В настоящее время со стороны налоговой инспекции начался полномасштабный “наезд” на малый и средний бизнес в сфере торговли. Это говорит о возвращении “азаровщины” в наихудшем ее проявлении.Доходит до маразма,поскольку предполагаемые штрафы,скажем,для ларечника или небольшого магазина могут исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами гривен.Чувствуется,что пришли “реформаторы”. В первую очередь это касается ведения книги ф.№10 Учета доходов и расходов граждан. В принципе вести данную книгу с соблюдением всех требований ГНАУ даже небольшому магазину невозможно физически,т.к. по сегодняшним требованиям в Книге ф. № 10 нужно проводить каждую операцию. В чем суть? Налоговая пытается налагать штрафы по статьям 20,21 Закона о РРО (З А К О Н У К Р А Ї Н И Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг від от 06.07.1995 № 265/ 95-ВР.) Приведу выдержку. **************************** Стаття 3 п.12) вести у порядку, встановленому законодавством, облік товарних запасів на складах та/або за місцем їх реалізації, здійснювати продаж лише тих товарів, які відображені в такому обліку, за винятком продажу товарів особами, які відповідно до законодавства оподатковуються за правилами, що не передбачають ведення обліку обсягів реалізованих товарів (наданих послуг); ( Пункт 12 статті 3 в редакції Закону N 2156-III ( 2156-14 ) від 21.12.2000 - набуває чинності з 01.01.2001 ) Стаття 20. До суб'єктів підприємницької діяльності, що здійснюють реалізацію товарів, які не обліковані у встановленому порядку, застосовується фінансова санкція у розмірі подвійної вартості необлікованих товарів за цінами реалізації, але не менше десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. ( Стаття 20 із змінами, внесеними згідно із Законом N 2156-III ( 2156-14 ) від 21.12.2000 - набуває чинності з 01.01.2001, в редакції Закону N 2746-III ( 2746-14 ) від 04.10.2001 ) Стаття 21. До суб'єктів підприємницької діяльності, що не ведуть або ведуть з порушенням встановленого порядку облік товарів за місцем реалізації та зберігання, застосовується фінансова санкція у розмірі подвійної вартості необлікованих товарів за цінами реалізації, але не менше десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. ( Стаття 21 із змінами, внесеними згідно із Законом N 2156-III ( 2156-14 ) від 21.12.2000 - набуває чинності з 01.01.2001, в редакції Закону N 2746-III ( 2746-14 ) від 04.10.2001 ) ************************ Ранее ГНАУ руководствовалось письмом (письмо ГНАУ от 14.05.99 г. № 6990/7/23-3117). ************************ ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 6990/7/23-3117 від 14.05.99 м.Київ Об ответственности за неоприходование товара На многочисленные запросы государственных налоговых администраций Государственная налоговая администрация Украины сообщает следующее. Согласно статье 6 Закона Украины "О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг" (в редакции от 06.06.96 г. N 227/96-ВР) в случае осуществления субъектами предпринимательской деятельности торговли товарами или другими товарно-материальными ценностями, не оприходованными по учету, стоимость таких товаров с предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности взыскивается по решению органов государственной налоговой службы в местный бюджет соответствующего уровня в бесспорном порядке. В отличие от обязанности юридических лиц, которые ведут бухгалтерский учет имущества и результатов своей работы в натуральном измерении и в обобщенном денежном выражении путем непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения методом двойной записи хозяйственных операций согласно Плану счетов бухгалтерского учета, на физических лиц обязанность по ведению такого учета не возложена. Что касается бухгалтерского учета операций, связанных с продажей товаров в розничной и оптовой торговле, то порядок учета определен Положением о порядке бухгалтерского учета операций, связанных с продажей товаров, утвержденным письмом Министерства финансов Украины и Министерства экономики Украины от 05.07.93 г. N 14-401 (с изменениями и дополнениями, внесенными письмом Минфина Украины от 10 декабря 1993 года N 18-4170 (v4170201-93 )), и Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. N 250. Порядок приходования товаров в розничной и оптовой торговле для субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, которые не обязаны вести бухгалтерский учет, не определен никаким нормативным документом. Таким образом, на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере торговли, без создания юридического лица, понятие "приходование товаров" не распространяется. Поэтому требования статьи 6 вышеуказанного Закона в части ответственности за неоприходованный товар к физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности не относятся. Обязываем довести это письмо до подчиненных государственных налоговых инспекций. Заместитель председателя В.Копылов "Налоги и бухгалтерский учет" N 22\99 ************************
Теперь же ГНАУ изменила свою позицию на диаметрально противоположную, выпустив письмо от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159,отозвав при этом предыдущее письмо ГНАУ от 14.05.99 г. № 6990/7/23-3117). ************************ ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ ЛИСТ від 03.03.2009 р. N 4364/7/23-7017/159 Державна податкова адміністрація України на запити регіональних державних податкових адміністрацій щодо правомірності застосування до суб'єктів господарювання фінансових санкцій, передбачених статтею 20 та 21 Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг», повідомляє. Пунктом 12 статті 3 Закону України від 06.07.95 р. N 265/95-ВР «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг», із змінами та доповненнями (далі - Закон N 265), передбачено, що суб'єкти підприємницької діяльності, які здійснюють розрахункові операції в готівковій та/ або в безготівковій формі (із застосуванням платіжних карток, платіжних чеків, жетонів тощо) при продажу товарів (наданні послуг) у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг, зобов'язані вести у порядку, встановленому законодавством, облік товарних запасів на складах та/або за місцем їх реалізації, здійснювати продаж лише тих товарів, які відображені в такому обліку, за винятком продажу товарів особами, які відповідно до законодавства оподатковуються за правилами, що не передбачають ведення обліку обсягів реалізованих товарів (наданих послуг). Статтею 6 Закону N 265 передбачено, що облік товарних запасів фізичною особою - суб'єктом підприємницької діяльності ведеться у порядку, визначеному чинним законодавством, а юридичною особою (її філією, відділенням, іншим відокремленим підрозділом) - у порядку, визначеному відповідним національним положенням (стандартом) бухгалтерського обліку. Облік ведеться з урахуванням особливостей, встановлених для суб'єктів малого підприємництва. Обов'язок із ведення обліку товарних запасів не застосовується до осіб, які відповідно до законодавства оподатковуються за правилами, що не передбачають ведення обліку придбаних або проданих товарів. При цьому необхідно враховувати, що відповідно до Указу Президента України від 03.07.98 р. N 727/98 «Про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності суб'єктів малого підприємництва», із змінами та доповненнями, платники єдиного податку - юридичні особи ведуть податковий облік за тими податками, платниками яких вони є згідно з цим Указом. Суб'єкт малого підприємництва - юридична особа зобов'язана вести Книгу обліку доходів та витрат і касову книгу. Форму Книги обліку доходів і витрат суб'єкта малого підприємництва - юридичної особи та Порядок її ведення затверджено наказом Державної податкової адміністрації України від 13.10.98 р. N 477, який зареєстровано в Міністерстві юстиції України 27.10.98 р. за N 689/3129 (із змінами та доповненнями). Форма Книги обліку доходів і витрат, яку ведуть фізичні особи - суб'єкти підприємницької діяльності, визначена Інструкцією про прибутковий податок з громадян, затвердженою наказом Державної податкової адміністрації України від 21.04.93 р. N 12, який зареєстровано в Міністерстві юстиції України 09.06.93 р. за N 64 (із змінами та доповненнями). Роз'яснення щодо ведення обліку доходів та витрат фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності та сплати ними фіксованого податку надано листом ДПА України від 30.08.2001 р. N 11741/7/17-0517. Порядок ведення Книги обліку доходів та витрат громадян - суб'єктів підприємницької діяльності (з особливостями її ведення для сфери торгівлі) (форма N 10) визначено у листі Державної податкової адміністрації України від 05.11.97 р. N 17-0117/10-8886 та у постанові Кабінету Міністрів України від 26.09.2001 р. N 1269. <...> Пунктом 8 наказу Державної податкової адміністрації України від 29.10.99 р. N 599 «Про затвердження Свідоцтва про сплату єдиного податку та Порядку його видачі», який зареєстровано в Міністерстві юстиції України від 02.11.99 р. за N 752/4045, передбачено, що для визначення результатів власної підприємницької діяльності на підставі хронологічного відображення здійснених господарських і фінансових операцій платник єдиного податку веде Книгу обліку доходів і витрат згідно із додатком 10 до Інструкції про прибутковий податок з громадян, затвердженої наказом Головної державної податкової інспекції України від 21.04.93 р. 12 та зареєстрованої в Міністерстві юстиції України 09.06.93 р. за N 64. При цьому обов'язковому заповненню підлягають лише графи «період обліку», «витрати на виробництво продукції», «сума виручки (доходу)», «чистий дохід». Відповідно до пункту 2 статті 3 Закону України від 16.07.99 р. N 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» (далі - Закон N 996) бухгалтерський облік є обов'язковим видом обліку, який ведеться підприємством. Фінансова, податкова, статистична та інші види звітності, що використовують грошовий вимірник, ґрунтуються на даних бухгалтерського обліку. Відповідно до пунктів 1, 3 і 5 статті 9 Закону N 996 підставою для бухгалтерського обліку господарських операцій є первинні документи, які фіксують факти здійснення господарських операцій. Первинні документи повинні бути складені під час здійснення господарської операції, а якщо це неможливо - безпосередньо після її закінчення. Для контролю та впорядкування оброблення даних на підставі первинних документів можуть складатися зведені облікові документи. Інформація, що міститься у прийнятих до обліку первинних документах, систематизується на рахунках бухгалтерського обліку в регістрах синтетичного та аналітичного обліку шляхом подвійного запису їх на взаємопов'язаних рахунках бухгалтерського обліку. Операції в іноземній валюті відображаються також у валюті розрахунків та платежів по кожній іноземній валюті окремо. Дані аналітичних рахунків повинні бути тотожні відповідним рахункам синтетичного обліку на перше число кожного місяця. Господарські операції повинні бути відображені в облікових регістрах у тому звітному періоді, в якому вони були здійснені. Статтею 2 Закону N 996 визначено, що цей Закон поширюється на всіх юридичних осіб, створених відповідно до законодавства України, незалежно від їх організаційно-правових форм і форм власності, а також на представництва іноземних суб'єктів господарської діяльності, які зобов'язані вести бухгалтерський облік та подавати фінансову звітність згідно з законодавством. До документів, що є підставою для оприбуткування товару, як правило, належать накладні та товарно-транспортні накладні. Такі документи є підставою для внесення записів до облікових бухгалтерських реєстрів. Відсутність відповідних первинних документів, які підтверджують рух товарно-матеріальних цінностей, є порушенням установленого порядку ведення бухгалтерського обліку. Згідно із статтею 20 Закону N 265 до суб'єктів підприємницької діяльності, що здійснюють реалізацію товарів, які не обліковані у встановленому порядку, застосовується фінансова санкція у розмірі подвійної вартості необлікованих товарів за цінами реалізації, але не менше десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Приписами статті 21 Закону N 265 встановлено, що до суб'єктів підприємницької діяльності, що не ведуть або ведуть з порушенням встановленого порядку облік товарів за місцем реалізації та зберігання, застосовується фінансова санкція у розмірі подвійної вартості необлікованих товарів за цінами реалізації, але не менше десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Враховуючи вищевказане, Державна податкова адміністрація України зазначає про втрату чинності листів ДПА України від 21.02.2002 р. N 3187/7/23-3117 стосовно обліку товарних запасів за місцем їх реалізації та від 14.07.2003 р. N 10974/7/23-2117 «Про надання роз'яснення (щодо РРО)». Заступник Голови Н. Рубан **************************
Комментарии. 1.Общая система налогообложения. Обязательное ведение учета доходов и расходов предпринимателями, применяющими общую систему налогообложения, в настоящее время законодательством не установлено. Ранее обязанность вести такой учет была установлена ст.19 Декрета № 13-92. Содержалось такое требование и в Инструкции № 12. В частности, п.19 Инструкции № 12 уточнялось, что предприниматели обязаны вести книгу учета доходов и расходов по форме № 10 (приложение 10). Но с 2004 года ни ст.19 Декрета № 13-92, ни п.19 Инструкции № 12 не действуют. Не отменена только форма книги учета (приложение 10 к Инструкции № 12). Порядок ведения Книги по ф. № 10 также отсутствует. Существует только Порядок ведения Книги учета доходов и расходов граждан — субъектов предпринимательской деятельности (с особенностями ее ведения для сферы торговли) ф. № 10, приведенный в письме ГНА Украины от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886 (далее — Письмо № 8886). Поскольку письмо не является нормативным документом, предприниматели могут его использовать только в качестве рекомендаций. 2.Единоналожники. Поскольку частные предприниматели бухучет не ведут, то можно сделать вывод, что отсутствие таких документов для частных предпринимателей не влечет за собой каких-либо последствий в плане применения к ним штрафов по ст. 20 Закона об РРО. В п. 12 ст.3 Закона об РРО речь идет о порядке учета товаров, который должен быть установлен законодательством. Однако механизм применения данной нормы на законодательном уровне не определен, а Книга ф. № 10 к Закону об РРО никакого отношения не имеет. То, что предприниматели должны вести учет доходов и расходов в Книге ф. № 10 (а фикспатентщики в произвольном порядке), вовсе не означает, что они должны вести учет товаров. Нет порядка учета товарных запасов ни для единоналожников, ни для фикспатентщиков. Поэтому все попытки налоговиков оштрафовать за отсутствие ведения учета товаров на складе и/или по месту их реализации не имеют под собой никаких законных оснований. Нельзя же штрафовать предпринимателя за то, что он не ведет учет, порядок которого для него никто не устанавливал. ----------------------------------- И еще. Дело в том,что поскольку физлица-предприниматели вовсе не обязаны вести бухгалтерский учет (статья 2 Закона о бухучете),то понятие «оприходование товара» к предпринимателям неприменимо — это понятие бухгалтерское. Нужно отметить, что раньше налоговики сами соглашались с этим: «Порядок оприходования товаров в розничной и оптовой торговли для субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, которые не обязаны вести бухгалтерский учет, не установлен ни одним нормативным документом. Таким образом, на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере торговли без создания юридического лица, понятие «оприходование товаров» не распространяется. Единственное,что вправе сейчас использовать ГНАУ – это санкции за неведение и ненадлежащее ведение учета доходов и расходов,которые предусмотрены ст. 164-1 Кодекса Украины "Об административных правонарушениях" и составляют от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан. (51- 136 грн.),да и то под вопросом. Тем не менее следует учитывать тот факт,что в настоящее время суды не являются независимыми и решение далеко не всегда может быть в пользу предпринимателя. Поэтому очень важным является объединение предпринимателей в группы,профсоюзы,движения для отстаивания общих интересов. Отсидеться не удастся,т.к. сегодня вас не тронут,а завтра просто “задавят”.
У меня в налоговой, если даже не осуществлялась деятельность (ФЛП на общей системе), все равно нужно вести Книга по ф. № 10 с прочерками за периоды. Причем, такое было всегда.
Суть в штрафных санкциях.Если раньше было 51-136грн. за неведение или неправильное ведение,то сейчас будут пытаться использовать статьи 20,21 Закона о РРО,т.е. в двойном размере от суммы неоприходованного товара.Поскольку неправильное ведение будут пытаться считать неоприходованием товара,то только можно представить размах фискального давления на бизнес. В книге ф.10 необходимо будет проводить операции по каждой позиции проданного товара,т.е. необходимо вносить - порядковый номер записи; - дату осуществления операции, связанной с проведением расходами и/или полученным доходам; - сумму расходов по факту их осуществления, в том числе зарплату наемного работника; - сумму стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг); - сумму выручки от продажи товаров (предоставления услуг) – с итогом за день. Раньше налоговики разрешали предпринимателям не фиксировать каждую операцию в Книге ф. № 10, а вносить одной строкой итоговые данные за день. Сейчас ГНАУ в своем письме № 28923 уже ссылается на свое письмо от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886, согласно которому, в частности, «показатели, указываемые в графах 4, 5 и 6, заполняются предпринимателем непосредственно на месте реализации после каждого факта продажи. В конце рабочего дня подводятся итоги всех сумм, полученных за реализованный товар, и выводится дневная сумма валового дохода». При этом, если раньше, когда внесение наличной выручки в Книгу ф. №10 не являлось ее оприходованием, отступление от рекомендаций ГНАУ грозило лишь админштрафом, но теперь все иначе. Если предприниматель с внесением выручки в Книгу ф. № 10 будет дожидаться конца дня, есть вероятность того, что налоговики будут пытаться оштрафовать его за несвоевременное оприходование наличности (в пятикратном размере своевременно неоприходованных средств по п. 1 Указа от 12.06.95 г. №436/95). Дело в том,что законы в этом плане не изменились,поменялась лишь интерпритация со стороны ГНАУ,причем на противоположную изначальной. Это из серии,что изначально огурец называли огурцом,а потом стали называть яблоком. И,будьте уверены,что данные новшества непосредственно коснутся всего малого и среднего бизнеса,если "их" не попытаться остановить.
Приведу пример по предпринимателю,имеющему продовольственный магазин 30кв.м.,имеющему кассовый аппарат, прозрачную отчетность,оформлены все работники в количестве 6чел.Всегда своевременно и в срок платил и платит налоги в полном объеме.Является одними из самых лучших,если не самым лучшим плательщиком в городе.Сейчас налоговая пытается наложить на него штрафные санкции в размере более 12млн.грн.,полностью игнорируя закон,выполняя требования областной ГНИ. Интересно развивается сюжет по предпринимателю.Еще на стадии написания акта налоговикам были показаны обоснования по форме №10,санкции по которой они хотели написать в начале.Данная тема рассмотрена здесь. В последующем в акте эти позиции они даже не стали отмечать,а придумали нечто другое.Здесь :cesored: я привожу то,что они придумали и возражения предпринимателя.Решения еще нет. Не знаю,как будут развиваться события дальше,но данный пример говорит о полной некомпетентности налоговиков.Но беда в том,что они пишут и в 90% случаев предприниматели от их писанины отбиться не в состоянии. У нас в городе сейчас идут тотальные проверки. Еще раз повторюсь,малый и средний бизнес пытаются уничтожить.Необходимо объединяться и противостоять,самим создавая систему в системе. ---------- Додано в 23:40 ---------- Попередній допис був написаний в 23:00 ---------- Схема предложений. Объединение.Цель – создание сети предпринимателей для организации простого и комфортного ведения бизнеса.Приветствуется вхождение бухгалтеров и юристов,а также представителей СМИ,налоговой,госчиновников,представителей предприятий и т.д.Лозунг – "Один за всех,все за одного" плюс "Мы построим Страну,где захочет жить каждый!". Условия участия – привлечение каждым участником не менее 10 участников в течение определенного времени.Создание мини-сетей на различных интернет-ресурсах и территориально.Разработка и внедрение схемы простого и комфортного ведения бизнеса.Мониторинг законодательства с подачей привентивных исков.Сбор и анализ жалоб предпринимателей,действенная на них реакция. Создание в дальнейшем системы в системе со своими правилами. И многое другое. Желающих могут задекларировать свое согласие в теме.Выглядеть оно может просто – я согласна или я согласен.При наборе более 100 человек будет предложено создание начальной основы,где будут обсуждены дальнейшие действия. Человек может все! А "срез" общества в составе более 33 человек,объединенных одной целью,может поставить Украину с головы на ноги.И для этого совсем не обязательно,чтобы люди были известными. Почему,скажем,не провести эти действия на базе партии "Свобода",или какой-либо другой,пользующейся доверием в западных областях,или,например,на базе данного форума? Ведь это и будут реальные действия.
Странно,а в чем Вы видите флуд? Мое первое сообщение из двух частей является профессионально подготовленной основой для аппеляции,что,кстати уже помогло многим предпринимателям. Далее идет ответ на вопрос,пример и схема предложений. А исхожу я из своего опыта социального моделирования,т.к. мои работы касательно коммерческо-посреднической деятельности,сетевой структуры общества,моральных требований к личности управленца изучаются,к сожалению не в Украине. Исходя из колличества опубликованных Ваших сообщений Вы являетесь опытным форумчанином,но,скорее всего,никогда не сталкивались с подобными проблемами.
Так добре почав, і раптом різко вбік... Якийсь МЛМ. До речі, про "организацию простого и комфортного ведения бизнеса"... Так тепер можна назвати тільки евакуацію за кордон.
Далеко не все это могут себе позволить. А бороться в одиночку с бандитской системой(властью) бессмысленно.Тем более,почему люди должны бояться жить в своей стране? А системе может противостоять только система. Посему многие предприниматели сейчас начинают объединятся,нанимать постоянных юристов для защиты их интересов.Но пока это случаи единичные,не дающие особого эффекта.Предпринимателям необходимо объединяться в общую сеть,лишь тогда будет шанс.
Незаконные внеплановые проверки. Теперь о незаконных внеплановых проверках. Что касается налоговиков,здесь так. Закон Украины от 12.01.2005 г. № 2322-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины. Выдержка. Внеплановая выездная проверка может проводиться исключительно на основании решения суда. Это, пожалуй, наиболее прогрессивная норма во всем Законе № 2322. ---------- Додано в 19:38 ---------- Попередній допис був написаний в 19:36 ---------- Касательно ОБЭП. пп. 8 и пп. 9 п. 5 Положения № 510. О порядке проведения проверок сотрудниками ГСБЭП На сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок проведения таких проверок, а также не предусмотрено обязательное наличие у сотрудников ГСБЭП направления на проверку. Право же на проведение проверок субъектов предпринимательства работники ГСБЭП могут реализовать только в случае наличия у них данных о фактах нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность. Поскольку ГСБЭП являются в системе органов МВД подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, то сотрудники данных подразделений имеют права, несут обязанности и осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом № 565 и Законом № 2135. В ч. 6 ст. 9 Закона № 2135 указано, что при наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности выдает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который в свою очередь несет ответственность за законность совершаемых действий в соответствии с действующим законодательством Украины. А согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 2135 в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит обязательному утверждению начальником отдела внутренних дел. Поэтому для проведения проверки субъекта хозяйствования как оперативно-розыскного мероприятия сотрудниками ГСБЭП предварительно должно быть заведено оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела, в свою очередь, должно быть утверждено начальником отдела внутренних дел, и руководитель соответствующего оперативного подразделения должен выдать разрешение на проведение проверки. Необходимо также обратить внимание на то, что сотрудники ГСБЭП, пришедшие к субъекту предпринимательства для проведения проверки, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 565 обязаны назвать свою фамилию, звание и предъявить служебное удостоверение*. Если к вам пришел оперативник, то нелишним будет записать номер его удостоверения, фамилию, имя, отчество и поинтересоваться местом его работы. После этого можно позвонить по названному месту его работы и уточнить, действительно ли он работает в этом отделе, действительно ли заведено оперативно-розыскное дело, и действительно ли выдано разрешение на проведение такого мероприятия, как проверка. Указанными действиями вы сможете, как минимум, сбить пыл у незваного гостя и дать ему понять, что свои права вы знаете и не намерены мириться с незаконными действиями (если таковые последуют).
Незаконные внеплановые проверки. Касательно вообще проверок правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов не имеют права прийти к вам на предприятие «просто так», по принципу; вот проходил мимо, дай, думаю, зайду. И как бы рьяно правоохранители ни ци¬тировали выдернутую из контекста 11 — й Статьи Закона Украины «О милиции» фразу о том, что они могут «беспрепятственно входить», на предприятии теперь уже найдется грамотный работник, который продолжит цитату и поставит крест на незаконных притязаниях не в меру любопытных блюстителей, Являться на предприятие и тем более производить там какие-либо действия, сотрудник милиции может лишь на законных основаниях. До недавнего времени большинство заказных «наездов» и объяснялось правоохранителями так; мы проводим оперативно-розыскные мероприятия. Под этой маркой на неугодном предприятии производился обыск (незаконный!), изымались (опять же, незаконно!) все имеющиеся документы. Цель таких «наездов» — остановка работы предприятия. Ну а если заодно и какой-нибудь криминал в изъятых документах обнаружится, тогда вообще лафа — можно сказать, совместили приятное с полезным. Но за последний год правовое сознание предпринимателей настолько качественно изменилось, что «отмазки» вроде «проведение оперативно-розыскных мероприятий» уже не проходят. Но и «экономисты» в погонах не дремлют: все чаще ссылаются уже не на ОРД, а на необходимость проверить «поступивший сигнал». И ссылаются при этом на ст. 97 УПК Украины. Что же делать, если к вам на предприятие пришли милиционеры и говорят, что хотят проверить «сигнал»? УЧЕТ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Для начала определимся с терминологией. Запомните, что термина «сигнал» в законодательстве нет. Есть понятие «информация». Для органов МВД (ОБЭП, УБОП и т, д. ) — это информация о пре¬ступлениях и происшествиях, а для налоговой милиции — это информация о преступлениях. Расшифровка данных терминов для сотрудников МВД содержится в приказе МВД № 500 от 26 ноября 1991 года, а для сотрудников налоговой милиции — в приказе Государственной налоговой администрации Украины № 304 от 24 июня 1998 года, зарегистрированном в Минюсте № 444/2884 от 14 июля 1998 года. Данные приказы утверждают прилагаемые к ним Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах внутренних дел (в органах налоговой милиции) заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях. Согласно данным Инструкциям, поступившая информация делится на две группы: 1. Информация, являющаяся поводом для возбуждения уголовного дела. Согласно п. 1.3 обеих Инструкций, к ней относятся: • заявления и сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности и отдельных граждан, оформленные в соответствии с требованиями ст. 95 УПК Украины (обязательно наличие конкретного заявителя, который предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос и ставит свою подпись под заявлением). Для налоговых милиционеров к информации, указанной в данном пункте, относятся также выводы документальных ревизий, сообщения налоговых инспекций, контрольно-ревизионных, финансовых и таможенных органов, которые содержат сведения о нарушениях налогового законодательства с признаками преступления; • сообщения представителей власти и отдельных граждан, которые задержали подозреваемого на месте преступления или с поличным; • явка с повинной; • сообщения, опубликованные в прессе; • непосредственное выявление органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. 2. Иная информация о происшествиях (преступлениях) — это сведения, поступившие из других источников (по телефону, факсу, радио, телевидению и т. п. ) и требующие проведения немедленной проверки для установления признаков преступления либо их отсутствия. Помните! «Прокурор, следователь, орган дознания либо судья обязаны принимать заявления и сообщения о совершенных либо готовящихся преступлениях, в том числе и в делах, которые не подлежат их ведению. По заявлению либо сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания либо судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из таких решений: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела; 3) направить заявление либо сообщение о преступлении по принадлежности. Когда необходимо проверить заявление либо сообщение о преступлении до возбуждения дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем либо органом дознания в срок не более 10 дней путем сбора пояснений у отдельных граждан или должностных лиц либо истребования необходимых документов». Ст. 97 УПК Украины «Обязательность приема заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения» Согласно обоим приказам, информация о преступлениях и происшествиях должна быть в обязательном порядке должным образом зарегистрирована. Органы МВД регистрируют подобную информацию в «Книзі обліку інформації про злочини i пригоди» (сокращенно — КОЗП), налоговая милиция — в «Книзі обліку інформації про злочини» (сокращенно тоже КОЗП). Русская устоявшаяся аббревиатура — КУЗП («Книга учета заявлений о преступлениях»). КУЗП является документом строгой отчетности, заполняется дежурным и хранится в дежурной части органа милиции (налоговой милиции). Зарегистрированная в КУЗП информация в необходимых случаях подлежит проверке. И такая проверка не является плановой или внеплановой (т. е. проводимой контролирующими органами в порядке, определенном в Указе Президента Украины № 817). Это особый вид проверок — доследственная проверка, которая проводится правоохранительными органами согласно ст. 97 УПК. ПЕРЕД ПРОВЕРКОЙ Таким образом, органы милиции (налоговой милиции), не имея возбужденного уголовного дела, могут прислать своих сотрудников к вам на предприятие в порядке проверки поступившей информации только после ее регистрации в КУЗП и только с целью получить у сотрудников пояснения и истребовать необходимые документы. И НЕ БОЛЕЕ! Ни о каких следственных действиях — обыске, выемке, изъятии и связанных с ними ограничениях для персонала предприятия (передвижений по офису и телефонных звонков) — речь в ст. 97 УПК Украины не идет! Следует признать, что идея ссылаться на данную статью уголовно-процессуального кодекса — весьма удачный ход, своеобразная лазейка для «беспредельщиков»: мы, мол, пришли проверить информацию, что якобы само собой предполагает обыск, допросы, изъятие товаров и документов. Именно так они и поступают в большинстве случаев, пользуясь правовой неосведомленностью предпринимателей. КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ТАКОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ Первое, что вы можете спросить у визитеров, объясняющих свой приход проверкой «информации», — это регистрационный номер информации в КУЗП. Объясните свое отнюдь не праздное любопытство так: «Я охотно с вами поговорю, дам пояснения и выдам все нужные документы. Но мне необходимо удостовериться в законности и обоснованности вашего прихода»,
Незаконные внеплановые проверки. продолжение... «Беспредельщики» обычно берут нахрапом и стараются не документировать свои действия, не оставлять следов должностных преступлений. Поэтому «заказные» и «в поиске легкой добычи» «наезды» практически никогда не будут регистрировать в КУЗП, Напротив, известно много случаев, когда по «результатам» «наезда» информация постфактум регистрировалась в КУЗП и по уже «нарытым фактам» возбуждалось уголовное дело. Услышав (что маловероятно) номер записи (если таковая существует), позвоните в дежурную часть милиции (если пришедшие — из органов МВД) или в дежурную часть налоговой милиции и попросите дежурного проверить, зарегистрировано ли под указанным номером какое-то преступление, совершенное якобы на вашем предприятии. Объясните дежурному, что к вам пришли какие-то личности и, представившись сотрудниками ОБЭП (либо налоговой милиции), сказали, что хотят проверить информацию о преступлении, которая, мол, зарегистрирована под таким-то номером в КУЗП, Свои опасения по поводу законности проверки объясните примерно так: «Если это действительно подтвердится, я буду всячески содействовать вашим сотрудникам в проверке. Я просто хочу, чтобы все было законно». Ведь никто не застрахован от заказного «наезда». Что делать, если дежурный подтвердит наличие такой записи? Прежде всего, потребуйте, чтобы цель визита была оформлена милиционерами письменно. Например, в виде письменного запроса, в котором было бы указано примерно следующее: Помните! В связи с проверкой информации о преступлении, имеющем отношение к вашему предприятию, зарегистрированной в КУЗП______ (указать какого органа), №____ по ст. 97 УПК Украины, прошу выдать для ознакомления сотрудникам (название органа, должности и фамилии) следующие документы__________» Вы должны и сами осознавать, и дать понять проверяющим, что ваши требования — это отнюдь не попытка избежать неприятной для вас процедуры, а вполне закономерное желание: во-первых, удостовериться в законности их прихода, во-вторых, направить процесс в законное русло. Если визит незаконен, ваши действия либо остановят «беспредельщиков», либо заставят их совершать ошибку за ошибкой, что в дальнейшем позволит вам обжаловать их действия в прокуратуру или в суд. Но знайте, в законе нигде напрямую не сказано, что представители правоохранительных органов обязаны назвать вам номер регистрации, номер оперативно-розыскного дела и т. д. Но ни в одном законе также не сказано, что номер — это информация с ограниченным доступом. А коль скоро ущемляются ваши права и наносится ущерб предприятию, вы имеете право поинтересоваться, на каком, собственно, основании это делается. Тем более, что вы не требуете назвать фамилию заявителя, вы хотите узнать только номер регистрации информации и насколько она имеет отношение к вашему предприятию, чтобы убедиться в законности прихода и всех дальнейших действий силовиков. Напомню, ст. 97 УПК Украины предполагает получение пояснений и истребование документов. Поэтому, если пришедшие принесли письменный запрос со ссылкой на ст. 97 УПК Украины и указани¬ем регистрационного номера в КУЗП, вы, как законопослушный гражданин, можете дать необходимые пояснения и выдать нужные документы для изучения их в офисе (на вынос — только ксерокопии). Перед тем как получать пояснения, дознаватели должны под расписку довести до вас ваше конституционное право не давать никаких пояснений против себя и близких родственников (статья 63 Конституции Украины). На самом же деле этого НЕ ДЕЛАЮТ ПОЧТИ НИКОГДА! А это уже нарушение. Давая же пояснения (в отличие от дачи показаний в ходе уже возбужденного уголовного дела), знайте, вы не несете ответственности за дачу ложных пояснений, вы можете в чем-то ошибаться, где-то допустить неточность. Можете вообще их не давать. И ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ: ПОЛУЧЕНИЕ ПОЯСНЕНИЙ — ЭТО НЕ ДОПРОС, А ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ — НЕ ОБЫСК! Не стесняйтесь напомнить об этом и милиционерам, как и о том, что самостоятельно открывать столы, шкафы, сейфы, доставать документы и предметы, милиционеры имеют право лишь при ОБЫСКЕ — процедуре, строго регламентированной УПК Украины и только в рамках возбужденного уголовного дела. Однако практика свидетельствует, что силовики трактуют понятие «проверка» как меру процессуального принуждения: «…. сидеть, никаких телефонных звонков, в туалет под конвоем…». Помните, принуждать вас к чему-нибудь в рамках проведения проверки никто не имеет права. Ограничивать ваше перемещение, лишать возможности звонить по телефону и т. д. может лишь следователь и только в рамках и во время следственного действия — обыска либо выемки (ст. 183 УПК Украины). Если же назревает конфликт, постарайтесь держать себя в руках и в рамках закона, не давайте им повода задержать вас под предлогом «злостного неповиновения законному распоряжению либо требованию сотрудника милиции». Учтите, что вас могут провоцировать. Посему оборона должна быть мягкой, как айкидо: «Очень хочу вам помочь, но не могу… не вижу законных оснований…документы у адвоката… в архиве… бухгалтер в отпуске…» Напоминаю о том, что безопаснее держать максимум документов вне офиса. Что же будет, если вы не представите документы? В этом случае налоговая милиция может применить к предприятию санкции, предусмотренные Законом Украины «О Государственной налоговой службе», например, заблокировать счет. Поэтому оборона должна быть грамотной: требуйте письменного оформления каждого их запроса и давайте письменные ответы, объясняющие невозможность удовлетворения их требований, со ссылками на действующее законодательство. Сотрудники МВД (БЭП, БОП), в отличие от налоговиков, в случае невыдачи документов вообще не могут применить к вам никаких санкций! Для того чтобы добраться к желанным документам, им придется потратить немало сил и времени. Во-первых, возбудить уголовное дело (если они пришли без возбужденного дела, то будьте уверены, что на данный момент оснований для возбуждения просто НЕТ!). Во-вторых, добиться санкции прокурора и суда на производство обыска (!) В-третьих, притащить следователя (согласно ст. 118 УПК Украины, в черте города следственные действия обязан проводить только следователь!) и найти либо… не найти столь желанные до¬кументы. Невероятный сценарий. Гораздо проще вас напугать приводом, задержанием, арестом и т. д., т. е. незаконными в данном случае мерами процессуального воздействия (за применение которых при должной «раскрутке» они могут и срок схлопотать по ст. 371 У К Украины «Заведомо незаконный арест, задержание или привод»). Получив ваш отказ, милиционеры должны развернуться и уйти. Практически же они предпочитают беззаконие: выгребают документы, терроризируют персонал, изымают товар. ИЗЪЯТИЕ В рамках таких «проверок» они часто проводят «изъятия». Согласно п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции», органам милиции (в том числе и налоговой) дано право «…. по фактам нарушения законодательства… изымать документы, образцы сырья и продукции…» Но, во-первых, сделаем акцент на словах «по фактам нарушения законодательства». Во-вторых, процесс изъятия для органов дознания, действующих в правовом поле УПК Украины, регламентирован ст. 186 данного Кодекса. В статье 186 УПК Украины все предельно ясно изложено. Изъятие проводится только в рамках следственных действий — обыска либо выемки, т. е. после возбуждения уголовного дела, а не до. Изъятие проводит следователь с соблюдением определенной процедуры. Таким образом, все изъятия, которые проводят сотрудники МВД (ОБЭП, УБОП) до возбуждения уголовного дела, незаконны. В привилегированном положении оказались сотрудники налоговой милиции, которые при изъятии документов могут лавировать между ст. 186 УПК Украины и Инструкцией ГНАУ № 316 «О порядке изъятия документов… свидетельствующих о сокрытии объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей», зарегистрированной в Минюсте. Согласно данной Инструкции, они могут изымать документы еще до возбуждения уголовного дела — по результатам проверок налоговой инспекции. Однако процедура изъятия документов строго регламентирована той же Инструкцией: выписывается Постановление об изъятии (на бланке строгой отчетности) и составляется опись документов с фиксацией их содержания. Изымать же товар партиями (как это делается сплошь и рядом), налоговые и прочие милиционеры имеют право только после возбуждения уголовного дела. ОСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ Поняв, что события начинают разворачиваться по «беспредельному» сценарию, объявите: «Я хочу позвонить своему адвокату», и попытайтесь действительно позвонить. В 99 случаях из 100 вам не позволят этого сделать. Не отчаивайтесь, данное ваше заявление — всего лишь тест. Если не дают позвонить адвокату — это лишнее подтверждение того, что все происходящее далеко от законности. Следующим шагом должна быть ваша попытка позвонить прокурору, чтобы сделать заявление о совершаемом преступлении — превышении власти (чтобы дать ход этому делу, на следующий день необходимо будет подать в прокуратуру письменное заявление о возбуждении уголовного дела. Прокурор обязан его принять на основании ст. 97 УПК Украины и отобрать у милиционеров пояснения). Контролеров это должно заставить задуматься. Если же вам и в этом случае запретят воспользоваться телефоном, зафиксируйте этот факт, как еще одно вопиющее нарушение закона.
По сути,в большинстве случаев к предпринимателю приходят бандиты в погонах и говорят,чтобы он отдал им часть,чтобы жить спокойно.Опять скажу,что это суть репрессивная система и в одиночку с ней бороться невозможно.Системе может противостоять только система.Объединение в сеть,использование собственных юридических фирм и многое другое.Некоторые предприниматели уже пытаются объединяться на уровне,скажем,города,нанимают постоянных юристов для защиты собственных интересов.Но такие случаи пока единичны.Предприниматель должен иметь простые и комфортные условия ведения бизнеса,только тогда с него можно что-либо спрашивать. В сети эту цель можно ставить и любые законы рассматривать с этих позиций,постоянно подавая привентивные иски на нарушение тех или иных требований,затрудняющих это самое простое и комфортное ведение бизнеса.
В приведенном мною примере по предпринимателю,которому налоговая пыталась насчитать финсанкции в размере более 12млн.грн. спор разрешился сегодня даже до подачи аппеляции на стадии возражений.И этот спор разрешился в пользу предпринимателя.Что показательно,вся комиссия городской налоговой признала обоснованность возражений предпринимателя. ---------- Додано в 19:15 ---------- Попередній допис був написаний в 18:31 ---------- І ще.Хочу зробити зауваження syavych за необґрунтовані звинувачення у флуді а також за знищення лінку на зауваження підприємця у приведеному прикладі.Цей приклад багатьом може допомогти.Такі дії,вважаю,потребують вибачень,тим паче,що syavych є модератором.
по поводу приказа МВД № 500 от 26 ноября 1991 года Все правильно, но вставлю свои пять копеек. Указанный приказ МВД №500 отменен приказом №400 от 14.04.2004 зарегистрирован в Минюсте №571/9170 от 06.05.2004. Суть в принципе осталась таже. Отдельно стоит смотреть п. 24 ст.11 ЗУ "О милиции" N 565-XII. В настоящее время выписать направление в соответствии с данным пунктом не представляет особого труда, а вышеуказанный приказ №400 уберет все формальности об основаниях проведения таковой (заявление конкурента, соседа либо вообще аНОНИМКА). И все будет проводиться в рамках ст. 97 УПК.
Шо это было? Опросил свою жену, ЧП на едином налоге, действительно ведет Книгу ф. № 10, за 5 лет никто не проверял, пишет, шо бог на душу положит