Російська і українська церковна архітектура

Тема у розділі 'Країни і міста', створена користувачем bayard, 9 січ 2011.

  1. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    прикольная церковь в Мошнах:)
    прямо мусульманские минареты......
     
  2. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Щусев. Троицкий собор Почаевской лавры

    [​IMG]

    [​IMG]

    Памятник известный. Архитектор знаменитый. Монастырь почитаемый. И тем не менее, Троицкий собор Почаевской Успенской лавры (1905-1912) никак не может быть отнесен к "попсовым" памятникам, от лицезрения которых глаз уже замылен. Более того, регулярно приходится сталкиваться с непониманием его архитектуры, а то и с отрицанием художественной ценности - по идеологическим или снобистским причинам. Действительно, собор чудной. И с наскоку оценить его по достоинству вряд ли возможно. Нужно обойти его со всех сторон и подробно рассмотреть,

    Предыстория. Православный Успенский монастырь в Почаеве основан в XVI веке местной землевладелицей Анной Гойской, хотя предание связывает его основание с монахами Киево-Печерской лары, бежавшими от монголо-татарского разорения. В XVII в. был построен каменный Успенский собор, стоявший южнее нынешнего, на самой кромке холма. В XVIII в. монастырь принадлежал униатам. Именно в этот период были построены нынешний Успенский собор - трехнефная крестово-купольная базилика с двумя башнями, ориентированная алтарем на север и соединенная с монастырскими корпусами, образующими замкнутый двор. Одним словом, композиция и особенности структуры почаевских построек XVIII столетия характерны для католических монастырей. Православной лаврой монастырь стал лишь в 1833 году. В успенском соборе был установлен необарочный иконостас по проекту Г.Боссе, в 1871 г. построена колокольня, дополнившая ансамбль, но не контрастирующая со старыми зданиями. Волынскому архиепископу Антонию (Храповицкому) Успенский собор откровенно не нравился. Служить в этом храме он не любил. Строительство по его заказу нового Троицкого собора, безусловно, преследовало цель придать лавре вид обычного православного монастыря с большим количеством отдельных построек, множеством глав и вертикалей. Ну а стилистически новый собор восполнил отсутствие архитектурных следов древнего периода истории монастыря. То есть, был построен как бы древний собор, и в результате ансамбль лавры стал в определенных ракурсах походить на формировавшиеся веками русские монастыри с соседством древних и поздних, барочных или классицистических, храмов.
     
  3. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]
    В качестве образца начинающему ещё тогда архитектору Алексею Щусеву был указан одноименный собор Троице-Сергиевой лавры. Насколько Щусев следовал этому образцу - судите сами.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  4. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]
    Троицкий собор Почаевской лавры - программное произведение неорусского стиля в его ретроспективном варианте, но без буквализма цитат и уж тем более без копирования прототипа. Щусев принял "игру в древний собор" и "разыграл" его "долгую историю". Перед нами "новгородско-псковский", очевидно, "домонгольский", храм, претерпевший массу перестроек и достроек. Очевидно, что "позднее" появились притвор, контрфорсы, четырехскатная кровля. "Самым последним" дополнением, привязывающим почаевский собор к современной Щусеву эпохе модерна, можно считать порталы с мозаичными панно (на западном фасаде - худ. П.Н.Нерадовский по эскизу Щусева, на южном - по эскизу Н.К.Рериха).

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  5. bayard

    bayard Дуже важлива персона

  6. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]
    Южный портал с мозаикой Рериха

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Собор монументален и одновременно декоративен. Декоративен почти вызывающе, с призванной создавать сказочно-былинный дух театральной аффектацией. В этом всё своеобразие почерка Щусева: на примитивном, в общем-то, кубическом объеме с плоскими стенами он в избытке ставит "отпечатки минувших веков" - целые строки кирпичных орнаментов новгородского типа, рельефные кресты. Они - как таинственные иероглифы или символы, смысл которых утерян, а нам остается только ощущение историчности и волнующего прикосновения к мифологизированной ушедшей Древней Руси. Получилось, надо сказать, убедительно - во многом благодаря многочисленным неправильностям кладки, смещению деталей, дающим эффект рукотворности.
     
  7. bayard

    bayard Дуже важлива персона

  8. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    В первоначальных эскизах Щусева (1905-1906 гг.) этих деталей нет. Возможно, что на их появление повлияли находки, сделанные практически на глазах Щусева другим корифеем неорусского стиля - В.А.Покровским в процессе проектирования церкви в Пархомовке (1903-1907). Они появились при строительстве, в котором участвовали молодые архитекторы А.М.Рухлядев и В.Н.Максимов. Закончены работы были в основном в 1912 году. Однако роспись интерьера, начатая художником В.С.Щербаковым, еще долгое время оставалась не оконченной.
     
  9. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Десятилетия спустя было выполено мозаичное панно северного портала (конечно, по уровню не сопоставимое с щусевсим и рериховским). Вызывают вопросы сами порталы, сделанные как будто из пластилиновых валиков вчерне с расчетом на последующую отделку. Зато какие двери! Их четыре: в южном, западном и северном порталах, а также на южном фасаде притвора. навено, ни один неорусский храм не может похвастаться такими дверями.
     
  10. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    вот этот знак поразил....внизу череп и костио_О
     
  11. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    [​IMG]

    Собору повезло. Он без потерь пережил войны и советское время и сохранил убранство интерьера. В 90-е годы его реставрировали, позолотив купол и вырубив плотно обступившие его деревья. Взамен натыкали новых, и ситуация повторяется.

    [​IMG]
     
  12. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    ориентировочно в Ривенской области, маленькая придорожная церквушка
    [​IMG]
     
  13. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    наша Изюмская
    [​IMG]

    те же голубые тона:)
     
  14. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    кстати голубые\лазаревые тона вообще свойственны храмам Украины, России и Белоруси. такое себе спокойствие и умиротворение, когда глядишь на них.

    вот это один из моих любимых одесских храмов - Свято Успенский кафедральный собор
    [​IMG]
     
  15. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    Храм св. равноапостольной Марии Магдалины, в народе - Красные зори, из-за более редкого "окраса" - красного карминового оттенка краски
    [​IMG]
     
  16. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    мда, действительно необычное оформление....


    Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсима́нии русская православная церковь в Гефсимании, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме), недалеко от гробницы Богоматери. [OFFTOP]И тут РПЦ отметилась.....[/OFFTOP]

    [​IMG]
     
  17. bayard

    bayard Дуже важлива персона

    Текст и фото - av-otus (http://av-otus.livejournal.com/)

    Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины (Минск)

    [​IMG]

    Церковь была построена в стиле классицизма в 1847 году на территории Сторожевского кладбища. Инициатором постройки храма выступил один из выдающихся деятелей воссоединения униатов с православной церковью в 1839 году преосвященный Михаил Голубович.

    Возведенная на пожертвования церковь сначала «приросла» богадельней для людей престарелых и инвалидов, а спустя несколько лет — церковной школой.

    После Октябрьской революции у храма были отобраны церковная утварь и украшения, церковь не раз закрывали, превращая то в склад, то в столярную мастерскую. С колокольни были сорваны маковка с крестом.

    После закрытия в г. Минске последнего католического костёла в 1937 году, в этой церкви с согласия епископа Филарета молились местные католики.
     
  18. av-otus

    av-otus New Member

    ВНИМАНИЕ! Все сообщения от Bayard являются ПЛАГИАТОМ моих постов в Живом журнале: http://av-otus.livejournal.com/.
    Человек пишет от первого лица, как бы от себя, не делая никаких ссылок и полностью копируя мои фото и тексты в раздробленном варианте. Даты создания моих оригинальных постов говорят сами за себя.
    Задавать ему вопросы бессмысленно, т.к. его там не было.
    А поскольку путешествую я много где, то здесь в теме о русской и украинской церковной архитектуры появляются хорватский курорт и польский замок :))
    Для общего сведения: я являюсь профессиональным историком архитектуры, организатором поездок Общества изучения русской усадьбы. Большинство моих постов представляют авторские отчеты об этих поездках и дублируются в ЖЖ-сообществе arch_heritage (http://community.livejournal.com/arch_heritage/), модератором которого я являюсь.
    Вот оригиналы моих постов:
    http://av-otus.livejournal.com/23379.html
    http://av-otus.livejournal.com/25175.html (здесь плагиатор постарался убрать личные моменты - про ОИРУ и спасибо Наде:))).
    http://av-otus.livejournal.com/29131.html - это как раз мой отдых в Хорватии
    http://av-otus.livejournal.com/28598.html - это экспедиция нашего общества
    http://av-otus.livejournal.com/27729.html - это польский замок
    http://av-otus.livejournal.com/22303.html - это про собор в Почаеве
    http://av-otus.livejournal.com/4028.html - это про церковь в Черновцах (мой пост аж от февраля 2008 года!)
    Нехило, да?
    Ну и что с этим делать?:ireful:
     
  19. Вольха

    Вольха Верховная Ведьма

    Уважаемый av-otus!
    Если бы Вы открыли свой профиль для написания Вам личных сообщений - то еще в первый же получили бы извинения от имени руководства форума. Обратите, пожалуйста, внимание на первый пост данной темы - он отредактирован мной 26 января, перед началом текста стоит "Информация взята с ЖЖ av-otus".
    От лица всей администрации приношу Вам свои извинения за сложившееся недоразумение.
    С уважением, модератор данного раздела Зимняя.


    от себя лично хочу добавить - оставайтесь с нами! информация, которой Вы делитесь интересна и полезна!
     
  20. av-otus

    av-otus New Member

    Уважаемая Зимняя!
    Я не требую удаления всего, что здесь есть.
    Вообще, когда ко мне по-нормальному обращаются с просьбой что-то перепостить - с указанием авторства и активирумой ссылкой - то я никогда не возражаю. И в данном случае бы не возражал, если бы так было.
    Маленькое упоминание про информацию не отражает сути заимствования: из него вытекает, что сообщение в целом авторское, но с некими заимствованиями. А тут просто все 1 к 1 практически, включая наши графические материалы с чертежами и подписями, сделанные специально для демонстрации в автобусе.
    Поэтому мне нужно, чтобы Bayard проставил в каждом взятом у меня сообщении активируемую ссылку на оригинал и указал: "Текст и фото - av-otus (http://av-otus.livejournal.com/)"
     
а де твій аватар? :)