В последние три десятилетия чтение хеттских текстов стало обычным делом. Удалось прочесть уже более 20 тысяч клинописных табличек, найденных в одной лишь Хаттусе. Это стало подлинным открытием хеттской цивилизации. Еще несколько тысяч табличек отыскали при проведении раскопок в трех других хеттских городах Анатолии. Очевидно, в ближайшие годы количество находок значительно увеличится. История Хеттского царства воскресает для нас, возникая из тьмы забвения. Еще недавно эта история была абсолютно забыта. Теперь мы не только знаем перипетии хеттской политической жизни, но и подробно осведомлены о повседневной жизни хеттов. Так, мы знаем цены на скот и украшения. Мы знаем, что градоначальник хеттского города был обязан следить за тем, чтобы ворота были заперты и никто не разводил открытый огонь. Мы знаем, что жрец, «ежели он возлежал ночью на ложе со своей женой», на следующее утро был обязан пройти очистительную церемонию. Мы знаем, что предметы, приносимые в жертву богам, хетты должны были передавать жрецу или его домочадцам, дабы те сами распорядились ими, причем жертвенные дары категорически запрещалось продавать. Мы знаем порядок проведения религиозных праздников (а они исчислялись десятками). Мы знаем многочисленные заклятия и молитвы, тексты которых позволяют проанализировать психологию хеттов. Мы знаем способы лечения болезней, названия кушаний и напитков, методы приручения лошадей. Мы могли бы даже командовать царской гвардией: нам известно, где и какие караулы выставлялись во дворце, кто сопровождал царя, когда он покидал дворец. Мы знаем даже, что должен был делать часовой, если, охраняя царя, почувствует, что его желудок переполнен. Кому интересно читайте продолжение тут: http://www.mystic-chel.ru/east/hittites/411.html
десь мій друг Тівер подівся - і його напевно це зацікавило б. мені мало було відомо про них - от тільки зараз трошки читанула. а воно чудово все в одну картину вкладається ! ВІКІ англійською значно більше про них пише, - що вже говорити про спеціалізовані сайти, - наголошуючи, що це була цивілізація індо-європейської мовної групи, яку не слід плутати з тубільцями (можливо їх названо в Біблії дітьми Хета), які жили там до того, як Хатти туди прийшли заснувавши столицю Хаттусю. http://en.wikipedia.org/wiki/Hittites наші - ті, що прийшли , - були абсолютно високорозвиненою цівілізацією, надзвичайно освіченою. в них уже були розвинені закони й регуляції, а мова в тих і тих була принципово різна. Шумерська, Хатусська, Урартська мови писались як Cuneiform script (pronounced /kjuːˈniː.ɨfɔrm/ kew-NEE-i-form or /ˈkjuːnɨfɔrm/ KEW-ni-form) is the earliest known writing system in the world.[1] й вживали голосні, склади й малюночки, які були чужими для носіїв семітських мов ( The archaic cuneiform ... had evolved into Old Assyrian cuneiform, with many modifications to Sumerian orthography. The Semitic equivalents for many signs became distorted or abbreviated to form new "phonetic" values, because the syllabic nature of the script as refined by the Sumerians was unintuitive to Semitic speakers.) http://en.wikipedia.org/wiki/Cuneiform_script Тівер, де Ви ? мені бракувало цього аргументу в дискусії з Вами, а тепер - ага!!! зуби, виявляється, позначались буквально - як склад "зу", голос, як "гу(о)" - "For instance "tooth" [zu], "mouth" [ka] and "voice" [gu] дуже цікаво. прочитати їх не могли, поки за справу не взявся один чех. чи ж не це мав на увазі Шилов, коли писав : "Принято считать, что венеды позднеримских и византийских историков рубежа первых тысячелетий до нашей и нашей эр – это праславяне, а венеды же малоазийской Троады и италийской Этрурии II-I тыс. до н.э. – это неизвестно кто или (в лучшем случае) предки таинственных этруссков, «письменность и язык которых не поддаются расшифровке». Отечественные исследователи середины XIX века А.Д.Чертков, Ф.Воланский и др. довольно легко разобрались в этих проблемах; стоило лишь применить к ним не греческий, римский, германский и т.д. ключи, а «наименее престижный» из них – славянский. Западные исследователи доныне время от времени приходят к тому же решению... но кто-то мешает переставить славян с нижней на верхнюю ступень культурно-исторической иерархии «цивилизованных народов Евразии»." пантеон богів та легенди у них теж цікаві. Зміюка була, наприклад - Іл"янка. http://en.wikipedia.org/wiki/Illuyanka а! що я тут співаю, хто хоче, той сам знайде. па!
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух ... И опыт, сын ошибок трудных - куда прикажете девать ? ) такі екскурси в минуле для зацікавленої особи досить корисні, - наприклад для аналізу історії релігій світу. ось, що мають спільного один з найбільш могутніх балтійських богів Пяркýнас http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%80%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%81 наш Перун й хаттуський бог Tarhun (with variant stem forms Tarhunt, Tarhuwant, Tarhunta) ? так, коли не все, то 99 % спільного !!! 1 % - місцевий фольклор . хаттуський Бог Тархун змагався зі зміючкою Іл"янкою . а Бог Перун ? маю задоволення перемалювати з нету : Перу́н — в старослов'янській міфології бог грому і блискавки, повелитель дощу, творець земних урожаїв та покровитель хліборобства. Також він бог-воїн, справедливий і суворий месник, покровитель війська та коваль багатства. Імовірно син Сварога. Культ Перуна дуже давній. Вважають, що за Володимира Перун був головним божеством Київської держави й символом державного єднання. Ідол Перуна стояв на одному із київських пагорбів, був він дерев'яний, мав залізні ноги, срібну голову та золоті вуса. Густинськийлітопис згадує, що в руках він тримав коштовний камінь: рубін або карбункул. Військо присягалося та божилось Перуном. В договорі 971Святослав клявся іменами Перуна та Велеса. Також він згадується у договорах з Візантією та київськими князями Олегом (907 г.), Ігорем945 г.) р. ( Давні слов'яни вірили, що грім — то його мова, а блискавка — погляд, також вони сприймали грім і блискавку як небесне орання та сівбу. Вважалось, що перший грім і дощ володіють очисною силою та повертають землі життєдайність. Таким чином бог грому що дає родючість став такою і покровителем шлюбів. Деревом, присвяченим Перунові, був дуб. Константин Порфірородний у своїх записках відмітив що руси в часі походу на Царгород приносили під великим дубом в жертву птахів, хліб і м'ясо. Густинський літопис також свідчить, що Перуну приносили жертви та підтримували невгасимий вогонь із дуба. Його зіллям була папороть. За легендами, в ніч на Купала на кущ папороті міг упасти вогонь Перуна й спалахнути яскравим сяйвом. Якщо сміли*вець зуміє оволодіти жар-квіткою, то знатиме усі таємниці світу, володітиме чарами і буде вічно молодим. Тварина Перуна — кабан. Їх приносили йому в жертву. Археологи часами знаходять шматки закам'янілого дуба із втесаними в них кабанячими щелепами. Бог грози Перун, що живе на небі, на вершині гори, переслідує свого змієподібного ворога Велеса, що живе внизу, на землі. Причина їх чвар - викрадення Велесом худоби, людей, а в деяких варіантах - дружини або дочки громовержця, Мокоші. «Перун є мног», - стверджувалося в одному давньоруському творі XV ст. Литовці також вважали, що Перкунасів багато - 5, 7 або 9. Місце Перуна в українському християнстві зайняв не тільки Бог (Бог-отець і Бог-дух), але і святі Ілля та Георгій (народне - Юрій).. _____________ Бродяг без рода и племени, непомнящих родства и места происхождения, полиция часто записывала под фамилией Неизвестный, Непомнящий. (Словарь Русских фамилий) :p
Тоді чому Силенка не читати? Про релігію в нього дуже розумно і красиво написано, про мови теж, про історію України. Мені сподобалось.
Читати можно, але треба мати наувазі, що Силенко намагався створити нову релігію і саме цій меті і були присвячені його зусилля. Як на мене - ціль абсолютно безглузда.
Кто разрушил царство хеттов? Столица хеттов, Хаттуса, пала в конце 13-го века до н. э. при неизвестных обстоятельствах. Вопрос о том, кто ее разрушил осложняется тем, что совершенно неизвестно, кто жил на территории бывшего царства хеттов, т. е. внутри излучины реки Кызыл-Ырмак (Галис), вплодь до киммерийского вторжения в 8-м веке до н. э. Так называемые "ново-хеттские" царства 12-8-го вв. до н. э., оставившие после себя многочисленные лувийские иероглифические надписи, находились все без исключения к югу и к юго-востоку от этой территории - в юго-восточной Малой Азии и в северной Сирии, но ни одной такой надписи не сохранилось из собственно страны Хатти. Единственное письменное свидетельство о том, кто разрушил царство хеттов содержится в надписи Рамзеса третьего е его заупакойном храме Мединат-Хабу (см. иллюстрацию ? 1), где утверждается, что никто не мог устоять против "народов моря", ни Хатти, ни Коде (Киликия), ни Кархемиш, ни Арцава (Кария), ни Алашия (Кипр). Не ясно, однако, в какой мере этому заявлению можно доверять: по крайней мере Кархемиш совершенно точно не был разрушен "народами моря" - более того, боковая ветвь хеттской правящей династии продолжала царствовать там на протяжении еще, по крайней мере, пяти поколений. Да и далековата Хаттуса от моря, что бы "народы моря", которые никогда не удалялись от берега, могли до нее добраться. Несмотря на это, мнение о том, что "народы моря" разрушили Хаттусу достаточно укоренилось в науке. Косвенным ее подтверждением служила надпись последнего царя хеттов, Суппилулиумы второго, о покорении Кипра, где речь идет о первом и последнем морском сражении в истории хеттов (1), что, как будто, говорит о морской ориентации царства хеттов на последнем этапе его существования. Однако, ситуация резко изменилась с открытием лувийской иероглифической надписи того же Суппилулиумы второго из подземного бассейна в Хаттусе в сооружении (см. иллюстрацию ? 2), названном немецкими археологами Südburg (2). Вот она в русском переводе: "Когда Солнце(3) подчинил Хатти все страны: Вийянаванду(4), Тамину, Масу, Лукку(5), Икуну, ... я, Суппилулиума, Великий Царь, Герой, превзошел предыдущих Великих Царей, все боги: Богиня Солнца города Аринны, Бог Грозы страны Хатти, Бог Грозы армии, Шаушга, ..., Бог Меч, Бог Грозы города Сапини, боги Хатти ... стояли благосклонно, Солнце подчинил их: Вийянаванду, Тамину, Масу, Лукку, Икуну, Хармахи-циттис(6) отобрал у Солнца это: все страны Хатти до границ страны Хатти. Затем Суппилулиума, Великий Царь, Герой построил во всех странах Хатти: город ..., город ..., страну ..., город ..., город ..., город Тихихасу, город Тарахну, тогда я построил. Солнце подчинил гору Пяти Лабарн(7) и поработил(8), Суппилулиума, Великий Царь, Солнце, подчинил, гору Пяти Лабарн дал(?), затем Хармахи-циттис поработил гору Пяти Лабарн Хатти. Солнце подчинил страну города Тархундаса и поработил. Раньше (мои) деды и бабки никому не ..., я, Суппилулиума, Великий Царь, Солнце, подчинил, Хармахи-циттис страну города Тархундаса подчинил и отобрал, Я построил город Тана, в городе Тархундаса, в городе ..., в городе ... я принес жертвы богам. Здесь я построил в этом году Божественную Подземную Дорогу(9)." Надпись очень трудна для понимания, как, впрочем, и все другие иероглифические надписи эпохи Хеттской империи. Объясняется это тем, что в эпоху империи лувийская иероглифическая писменность было еще очень несовершенной: ни падежные, ни глагольные окончания в ней, как правило, не передавались, и поэтому трудно понять, кто что сделал. Ясно лишь, что это строительная надпись, посвященная сооружению самого подземного бассейна, в котором она была найдена. В ее исторической части упоминаются две войны: одна на крайнем западе Малой Азии - в Ликии и Карии (Вийянаванда, Тамина, Маса, Лукка, Икуна), возможно против "народов моря", другая - против Тархундасы на юге Малой Азии. Эта последняя и представляет наибольший интерес. Город Тархундаса был основан хеттским царем Муваталли, который перенес туда, по неизвестным причинам, столицу из Хаттусы. Находилась она где-то на юге Малой Азии, но ее точное месторасположение неизвестно, т. к. город до сих пор не найден. Муваталли наследовал его сын, Мурсили третий, больше известный под своим хурритским именем Урхи-Тешуб. Пороизошло это потому, что брат Муваталли, Хаттусили третий, сверг с престола своего племянника и перестал упоминать его тронное имя. Хаттусили вернул столицу в Хаттусу, а Тархундасу отдал брату Урхи-Тешуба, Курунте, в благодарность за то, что он признал Хаттусили царем и не вступился за брата во время междоусобной войны. Так было создано вице-королевство Тархундаса, в котором продолжали царствовать потомки Курунты. Хаттусили действовал по примеру соего деда, Суппилулиумы первого, который организовал вице-королевство Кархемиш под властью своего сына, Пийясили, подчинив ему всю Сирию. При сыне и преемнике Хаттусили, Тудхалии четвертом, особый статус Курунты был подтвержден специальным договором, уникальный подлинник которого был найден около стены Хаттусы(10). Договоров между царями хеттов и их вассалами сохранилось довольно много, но все они - архивные копии, написанные на глиняных табличках, сложенных в храме бога грозы Тархунта в Хаттусе. Их подлинники были написаны на бронзовых досках, к которым были подвешаны на железных (в бронзовом веке!) цепях личные печати обоих царей, и один только договор с Тархундасой дошел до нас в таком виде (см. иллюстрацию ? 3). Произошло это из-за того, что договор был на каком-то этапе денонсирован, печати сломаны, а бронзовая доска выброшена за стену города. О том, что между Тудхалией и Курунтой вспыхнула война, говорит и найденная в Хаттусе печать Курунты, в которой он именует себя "Великим Царем страны Хатти". Другими словами, Курунта провозгласил себя Великим Царем и даже на короткое время захватил Хаттусу. Как видно из надписи Südburg, эта война продолжалась и при преемнике Тудхалии, Суппилулиуме втором. Самый интригующий вопрос, связанный с этой надписью - это, кто скрывается за именем или титулом, записанным при помощи двух иероглифов: ГОЛОВА и ЧЕЛОВЕК (CAPUT.VIR). Хокинс в своем editio princeps этой надписи полагает, что это - альтернативный титул автора надписи, Суппилулиумы. Его мнению противоречит тот факт, что в предложении: "CAPUT.VIR отобрал у Солнца это" - речь идет явно о двух разных лицах. На этом основании Ясинк предложила, что CAPUT.VIR - это царь Тархундсы(11) и отждествила его с Хартапу сыном Мурсили, оставившем короткие иероглифические надписи в Кызылдаге, Карадаге и в Бурункая(12). По ее мнению, он был сыном Урхи-Тешуба (Мурсили третьего), и следовательно племянником и преемником Курунты. Теоритически это возможно, но только в том случае, если Суппилулиума использовал словосочетание CAPUT.VIR в качестве уничижительного титула, поскольку сам Хартапу называл себя Великим Царем, а сочетание иероглифов ГОЛОВА и ЧЕЛОВЕК никак не может быть прочтено, как Хартапу. Поэтому я, соглашаясь в принципе, что речь идет о царе Тархундасы, предпочитаю рассматривать это словосочетание, как личное имя и условно читать его как Хармахи-циттис. С чем я совершенно не согласен, так это с окончательным выводом Ясинк: "... when the Hittite Empire felt under the strokes of the Sea Peoples and other enemies Tarhuntašša did not exist anymore as an independent kingdom". Дело в том, что только два правителя "нео-хеттских" государств начала первого тысячелетия до н. э. продолжали пользоваться вакантным титулом Великого Царя: цари Кархемиша и цари страны, которую ассирийцы называли Табал (библейский Туваль в масоретской огласовке, пишется как Tbl), а, как убедительно показал Хокинс, использование этого титула свидетельствует о том, что там продолжали править боковые ветви хеттской имперской династии(13). Если же в Кархемише правили потомки Пийясили, то в Табале, находящемся на юге Малой Азии, по всей видимости, правили потомки Курунты. Другими словами, что бы не утверждал Суппилулиума в своей надписи, он стал последним хеттским царем, и при нем пала Хаттуса, а не Тархундаса! Более того, если вице-королевство Кархемиш распалось вскоре после падения Хаттусы, и цари Кархемиша, несмотря на свой пышный титул, правили только в самом городе и его ближайшей округе, то царство Табал было организовано вполне в стиле Хеттской империи - у его Великих Царей было по меньшей мере три вассала: цари Атуны, Туваны и Шинухту. Другими словами, если предположить, что именно цари Тархундасы разрушили Хаттусу, то с их точки зрения Хеттская империя вовсе не пала, а продолжала, как ни в чем не бывало, существовать под их властью! Если эта реконструкция событий конца 13-го века до н. э. в центральной Малой Азии верна, то оказывается, что вторжения "народов моря" были не причиной падения Хеттской империи, а ее следствием: многочисленные банды пиратов, и раньше достаточно активно действовших в бассейне Эгейского моря(14), просто воспользовались анархией, воцарившейся на западе Малой Азии с падением Хаттусы, и пришли в движение по всему восточному Средиземноморью.