Гееспособная страна. Занявшись выведением новой породы homo sapiens, социалистическая система так и не нашла убедительных средств для борьбы с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Советские геи успешно пережили попиравшую их систему. В “совке” же не бы ло секса! Всем приходилось скрывать свою сексуальность, не только нам”, — этой излюбленной шуткой 52-летний москвич Григорий отвечает на вопрос о том, как жилось в советское время геям. Он родом из Киева, здесь прошла его юность, которую он вспоминает с энтузиазмом, несмотря на то что главное событие этого периода — осознание своей ориентации — в те времена сулило ему огромные проблемы. Сегодня Григорий говорит, что жизнь удалась. Он занимает высокий пост в финансовой компании, собирается в ближайшие годы отойти от дел, чтобы посвятить себя увлечениям и личной жизни, подробности которой он, кстати, не любит афишировать. О тяжелых буднях советского гея Григорий согласился рассказать , не называя своей фамилии. Хотя за прошедшие годы многое изменилось, он, как и в советские времена, предпочитает скрывать свою ориентацию. “Сейчас геи возмущаются, что их права попирают, что гомофобов много, — говорит Григорий. — Но быть геем сегодня в тысячу раз комфортнее. Насмешки и ругательства терпеть легче, чем побои и аресты”. Нынешние распространенные мероприятия — всевозможные гей-парады и тусовки — Григорий считает излишеством, ведь они не столько служат борьбе за права геев, сколько рекламируют гомосексуализм. “На этом ажиотаже просто поднимают бабки, — утверждает он. — Настоящие геи — не те, кто сегодня не стесняется ходить по улицам с накрашенными губами. А те, кто не боялся оставаться геем, пускай и скрытым, 20-30 лет назад в “стране нерушимой”. Тоталитарные режимы всегда отличались нетерпимостью к инакомыслящим и всем, кто выбирал образ жизни, отличный от предложенного властью. Но если в гитлеровской Германии гомосексуалисты приравнивались к евреям и цыганам, что означало их физическое уничтожение, то в СССР выбрали другой подход. В 1933 году была установлена уголовная ответственность за мужеложество — пресловутая 121 статья, подразумевавшая лишение свободы сроком от трех до восьми лет. За шесть десятилетий с ее помощью были отправлены в тюрьму более 60 тыс. человек. За совращение красноармейцев Советская Россия получила в наследство от царизма довольно либеральное отношение к гомосексуальной культуре. У молодой советской власти были иные заботы, и партия предпочитала игнорировать геев. Но в конце 1920-х после прихода к власти в Германии нацистов Компартия сочла удобным проассоциировать гомосексуализм с нацизмом. Максим Горький открыто призывал: “Уничтожьте гомосексуалистов — исчезнет фашизм!” Страсти окончательно накалились осенью 1933 года, когда зампред ОГПУ Генрих Ягода написал Сталину доклад о раскрытии в Москве и Ленинграде подпольного “объединения педерастов”. Были арестованы 130 человек, обвинявшихся в создании сети притонов и других “формирований педерастов”, которые в дальнейшем превращались в “прямые шпионские ячейки”. “Актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в контрреволюци онных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества”, — рапортовал Ягода. Сталин поставил на докладе резолюцию: “Надо примерно наказать этих мерзавцев”. Вскоре вождю посыпались доклады о нещадных разгромах “очагов контрреволюции” и обезвреживании “организаций педерастов”, которые “вербовали и развращали красноармейцев, краснофлотовцев и отдельных вузовцев”. Вскоре Ягода предложил защитить социалистическую родину с помощью закона, дающего возможность преследовать “гомосеков” в уголовном порядке. Такой закон был принят на Президиуме ЦК. Согласно ему, мужеложество наказывалось сроком до пяти лет лишения свободы. Если обвиняемый использовал “зависимое положение потерпевшего”, ему гарантировалось восемь лет. Партийные страшилки Сегодня количество людей, осужденных по пресловутой статье в советские годы, вряд ли удастся установить. Этому препятствует отсутствие статистики из архивов органов безопасности. Однако некоторые исследователи темы называют приблизительную цифру — порядка 50-60 тыс. осужденных. Причем только мужчин. Лесбиянками в СССР занимались психиатры. Исследователи говорят, что причиной этому была доминирующая в советской медицине теория об отсутствии у женщины самостоятельной сексуальности. Кроме того, по всей видимости, лесбиянки не были склонны к созданию подозрительных подпольных “организаций”. По утверждению британского исследователя Дэна Хили, опубликовавшего нашумевшую книгу Сколько было жертв закона против гомосексуалистов, больше всего арестов пришлось на период с конца 1960-х до конца 1970-х, когда каждый год за гомосексуализм сажали не менее 1 тыс. человек. В этот период милиция начинает применять против геев серьезные оперативно-розыскные мероприятия — облавы в местах их встреч, провокации, “подставы” и т. д. Такие методы работы заставляли советских гомосексуалистов проявлять особую бдительность. Так, киевские геи облюбовали для знакомств и встреч несколько мест — так называемые “плешки”. Например, популярны были “стометровка” между выходом из метро Крещатик и Бессарабским рынком, а также “ПШ” — парк имени Тараса Шевченко, что напротив красного корпуса Киевского Национального университета. “Хотя в теплое время года некоторые предпочитали кустики Гидропарка”, — добавляет Григорий. В маленьких городах чаще всего геи обходились одной “плешкой”. Типичное ее расположение — туалет на вокзале, ближайший к вокзалу парк. “В незнакомом городе гей всегда мог сориентироваться по надписям в вокзальном туалете”, — рассказывает Григорий. Сотрудникам правоохранитель ных органов все явки и уловки геев были, безусловно, известны. Кроме того, они не брезговали услугами стукачей и “крыс”. “У нас в институте был один мальчик с ярко выраженными наклонностями, — вспоминает Игорь Рудников, в 1970-х учившийся в одном из киевских вузов. — Мы страшно удивлялись, почему его не трогает милиция. Однажды наш комсорг не выдержала и пошла в милицию с доносом на этого паренька. А там ей сказали: “Цыц, дура! Это ж наш человек”. Мы его с тех пор начали тихо уважать. На службе все-таки”. Активизации работы правоохранительных органов способствовало то, что обвинение в гомосексуализме было популярным средством “посадки” неугодных людей. Но рядовые геи не всегда понимали, что к чему. “К середине 1970-х каждый из нас слышал историю о том, что режиссера [Сергея] Параджанова посадили за то, что он трахнул члена КПСС”, — рассказывает Григорий. — Но мы, люди простые, о его диссидентской деятельности ничего не знали”. Тогда история с Параджановым стала для рядовых советских геев серьезной страшилкой. Правда, иногда власть подкидывала им приятные сюрпризы. “Когда [Леонид] Брежнев впервые поцеловал “в десны”, кажется, Хонеккера [Эрих Хонеккер — лидер ГДР], это был просто бальзам на душу”, — смеется Григорий. Таким сюрпризом был и пропущенный цензурой образ Геши Козодоева в фильме Бриллиантовая рука. По распространенному в те годы убеждению, Андрей Миронов, в жизни 100%-ный натурал, на экране воплотил образ типичного гея, о чем свидетельствовали сеточка для волос, ванна по утрам и бесконечные причесывания. ДЫРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Несмотря на пресловутую 121 статью УК и многолетние усилия правоохранительных органов борьбу с геями советская власть проиграла НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ: Для части гей-сообщества особое значение имели пропагандистские плакаты Второй мировой В ДЕСНЫ, И НЕ ИНАЧЕ: Брежнев тоже частенько радовал советских геев
Дворовое правосудие В 1980-х количество уголовных дел по 121-й статье начинает постепенно сокращаться. Хили отмечает, что в последние годы существования СССР количество осужденных не превышало 400-500 человек в год. В ход пошли другие методы наведения порядка. “Во времена Андропова милиция как будто с ума сошла, — вспоминает Григорий. — Они вместе с дундуками [добровольные народные дружины] отлавливали прогульщиков в кинотеатрах и гастрономах, алкоголиков — в подъездах, фарцовщиков — в переходах. В общем, полный дурдом”. Геям тоже досталось. Патрули в любое время суток препятст- вовали уединенным свиданиям. “Ареста не боялись, — рассказывает Григорий. — Чаще можно было нарваться на побои, причем неизвестно, кто был страшнее — менты или дундуки”. О полном безобразии, творившемся на киевских улицах в те времена, свидетельствует история, произошедшая со старым другом Григория Вячеславом, ко- торый сегодня живет в Канаде. “Мы с товарищем договорились встретиться в 23: 00 в неприметном дворике недалеко от цирка, — вспоминает Вячеслав. — Я, пока его ждал, дважды видел дундуков, но они ко мне не подходили”. Не прошло и пяти минут с того момента, как к Вячеславу присоединился его товарищ, откуда ни возьмись появились дружинники. “Они, видно, думали, что мы втихую выпиваем, — рассказывает Вячеслав. — Подкрались и увидели совсем другую картину — товарищ обнимал меня за плечи… и все такое. После этого нас начали бить и всячески издеваться”. Ночные похождения романтичных юношей завершились ближе к утру. “Нас бы отпустили рань- ше, — вспоминает Вячеслав — но когда дундуки собрались уходить, мой товарищ, которому выбили несколько зубов, хотя я пытался его остановить, все же крикнул вслед обидчикам: “Ну и кто тут после этого п…доры?”. Они вернулись, и нам еще досталось”. Ветер перемен К концу существования СССР ситуация немного смягчилась. В стране появились более актуальные проблемы. Однако настоящая оттепель для гомосексуалистов так и не наступила: заговорили о первых случаях заболевания СПИДом, и вину за распространение болезни возложили на геев. Поначалу власть не знала, как на эту напасть реагировать. Притчей во языцех стало утверждение главного санитарного врача Петра Бургасова в 1986 году о том, что в СССР нет условий для массового распространения СПИДа, поскольку “гомосексуализм как тяжкое половое извращение преследуется законом”. Первая организация геев — Ассоциация сексуальных меньшинств — была создана в Москве в 1989 году. Своей миссией эта организация считала отмену 121-й статьи. В 1990‑м в Таллинне прошла первая в СССР конференция, на которой обсуждалось положение геев в уже разваливавшемся тогда Советском Союзе. Летом 1991 года симпозиум по правам гомосексуалистов прошел в Москве, правда, организаторы в последний момент все-таки отказались от запланированного на Красной площади парада под лозунгом Превратим Красные площади в розовые треугольники. 12 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял изменения в УК Украинской ССР. Отныне наказания за гомосексуальные отношения предусматривались только в случае применения насилия. “Однако в отношении людей к геям мало что изменилось, — констатирует Григорий. — Некоторые перемены стали ощутимы лишь спустя годы после развала “совка”. Видимо, [писатель Виктор] Пелевин прав, дело в менталитете”. Григорий вспоминает высказывание Пелевина о том, что в стране, пережившей ГУЛАГи, граждане подсознательно боятся сексуального насилия, которое поджидает их на нарах. Среди геев популярен и другой тезис писателя. В одной из своих книг он задается вопросом: “Почему на всех штабных картах стрелочки всегда синие и красные? Как будто главное содержание истории — борьба педерастов с коммунистами”. В КАЖДОЙ ШУТКЕ — ДОЛЯ ШУТКИ: В 1970‑х часто шутили, что персонаж Геши Козодоева, созданный Андреем Мироновым в Бриллиантовой руке, был собирательным образом советских геев Баба-Яга с яйцами Известный из советских киносказок по образам Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Черта и Лешего актер Георгий Милляр также был представителем секс‑меньшинств. Его театральным дебютом стала роль Золушки в геленджикском театре, где молодой человек работал бутафором и попросился сыграть роль вместо заболевшей актрисы. Милляр не выставлял свою ориентацию напоказ, но не упускал возможности и сострить по этому поводу: “Я с зеркалом дружу. Кто еще даст мне возможность посмотреть на себя сзади”. Актер был безудержным похабником — его не смущали ни женщины, ни дети. Современники рассказывают, как однажды во время съемок очередной киносказки, которую ставил Александр Роу, на Ялтинской киностудии проходила экскурсия для студентов. Кто-то из студенток, увидев загримированного Милляра, громко выкрикнула: “Ой, смотрите, какая бабушка!” На что милляровская бабулька прохрипела: “Бабушка-то, бабушка… Бабушка, да с яйцами!” Внешняя несерьезность была маской, которую Милляр примерил в конце 1930‑х, после того как чуть было не отправился на Колыму — начинающего актера в недвусмысленной ситуации застали вместе с лауреатом одной из советских премий в области культуры, но скандал удалось замять. С началом брежневского застоя нетрадиционные связи могли стоить Милляру многого, и ему пришлось в 65 лет жениться на своей соседке — 60-летней украинке. “Педерастия не тот случай, чтобы объявлять: “Государство в опасности”, — шутил Милляр. — Впрочем, что за необходимость из-за жопы ссориться с государством?”.