Трамваи в Европе или нам так не жить - 2

Тема у розділі 'Країни і міста', створена користувачем bayard, 14 сер 2012.

  1. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Первое, что бросается в глаза в первых трех городах экспедиции (Берлине, Мюнхене и особенно Цюрихе) это огромные разветвленные трамвайные сети, с выделенными линиями, специальными трамвайными светофорами, крутейшими пересадочными пунктами и т.д.

    [​IMG]

    В Мюнхене и Берлине трамвай штука вспомогательная, и основная часть людей перемещается на метро и на электричках, пересекающих весь город (ведь города достаточно большие), в Цюрихе же вообще нет метро — граждане в 60-х отклонили на референдуме проект строительства метро, а также проект закапывания трамвая под землю и сказали, что желают ездить, наблюдая в окно Цюрихское озеро и Альпы, а не тоннель.

    Электрички это кстати отдельная интересная тема — в Москве они просто доезжают до вокзалов, высаживают там пассажиров, и те толпой бегут в метро. В Мюнхене и Берлине сделаны подземные тоннели и электрички просто пересекают город под землёй, останавливаясь на нескольких подземных пересадочных узлах, где они связанны с метро и трамваями.
    В Москве давно есть план соеденить электрички под центром города, но он требует большого количества исследований и проектировки, поэтому мэрия предпочитает не заморачиваться и тупо строить дороги, где подготовительный этап не так сложен.

    Вообще очень много всего интересного можно рассказать об этих городах, чем мы и займемся на выставке и лекциях, когда вернемся в Москву, в поездке же я буду писать посты по разным темам, немного вырванным из контекста.

    Так вот, про трамваи. Многие европейские города пострадали в 50-е и 60-е годы от одной из главных градостроительных ошибок — закатывания в асфальт трамвайных рельсов. Происходило это везде примерно по одной и той же схеме: уровень автомобилизации рос, машинам начинало не хватать места, и тут-то автомобилисты и замечали большие пространства в городе, используемые под непонятные железные драндулеты, ходящие раз в 5-10 минут.
    Вот оно решение проблемы пробок! Просто убираешь металлический дребезжащий гроб на колёсах, делаешь там асфальт, запускаешь автобус и всё!

    Прошло 40 лет и об этой проблеме подумали еще раз — проблема пробок не только не решилась, но и усугубилась. Что же произошло?

    Произошла простейшая логическая ошибка — политики и градостроители перепутали задачу. Они стали пытаться увеличивать пропускную способность, измеряемую в транспортных средствах, а не в людях.
    По трамвайной ветке, где ходит один трамвай раз в 5 минут, можно запустить 50 машин, казалось бы, аж в 50 раз увеличили пропускную способность!
    Но 50 машин перевозит за эти 5 минут ~75 человек и это предел, больше никак не проедут. Трамвай же, даже который раз в 5 минут ходит, может перевозить 200 человек, а еще трамвай можно запустить раз в 2,5 минуты и тогда он вообще сможет перевозить 400 человек.
    И у этой системы еще есть резерв — трамвай может ходить и раз в полторы минуты, и быть в два раза длиннее (но тут ему понадобятся немного другие пути). В любом случае даже в простом виде трамвайные пути, занимающие по площади столько же места, сколько автодорога, пропускают в 5 раз больше людей. А в оптимизированном в 10 раз.

    Поэтому когда мы выкапываем рельсы и делаем вместо них одну автомобильную полосу, то мы уменьшаем пропускную способность дороги в 5 раз. Пятиполосное шоссе вместо трамвая не воткнешь, поэтому города, где убирали трамваи, стали захлёбываться в пробках.

    Некоторые города, такие, как западный Берлин, сейчас вынуждены строить заново трамвайную сеть, а это дорого и сложно, но необходимо для нормального функционирования города. Другие, как Цюрих, избежали ошибок и сейчас не испытывают проблем с пробками. Третие, в основном в США, стали пытаться удовлетворять потребности населения в перемещении с помощью строительства дорог, а не возвращения трамваев, и теперь там испортилась городская среда и по городу стало невозможно ходить пешком.

    Давайте взглянем на несколько примеров. Вот, например, восточный Берлин

    [​IMG]

    На границе восточного и западного Берлина рельсы просто обрываются, в нескольких местах это очень заметно. Когда-нибудь там установят памятник градостроительной глупости.

    Понятное дело, что трамваи должны быть комфортными и не создавать адскую вибрацию, от которой трясётся люстра. Когда по строгинскому мосту проезжает трамвай, то грохот слышен по всему Щукино, но виноват в этом не трамвай, а плохие и старые рельсы. При хороших рельсах шумит в трамвае только почти бесшумный мотор и трущийся о провод пантограф. Если слышен шум движения колеса по рельсам это значит что колёса или рельсы находятся в ненадлежащем состоянии.

    В Берлине рельсы хорошие, у меня прямо под окном гостиницы ходил трамвай в примерно 5 метрах от здания и совершенно не мешал

    [​IMG]
    Трамвай намного дороже автобуса при закупке, однако это компенсируется тем, что его можно ремонтировать не ограниченное количество раз. Например вот этому трамваю 40 лет

    Внутри он выглядит так
    [​IMG]

    Раз в 7 лет вагон проходит капитальный ремонт, в Риме есть трамваи которым 70 лет. Они от возраста становятся только милее.

    Важнейшая вещь для трамвая — скорость его передвижения по городу. Если трамвай ездит со средней скоростью в 13 километров в час, стоит на остановках по 5 минут из-за турникетов и забит битком, то используют его только те, кто не может позволить себе автомобиль.
    А вот если он ходит по отдельным путям, имеет приоритет на светофорах, быстро проезжает остановки и более-менее свободен — многие выберут его как основной способ перемещения по городу.

    Берлинский трамвай внутри
    [​IMG]

    Если город большой, то важной частью процесса становится так называемый "последний километр" (путь пешком от транспорта до дома или офиса), а также пересадочные пункты. О последнем километре мы еще поговорим, а сейчас о пересадках. Вот пример идеальной пересадки в Мюнхене

    [​IMG]

    Выход из метро ведёт сразу же на бетонную площадку одного уровня, без бордюров, лестниц и оград, и на эту площадку заезжают автобусы и трамваи

    [​IMG]

    От эскалатора до трамвая 5 метров пути без изменения уровня. Красота

    [​IMG]

    На фотовыставке будут сравнения с пересадочными пунктами в Москве.

    Трамвай ко всему прочему еще и очень дешев по сравнению с другими видами транспорта со схожей пропускной способностью. Километр самого навороченного, бесшумного и с травкой между рельсами скоростного трамвая стоит примерно в 8-10 раз дешевле километра метро.
    А если брать какие-то мегапроекты типа бессмысленного Алабяно-Балтийского тоннеля, который обошелся в 63 миллиарда рублей, то на эти деньги вообще можно было построить ~100 километров линий самого дорогого скоростного трамвая, с полным шумоподавлением и т.д. Для сравнения, это треть всего Московского Метрополитена.

    Но у нас трамвай запускаются и дряхлеют, превращается в транспорт для перевозки льготников и постепенно выкорчёвывается с улиц, а дорогущие тоннели, магистрали, развязки и хорды строятся и строятся. Будем надеятся, что нам понадобится не 40 лет, как европейцам, чтобы понять эту ошибку :)
     
  2. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Венгры и монстры

    [​IMG]
    Так вот, друзья мои, не поверите, но это - самый длинный трамвай в мире. И не ждите аналогий с анекдотом: типа, что он через всю Европу идет в Освенцим, что у его водителя самый длинный... м-м-м, скажем, тормозной путь или что длина состава измеряется тяжестью судеб его пассажиров. Трамвай, здание и анекдот объединяет только то, что их не связывает ровным счетом ничего.
    Такие трамваи курсируют по Будапешту, и длина каждого из них - 54 метра. Это - почти половина футбольного поля, на всякий случай. Пять гармошек, шесть вагонов - это я просто сфотографировал рекордсмена так, чтобы в кадр попал только первый из них еще бы тень фотошоопом убрать, если по-хорошему. Почему именно Будапешту понадобились такие вот монстры по спецзаказу, лично мне неизвестно, но они обжили четвертый и шестой маршруты уже давно. Я впервые попал в венгерскую столицу еще в прошлом веке, и еще тогда обратил на них внимание. Монстры за это время, правда, заметно мутировали, но в размерах не изменились...
    Вообще, в Будапеште довольно много транспортных фишек, которые, конечно, дополнительных туристов туда не привлекут, но колорит городу придают. При случае продолжу...

    [​IMG]
     
  3. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Почти синий троллейбус

    [​IMG]

    Лиссабон - это одна из моих любимых европейских столиц. В первую очередь, потому, что она - не бутафорско-туристическая, как большинство из них. Не чопорная, не вылизанная, не глянцевая. Приезжих здесь, конечно, полно, как и везде, но рядом с ними идет самая обычная жизнь.
    Я всю жизнь мечтал попасть в Тбилиси. Пока не довелось, но именно такой, какой я представляю себе столицу Грузии, я увидел столицу Португалии. Шумной, радушной и немного базалаберной. Там, например, принято, заходя в трамвай или автобус, прикладывать к компостеру не билетики или проездные, а всю сумку, где они как бы должны находиться. Иногда контакта не происходит - то ли устройство не срабатывает, то ли билет лежит слишком глубоко, а может, его там и нет вовсе. В таких случаях сигнал зуммера заменяет неподражаемое "а-а-а-а" пассажира, подкрепленное характерным взмахом руки. И никто не смотрит на потенциального безбилетника, как на потенциального безбилетника. В хорватском рейсовом автобусе вообще как-то наблюдал сценку, когда контролер не заметил, как в салон вошла девушка. Так сразу несколько человек аккуратно подсказали ему, кто остался не обилеченным. Мне почему-то кажется, что жителям Тбилиси и Лиссабона такое было бы, как говорится, впадлу...
    Ну, и сами эти трамвайчики, конечно. Хоть они и выглядят игрушечными, но предназначены для своих, а не для туристов. Я, когда увидел первый такой экземпляр, даже подумать не мог, что это - средство передвижения, а не развлечения. В отличие от современных экземпляров, которых там тоже хватает, давка в них, кстати говоря, бывает приличная. И трясет ничего так. Но дышится все равно здорово!
    Не знаю, существует ли в Португалии такой жанр, как лирическая поэзия. Надеюсь, что есть. Потому что кто-то же должен воспеть этот романтичный и слегка патриархальный вид транспорта. Не только же Булату Окуджаве про синий троллейбус писать...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  4. Samojlovu4

    Samojlovu4 Well-Known Member

    А теперь для контраста вонь, ублюдство и грязь рашки кто-нить запостите...
    И пусть чалдоны стреляются.)
     
  5. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Харьков
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  6. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    меня удивил вагон отделанный деревом изнутри. без надписей Здесь был Вася....
     
  7. OrangeSpring

    OrangeSpring Well-Known Member

    В Будапеште такие трамваи пока в меньшинстве.;)
     
  8. OrangeSpring

    OrangeSpring Well-Known Member

    Кстати, в этом году впервые попробовала трамвай в Париже (а то обычно всегда метро, метро) - тоже очень современно. Но он скоросной. сичтай три линии - соединяют пригороды. или вдоль Периферика.

    В Дюссельдорфе сказочно-удобные трамваи! И очень удобная сеть трамвайная! И все очень ухоженно. Трамваи ходят точно по расписанию
     

    Вкладення:

    • img 093.jpg
      img 093.jpg
      Розмір файлу:
      122,4 КБ
      Переглядів:
      8
    • img 142.jpg
      img 142.jpg
      Розмір файлу:
      115,7 КБ
      Переглядів:
      5
    • img 143.jpg
      img 143.jpg
      Розмір файлу:
      123,4 КБ
      Переглядів:
      5
  9. Мілена

    Мілена Дуже важлива персона

    Баярд, у вас много Лиссабона, но и первая фотография, по-моему, тоже оттуда. Уж очень она мне напоминает конкретную улицу :preved:

    И о лиссабонских трамваях: современные и комфортабельные, это городской транспорт (1,1 евро), а те, что одиночные и старые, это экскурсионные, везут в самые загадочные уголки Лиссабона. И сам старый одиночный трамвай давно стал туристической достопримечательностью - о нем пишут путеводители, на нем стараются прокатиться многие гости города.


    И меня еще восхитили трамваи Страсбурга - на фоне старины выглядят как космические пришельцы
    [​IMG]
     
  10. ull9

    ull9 Дуже важлива персона

    хмм.. трамваи как трамваи..
     
  11. OrangeSpring

    OrangeSpring Well-Known Member

    Улл 9 - это для Вас трамваи, как трамваи.
    У нас посмотрите какие...
    Если бы такие были для нас нормой! Эх...

    А вот еще
    Травмваи в Вюрцбурге (cеверо-западная Бавария)
     

    Вкладення:

    • all 351.jpg
      all 351.jpg
      Розмір файлу:
      108,2 КБ
      Переглядів:
      8
    • all 354.jpg
      all 354.jpg
      Розмір файлу:
      99,1 КБ
      Переглядів:
      8
    • all 602.jpg
      all 602.jpg
      Розмір файлу:
      96,8 КБ
      Переглядів:
      6
  12. Nevermind

    Nevermind Просто персона

    Или вот в Загребе трамваи ;)
     

    Вкладення:

    • IMG_5474.jpg
      IMG_5474.jpg
      Розмір файлу:
      130 КБ
      Переглядів:
      4
    • IMG_5566.jpg
      IMG_5566.jpg
      Розмір файлу:
      121,9 КБ
      Переглядів:
      3
    • IMG_5567.jpg
      IMG_5567.jpg
      Розмір файлу:
      122,5 КБ
      Переглядів:
      1
    • IMG_5571.jpg
      IMG_5571.jpg
      Розмір файлу:
      78,1 КБ
      Переглядів:
      1
    • IMG_5583.jpg
      IMG_5583.jpg
      Розмір файлу:
      101,9 КБ
      Переглядів:
      2
  13. olegp

    olegp миється в бані

    Украине на трамваи грех жаловаться- по соотношению цены и качества- впереди планеты всей
     
  14. olegp

    olegp миється в бані

  15. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    приезжай в Харьков. я прокачу на 26м маршруте. если сидеть в конце вагона то видно как сиденья и пол шатаются независимо от корпуса. в последнем вагоне на нескольких местах в конце сидеть вообще нельзя - на большой скорости бьешся головой о стекло. такие места заполняются только в час пик.
    это не говоря о том что печка выключается обычно в июле.
     
  16. OrangeSpring

    OrangeSpring Well-Known Member

    Кстати, а в Братиславе обычные, как в Харькове трамваи в основном (модель) - Но внутри реставрированные.

    А вот венские. Новые и старые
     

    Вкладення:

  17. OrangeSpring

    OrangeSpring Well-Known Member

    Трамваи Парижа
     

    Вкладення:

    • vers 216.jpg
      vers 216.jpg
      Розмір файлу:
      81,1 КБ
      Переглядів:
      10
    • vers 215.jpg
      vers 215.jpg
      Розмір файлу:
      76,3 КБ
      Переглядів:
      7
    • vecher 005.jpg
      vecher 005.jpg
      Розмір файлу:
      110,5 КБ
      Переглядів:
      9
    • vecher 201.jpg
      vecher 201.jpg
      Розмір файлу:
      115,9 КБ
      Переглядів:
      9
  18. olegp

    olegp миється в бані

    метро на шинах
    [​IMG]
     
  19. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    а колеса в колее?
     
  20. olegp

    olegp миється в бані

    бетонная или асфальт, третье колесо и 4е, металл, осуществляет токосъем и направление, т е не позволяет шинам съезжать с бетона
     
а де твій аватар? :)