона. Мирный договор с СССР обязывал Финляндию выдать их сталинским властям. 3 ноября 1944 года на станции Нараярве их погрузили в эшелон. Люди не знали, куда их везут и поняли все, лишь увидев вооруженную охрану. Однако по пути из 644 человек 445 бежали при явном сочувствии охранявших эшелон финских солдат. Судьба выданных в Советский Союз неизвестна. До сих пор в финской печати мы видим обьявления о поиске бывших солдат батальона, выданных в СССР, их друзьями и родственниками. Одна из страшных загадок до сих пор скрыта в архивах. До 1953 года власти Финляндии разыскивали и выдавали в СССР ингерманландцев. Больше всего повезло нескольким десяткам человек, сумевшим перебраться в Швецию....
    В советской исторической литературе события в Северной Ингрии упоминались очень редко и в совершенно искаженном виде. Читаем книгу Г.С. Усыскина "Из революционной истории Карельского перешейка": "В октябре 1919 года, когда армия Юденича стояла на западных подступах к Петрограду, белофинские банды снова перешли границу в районе Кириасалы, Мийкула, Лемболово. Четыре дня хозяйничали они в приграничных районах Карельского перешейка. Подошедшие части Красной Армии разбили белобандитов и вытеснили с советской территории".
    Таким образом, все представлялось, как военная акция Финляндии. Это, очевидно, было связано и с тем, что даже в послесталинское время вплоть до самой перестройки было не принято вообще упоминать об ингерманландских финнах, составлявших здесь в прежние годы большинство населения (в Токсовском национальном районе - 80:wacko:.
    В 1995 году в журнале "Ингерманландские сельскохозяйственные вести" появились краткие публикации о марках Северной Ингрии и военных наградах. В нескольких экземплярах попала в Россию изданная в Финляндии книга "Прибалтийские финские народы", в которой несколько фраз посвящено событиям в Кирьясало.
    В летописи сопротивления много белых пятен, немало разночтений.
    История ждет своих исследователей.

    А. ПЮККЕНЕН, А. ТИАЙНЕН "ПОСЕВ"
     
  6. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Вольный Петербург

    Республика Ингерманландия

    --------------------------------------------------------------------------------
    История формирования Руси – это история взаимосвязи двух ее центров – Новгорода и Киева. Летописи не сохранили дат возникновения этих городов, и даже имена их основателей не могут быть названы со стопроцентной уверенностью. Впрочем, общеизвестно, что Киев был заложен тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом, старший из которых и дал имя городу. Традиционно принято считать, что братья были князьями или на худой конец просто великими воинами, без труда подчинившими местное население. Но злые языки утверждают, что на самом деле Кий был всего лишь перевозчиком через Днепр, и название города следует возводить к фразе "На перевоз на Киев".

    История возникновения другой древней столицы Руси – Ново Города гораздо туманнее. Были, говорят, некогда князя, Словен и Рус, ушедшие из Скифии искать "места благопотребны". После 40 лет скитаний вышли они к берегу большого красивого озера, которое назвали в честь сестры одного из князей Илмеры. На впадавшей в него реке построили братья город Словенск Великий ("а иже ныне – Нов град"). Впрочем, ни они оба, ни сын Словена знаменитый князь-оборотень Волхов мемуары написать не потрудились, а потому легенда эта остается не более, чем легендой.

    Но так или иначе, а первая точная дата в истории Руси связана именно с Новгородом. Дата эта – 859 год, когда северный племенной союз (словене, меря, кривичи, и др.) восстал и изгнал варягов, собиравших с него дань. Тогда впервые на этих землях были произнесены слова "Оккупанты – вон!", а идея суверенитета впервые возникла в умах ингерманландцев.



    Калевала

    Дальше – история общеизвестная, призвание варягов. Князья тогда были не в пример скромнее своих потомков: хотя они, как и положено князьям, собирали дань, но во внутренние дела населения не вмешивались, предоставив жителям право спокойно заниматься своими делами. Такое существование устраивало всех, и правители, не утружденные необходимостью постоянно плести интриги и раскрывать заговоры, стали расширять свои владения.

    Из дальнейшей истории внимание следовало бы обратить на такой факт: после захвата варягами и новгородцами Киева, Олег, согласно летописи, сказал "Да будет он матерью городам русским". (Здесь уместно сделать небольшое отступление: не следует путать князя Олега со сказавшим эти же слова губернатором Лужковым. Князь Олег, конечно, предательски убил Аскольда и Дира, но это все равно не повод, чтобы так его обижать). Поскольку Киев и сейчас, и тогда принадлежал грамматически к мужскому роду, а обвинять Нестора-летописца в безграмотности мы не имеем никакого права, вывод может быть сделан только один: к этому времени у русских городов уже был отец. Какой – догадаться, я думаю, труда не составит.

    С переносом политической активности на юг, Новгород перестал интересовать князей. Хотя он оставался крупным идеологическим и административным центром, его роль как столицы Руси стала снижаться. Но история не терпит дисгармонии, большой и сильный город невозможно было лишить политического влияния. Те же, кто так считал, жестоко поплатились за свою ошибку. Сначала Владимир Святой, а потом Ярослав Мудрый сумели захватить киевский стол именно с помощью Новгорода, в котором княжили, разбив дружины своих старших братьев, побрезговавших новгородским княжением, и их союзников.

    Основная причина конфликтов между Новгородом и центром – дань. Уже в самом начале XI века Ярослав, сидевший в Новгороде, отказался платить ее своему отцу Владимиру в Киев. Из-за этого чуть не вспыхнула настоящая война, но Владимир, собираясь в поход на сына, неожиданно умер. Затем последовала междоусобица, верх в которой одержал Ярослав. Но победа ему бы не досталась, если бы не новгородцы, не раз морально и материально поддерживавшие своего князя.

    Следующее столетие вплоть до 1136 года Новгород входил в состав централизованной Киевской Руси. Великий князь назначал туда, как и в любой другой административный центр, своих наместников, обычно младших братьев или детей. Впрочем, зависимость наших земель от центра уже тогда была во многом лишь видимостью. Например, новгородцы могли отказаться принять князя или выгнать не понравившегося им. В одном из писем в Киев они писали великому князю: "если у твоего сына две головы, посылай его к нам" (смысл в том, что одну голову ему собирались отрубить). Но в 1136 году в Новгороде произошло восстание, положившее конец даже такому, не слишком сильному подчинению центру.

    В тот славный год новгородцы восстали и арестовали сидевшего у них Всеволода Мстиславича. Продержав князя с семьей несколько дней под арестом, они выгнали его из города, и с тех пор стали править сами. Верховным руководящим органом стало вече, на котором избирались посадник (глава администрации) и тысяцкий (возглавлявший ополчение). Даже архиепископ в Новгороде не назначался, а выбирался по жребию из трех кандидатур, предложенных горожанами.

    Земли Новгородской республики делились на пять административных частей. К северо-западу от Новгорода, там, где сейчас стоит Петербург, включая земли Карелии, простиралась Водская пятина. Впрочем, помимо собственных земель новгородцы распространили свою власть и на множество соседних племен. Так что сферу их влияния попадали земли современной Финляндии, а в сфере интересов лежали земли от Белого моря до Черного.

    Естественно, что при этом трудно было избежать вооруженных столкновений с соседями. В Финляндии и Карелии новгородцы воевали со шведами, на западе, в прибалтийских землях – с крестоносцами, на юге-востоке – с удельными князьями. Чем закончились крестовые походы – общеизвестно, натиску шведов новгородцы стойко сопротивлялись, пока не попали под власть московских царей, а тяжелая борьба на юго-востоке, в которой Новгород в конце концов проиграл, длилась не одно столетие. Живя на неплодородных северных землях под постоянной угрозой прекращение хлебного импорта из средней полосы, новгородцы научились лавировать между спорящими друг с другом соседними князьями, опираясь то на Суздаль, то на Тверь, то на Литву. После победы Александра Невского над крестоносцами жители города на Ильмене вынуждены были подчиниться великому князю и стоявшей за ним Орде. Но даже в это время, когда Новгород платил Сараю дань, в его внутренние дела не рисковали вмешиваться ни получившие ярлык князья, ни тем более татары.

    Благодаря своему выгодному положению, а еще более – своей независимости, дававшей ему возможность самостоятельно решать вопросы, в которых разбирался лишь он сам, Новгород богател и благоденствовал. Наиболее красноречивые доказательства высокого уровня жизни его жителей – археологические раскопки: от поразившего исследователей бесчисленного множества берестяных грамот до редчайших находок – лаптей, доля которых среди найденной обуви новгородцев – 0,1% (остальные 99,9% - кожаные сапоги). На территории Новгорода существовали Готский, Немецкий и Шведский торговые дворы, с обитателями которых горожане не всегда дружили, но всегда выгодно торговали.

    И вот в конце XV века относительно безбедной жизни нашей родины наступил конец. Московский князь Иван III в 1478 году сделал то, что безуспешно пытались многие его предшественники... Вечевой колокол был снят, мятежные бояре казнены, а Новгородская республика перестала существовать. Было ли это закономерностью исторического процесса или случайностью? Мы знаем немало примеров такого объединения – средневековая Франция, Германия XIX века. Но при этом необходимо помнить, что тогда речь шла об объединении более слабых вокруг более сильного при условии взаимной заинтересованности в этом процессе. В случае же с Новгородом, хотя Москва и была сильнее в военном аспекте, экономически сравниться с ним она не могла. При этом не надо забывать, что в Европе при объединении политический режим не менялся – жители Бургундии меняли только своего владыку – с герцога на короля, тогда как новгородцы взамен демократии (пусть даже не совсем "стопроцентной") получили деспотию. В данном случае уместнее было бы сравнивать эти события с Войной за независимость в Америке, с той лишь оговоркой, что американцы победили, а мы нет.

    Но сразу Новгород не умер. Он продолжал жить еще некоторое время, торговал, принимал заморских гостей, сам отправлял свои товары. Но процессы эти шли уже по инерции. На реквизированных боярских землях сидели московские дворяне, принесшие сюда нравы своего дикого царства. Неизвестно, сколько длился бы процесс медленного умирания великой средневековой республики, если бы не Иван Грозный, совершивший в 1569-1570 "Новгородский поход". Опричное войско "веселилось" в древней русской столице 40 дней, после чего ни о каком подъеме города не могло идти и речи – в нем просто физически не осталось столько людей, чтобы хоть как-то воскресить его былую славу.

    Было ли это закатом и смертью Новгорода? Того Новгорода – да, наверное, было. Хотя еще в XIX веке лингвисты считали, что диалект населения Новгородской губернии ближе к старославянскому чем какой-либо другой, та цивилизация погибла. Следующее, семнадцатое столетие на этих землях хозяйничали шведы. Во времена Северной войны они были возвращены и включились в российский исторический процесс под названием Ингерманландская губерния.
     
  7. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Продолжение :
    Петр Великий, основатель столицы Ингерманландии - Санкт-Петербурга

    Александр Меншиков, первый губернатор Ингерманландской губернии

    Почему же после возвращений наших земель России историки не зафиксировали никаких ярких "вспышек сепаратизма"? Во-первых, конечно же, в условиях абсолютной монархии такие попытки пресекались на корню, и не могли развиться во что-либо существенное, тем более здесь, прямо под носом у III отделения, всевозможных секретных комитетов и комиссий, тайных канцелярий etc. Во-вторых, главные носители демократических традиций были уничтожены еще московскими царями. А в-третьих, и это, наверное, главное, тогда (т.е. до XX века) представления о свободе, хотя и были, но не могли развиться до вопросов о ее конкретной реализации (если не принимать во внимание разного рода утопии).

    Манифест 1905 года, бывшей первым шагом в сторону демократизации общественного строя во всей истории России, не мог не отразиться на судьбе Ингерманландии. 1906 год – разгон первой Думы. Что делают депутаты, обманутые правительством, обманутые в своих лучших надеждах? Они пишут воззвание, призывающее народ к пассивному сопротивлению нарушившей свое слово власти. Это знаменитое Выборгское воззвание. И место для его провозглашения было выбрано не случайно: здесь депутаты были уверены, что их не схватят по крайней мере до того, как они успеют обсудить сложившееся положение и прийти к какому-то решению. Вместе с тем, и это особенно важно подчеркнуть, вплоть до октября 1917 сохранялась надежда на то, что всей России удастся встать на путь демократического развития, поэтому усилия либералов были направлены на реформирование всей империи. Но пассивность народа, сыграла свою роковую роль 6 января 1918 года, когда было разогнано первое и, боюсь, последнее действительно всенародно избранное и легитимное народное представительство – Учредительное Собрание, лебединая песнь российского либерализма. Никто не пошевелил и пальцем, чтобы его спасти, люди доказали, что демократия им не нужна. Опомнившиеся потом примкнули к Белому движению, но и оно, увы, не смогло объединить все свободолюбивые силы, а потому проиграло.

    Следующая веха – Ленинградское дело. Имело ли оно под собой основание или было лишь поводом для уничтожения очередной партии старых большевиков – предоставим решать красным и белым историкам. Но показателен факт: в самостоятельности обвиняли не Киев или Сталинград, а именно Ленинград. Впрочем, вряд ли о расстрелянных Сталиным коммунистах стоит сожалеть больше, чем о вырезанных Иваном Грозным новгородцах.

    В начале 90-х годов в России повторилась ситуация начала века. Вновь на горизонте замаячили вожделенная демократия и свобода, но вновь, как и тогда, она оказалась никому не нужной. Глубокий экономический кризис полностью аполитизировал население, сделал его равнодушным к своим правам и, как следствие, к их защите. Возникает и еще одна историческая реминисценция – Новгородская республика в начале XII века. Как тут не провести параллели: богатство Новгорода вполне сопоставимо с богатством (по крайней мере, потенциальным) Петербурга, а природа отношений с Москвой осталась неизменной. Вместе с тем остались неизменными и отличия жителей северо-запада от населения центральной России. Привыкшее жить под монголо-татарским ярмом (а если верить Гумилеву, то с радостью его принявшее), последнее относится к народно-патриотическому "красному поясу", тогда как в Ингерманландии традиции борьбы за свои права против всех, кто на них покушается, имеют тысячелетнюю историю...
     
  8. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Примечание - Анютины глазки это назваие флага Ингрии, а Б.Г. все-таки умеет шифровать смысл своих произведений.

    http://www.youtube.com/watch?v=TjEvrrLivGg
     
  9. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    спасибо, очень интересная статья!
     
  10. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

  11. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

  12. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    скажите, уважаемьій Kot555, какие слова или даже стальіе вьіражения попали в русский язьік от ингерманландцев?

    вот в детстве читая свою любимую книгу "шкид" -- заметил слово "чухонка-молочница", смьісл его понял совсем недавно...
     
  13. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    Если навскидку, по моей памяти... Луда, мусс, сумля, сельга...Огромное колличество названий, которые стали у нас нарицательными , да название рек - Нева, Охта, Ижора, Луппи, Лубья,Вуокса и т.д. все финно-угорские какими и были сотни лет назад.. Можно массу примеров привести )))
     
  14. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    500 лет назад Новгородская республика была оккупирована Москвой

    Многие утверждают, что нынешний кризис не идет ни в какое сравнение ни с кризисом 91-го, ни с последующими, ни с предшествующими ему кризисами. Не сравнить его и с той ситуацией, которая была в России после Великой Отечественной войны и во время страшных голодных лет 20-х годов. Невозможно по одной простой причине: всегда, в любой ситуации у граждан нашей страны была надежда. Был виден, возможно и призрачно, но путь выхода из кризиса. В тяжелейшие годы послевоенной разрухи люди понимали: потенциально мы можем жить лучше, так, как мы жили до войны, и мы живем плохо потому, что враг уничтожил наши заводы и сжег наши посевы. И когда мы отсроим заводы, мы будем жить, как прежде. Во время гиперинфляции 91-го словосочетание "шоковая терапия" грела людские души. Шоковая-это значит непродолжительная, после нее будет лучше.

    Сегодня мы стоим перед фактом: лучше не будет. Выступления московских лидеров, обещающих стабилизацию просто смешны, они расчитаны только на два типа граждан: мыслящих категориями соцреализма пенсионеров и депутатов Государственной Думы. Но депутаты явно не хлопочут о благе народном, а пенсионеры пока еще судьбу страны не решают (хотя есть исключения). Никого другого, кто мог бы предложить пути выхода из кризиса в рамках демократического государства нет. Выходит, что демократический путь развития для России невозможен? Демократия в России обанкротилась вместе с кабинетами Черномырдина-Кириенко? События в Дагестане показывают, что вызванный бездарной экономической политикой голод-не единственная угроза Кремлю. И вывод лежит на поверхности: Россию спасет только диктатура. Жесткая и беспощадная диктатура. Диктатор, пришедший на смену дискредитировавшему себя режиму, должен следить, чтобы каждый рубль, выделенный на зарплату рабочему, шел на зарплату рабочему, а шахтеры вовремя получали деньги. Только такой лидер сможет сдержать народный гнев и усмирить страну.

    Но хотим ли мы прихода такого человека? Хотим ли мы платить кровью за спокойствие и лагерями за стабильность? Хотим ли мы видеть наших детей дегенератами, даже во сне кричащими:" Слава великому Ленину (Сталину, Лукашенко, Лужкову...)!" и вскидывающими руку с криком "Хайль" или "Всегда готов!", но утешать себя мыслью, что зато они не погибнут на очередной кавказской войне?

    Почему же тогда к этому все идет? Что это- рок, жидо-масонский заговор, происки НАТО? Нет! На самом деле мы этого хотим. Все, что происходит в стране - воля народа. Народ хочет диктатуры, и он ее получит! Горько это сознавать, горько с этим соглашаться, но это так. Стремление к диктатуре, желание иметь во главе "сурового, но справедливого" свойственна народам России. Осознание этой мысли есть не национализм, русофобия или мизантропия, а прагматизм.

    К сожалению, это не сгущение красок и не гротескная картина, навеянная чтением Замятина или Маркса. Не стоит думать, что если ваш сосед по лестнице не хочет диктатуры и коллега на работе уважает Чубайса, то и вся Россия с вами согласна.

    Вся история России, от самого призвания варягов до наших дней, необратимо свидетельствует: не смотря на то, что путь развития страна выбрала византийский, автритарно-деспотический, существовали земли, которые, в силу объективных причин не последовали за всеми. Хотя бы наши с вами северо-западные территории.

    Первые триста лет своего существования Россия развивалась как обычное европейское государство, причем далеко не самое отсталое, а при некоторых князьях даже передовое. Все те процессы, которые происходили на Руси - раздробленность, борьба между князьями и т.д. имели место быть и в государствах Западной Европы. Но после 1237 года, когда Россия попала под власть монголо-татар, ситуация резко изменилась. У Руси появился могучий и всевластный хозяин, который, хотя и не вмешивался в "холопьи свары", но всегда держал руку на пульсе, оперативно реагировал на происходящее и не давал забывать о себе. Его наличие во-первых объединяло и сплачивало общество, как верхи, так и низы, а во-вторых показывало пример русским князьям, как нужно править и подчинять себе. Князья очень быстро усваивали уроки: уже через сто лет, в 1327 году московский князь Иван Калита сжег и вырезал Тверь, прикрываясь именем своего сюзерена - золотоордынского хана.

    Такой порядок принципиально отличался от Европы, где короли, герцоги и папы имели примерно одинаковые силы и были заняты дележом власти и земель. Междуусобицы в Европе носили не менее ожесточенный характер и были не менее кровопролитны, чем войны внутри Руси. Но их отличало то, что шли они между равными и расчитывать приходилось только на свои силы (плюс силы союзников, которые могли предать в любой момент), тогда как на Руси был Господин, который, если ему угодить, вызовет твоего противника в Орду и отрубит ему голову.

    В средневековой Руси не было ни одного человека, который был бы свободен: холоп подчинялся господину, господин-своему господину, и даже самый главный господин все равно целовал носки ханских сапог. После свержения ига Россию качнуло в другую сторону: появился абсолютно свободный человек. Но только один-царь. Все, даже думные бояре были для него не более, чем "Ивашки" да "Петьки", которых можно было в любой момент посадить на кол. Эта социальная несправедливость компенсировалась только одним: боярин мог посадить на кол своего холопа. Учитывая, что боярские холопы тоже имели холопов, моральная компенсация под названием "кол" существовала и здесь. Не имевшие холопов могли избивать жен или бить палками по мордам лошадей.

    В то же время в землях Господина Великого Новгорода ситуация была принципиально иной. Новгород жил по законам, унаследованным еще с незпамятных времен от предков, и превратившимся, под влиянием западноевропейских идей, в систему правления, характерную для самых развитых городов-государств запада того времени, а по некоторым оценкам и превосходящую их. Основное отличие от московской деспотии состояло в том, что в управлении Новгородом (а также Псковом и рядом других городов Северо-Запада) принимало участие если не все, то достаточно большое число политически независимых людей. И культура общения между ними проецировалась на все общество. Сам принцип единоличного правления, диктатуры был противен новгородскому обществу. Если бы посадник топнул ногой и приказал отправить на дыбу боярина (или даже простого горожанина) за то, что тот не поклонился ему, завтра он уже не был бы посадником. Так, начиная с самого верха, устанавливалась система если не равноправия всех людей и сословий, то по крайней мере уважения между ними.

    Парадоксальным доказательством того, что новгородцы были менее сплочены, и, стало быть, более индивидуально свободны, служит и гибель Новгорода. Во время оно из их рядов не вышел диктатор, способный железной дисциплиной сковать ряды новгородского ополчения в битвах против ратей Ивана III.

    Так больше 500 лет назад Новгородская республика была оккупирована Москвой. Вечевой колокол сняли, а земли новгородцев раздали московским боярам. Еще через сто лет Новгород "посетил" Иван Грозный со своими опричниками. Неспособный победить Ливонский орден, он неплохо повоевал с ремесленниками и купцами.

    Контроль над Северо-Западом всегда был необходим Москве, но из этого вовсе не следует, что присоединение Новгорода было исторически неизбежным и тем более взаимовыгодным. Наоборот, вынужденный вместе с остальной Россией служить игрушкой в руках сменяющих друг друга деспотов и тиранов, он развивался отнюдь не по тем законам, по которым ему следовало бы. Меньшинство было силой подчинено большинству, и кого теперь должны благодарить жители Северо-Запада, с завистью глядящие на своих североевропейских соседей?

    Живя в одной стране, мы неизбежно принимаем правила игры большинства ее жителей. Мы подчиняемся красно-коричневой думе, хотя все наши в ней представители - демократы. Нам снижают кредитный рейтинг из-за бездарной московской экономической политики, хотя реально наш город по своей надежности не уступает большинству восточно-европейских городов. В наших магазинах растут цены из-за того, что московское правительство решило подпечатать денег и раздать их шахтерам. Но должны ли мы, имеем ли право перед потомками идти на поводу у бредящей диктатурой толпы на том лишь основании, что она говорит с нами на одном языке и ее предки в битве на Шелони победили наших?
     
  15. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    :pardon: не, никогда не сльішал...
     
  16. Serena

    Serena May Flower

    и я..темнота...:-[
     
  17. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    В этом и дело - если тебе приехать в среднестатическую деревню лен.бласти, ты услышишь много таких слов, значение которых будет непонятно...В этом заключается наше этническое отличие.Я например и не знаю, какие слова пришли из финского - для меня все слова одинаковы и понятны.))) Самое интересное в том, что серьезную научную работу в этом направлении никто ещё не проводил...)))
     
  18. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    могу предположить, что проводились -- на уровне курсовой работьі в университете...
     
  19. Маджентис

    Маджентис Главный Бухгалтер

    Мусс - это кондитерское изделие. Но оно от французского.
    Остальное - не слышал кроме как в топонимах.

    Топонимы видоизмененные
     
  20. Kot555

    Kot555 Мартовский кот

    ))) Мусс в любой вологодской деревне представляет из себя клюквенный или брусничный кисель в который ложка с трудом втыкается..Ближаешее от вепского мюсси.
    Конечно,а как же без этого.
    Проводились конечно, но в малых объёмах - только эти исследования не публикуются для широкой публики - всем прививают глобальнобратскую лубоввь от Кённингсберга до Владивостока..)))А выискивать этнические корни и отличия от среднестатического россиянина властям без надобности. Матрице это не нужно.
     
а де твій аватар? :)