Безъядерный статус. В июле 1996 года территорию Украины покинула последняя ядерная боеголовка. Третий по величине ядерный потенциал в мире официально перестал существовать. Судьба арсенала страны оказалась тесно связана с государственностью. Независимость Украины и ее будущий безъядерный статус закрепил один документ – Декларация о государственном суверенитете. Спойлер Поскольку эти два положения были провозглашены одновременно, то подчас воспринимаются как единое целое. И тому имеются объективные предпосылки. Оружие за независимость Последний договор последнего президента Советского Союза Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушемстаршим CHB1 (START1) касался ограничения стратегических наступательных вооружений. Судьбоносный Лиссабонский протокол предусматривал сокращение количества ядерных боезарядов на 42% и средств их доставки на 36%. Этот документ был подписан всего за три недели до путча 1991 года. Теперь, спустя годы, возникает вопрос: знал ли американский президент о готовящемся перевороте и неминуемом развале СССР? Если да, то договор был подписан как нельзя кстати. Хо тя, возможно, именно после унизительного для советского имперского сознания “лиссабонского позора” КГБ решился на столь отчаянный шаг как смещение президента реформатора. Поражение путча открыло парад суверенитетов, отражением которого на высшем уровне стал новый антиядерный манифест. И опять политики подготовились к нему загодя. Юрий Костенко вспоминает состоявшееся сразу же после принятия Акта о независимости Украины заседание спецкомиссии Верховной Рады под руководством Дмытра Павлычко. Обсуждался текст будущего заявления Украины относительно ядерного оружия, расположенного на ее территории. “Очень активно агитировали за передачу этого оружия России Сергей Головатый и Дмытро Павлычко – рассказывает Костенко, в 1991-1992 годах – глава рабочей депутатской группы по подготовке Договора СНВ1 и приобретения Украиной безъядерного статуса. – Они аргументировали свою позицию тем, что Россия может вообще без любых договоренностей захватить ядерные районы Украины и оставить там на веки вечные свои оккупационные войска. Дескать, все – независимой Украины не будет!” Довод достаточно весомый, если учесть, что после распада СССР части Советской Армии вовсе не спешили сдавать красные знамена и присягать на верность новообразованным государтвам. В аналогичной ситуации при распаде Югославии расквартированные по всей стране под- разделения Югославской Народной Армии сохранили контроль над большей частью тяжелого вооружения и остались верными Белграду. Обретшим независимость балканским республикам стоило огромных усилий справиться с этой “пятой колонной”. Окончательно с ней покончили лишь войска НАТО в июне 1999 года. На постсоветском пространстве югославский сценарий также был разыгран, но лишь раз – в Приднестровье. Пример Молдовы наглядно продемонстрировал, какие проблемы могут возникнуть у молодой страны, “не отпустившей” подчиняющуюся Москве стратегическую армию. Так что передача украинских ракет России стала логичным продолжением вывода советских войск из Восточной Европы, ведь подобным образом поступили все страны Варшавского договора. В 2001м, спустя десять лет, этот аргумент оспаривал депутат Степан Хмара. “Все это глупости. Ибо у нас в то время было достаточно надежных частей десантных войск, спецназа, которые могли справиться с заданием по охране ядерных объектов”, – утверждал он. Такие силы действительно были. К примеру, из шести бригад Главного разведуправления, оставшихся после развала СССР за пределами России, четыре достались Украине: три сухопутных – в Крыму, Кировограде и Изяславле, а так же морская. Когда в начале 1992 года командиры этих бригад запросили Москву, присягать ли на верность республике, им ответили, что принятие новой присяги не противоречит старой. Впрочем, могло обойтись и без крайностей. Тот же Хмара рассказывал: “Когда из Украины вывозили ядерное оружие, председатель Полтавского областного совета распорядился не выпускать его за пределы Полтавской области. И двое суток продержал оружие у себя. Но потом ему пригрозили, и пришлось эти машины пропустить”. Коллективная ответственность После развала СССР перед государствами обломками бывшей коммунистической империи возникла дилемма: как распорядиться самым грозным в мире оружием? С одной стороны, провозгласившие независимость республики получили доступ к мощнейшим арсеналам Советской Армии. С другой – Москва все еще сохраняла центральное командование над армейскими базами на сопредельных России территориях. В декабре 1991 года государства, получившие советское ядерное наследство (Россия, Украина, Казахстан и Беларусь), подписали в Алматы и Минске соглашения о невозможности применения ядерного оружия в одностороннем порядке и использования его без согласования со всеми странами СНГ. Формально договор о коллективном управлении “красной кнопкой” стал беспрецедентным в мировой политике. Однако на самом деле он оказался неудачным прикрытием рухнувшего мифа о нерушимой дружбе братских народов. Реальная “кнопка” все время оставалась в Москве. Остальные президенты СНГ “вооружались” лишь конференцсвязью с Белокаменной. Позиция Украины загодя определялась заявлением Верховной Рады об обретении безъядерного статуса от 24 октября 1991 года. Молодое государство нуждалось в признании мировых лидеров. Кстати, от США и стран ЕС оно пришло лишь после того, как Украина передала право распоряжаться ядерным оружием Москве.
Спойлер Чье решение? Во время первого визита президента Леонида Кравчука в Вашингтон в мае 1992 года вновь изменились полномочия Украины на владение ядерным оружием. Результатом стало заявление Кравчука не только о полном отказе от спецзарядов, но и о ликвидации средств их доставки – стратегических и тактических наступательных вооружений. По возвращении главы государства Верховная Рада потребовала объяснений, особенно относительно ракет стратегического назначения. Стенограмма заседания зафиксировала слова Кравчука: “Я не знаю откуда это взялось относительно уничтожения ракет. Повторяю, уничтожение ракет, как тут говорилось, не имеется ввиду ни в одном документе…”. Однако две недели спустя министр иностранных дел Анатолий Зленко подписал тот самый Лиссабонский протокол. В результате Украина вместе с Казахстаном и Беларусью взяла на себя те обязанности СССР, которые установил Горбачев: сокращение ядерных боезарядов на 42% и носителей – на 36%. Страны также брались ликвидировать стратегические наступательные вооружения за семь лет. Кроме того, они присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года как государства участники, не владеющие оным. Очевидная несуразность этих документов налицо: страны ликвидировали вооружения, которыми не владели. В Украине действия отечественных дипломатов вновь встретили в штыки. “Я считаю (в мае это говорил), что мы сделали ошибку, подписывая протоколкол " – заявил тогдашний премьер Леонид Кучма в парламенте. – Зачем мы туда полезли? Полезли – попали в мышеловку. Фактически нам связывают руки, у нас нет никакой перспективы с точки зрения науки”. После таких договоров не было перспективы и с точки зрения здравого смысла. Это стало ясно, когда Кравчук поднял перед американцами вопрос о компенсациях. Теперь “столицу несчастной и нервной страны Киев”, как характеризовал тогдашний заместитель госсекретаря США Строб Талбот, посетили уже ответственные лица из Америки. Талбот описывает свою встречу с украинским президентом в мае 1993го в книге The Russia Hand. “Он [Кравчук] пожелал астрономическую сумму в обмен на ракеты (миллиарды долларов в качестве “компенсации”) и американское обещание, что мы будем расценивать нападение на Украину как нападение на США – гарантии безопасности почти такие же, как те, что даны нашим ближайшим союзникам, – вспоминает он. – Это обязало бы нас выступить на стороне Украины в случае возникновения конфликта между ней и Россией изза ядерного оружия или по какомулибо иному поводу. Я сказал Кравчуку, что максимум, что мы можем сделать – это помочь финансово в возвращении боеголовок в Россию, где они будут демонтированы с американской экономической и технической помощью в обмен на гарантии Москвы, подкрепленные США, что Россия будет уважать независимость Украины”. Леонид Кравчук озадачил американцев неспроста. Верховная Рада, хотя и ратифициро вала СТАРТ1, постановила не считать для Украины обязательной статью 5 (о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия). Другими словами – сохраняла часть беголовок и ракет для собственных нужд на неопределенный срок. Такого сценария державы “ядерного клуба” явно не предусмотрели. На Украину началось беспрецедентное давление в мировой прессе. Влиятельный британский журнал Economist советовал отказать украинскому правительству в финансовой помощи. Авторитетная американская газета The New York Times предрекала новой администрации президента Клинтона “первый большой внешнеполитический вызов”. А распространенные в Украине российские СМИ пугали обывателей вторым Чернобылем. Украина держалась. Наконец 12 января 1994 года самолет Билла Клинтона, державший курс на Москву, неожиданно приземлился в Борисполе. Похоже, что решение о таком визите американский президент принял в воздухе. Кравчука, который дольше всех руководителей постсоветских государств тянул с окончательным отказом от ядерного оружия, следовало подготовить лично. На прессконференции аэропорту жесткая речь Клинтона прозвучала как приговор: все боеголовки будут вывезены из Украины на протяжении двух-трех лет. Слово Стробу Талботу: “Когда мы приземлились, было похоже на то, что нас оставили с носом. Зленко и Бутейко [в 1991-1994 годах Антон Бутейко – советник президента Украины] попытались “затравить” своего президента и открыть дискуссию на темы, закрытие которых немало попортило нам кровь. Клинтон и Кристофер [Уоррен Кристофер – госсекретарь США в клинтоновской администрации], не имеющие привычки отчитывать руководителей государств, в этот раз решили сделать исключение. Они сказали Кравчуку настолько откровенно, насколько это было возмож, что если тот откажется от уже достигнутой догоренности, это будет серьезным регрессом в отношениях Украины как с Россией, так и с США. Пока Зленко и Бутейко надуто молчали, Кравчук, весь дрожа, пообещал Клинтону, что будет придрживаться предварительно достигнутой договоренности, и не станет выкидывать никаких фокусов в последнюю минуту при подписании трехстороннего заявления через два дня в Москве”. По прошествии двух дней, 14 нваря 1994 года, Билл Клинтон, Леонид Кравчук и Борис Ельцин поставили свои автографы под Московским глашением. В результате Россия осталась единственным обладателем ядерного оружия на постсоветском пространстве. Для США вывоз боеголовок из Украины стал, по словам Талбота, “одним из крупнейших внешнеполитических успехов администрации Клинтона”. Украинские же парламентарии месяц спустя поддались на уговоры Кравчука и ратифицировали трехсторонние московские соглашения без каких либо оговорок. оценки и компенсации. Не чуждый восточной манеры изящно выражаться президент Казахстана Нурсултан Назарбаев както сравнил атомный арсенал с улыбкой чеширского кота: “Все видят ядерный оскал, но мало кто видит все остальное”. Украине не удалось оставить у себя доставшиеся в наследство от СССР 1.736 боеголовок. Первым вывезли из Украины оружие с ярковыраженным наступательным характером – оперативно-тактические ракеты. Их вывозили на центральные предзаводские базы для разукомплектования под общим контролем в полном соответствии с Алматинским договором. интересная деталь – в договоре не упоминатся местонахождение этих баз, однако ракеты свозились только на территорию России. Таким образом, Украина заодно и дефакто расписалась в своей неспособности производить ядерное оружие. Правда, президент Кравчук обещал своему народу компенсации за тактические ракеты, но лишь после того, как они оказались в России. Обещанного страна ждет уже 12 лет. Проморгав ракеты малой дальности, украинские политики всетаки решили поторговаться за стратегические. В свое время СССР затратил на разработку и развертывание ядерного оружия приблизи тельно 1 трлн руб. Ядерная программа США, по словам Анатолия Зленко, обошлась в $ 100 млрд. До 1998 года включительно, когда была ликвидирована последняя шахтнопусковая установка, отечественное Министерство обороны получило всего $ 400 млн. В такую сумму обошлась конгрессу США ликвидация расквартированной в Украине 43+й ракетной армии со всеми ее 176 межконтинентальными баллистическими ракетами. Голландский специалист Хенк Вользак, ссылаясь на данные украинских экспертов, подсчитал, что только на ликвидацию боеголовок и пусковых шахт им понадобилось $ 1,5 млрд. Естественно, такие расхождения в оценках легко объяснить отсутствием у данного товара рыночной стоимости. Но если приходится оценивать собственную безопасность, то здесь американцы скрупулезны. По словам бывшего помощника президента США по вопросам национальной безопасности Эда Лейка, программа помощи странам СНГ в целях снижения ядерной угрозы позволила ежегодно экономить $ 20 млрд на дополнительных расходах американской ядерной программы. Сделка оказалась на редкость успешной. Правда, не для Украины. 29 сентября 1998 года. Журналисты осматривают только что уничтоженную пусковую шахту в городе Первомайск Николаевской области 1 июля 1996 г. Демонтаж ядерной боеголовки РС-18 перед отправкой в Россию. 2 Февраля 2001 года. Служащие аэродрома в Прилуках снимают бортовой номер со стратегического бомбандировщика ТУ-160 Резка авиационной крылатой ракеты Х-22 на военной базе в селе Озёрное. Под Киевом. 24 декабря 1997 года. Солдаты ракетной базы вблизи посёлка Вакуленчук Житомирской области, готовят к уничтожению МБР РС-18 После распада СССР Украина унаследовала 130 таких ракет. Последние 30 никогда не стоявшие на боевом дежурстве были проданны России в 2003г. Возможность конверсии тогдашними властями даже не обсуждалась. 30 октября 2001года. Первомайск. После этого взрыва средств запуска межконтинентальных ракет в Украине не осталось. Теперь здесь сельхозугодья
Ну и? Старые (и новые) МБР Украине не особо были нужны...масштаб не тот... Тактическое ЯО,может быть,и следовало сохранить...только кто об этом думал
Кык дали б ракетой по шельфу? :rolleyes: Все больше в мире считаются с богатой экономикой, хотя и сила конечно не помешает, только одно без другого не возможно ведь! Нам нонче ядерный статус не по карману однозначно, быть с голой попой и с дубиной - кто Тебя уважать то будет? Боятся - да, но не уважать имхо! Другое дело что торговаться нужно было отчаянно за потерю этого статуса выбивать уступки, помощь и прочее, хотя эт я щас такой умный, а на наших думаю давили тогда реально с двух сторон! Сложно нам судить думаю! ЗЫ Кертис, а статья интересная, решпект! Правда я ее уже видел, но не все ж тут с од. форума )))))))))))))
Хочу сказать, что сейчас мы способны быстро вернуть ядерный статус. лет через десять это будет сделать в принципе невозможно.
Потому что ещё остались людские ресурсы и знания, и наработки. При уме и желании можно ЯО припрятать, и иметь неофициально. Как Израиль.
Пару-тройку зарядов? А смысл? Суть-то в официальном статусе как раз. Да и пронюхают ведущие державы моментально, буча поднимется похлеще чем с кольчугами да продажами оружия в Грузию, и думаю намного похлеще! (((((((
Зачем же сразу: в войну играть. Наличие оружия еще не предпологает его немедленное использование. Обладание ядерным оружием, - это хорошая страховка и весомый бонус к авторитету государства.
Имеющий обратную сторону в виде изрядных расходов и как минимум определенной опаски соседей по поводу молодой зубастой государственности, а как максимум жесткое с их стороны давление дабы лишить этого статуса, как собственно уже раз и было
А что поделаешь, - такова жизнь. Тут надо определиться сразу, чего мы хотим. С содедями лучше дружить, но ведь ядерное оружие в небольшом колличестве, - это скорее оружие возмездия чем нападения. Безъядерные соседи поймут и дружить не перестанут, а ядерные соседи поймут тоже, что дружить лучше чем воевать.
Возмездия или нападения - то смотря в чьих руках! Боюсь, что западный мир крайне обеспокоится, коррупция, террористы жаждущие себе его заиметь и пр. Ну а санкции типа как в отношении С.Кореи не вопрос подозреваю! ((((((((
Ну, мы же не С.Корея,- у нас товарищ Симоненко и мадам Витренко в глубокой оппозиции. Если Европа обеспокоится, мы попросим Юлию Владимировну подарить европейцам очаровательную улыбку и их попустит...)
Я Вас умоляю! )))))) Очаровательные улыбки ЮВТ хороши для избирателей, ну может еще и для Путина (типа старый солдат и не знает слов любви))))), хотя что-то с ценой на газ ей особо улыбки не помогли то)! В Европе к своей безопасности крайне трогательно относятся, так шо Карибский кризис в миниатюре будет гарантирован! (((((
Уважаемый Hightower, а шо для той Европы семь-восемь ( но не десять) ядерных боеголовок тактического назначения? У них Пэтриотов в тридцать раз больше... Будет конечно, буря негодования, но мы таки сделаем, как мудрые израильтяне: сочуственно покачаем головой и .... включим игнор.
Дааа? )))))))) Игнор в ответ будет гораздо болезненнее дело в том что! ((( Израиль от Европы далековато, да и в столь "дружественном" окружении наличие ЯО можно оправдать в некотором роде, и то вон не афишируют до сих пор. А мы - вот они, да один намек Юле - шо Она станет невыездной, и вся программа закончится не успев начаться! Это при том условии, если даже под это дело выделят деньги! А сейчас в армии реально на еду и горючее в обрез, не говоря обо всем остальном! ((((((
Ну вот, рубите на корню такое хорошее начинание... Про нашу армию согласен, очень печальное положение. Может тогда выберем, изначально невыездного президента? Согласитесь, с ядерными боеголовками, можно вступать в политические дискуссии совсем с другого ракурса...
Неа.Само по себе ЯО-кучка радиоактивных железок.Нужен лидер государства,который в критический момент действительно решится применить это оружие.Тогда действительно будут бояться,но строить с кем-либо добрососедские отношения будет крайне затруднительно.А если создавать ядерное оружие,изначально зная,что мы все равно не решимся его применить,то это пустая трата денег.