Стоит ли предоставлять налоговые льготы предприятиям отдельных отраслей?

Тема у розділі 'Лібертаріанство, теорія лібералізму', створена користувачем bayard, 13 січ 2012.

  1. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Виктор Янукович-младший заявил, что в ближайшее время парламенту следует рассмотреть законопроект №8268 от 18.03.11 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины для экономического эксперимента по созданию благоприятных условий для развития индустрии программной продукции”. Этим документом, в частности, предлагается снизить ставку налога на прибыль с нынешних 21% до 16%, отменить НДС, а для налогообложения зарплат, выплачиваемых работникам отрасли, применять ставку НДФЛ не 15%, а 10%. По мнению г-на Януковича-младшего, его инициатива позволит вывести значительную часть предприятий отрасли из тени.В связи с этим БИЗНЕС поинтересовался:

    Стоит ли предоставлять налоговые льготы предприятиям отдельных отраслей?

    Игорь Лисицкий, вице-президент Ассоциации “Информационные технологии Украины” (г.Киев:

    — Конечно, такие льготы необходимо предоставлять, а подобные инициативы — приветствовать. Только это следует называть не налоговыми льготами, а базовыми условиями развития ІТ-индустрии. Уверен, что, только создав такие щадящие условия, можно будет говорить о развитии отрасли информационных технологий в Украине.

    Мне кажутся упрощением заявления, что эта и другие похожие инициативы — всего лишь попытка создать тепличные условия для отдельно взятой отрасли. После того как начнет активно и легально развиваться IT-индустрия, к ней подтянутся смежные отрасли, наука. Ведь, как известно, сейчас во всем мире информационные технологии играют роль катализаторов развития экономики.

    Политика государства в последние годы благоприятна для ІТ-индустрии. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что правительство стимулирует развитие этой индустрии (особенно выпукло проявилось это запредельное стимулирование, когда правительство в проекте Налогового кодекса хотело увеличить ставку единого налога для “айтишников” не менее чем в 6 раз, привязать ее к обороту, а также фактически запретить работу юрлиц с “айтишниками”-единоналожниками Ред.).

    К сожалению, в предыдущие годы о создании базовых условий развития сферы IT в Украине не могло быть и речи. Проблемы этой сферы просто не рассматривались на законодательном уровне. Только с начала 2010 г. власть стала сотрудничать с нами, пошла навстречу в вопросах упрощения налогообложения, легализации зарплат.

    Вместе с правительством и народными депутатами мы проработали несколько инициатив, общая идеология которых предусматривает предоставление как можно большей свободы компаниям, занимающимся разработкой программного обеспечения.

    Поэтому сейчас я с уверенностью могу заявить, что власть, как и бизнес, заинтересована в развитии цивилизованного рынка информационных технологий в Украине. Что же касается слухов о том, что таким образом кто-то пытается монополизировать рынок, то сделать это можно при любых условиях налогообложения.


    Леонид Грач (63), народный депутат (фракция КПУ):

    — Сейчас вводить какие-либо налоговые преференции для отдельных отраслей экономики крайне нежелательно. Напомню, что едва минул год с тех пор, как с боями был принят Налоговый кодекс Украины. Казалось бы, дайте людям освоиться, привыкнуть к новым правилам.

    Так нет же! Возникают все новые предложения относительно изменения налоговых правил, их пытаются снова перекроить. Когда начинали реформы, говорили, что Налоговый кодекс — один из первых шагов. За ним последуют другие: пенсионная реформа, административная, реформа армии и даже земельных отношений.

    Как бы отрицательно я ко многому из этого ни относился, но здравый смысл подсказывает: сначала проведите весь комплекс реформ на законодательном уровне, и потом уже, присмотревшись, что барахлит, где неувязки, готовьте изменения с учетом последствий.

    Наблюдая за продолжающимся хаосом в налоговом законодательстве, понимаю, что возможно полное несоответствие законодательных норм в будущем и, как результат, развал системы регулирования. И дальше налоговая система будет регулироваться в “ручном” режиме, управлять ею будут доверенные, близкие к Президенту люди.

    Поэтому настаиваю: необходима стабильность налогового законодательства. И это касается не только снижения, но и повышения налогов. Вторая проблема — это монополизация. Надо понимать, что если среди авторов законопроекта сын Президента, этот документ поддержат большинство депутатов нынешнего парламента.

    Оставим догадки, есть ли у авторов законопроекта какие-то свои интересы в IT-индустрии. Важнее другое — льготы для одной отрасли приведут к тому, что инвесторы начнут ориентироваться именно на нее. Есть опасность, что в условиях дефицита инвестиций это вызовет перекос, и не будет хватать средств для развития того же аграрного комплекса.

    И в завершение: прямым следствием налоговых льгот для бизнеса является не развитие этого бизнеса, а сокращение доходов государственного бюджета. В свою очередь, это ведет к уменьшению государственных расходов, т.е. к сокращению социальной поддержки населения. С нашей долей теневой экономики ждать прибыли от детенизации придется долго. А вот социальные расходы урезают уже сейчас.


    PS В своему смущению комментатор КЛ вынужден признать - чуть ли не впервые позиция коммуниста Грача ближе, чем продвинутого IT-шника.

    1. Основной причиной "тени" сектора и преградой его легального развития является социальные отчисления от зарплаты в 40%, а их указанный законопроект не трогает

    2. Снижение налогов предусматривают для "участников эксперимента по созданию благоприятных условий для программной индустрии". Кто сможет стать таким участником, вызывает большие вопросы. Все остальные участники рынка программного обеспечения будут работать на общих основаниях или оформляться через участников эксперимента. Т.е.тень будет не сокращаться, а расти.

    3. Для остальных секторов экономики Украины нечеловеческие условия работы сохраняются.

    4. НК устанавливает ставку налога на доходы физлиц в 15% только до уровня в 10 минимальных зарплат. Для более высоких зарплат - 17%, а Тигипко обещает для более высоких зарплат увеличить до 20%. как эо будет согласовываться с законом об эксперименте?

    Дело не в том, что авторы законопроекта - сын Президента и депутаты от ПР. Среди авторов есть и оппозционеры Аржевитин, Давымука, Вязивский. Этот законопроект - из 1990-х, когда реализовался советский анекдот "возьму в аренду 1м государственной границы". Из тех времен, когда государство официально разрешало не платить налоги, но не всем, а близким к власти или особо наглым (что часто совпадало). Была надежда. что те времена прошли навсегда.
     
  2. bayard

    bayard Дуже важлива персона

а де твій аватар? :)