...или все решает голова?

Тема у розділі 'Лібертаріанство, теорія лібералізму', створена користувачем bayard, 5 вер 2012.

  1. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    По мнению экспертов, секрет успеха в профессионализме.
    Финансы у Бишкека поют романсы. По крайней мере, когда задаешь городским чиновникам вопрос: мол, а когда же дороги будут гладкими, деревья политыми, мусор исчезнет и так далее, их самый популярный ответ: “Денег мало, не хватает”. Между тем представители экспертной группы “Реформа” считают, что с деньгами даже обезьяна справится с задачей, а вот попробуй–ка решить проблему без них. Мы в свою очередь задали им вопрос: “А как это возможно?”. И, признаемся честно, были настроены критично, учитывая сегодняшние реалии. А отвечали нам Искендер ШАРШЕЕВ, бизнес–аналитик, выпускник БГУ и Российского университета дружбы народов (РУДН), и Азамат АТТОКУРОВ, эксперт по государственному управлению, окончивший Московский государственный университет управления. Как выяснилось, экспертная группа подготовила программу развития Кыргызстана и Бишкека до 2025 года. Сегодня готова подробно рассказать о своем стратегическом документе и будет рада, если нынешние власть имущие возьмут его за основу.

    Никаких пятен на реноме

    “ВБ”: — Ваша экспертная группа “Реформа” создана не так давно. Кто в ваших рядах?
    ШАРШЕЕВ: — Группа состоит из 22 ребят, которым от 27 до 40 лет. Объединились вокруг одних идей, ценностей. Но прежде убедились, что идеи социалистического государства и сегодняшние работают не очень хорошо, приводят к различным проблемам. Наше государство не обращает достаточного внимания на экономику.
    АТТОКУРОВ: — И, что немаловажно, все эксперты независимые, но с общими взглядами на развитие госуправления.
    ШАРШЕЕВ: — А началось все, так сказать, с легендарного движения “Завтрак”. Ребята, работающие в сфере бизнеса, экономики и госуправления, собирались время от времени в дебатно–дискуссионном клубе. Последний год эти встречи стали особенно активными. Основные требования к членам клуба — чистая репутация, никаких коррупционных эпизодов в биографии, своя личная история успеха, карьеры, а также положительные рекомендации других участников движения. К слову, большинство являются также членами Бишкекского делового клуба. Мы поняли, что наши обсуждения, дискуссии так и могут остаться только на словах, а ведь надо действовать, тем более что у нас большой потенциал. Мы умеем разрабатывать бизнес–проекты, претворять их в жизнь. Как выяснилось, еще никто не брался за проектирование развития страны, этому не учат в университетах. Но мы все же решили общими усилиями составить бизнес–план Кыргызстана.

    “ВБ”: — Вы обмолвились, что пропускной балл в вашу группу — отсутствие коррупционных связей. Но ведь вы наверняка сыновья богатых и влиятельных родителей.
    ШАРШЕЕВ: — Ошибаетесь. Мой отец умер в 1998 году. Нет богатой родни.
    АТТОКУРОВ: — В том все и дело, что мы хотим показать и доказать, что можно быть сыном простых родителей и при этом добиваться результатов, искренне болея за судьбу страны. У меня тоже уже нет отца, мама — пенсионерка. Я из “Джала”, как и все жители микрорайона, страдал этим летом из–за отсутствия горячей воды, потому что не работает котельная, которую давным–давно надо было отдать на аутсорсинг. Нет ни одного родственника в политике, большом бизнесе, не работал ни дня на госслужбе. У нас жесткий фильтр, если узнаем, что кто–то из желающих пополнить наши ряды имеет влиятельных мам и пап, то стараемся отдалиться. Одним словом, мы за люстрацию.

    Четко, ясно, реально
    АТТОКУРОВ: — Сегодня очень много звучит ура–патриотических высказываний. Одни пустые обещания о райской жизни, никакой конкретики. А цели должны быть четкими, достижимыми. И при подготовке программы мы ставили задачу обозначить конкретные механизмы достижения результата, никаких размытых фраз, обтекаемых форм.

    “ВБ”: — И каким же видится вам Бишкек в 2025 году?
    АТТОКУРОВ: — Столица должна стать оазисом в Центральноазиатском регионе. Как этого добиться? Не новость, что Бишкек является стратегически важным объектом в Центральной Азии. И сегодня многие авиаперевозчики из разных стран готовы летать через Бишкек. Те же руководители российских грузовых авиаперевозок говорят: мол, дайте нам такую возможность. Это свидетельствует о том, что мы реально можем стать транзитной зоной, авиаперекрестком наподобие Стамбула, Дубая. К примеру, можем связать Японию и Балканы. Нужно понять, что для развития и процветания не обязательно строить заводы, фабрики. Сначала надо идти по пути минимального сопротивления, зарабатывать там, где это легче всего. Такая возможность представится, если начнем продвигать туризм и авиаперевозки. Впрочем, можно к этому списку добавить и железнодорожные и автомобильные объединения.
    Необходимо в первую очередь создать аэропорты международного уровня, снизить цену за взлет–посадку, билеты должны быть дешевле, чем у наших соседей. Также нужно снизить стоимость авиакеросина. Это возможно, поскольку получаем его из России по льготной цене и к тому же создано совместное кыргызско–российское предприятие “Газпромнефть–АэроКыргызстан”. При этом нужно, чтобы были высокие стандарты по логистике грузов и пассажиров.
    Понятно, что аэропорт “Манас” не в силах самостоятельно развиваться. Его сейчас терзают в разные стороны политические силы. А потому предлагаем отдать его в долгосрочную аренду опытным иностранным менеджерам, которые уже показали свою блестящую работу.
    ШАРШЕЕВ: — Добавлю, что Бишкек должен стать комфортным городом. Для этого нужно, чтобы развивалась и разрасталась именно бизнес–среда, которая пополняла бы бюджет города, страны. Увеличение самозанятых граждан — один из главных критериев успешности. Тем временем у нас при энном мэре количество бизнесменов сократилось на 30 процентов, соответственно, на столько же процентов снизился приток денег в казну.

    “ВБ”: — А как сделать денежный поток бурным?
    ШАРШЕЕВ: — Первый пункт — сократить дублирующие муниципальные органы, которые фактически регулируют то, что не требует этого. Понятно, что нужно контролировать поступление, скажем, взрывчатых веществ, соблюдение ветеринарно–санитарных норм. Но нельзя регулировать весь бизнес, тем самым заключая его в душные объятия. Например, во многих развитых странах нет такого госоргана, как наша Бишкекглавархитектура. Нет никакого градсовета, комиссий. Существуют нормативы безопасности, которые должны неукоснительно соблюдаться, а иначе нарушитель ответит по всей строгости закона.
     
  2. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    “ВБ”: — А кто же будет следить и проверять исполнение этих госстандартов?
    ШАРШЕЕВ: — При горкенеше нужно создать комиссию, состоящую из трех профессионалов, которая будет головой отвечать за нарушение норм. Необходимо, чтобы эти специалисты работали, так сказать, в аквариуме, чтобы каждое их действие можно было проследить. Также надо позволить частным фирмам проводить анализы. Пусть строители обращаются к ним за оказанием платных услуг.
    АТТОКУРОВ: — Должно быть минимальное госуправление. Все–таки нужно жить по средствам. Вот сейчас обсуждается паспортный вопрос. Мы опять хотим на деньги налогоплательщиков купить станок за 30 миллионов долларов. Но зачем? Маленькие, небогатые страны не могут позволить себе такую дорогую покупку, если есть возможность сделать все намного дешевле и качественнее за рубежом.
    К словам Искендера хочу добавить, что нужно сокращать автомобильный парк. Огромный штат обслуживающего персонала и машин в Жогорку Кенеше, правительстве, мэрии. Непрозрачная система расходования бензина. Надо всем чиновникам, слугам народа либо выделять бензин, либо предоставлять проездной билет в общественном транспорте.

    “ВБ”: — Ребята, о чем вы говорите! Чиновникам же не в кайф самим крутить баранку.
    АТТОКУРОВ: — Некоторые депутаты говорят: мол, есть своя машина, дайте только бензин. А им в ответ: “Нет, пользуйтесь водителем”. Это же громадная система по отмыву денег.
    Другой вариант — выделять власть имущим по 200–300 сомов на проезд на такси. Это дешевле обойдется бюджету, нежели содержать большой штат водителей.

    “ВБ”: — А вы с мэрией эту инициативу обсуждали?
    ШАРШЕЕВ: — Там к нашим предложениям относятся с прохладцей. Немало упреков в наш адрес звучит и со стороны граждан: мол, хорошие идеи проговариваете, но все это не более чем сотрясание воздуха. Есть два варианта поменять существующее положение вещей: либо использовать рычаг гражданского общества, как это делают НПО, либо принять участие в выборах в горкенеш. Но сами знаете, какие препоны ставятся, чтобы молодежь не прошла.

    “ВБ”: — Допустим, кто–то из вас и пройдет в депутаты. Что дальше?
    ШАРШЕЕВ: — Один в поле не воин. Наши идеи претворятся в реальность лишь в том случае, если будем работать командой.
    АТТОКУРОВ: — Мы не питаем больших иллюзий, что все сразу и обязательно получится. Но это же не значит, что нужно сидеть сложа руки и ждать, когда все само улучшится. Большую поддержку может оказать гражданское общество. Да, оно сегодня незрелое, но все впереди. Наступит день, когда оно созреет. И будет принимать активное участие в продвижении страны. Есть у нас в планах создание порталов, где будет отражено каждое движение денег из госказны, на что расходуются финансы, с какими целями. Чтобы увидеть счета, человек должен будет представить свои паспортные данные. Кроме того, на интернет–форумах люди, выражая свое мнение, смогут влиять и на принятие решений. А чтобы Бишкек процветал, нам нужен сильный горкенеш, который может контролировать действия мэра и будет подотчетен простым гражданам. И нужно обязательно проработать механизмы отзыва депутатов. Везде в мире существует такая практика.

    “ВБ”: — Не было этого механизма ни в парламенте, ни в горкенеше. И не будет.
    АТТОКУРОВ: — Будет! Обязательно!
    ШАРШЕЕВ: — Наше предназначение — сломать старую систему и построить новую. И знаете, что способствует этому? Увеличивающийся кризис старой системы. И когда будем ломать ее, она треснет, расколется.
    АТТОКУРОВ: — Революции 2005–го и 2010 годов наглядно показали, что те силы, которые пришли к власти, хотели сломать старую, изжившую себя систему, но не предложили взамен новую. Мы же хотим создать готовый каркас, который можно будет применить.

    Свободу инвесторам!

    “ВБ”: — Какие видите способы, чтобы качать деньги и развивать Бишкек?
    ШАРШЕЕВ: — Недавно стал свидетелем аукциона, который проводило УМС. На продажу был выставлен земельный участок площадью 8 гектаров на южной окраине столицы. Те самые участки, которые в народе называли “данияроусеновскими”. Там по генплану предусмотрено строительство микрорайона. Победила турецкая компания, которая согласна предоставить мэрии от общего фонда 30 процентов квартир в качестве социального жилья. Этот эпизод свидетельствует о том, что, несмотря на экономический спад в стране, инвесторы все равно тянутся к нам. Чтобы это стало мощной тенденцией, нужно ликвидировать систему блата, откатов. Процесс продажи земель следует сделать прозрачным, снимать на видеокамеры и выставлять в Интернете.
    АТТОКУРОВ: — Существует практика: центр города застраивать многоэтажками, а окраины — особняками. Взять, к примеру, Германию, США, Турцию. Там на холмах возвышаются дома. Вокруг Бишкека тоже много предгорных зон, которые можно пустить под строительство жилья. Для этого необходимо не только сделать аукционы открытыми для народа, но и позволить свободную продажу земли иностранным гражданам. Речь не идет о приграничной зоне с Казахстаном или Узбекистаном во избежание земельных споров. И не говорим о том, что нужно строить опасные и вредные для здоровья заводы и фабрики. Имеется в виду территория вокруг столицы и Иссык–Куля. Инвестор не заинтересован в аренде, пусть даже долгосрочной, сроком на 49 лет. Ведь те же многоэтажные отели окупаются лишь через 20–30 лет. У тех, кто реально хочет инвестировать деньги, должна быть свобода.

    “ВБ”: — Может, предложить им обустраивать наши новостройки?
    ШАРШЕЕВ: — Вполне.

    “ВБ”: — Но какой же инвестор захочет работать там, где нет ни дорог нормальных, ни воды.
    АТТОКУРОВ: — Зато большое скопление людей, то есть потребителей услуг. Это уже плюс.

    Если не мы, то наши дети

    “ВБ”: — Каков лозунг вашей “Реформы”?
    АТТОКУРОВ: — Каждый кыргызстанец должен стать богатым. Тогда и страна станет богатой. Только малый и средний бизнес поднимет ее из бедности. Надо сократить сильно раздутый чиновничий аппарат, что позволит сэкономить большие деньги. И будет намного эффективнее, если часть функций передать частным лицам. А чтобы создать инвестиционную привлекательность, нужны, как уже говорилось ранее, свободная продажа земли и временные налоговые послабления.

    “ВБ”: — Вы идеалисты, молодые люди.
    ШАРШЕЕВ: — Поэтому можем взглянуть на многие вещи по–новому и придумать оптимальные решения.
    АТТОКУРОВ: — Жаль, что не сказали еще вот про что. Бишкек в первую очередь должен стать безопасным городом. У нас, как и в Нью–Йорке, должен работать принцип разбитого окна. Там, если кто–то разбил камушком окно, то наказание предусмотрено жесткое. Есть прямая взаимосвязь: нет мелкого хулиганства, нет и тяжелых преступлений.
    ШАРШЕЕВ: — И если нет мусора на улицах, то не будет и преступности.

    “ВБ”: — Верите, что ваши мечты воплотятся в жизнь?
    ШАРШЕЕВ: — Мы, молодые папы, стараемся воспитывать своих детей правильно, чтобы они уважали старших, выкидывали мусор в урну, были нацелены на успех. Если мы не увидим процветающий Кыргызстан, то пусть наши дети станут жить в нем.
    Гульчехра КАРИМОВА.
     
  3. duncan

    duncan батяр з личакова Команда форуму

    і що вони досягнули?
    чи це передвиборна програма?
     
  4. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    десь так
     
а де твій аватар? :)